Правое регулирование использования лесов гражданами в целях осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства*(1)
Лес является источником не только лесных ресурсов (древесины, недревесных лесных ресурсов, пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений и т.д.), но и других природных ресурсов - охотничьих и водно-биологических. В некоторых российских регионах перечисленные ресурсы имеют важное значение для населения. В ряде регионов охотничьи ресурсы являются жизненно необходимыми как единственный источник белков в рационе питания местного населения, дохода и работы. В других регионах охотничьи ресурсы играют значительную роль в поддержании культуры и многовековых традиций. Охота также является видом активного отдыха и спорта для городских жителей, а для сельских жителей иногда и неотъемлемым или единственным видом досуга.
Особенностью охотничьих ресурсов является то, что они обладают высокой скоростью воспроизводства, и, несмотря на сезонность использования охотничьих ресурсов, а также непостоянство их численности в пространстве и во времени, существует возможность их непрерывного, устойчивого и практически бесконечного использования в случае бережного сохранения и заботы о воспроизводстве лесных ресурсов.
Однако в Лесном кодексе Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ*(2) (далее - ЛК РФ), регламентирующем большинство отношений, складывающихся в связи с различными видами использования лесов, практически не уделяется внимание использованию леса при осуществлении видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. Регулирование этих общественных отношений вынесено за рамки ЛК РФ и регламентируется Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"*(3) (далее - ФЗ от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ). Право пользования ресурсами животного мира законодательно отделено от права лесопользования, поэтому охотпользователи выступают в роли вторичных лесопользователей. Состояние охотничьих ресурсов во многом зависит от применяемых технологий и природоохранной политики первичных лесопользователей, поэтому необходим интегральный подход в деятельности всех отраслей природопользования, правовом регулировании, подборе взаимоприемлемых технологий, координация и согласованность действий различных отраслей в комплексном природопользовании.
В связи с этим целью нашей работы стало изучение правоотношений, складывающихся при использовании лесов в целях осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
Возможность использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства установлена частью 1 ст. 36 ЛК РФ. Для того чтобы определить понятие "охотничье хозяйство" и виды деятельности в данной сфере, обратимся к профильному нормативному правовому акту - ФЗ от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ. Под охотничьим хозяйством понимается сфера деятельности по сохранению и использованию охотничьих ресурсов и среды их обитания, по созданию охотничьей инфраструктуры, оказанию услуг в данной сфере, а также по закупке, производству и продаже продукции охоты. Для полного раскрытия данного понятия, также основываясь на положениях ФЗ от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ, определим понятия "охотничьи ресурсы", "продукция охоты", "охота", "услуги в сфере охотничьего хозяйства". К охотничьим ресурсам относятся объекты животного мира, которые в соответствии с ФЗ от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ и (или) законами субъектов Российской Федерации используются или могут быть использованы в целях охоты. Перечень охотничьих ресурсов определен в ст. 11 ФЗ от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ. В него, в частности, включены некоторые копытные и пушные животные, медведи, птицы. Особо выделена группа птиц, которые отнесены к охотничьим ресурсам в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Субъекты Федерации могут своими законами относить иные виды птиц и животных к охотничьим ресурсам. Продукцией охоты являются отловленные или отстреленные дикие животные, их мясо, пушнина и иная продукция, определяемая в соответствии с Общероссийским классификатором продукции*(4).
Под охотой понимается деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой. Согласно ст. 12 ФЗ от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ, по целевому назначению выделяются следующие виды охоты:
1) промысловая охота - охота, осуществляемая юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в целях заготовки, производства и продажи продукции охоты;
2) любительская и спортивная охота - охота, осуществляемая физическими лицами в целях личного потребления продукции охоты и в рекреационных целях;
3) охота в целях осуществления научно-исследовательской, образовательной деятельности;
4) охота в целях регулирования численности охотничьих ресурсов;
5) охота в целях акклиматизации, переселения и гибридизации охотничьих ресурсов;
6) охота в целях содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания;
7) охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, охота, осуществляемая лицами, которые не относятся к указанным народам, но постоянно проживают в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и для которых охота является основой существования (далее - охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности).
К услугам в сфере охотничьего хозяйства относятся:
- услуги, оказываемые охотникам;
- услуги по изучению охотничьих угодий;
- иные услуги, определяемые в соответствии с общероссийскими классификаторами видов экономической деятельности, продукции, услуг.
