Сделки, которые контролировать не будут, определены п. 4 ст. 105.14 НК РФ. В их числе сделки, сторонами которых являются: лица, зарегистрированные в одном субъекте РФ; лица не имеющие обособленных подразделений на территориях других субъектов РФ (а также за пределами РФ); неубыточные организации (в том числе с учетом убытков прошлых периодов, переносимых на будущее); а также лица, у которых отсутствуют обстоятельства для признания совершаемых ими сделок контролируемыми в соответствии с пп. 2-5 п. 2 ст. 105.14 НК РФ.
Правильно ли мы понимаем, что если у организации есть обособленные подразделения, расположенные на территориях других субъектов РФ, сделки, совершаемые ею, автоматически подпадают под контроль?
По общему правилу контролируемыми признаются сделки между взаимозависимыми лицами (критерии признания лиц взаимозависимыми указаны в ст. 105.1 НК РФ).
К таким сделкам (в целях Налогового кодекса) приравниваются:
- сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли (черные и цветные металлы, нефть и продукты переработки, минеральные удобрения, драгметаллы и драгоценные камни) (пп. 2 п. 1, п. 5 ст. 105.14 НК РФ);
- сделки с участием фирм из оффшорных зон (пп. 3 п. 1 ст. 105.14 НК РФ).
Обратите внимание! В силу п. 7 ст. 105.14 НК РФ перечисленные в пп. 2 и 3 п. 1 ст. 105.14 НК РФ сделки признаются контролируемыми, если сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом за соответствующий календарный год, превышает 60 млн. руб.
Кроме того, к сделкам с взаимозависимыми лицами приравнивается совокупность сделок по реализации (перепродаже) товаров (выполнению работ, оказанию услуг) с участием (при посредничестве) лиц, не являющихся взаимозависимыми (пп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ). Последние, не выполняя никаких дополнительных функций, не принимая на себя никаких рисков и не используя никаких актив для реализации, лишь организуют реализацию товаров (работ, услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом.
Обратите внимание! Положения пп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ в части признания контролируемыми сделок с плательщиками ЕСХН или ЕНВД будут применяться с 01.01.2014.
Сделки внутри страны между одними и теми же зависимыми лицами могут подпасть под контроль при наличии обстоятельств, указанных в п. 2 ст. 105.14 НК РФ. В частности, если совокупный оборот по данным сделкам в течение календарного года превышает порог (пп. 1):
- 3 млрд. руб. - для сделок 2012 года;
- 2 млрд. руб. - для сделок 2013 года;
- 1 млрд. руб. - для сделок 2014 года.
Меньший "доходный порог" (в размере, превышающем 100 млн. руб., - абз. 2 п. 3 ст. 105.14 НК РФ) предусматривается в случае, если хотя бы одна из сторон сделки - "спецрежимник" (уплачивает ЕСХН либо ЕНВД); сделка, соответственно, заключена в рамках деятельности, подлежащей обложению в рамках данного налогового режима; в числе других лиц (сторон сделки) есть лицо, не являющееся "сельскохозяйственником" либо не применяющее "вмененку" (пп. 3 п. 2 ст. 105.14 НК РФ).
Примечание. В целях контроля ценообразования "упрощенцы" не относятся к "спецрежимникам".
И наконец, доходность свыше 60 млн. руб. (абз. 1 п. 3 ст. 105.14 НК РФ) установлена в качестве критерия для признания сделки контролируемой при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
- одна из сторон сделки, предметом которой является добытое полезное ископаемое, уплачивает НДПИ, исчисляемый по налоговой ставке, установленной в процентах (пп. 2 п. 2 ст. 105.14 НК РФ);
- хотя бы одна из сторон сделки освобождена от обязанностей уплачивать налог на прибыль (либо применяет к налоговой базе по указанному налогу ставку 0%), в то время как другая сторона (другие стороны) сделки не освобождена (не освобождены) от этих обязанностей (не использует(ют) льготную ставку налога) (пп. 4 п. 2 ст. 105.14 НК РФ);
- хотя бы одна из сторон сделки является резидентом ОЭЗ, предусматривающей льготы по налогу на прибыль организаций, при этом другая сторона (другие стороны) сделки не является (не являются) резидентом(ами) такой ОЭЗ (пп. 5 п. 2 ст. 105.14 НК РФ).
