Налоговые риски
Любая предпринимательская деятельность связана с риском. Главная задача руководителя компании - уметь оценивать налоговые риски и управлять ими.
Компания, которая заботится о своем финансовом положении, репутации, рано или поздно задумается о минимизации налогов и управлении налоговыми рисками. За рубежом главный налоговый риск компании - переплата налогов. В России же основная масса компаний старается избежать претензий со стороны проверяющих. Все налоговые риски условно делят на риски внешнего и внутреннего уровня.
Внешний уровень
К нему относят принятие налоговой, инвестиционной политики государства на определенный период. Менее глобально принятие новых законов, нормативных актов, которые напрямую повлияют на доходы компании. Например, введение нового налога или повышение ставки по существующему. Подобные изменения легко отследить - информация о них появляется заранее, а у компании есть время оценить последствия. К сожалению, куда менее предсказуемым внешним риском является правоприменительная практика судов (прежде всего Высшего Арбитражного Суда РФ). Ее внезапное изменение может не только повлиять на деятельность компании в будущем, но и дать инспекции повод для доначислений по уже завершенным налоговым периодам. Причем порой изменение практики судов может произойти с разворотом привычной правовой позиции на 180 градусов.
Внутренний уровень
Это в первую очередь действия менеджмента компании, от которых зависит, на что будут направлены средства предприятия и какие налоговые последствия ее ждут. Можно, например, вложить деньги в развитие производства, увеличить продажи и получить дополнительные доходы. С них надо будет платить налоги. А можно по итогам отчетного или налогового периода выплатить дивиденды и не вкладываться в развитие бизнеса.
Также ко второму уровню рисков относят налоговую политику компании. Например, в учетной политике, которая в нее входит, следует утвердить положения, снижающие нагрузку на компанию. От выбора режима налогообложения суммы к уплате также могут сильно меняться. Есть ряд законных способов оптимизации налогов.
Чтобы снизить налоговые риски, нужно:
- повышать квалификацию специалистов, ведущих налоговых учет;
- постоянно отслеживать изменения законодательства по бухгалтерскому и налоговому учету, судебной практики;
- ежегодно при формировании учетной политики оптимизировать ведение учета;
- создать резерв для возможных штрафных санкций и пеней;
- применять переплату налогов;
- систематически работать со своей инспекцией - обращаться за разъяснениями по спорным вопросам, проводить сверку по состоянию расчетов по налогам;
- работать с контрагентами - проводить экспертизу заключаемых договоров.
Остановимся подробнее на некоторых способах снижения рисков. Каждый руководитель хочет, чтобы в компании был специалист по налогообложению высокого уровня. Можно привлечь к ведению учета аутсорсинговую компанию или ввести в штат должность специалиста по налогам. Своего сотрудника надо регулярно обучать - он должен посещать конференции по интересующим фирму вопросам, проходить курсы повышения квалификации. Конференции по бухучету и налогам помогут отслеживать изменения законодательства.
Бухгалтеру важно иметь информационно-правовую систему на рабочем компьютере и быть подписанным на официальные и периодические издания.
При разработке учетной политики предприятия в ней можно прописать:
- способы налогового учета по задачам, имеющим несколько вариантов решения (когда эти варианты прописаны в нормативных документах);
- способы учета, которые не описаны в нормативных документах.
Компания также должна следить за сроками и размерами выполнения обязательств перед бюджетом. Ведь если уплата налога произошла с задержкой, то инспекция смело насчитает пени. Для фирмы эти суммы - лишний и незапланированный расход, которого стоит избегать. Поэтому удобно создание резерва для подобных целей.
Налоговым кодексом предусмотрено, что компания в сложных или неоднозначных ситуациях вправе обратиться в инспекцию или Минфин России за разъяснениями. Не стоит игнорировать такую возможность. Это позволит избежать штрафов, когда ошибка произошла из-за следования рекомендациям налоговиков.
Работа с контрагентами должна быть постоянной. Во-первых, при принятии решения о заключении договора надо проверить потенциального поставщика. Помимо открытой информации о его позиционировании на рынке, надо получить у него пакет документов, в который будут входить: устав, приказ о назначении генерального директора (если планируется подписание договора), доверенность представителя, свидетельство о регистрации, свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ. Во-вторых, запросить в инспекции выписку из ЕГРЮЛ на контрагента и сведения о наличии налоговых претензий к нему. В заключение надо сверить полученные из разных источников данные. Если расхождений нет, то можно заключать договор с новым контрагентом.
Примечание. Для проверки нового поставщика запросите у него документы: устав, свидетельство о регистрации и др.
К. Ширинян,
эксперт по финансовому законодательству
Экспертиза статьи:
А. Артюх,
налоговый юрист компании "Налоговая помощь"
"Актуальная бухгалтерия", N 3, март 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Актуальная бухгалтерия"
Особенный журнал о налоговом и бухгалтерском учете. Решение сложных профессиональных вопросов, возникающих у бухгалтера в повседневной работе; оперативные и подробные комментарии к изменениям в законодательстве; консультации по вопросам, связанным с работой бухгалтерии. Все это излагается в доступной форме, сопровождается наглядными примерами, схемами, таблицами и рисунками.
"Ноу-хау" "Актуальной бухгалтерии" - многоступенчатая проверка информации экспертами редакции, независимыми специалистами в области налогов и бухгалтерии, а также со стороны авторитетных чиновников Минфина и ФНС России. Ошибки практически исключены. Периодичность - 1 раз в месяц. Ежемесячник выпускается компанией "ГАРАНТ".
Чтобы регулярно получать "Актуальную бухгалтерию", обратитесь к Официальному партнеру компании "Гарант", который Вас обслуживает.