Деятельность в сфере охотничьего хозяйства всегда сопряжена с сохранением охотничьих ресурсов, под которым понимается деятельность по поддержанию охотничьих ресурсов в состоянии, позволяющем обеспечить видовое разнообразие и сохранить их численность в пределах, необходимых для их расширенного воспроизводства.
В ст. 36 ЛК РФ в редакции до принятия ФЗ от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ было определено, что ведение охотничьего хозяйства на лесных участках представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с оказанием услуг лицам, осуществляющим охоту. Использование гражданами лесов для осуществления любительской и спортивной охоты осуществлялось без предоставления лесных участков в соответствии со ст. 11 ЛК РФ, т.е. в порядке свободного и бесплатного пребывания в лесах (ст. 37 ЛК РФ в ред. до принятия ФЗ от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ). После внесения изменений в ст. 36 ЛК РФ и утраты силы статьей 37 ЛК РФ порядок лесопользования зависит от категории лесопользователя и охотничьих угодий.
Охотничьи угодья подразделяются на:
1) закрепленные охотничьи угодья - охотничьи угодья, которые используются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями на основаниях, предусмотренных ФЗ от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ;
2) общедоступные охотничьи угодья - охотничьи угодья, в которых физические лица имеют право свободно пребывать в целях охоты.
Охотничьи угодья могут использоваться для осуществления одного или нескольких видов охоты.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели осуществляют использование лесов в целях осуществления видов охотничьей деятельности с предоставлением лесных участков, а граждане, использующие леса в общедоступных охотничьих угодьях, - без предоставления лесных участков. Для того чтобы определиться, к каким видам охоты допускаются юридические лица, индивидуальные предприниматели и граждане, необходимо обратиться к положениям ст. 13-19 ФЗ от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ (см. таблицу).
Таблица
Виды охоты
Вид охоты | Вид охотничьих угодий | Категория лесопользователя | Примечание |
Промысловая охота | Закрепленные охотничьи угодья общедоступные охотничьи угодья | Юридические лица и индивидуальные предприниматели | Наряду с промысловой охотой осуществляют деятельность по заготовке охотничьих ресурсов и иную деятельность в сфере охотничьего хозяйства |
Любительская и спортивная охота | Закрепленные охотничьи угодья; общедоступные охотничьи угодья | Физическое лицо - охотник | Продукция охоты, в случае если она не используется для личного потребления физическими лицами, осуществляющими любительскую и спортивную охоту, реализуется указанными лицами организациям, осуществляющим деятельность по закупке продукции охоты |
Охота в целях осуществления научно-исследовательской, образовательной деятельности | Охотничьи угодья; иные территории, являющиеся средой обитания охотничьих ресурсов | Научные организации и образовательные организации | Продукция охоты, в случае если она не используется для проведения научных исследований и обучения, реализуется организациям, осуществляющим деятельность по закупке продукции охоты, другим научным организациям, образовательным организациям, учреждениям культуры и природоохранным учреждениям |
Охота в целях регулирования численности охотничьих ресурсов | Охотничьи угодья; иные территории, являющиеся средой обитания охотничьих ресурсов | Юридические лица и индивидуальные предприниматели, заключившие охотхозяйственные соглашения (в закрепленных охотничьих угодьях); физические лица и юридические лица, соответствующие требованиям ФЗ от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ, при наличии разрешений на добычу охотничьих ресурсов, выданных работнику юридического лица или индивидуального предпринимателя, выполняющего обязанности, связанные с осуществлением охоты и сохранением охотничьих ресурсов, на основании трудового или гражданско-правового договора | В случае если продукция охоты не используется для личного потребления физическим лицом, данная продукция реализуется организациям, осуществляющим деятельность по закупке продукции охоты, или уничтожается в соответствии с законодательством Российской Федерации о ветеринарии |
Охота в целях акклиматизации, переселения и гибридизации охотничьих ресурсов | Охотничьи угодья; иные территории, являющиеся средой обитания охотничьих ресурсов. | Юридические лица и индивидуальные предприниматели | Отловленные охотничьи ресурсы должны быть возвращены в среду их обитания или размещены в новой для них среде обитания либо в случае их гибели уничтожены в соответствии с законодательством Российской Федерации о ветеринарии |
Охота в целях содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания | Охотничьи угодья; иные территории, являющиеся средой обитания охотничьих ресурсов. | Юридические лица и индивидуальные предприниматели | Отловленные охотничьи ресурсы в случае их гибели должны быть уничтожены в соответствии с законодательством Российской Федерации о ветеринарии |
Охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности | Осуществляется свободно | Лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и их общины; лица, которые не относятся к указанным народам, но постоянно проживают в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и для которых охота является основой существования | Продукция охоты используется для личного потребления или реализуется организациям, осуществляющим деятельность по закупке продукции охоты |
На основании приведенной выше таблицы можно сделать вывод, что физические лица допускаются только к двум видам охоты - любительской и спортивной охоте, а также к охоте в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности. ФЗ от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ применяет термин "охотник", под которым признается физическое лицо, сведения о котором содержатся в государственном охотхозяйственном реестре, или иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и заключивший договор об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства. Правоустанавливающие документы на ведение охоты физическими лицами различаются в зависимости от типа охотничьего угодья. В закрепленных охотничьих угодьях охота осуществляется при наличии путевки (документа, подтверждающего заключение договора об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства) и разрешения на добычу охотничьих ресурсов. Такой договор об оказании услуг заключается с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, оказывающими услуги и иную деятельность в сфере охотничьего хозяйства в целях любительской и спортивной охоты в закрепленных охотничьих угодьях, на основании охотхозяйственных соглашений. Для охоты в общедоступных охотничьих угодьях требуется наличие разрешения на добычу охотничьих ресурсов.
Использование гражданами лесов в общедоступных охотничьих угодьях осуществляется без предоставления лесных участков во время пребывания в лесу. В соответствии со ст. 11 ЛК РФ граждане вправе свободно и бесплатно пребывать в лесах. Использование лесов в данном случае будет проводиться в рекреационных целях, для удовлетворения личных потребностей в отдыхе, способом проведения досуга. В сравнении с использованием лесов в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности спортивная и любительская охота не преследует в качестве основной цели получение продукции для собственного потребления.
Охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления. Таким образом, если вернуться к правилам, установленным статьей 36 ЛК РФ, об отсутствии необходимости предоставления лесного участка в отношении граждан, охотящихся в общедоступных охотничьих угодьях, то можно сделать вывод, согласно которому нормы данной статьи не учитывают свободный порядок охоты в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности. Данной нормой не учтены интересы лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и лиц, которые не относятся к указанным народам, но постоянно проживают в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и для которых охота является основой существования. Формулировки ст. 36 ЛК РФ ограничивают право охоты в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности в любой категории охотничьих угодий, в то время как для указанных категорий граждан довольно часто охота является единственным средством существования. Однако такие важные вопросы регулирования данной сферы использования лесов оказались незаслуженно неурегулированными.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с ФЗ от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ осуществляют все виды охоты, кроме любительской и спортивной охоты, и охоты в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности. По видам охоты будут различаться и правоустанавливающие документы, однако ввиду рассмотрения аспектов лесопользования остановимся на рассмотрении документа, который упомянут в ст. 36 ЛК РФ, - охотхозяйственного соглашения. Охотхозяйственное соглашение требуется для осуществления следующих видов охоты:
- промысловая охота в закрепленных охотничьих угодьях;
- охота в целях акклиматизации, переселения и гибридизации охотничьих ресурсов в закрепленных охотничьих угодьях;
- охота в целях содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания в закрепленных охотничьих угодьях.
По охотхозяйственному соглашению одна сторона (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) обязуется обеспечить проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а другая сторона (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) обязуется предоставить в аренду на срок, равный сроку действия охотхозяйственного соглашения, земельные участки и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий. Охотхозяйственные соглашения заключаются на срок от двадцати до сорока девяти лет по результатам проведения аукциона. Порядок организации и проведения аукциона на право заключения охотхозяйственного соглашения регламентирован статьей 28 ФЗ от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ. Примерная форма охотхозяйственного соглашения утверждена приказом Минприроды РФ от 31 марта 2010 г. N 93*(5).