Обратите внимание! Положение пп. 5 п. 2 ст. 105.14 НК РФ будет применяться с 01.01.2014 (п. 4 ст. 4 Федерального закона N 227-ФЗ).
Вот общие нормы, при соблюдении которых совершаемые налогоплательщиками сделки признаются контролируемыми.
Федеральный закон N 227-ФЗ отмечает также случаи (п. 4 ст. 105.14 НК РФ), в которых сделки таковыми не признаются.
Обратите внимание! Данная норма (п. 4 ст. 105.14 НК РФ), внесенная в НК РФ Федеральным законом N 227-ФЗ, изложена в новой редакции (см. Федеральный закон от 16.11.2011 N 321-ФЗ), которая действует с 01.01.2012.
Так, вне зависимости от того, удовлетворяют ли сделки условиям, предусмотренным п. 1-3 ст. 105.14 НК РФ (крупные сделки, сделки с участием "вмененщика", "НДПИ-шника", сделки в области внешней торговли и т.д.), не признаются контролируемыми сделки, сторонами которых являются:
1) участники одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков*(1);
2) лица, удовлетворяющие одновременно следующим требованиям:
- указанные лица зарегистрированы в одном субъекте РФ;
- указанные лица не имеют обособленных подразделений на территориях других субъектов РФ, а также за ее пределами;
- указанные лица не уплачивают налог на прибыль организаций в бюджеты других субъектов РФ;
- указанные лица не имеют убытков (включая убытки прошлых периодов, переносимые на будущие налоговые периоды), принимаемых при исчислении налога на прибыль организаций;
- отсутствуют обстоятельства для признания совершаемых такими лицами сделок контролируемыми в соответствии с пп. 2-5 п. 2 ст. 105.14 НК РФ.
Опираясь на пп. 2 п. 4 ст. 105.14 НК РФ, а также принимая во внимание другие нормы данной статьи НК РФ, приходим к следующим выводам.
В зону особого внимания прежде всего могут попасть те организации, контрагентом которых по сделкам будет компания:
- уплачивающая НДПИ, исчисляемый по налоговой ставке, установленной в процентах;
- применяющая специальные налоговые режимы в виде уплаты ЕСХН либо ЕНВД;
- являющаяся резидентом ОЭЗ;
- "льготник" по прибыли (лицо, освобожденное от уплаты данного налога либо применяющее к налоговой базе по уплате налога на прибыль ставку 0%).
Однако если проводимые такими налогоплательщиками сделки не превысят определенный налоговым законодательством порог дохода (для одних ситуаций - 60 млн., для других - 100 млн. руб., об этом подробно говорилось выше), контролировать их не будут (последний абзац пп. 2 п. 4 ст. 105.14 НК РФ).
То же можно сказать и про убыточные компании, а также организации, имеющие обособленные подразделения на территориях других субъектов РФ (либо за ее пределами): проводимые ими сделки могут подпасть под контроль, но только в случае, если таковые удовлетворяют условиям, предусмотренным п. 1-3 ст. 105.14 НК РФ. Например, если сумма доходов организации с обособленными подразделениями, зарегистрированными на территориях других субъектов РФ, по сделкам между взаимозависимыми лицами за календарный год довольно внушительна (3 млрд. в 2012 году), организация обязана (в силу ст. 105.16 НК РФ) уведомить налоговые органы о совершенных ею контролируемых сделках. В противном случае (указанный порог дохода по сделкам 2012 года менее 3 млрд. руб.) такой организации волноваться на предмет контроля цен по сделкам не стоит.
С.Н. Зайцева,
главный редактор журнала "Актуальные
вопросы бухгалтерского учета и налогообложения"
1 февраля 2012 г.
"Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", N 3, февраль 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Исключение - сделки, предметом которых является добытое полезное ископаемое, признаваемое объектом обложения НДПИ, при добыче которого налогообложение производится по ставке, установленной в процентах.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"