"Приятно, когда главбух может спать спокойно"
(интервью с Е.В. Окуневой, главным бухгалтером компании BoschRexroth)
Мы поговорили с главным бухгалтером фирмы BoschRexroth в Москве, входящей в группу компаний Bosch, Екатериной Валерьевной Окуневой. Организация была зарегистрирована в Москве в мае 2001 года. У нее 38 направлений деятельности начиная с пищевой и упаковочной промышленности, заканчивая судостроением. BoschRexroth специализируется в том числе на поставке оригинальных запасных частей, ремонте и испытании оборудования. В разговоре с Екатериной Валерьевной мы узнали, какое отношение деятельность компании имеет к реконструкции Большого театра, а также как сотрудники отмечают праздники.
Чем занимается компания? Каким был для нее 2011 год?
BoschRexroth - это дочерняя компания концерна RobertBosch, входящего в десятку мировых концернов Германии. В прошлом году концерн Bosch, в котором работают 303 тысячи сотрудников во всем мире, достиг 51,2 млрд. евро оборота. Компания BoschRexroth - лидер в производстве гидравлических приводов и систем управления - достигла рекордного в своей истории оборота. Такой рост был достигнут благодаря стремительному развитию машиностроения, прежде всего в отрасли мобильной гидравлики. Кроме того, в 2011 году компания завершила один из своих масштабных проектов - реконструкцию сцены Большого театра в Москве. В проекте нашли свое применение самые современные решения в области сценической механизации. Основная сцена Большого театра теперь состоит из семи двухуровневых подъемно-опускных площадок. Эти платформы легко меняют свое положение, так что сцена может становиться горизонтальной, наклонной или ступенчатой. Можно объединять области сцены и арьерсцены, что создает невероятную глубину сценического пространства.
Примечание. Компания BoschRexroth достигла в 2011 году рекордного в своей истории оборота.
Почему покупатели выбирают именно вашу фирму?
Основной проблемой российского рынка является нехватка надежных поставщиков, которые сегодня и завтра будут осуществлять качественную поддержку, а также решать вопросы клиентов и после реализации продукции или системы. И в Европе, и в России клиент выбирает производителя, который предлагает комплексный подход к решению его задач. То есть продает не только саму продукцию, но и системное решение для производственного процесса, например, в автоматизации производства или в механизации сцены театра, а также проводит обучение, обеспечивает гарантийное и постгарантийное обслуживание.
BoschRexroth проводит тренинги. Как в компании возникло это направление деятельности?
Нами накоплен огромный опыт в области производства и эксплуатации высокотехнологичных продуктов, и мы с удовольствием делимся им с клиентами. В компании уже много лет существует специальное подразделение, занимающееся дидактикой - тренингами, учебными материалами и учебно-лабораторными стендами. Ведь очень важно поддержать клиента, помочь ему разобраться с возможностями современной техники. Тренинги проводятся как опытными инженерами компании, так и ведущими преподавателями технических вузов. В последнее время компания развивает направление веб-тренингов. Тренинги проводятся на русском, английском, немецком языках и предлагаются не только в России, но и на наших заводах в Германии, Франции, Великобритании. Главное, что идет непрерывный обмен информацией по продуктам.
Будучи сотрудником компании с иностранным капиталом, какие особенности ведения учета Вы можете выделить?
Особую роль в нашей компании играет отдел контроллинга, ведь материнская компания хочет знать, как ведется ее "дочка", прежде всего на основании отчетности по МСФО, единой для всей группы. Так как количество компаний в группе Bosch исчисляется сотнями, то быстрая, актуальная и стандартизированная информация - это основа для принятия правильных стратегических решений для руководства в Германии. Руководитель отдела контроллинга - высококвалифицированный специалист с экономическим образованием, со свободным немецким и экономическим английским языками - трансформирует бухгалтерский баланс, подготовленный в соответствии с РСБУ по стандартам МСФО, единым для всей группы компаний.
Екатерина Валерьевна, опишите, пожалуйста, систему работы с обособленными подразделениями компании. Вы ведете централизованный учет?
У нас несколько подразделений в разных регионах России, которые не выделены на отдельный баланс, поэтому весь учет ведется в Москве. Информацию от них мы получаем в режиме онлайн, так как у обособленных подразделений есть удаленный доступ ко всем общим базам и ресурсам.
Расскажите о достоинствах и недостатках работы в бухгалтерии вашей компании.