Лесные участки предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на основании охотхозяйственных соглашений и договоров аренды лесных участков (ст. 36 ЛК РФ). По общему правилу договор аренды лесных участков заключается на срок от десяти до сорока девяти лет, за исключением, в частности, использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. В этом случае срок договора аренды лесного участка будет таким же как и у охотхозяйственного соглашения, т.е. от двадцати до сорока девяти лет. В ст. 74 ЛК РФ также предусмотрено и исключение в отношении данного вида использования лесов из правила об обязательном проведении аукциона на заключение договора аренды. Договор аренды в данном случае заключается без проведения аукциона. Во исполнение положений ч. 5 ст. 74 ЛК РФ Минсельхоз России утвердил своим приказом порядок подготовки и заключения договоров аренды лесного участка*(6), а также их примерную форму. Ставки арендной платы за единицу объема лесных ресурсов или площади лесного участка, находящихся в федеральной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации*(7); в собственности субъекта Российской Федерации - органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; в собственности муниципалитета - органом местного самоуправления. Соответственно договор аренды лесного участка будет заключаться с Федеральным агентством лесного хозяйства, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Таким образом, можно сделать вывод, что фактически при заключении договора аренды лесного участка для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства аукцион проводится не в соответствии с ЛК РФ, а по правилам, установленным ФЗ от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ. При использовании лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства в отношении порядка допуска к данному виду деятельности на лесном участке преобладают правила, установленные ФЗ от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ, а не правила лесного законодательства. Представляется, что такой порядок не отражает следование принципам лесного законодательства, так как в данном случае приоритет в правовом регулировании отдан не обеспечению сохранения лесов, а защите объектов животного мира).
Ввиду того что ФЗ от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ вступил в силу сравнительно недавно, необходимо упомянуть следующие переходные положения. Право долгосрочного пользования животным миром, которое возникло у охотпользователей на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу ФЗ от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ, сохраняется до истечения срока действия указанных лицензий, за исключением случаев, предусмотренных данным федеральным законом. Указанные охотпользователи вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акватории, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений. При их заключении они обязаны единовременно внести плату за заключение таких соглашений (за исключением нижеуказанного случая), определяемую как произведение ставки платы за единицу площади охотничьего угодья, установленную Правительством РФ. Требование о единовременном внесении платы за заключение охотхозяйственных соглашений не распространяется на юридические лица и индивидуальных предпринимателей, заключивших договоры аренды лесных участков для ведения охотничьего хозяйства по результатам аукциона по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков в соответствии с ЛК РФ.
На лесных участках, предоставленных для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, допускается создание следующих объектов охотничьей инфраструктуры (ст. 53 ФЗ от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ): охотничьи базы, дома охотника, егерские кордоны, иные остановочные пункты, лодочные пристани, питомники диких животных, кинологические сооружения и питомники собак охотничьих пород, стрелковые вышки, тиры, кормохранилища, подкормочные сооружения, прокосы, просеки, другие временные постройки, сооружения и объекты благоустройства, предназначенные для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. К охотничьей инфраструктуре также относятся лесные дороги и другие линейные объекты, необходимые для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. Создание перечисленных объектов охотничьей инфраструктуры осуществляется только при предоставлении лесных участков для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, т.е. когда данный вид использования лесов осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с заключенными охотхозяйственными соглашениями.
Согласно ч. 5 ст. 36 ЛК РФ, установление правил использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства относится к компетенции субъектов Российской Федерации. В большинстве субъектов Российской Федерации приняты отдельные законы, посвященные правилам рассматриваемого вида лесопользования; в отдельных субъектах Российской Федерации действуют законы, посвященные нескольким видам лесопользования*(8). В целом степень детализации правил о порядке использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на региональном уровне различно. Однако практически в каждом законе субъекта Федерации определены права и обязанности лесопользователей, причем в некоторых законах тексты ограничиваются перечислением этих прав и обязанностей*(9). В число прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которым предоставлены лесные участки для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, как правило, отнесены:
1) получение в установленном порядке информацию о предоставленном лесном участке;
2) производство посева кормовых и защитных растений;
3) заготовка растительных древесно-веточных кормов;
4) проведение рубки лесных насаждений в соответствии с проектом освоения лесов в целях строительства объектов охотничьей инфраструктуры;
5) размещение объектов охотничьей инфраструктуры на срок пользования лесным участком (временные постройки: охотничьи избушки, кордоны, вышки, засидки, скрадки, ловушки и другие объекты, связанные с осуществлением видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства) в местах, предусмотренных проектом освоения лесов;
6) осуществление благоустройства лесного участка, реконструкции лесоводственными методами отдельных территорий, в том числе занятых малоценными насаждениями, на лесном участке в соответствии с утвержденным проектом освоения лесов;
7) осуществление биотехнических мероприятий (устройство подкормочных площадок, посев кормовых и защитных растений, устройство искусственных гнездовий и укрытий для зверей, птиц, отнесенных к объектам охоты (далее - животные), и другие мероприятия, направленные на увеличение численности животных);
8) содержание и разведение животных в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания в соответствии с законодательством;
9) осуществление по согласованию с арендодателем строительства лесных дорог, необходимых для оказания услуг лицам, осуществляющим охоту, определение места стоянок транспорта;
10) пользование иными правами, предусмотренными законодательством, договором аренды и охотхозяйственным соглашением.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, которым предоставлены лесные участки для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, обязаны:
1) осуществлять использование лесов в соответствии с лесным законодательством, законодательством о животном мире и на основании договора аренды лесного участка;
2) осуществлять виды деятельности в сфере охотничьего хозяйства в строгом соответствии с проектом освоения лесов и охотхозяйственным соглашением;
3) не допускать нанесения вреда окружающей среде и здоровью граждан;
4) обеспечивать сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду;
5) составлять проект освоения лесов, составлять и подавать лесную декларацию, отчет об использовании лесов;
6) своевременно вносить арендную плату за использование лесного участка;
7) соблюдать санитарно-ветеринарные и зоогигиенические требования к содержанию объектов животного мира;
8) не проводить биотехнических мероприятий, способствующих концентрации диких животных в местах создания лесных культур и на особо охраняемых участках леса;
9) поддерживать на арендуемом лесном участке оптимальный для данных угодий уровень численности и плотности охотничьих ресурсов;
10) осуществлять профилактику возникновения массовых инфекционных и инвазионных заболеваний объектов животного мира;
11) размещать на границах лесных участков информационные знаки, предупреждающие о целевом использовании лесных участков;
12) соблюдать в лесах правила пожарной безопасности и правила санитарной безопасности;
13) приводить лесные участки в состояние, предусмотренное договорами аренды лесных участков, по истечении сроков указанных договоров;
14) не нарушать права и интересы иных участников лесных отношений, осуществляющих использование лесов на законных основаниях;
15) возмещать причиненный лесам вред в порядке, предусмотренном лесным законодательством;
16) обеспечивать действенную охрану среды обитания охотничьих ресурсов, вести борьбу с браконьерами;
17) выполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством, договором аренды и охотхозяйственным соглашением.
Дополнительно к регламентации прав и обязанностей лесопользователей в отношении использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства в Законе Тульской области "О лесах Тульской области" от 5 декабря 2007 г. N 917-ЗТО установлены следующие права лесничеств в отношении лиц, использующих леса для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства:
1) получать от лиц, использующих леса для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, информацию о численности и размещении на лесных участках, переданных для нужд охотничьего хозяйства, объектов животного мира, планах воспроизводства и реализации их запасов, видах, объемах и местах проведения биотехнических и охотхозяйственных мероприятий;
2) требовать от лиц, использующих леса для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, изменения планов и практики охотхозяйственной деятельности в случаях их противоречия лесному плану, лесохозяйственному регламенту или нарушения условий договора аренды и охотхозяйственного соглашения.
В большинстве региональных законов содержатся также общие требования к использованию лесов. Использование лесов должно осуществляться в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственными регламентами лесничеств (лесопарков), проектом освоения лесов, прошедшим государственную экспертизу, охотхозяйственным соглашением и договором аренды лесного участка.
Использование лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства не должно препятствовать их воспроизводству, охране и защите, снижать продуктивность насаждений, сенокосных, пастбищных и иных угодий, ухудшать санитарное состояние лесов и повышать их пожароопасность, препятствовать праву граждан пребывать в лесах, в установленном законодательством порядке заготавливать и собирать для собственных нужд пищевые лесные ресурсы, недревесные лесные ресурсы, лекарственные растения. Способы и средства использования лесов должны исключать нанесение вреда и ущерба окружающей среде и здоровью граждан, негативное воздействие на состояние и воспроизводство лесов, на состояние почв, водных и иных природных объектов.