Сотрудничество в концерне, конечно, накладывает определенные отпечатки на работу бухгалтерии. К примеру, сроки сдачи отчетности значительно отличаются от общеустановленных в России. Всю годовую отчетность мы готовим до 25 января, поэтому у нас никогда не бывает новогодних каникул. Зато если появляется что-то в законодательстве, как, к примеру, трансфертное ценообразование, что для России в новинку, а для европейских компаний давно изученная и проработанная тема, для нас не проблема обменяться опытом и использовать наработки наших зарубежных коллег.
Какие особенности в работе иностранной компании Вы можете выделить?
В отличие от российских фирм, во всех группах компании Bosch всегда два равноправных руководителя, один из которых отвечает за финансы, другой - за продажи. Кроме того, один является спикером общего управления. Это связано с обязательным для всех компаний группы Bosch так называемым правилом четырех глаз при принятии решений, которое гарантирует, по философии концерна, безопасное управление и успешное развитие компании.
А как решаются спорные вопросы между двумя руководителями?
Споры решаются в ходе переговоров между директорами или в крайнем случае в Германии наблюдательным советом.
Интересует ли директоров мнение рядовых сотрудников?
Да, во-первых, как минимум один раз в год руководитель с каждым своим сотрудником обсуждает цели работы в компании и методы их достижения (например, необходимое обучение). Также в ходе этого обсуждения сотрудник оценивает работу непосредственного руководителя. Кроме того, проводятся регулярные анонимные опросы сотрудников - всем предоставляется возможность дать оценку внутренним процессам в компании. Это позволяет руководству учитывать мнение сотрудников, в том числе тех, кто стесняется высказываться в личном разговоре.
Как, на Ваш взгляд, инспекции относятся к иностранным организациям?
Компания работает во всем мире, соблюдая принцип compliance, то есть честности ведения бизнеса, что является своего рода преимуществом при сотрудничестве с налоговой. В этом смысле мы облегчаем им работу, так что они знают, что у нас нет обналичек, серой зарплаты, черного нала, конвертов, хитрых налоговых схем и прочей головной боли. Как это приятно, когда главбух может спать спокойно.
Насколько для работы в компании нужно знание иностранного языка?
Иностранные языки очень важны для нашей компании, поэтому фирма вкладывает деньги в обучение сотрудников английскому и немецкому языкам. Развивать навыки владения языками можно, общаясь с коллегами из головного офиса в Германии или других дочерних компаний BoschRexroth во всем мире.
Может ли сотрудник переходить из компании в компанию внутри группы?
Да, и важную роль в этом играет наш отдел по работе с персоналом, который занимается не только расчетом отпусков, зарплаты (кстати, она у нас белая), но и согласованием размера оплаты труда, дальнейшего развития сотрудника в компании. И если сотрудник выгорает на своей позиции или просто хочет дальше расти, то отдел персонала предлагает ему альтернативные возможности в рамках компаний группы Bosch в России или за границей.
Примечание. По желанию сотрудника его могут перевести в другую компанию внутри группы Bosch.
Как вы отмечаете праздники?
У нас молодой и очень креативный коллектив, поэтому праздники и корпоративы всегда проходят очень весело. И самым любимым является, конечно, Новый год. Главная его особенность в том, что ежегодно тайным голосованием всех сотрудников избираются мистер и миссис BoschRexroth. Причем все организовано так, что никто до самого корпоратива не знает имен победителей, и это очень волнительно.
Беседу провела
К. Ширинян,
эксперт по финансовому законодательству
"Актуальная бухгалтерия", N 3, март 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Актуальная бухгалтерия"
Особенный журнал о налоговом и бухгалтерском учете. Решение сложных профессиональных вопросов, возникающих у бухгалтера в повседневной работе; оперативные и подробные комментарии к изменениям в законодательстве; консультации по вопросам, связанным с работой бухгалтерии. Все это излагается в доступной форме, сопровождается наглядными примерами, схемами, таблицами и рисунками.
"Ноу-хау" "Актуальной бухгалтерии" - многоступенчатая проверка информации экспертами редакции, независимыми специалистами в области налогов и бухгалтерии, а также со стороны авторитетных чиновников Минфина и ФНС России. Ошибки практически исключены. Периодичность - 1 раз в месяц. Ежемесячник выпускается компанией "ГАРАНТ".
Чтобы регулярно получать "Актуальную бухгалтерию", обратитесь к Официальному партнеру компании "Гарант", который Вас обслуживает.