Иногда в законах субъектов особо отмечается, что использование лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства не допускается в зеленых зонах и лесопарках в соответствии с ЛК РФ, в лесах особо охраняемых природных территорий регионального (областного) значения, режимом охраны которых запрещается производство охоты.
В отношении размещения объектов охотничьей инфраструктуры встречаются требования о размещения указанных объектов на участках, не занятых деревьями и кустарниками, а при их отсутствии - на участках, занятых наименее ценными лесными насаждениями, в местах, определенных в проекте освоения лесов. В частности, в Законе Волгоградской области "Об использовании лесов на территории Волгоградской области" от 27 марта 2008 г. N 34-2008-1650-ОД установлено, что для возведения временных построек, относящихся к объектам охотничьей инфраструктуры, используются нелесные земли лесного фонда, а в случае их отсутствия - нелесопокрытые участки (невозобновившиеся вырубки, гари и другие нелесные земли) или участки с малоценными низкополнотными насаждениями. Площадь, занимаемая временными постройками, не должна превышать следующих размеров:
1) при общей площади арендуемого лесного участка до 1,0 тыс. га - 500 квадратных метров;
2) при общей площади арендуемого лесного участка от 1,0 до 5,0 тыс. га - 1000 квадратных метров;
3) при общей площади арендуемого лесного участка свыше 5,0 тыс. га - 1500 квадратных метров.
В отдельных субъектах регламентировано использование лесов при осуществлении деятельности по содержанию и разведению охотничьих ресурсов. В частности, в Законе Тульской области "О лесах Тульской области" от 5 декабря 2007 г. N 917-ЗТО и Законе Тамбовской области "О регулировании отдельных лесных отношений на территории Тамбовской области" от 3 октября 2007 г. N 275-З установлено, что при содержании и разведении охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания на лесных участках должны соблюдаться следующие требования:
1) на выделяемых лесных участках в установленном порядке ограничиваются другие виды использования лесов, а также пребывание граждан в лесах;
2) лесные участки должны отводиться на расстоянии не менее 1 километра от границы населенного пункта, а также не должны пересекаться дорогами общего пользования, реками и оврагами;
3) огражденные территории должны быть обустроены подкормочными площадками, кормушками, укрытиями, наблюдательными вышками;
4) во избежание значительного повреждения животными древесно-кустарниковой и травянистой растительности, находящейся на огражденной территории, лица, использующие леса для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, обязаны обеспечивать их полноценным кормлением;
5) в огражденной территории должны проводиться профилактические мероприятия против возникновения массовых инфекционных и инвазионных заболеваний среди содержащихся животных.
В областном законе Новгородской области от 3 марта 2008 г. N 254-ОЗ "О правилах использования лесов для ведения охотничьего хозяйства" установлено, что для огораживания территории используются прежде всего нелесные земли, а при отсутствии на лесном участке таких земель - участки невозобновившихся вырубок, гарей, пустырей, прогалины, а также территории, на которых произрастают низкополнотные и наименее ценные лесные насаждения, а также не допускается огораживание территорий, на которых произрастают дикорастущие растения, грибы или обитают дикие животные, занесенные в Красную книгу Российской Федерации. Как и в Тульской области, лесные участки должны отводиться на расстоянии не менее 1000 метров от границы населенного пункта, а также не должны пересекаться дорогами общего пользования, реками и оврагами. Законом Волгоградской области "Об использовании лесов на территории Волгоградской области" от 27 марта 2008 г. N 34-2008-1650-ОД запрещено для содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания отводить лесные участки, отнесенные к особо охраняемым природным территориям и особо защитным участкам лесов, а также лесные участки, где проводятся мероприятия по воспроизводству лесов и лесному семеноводству.
По результатам проведенного исследования основных положений федерального и регионального законодательства, регламентирующих порядок использования лесов гражданами в целях осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, можно сделать следующие выводы. Регламентирование использования лесов в целях осуществления охоты на уровне ЛК РФ представляется недостаточным. Нормы ст. 36 ЛК РФ в целом носят отсылочный характер к законодательству, регулирующему другую отрасль природоохранного законодательства - законодательства об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов. В частности, для того чтобы определить, какие виды охоты и в каком порядке могут осуществляться на лесных участках, необходимо обращаться к ФЗ от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ. Заключение договора аренды лесного участка проходит не по процедуре проведения аукциона, установленной лесным законодательством. В таких условиях вызывает сомнение последовательность и полнота следования принципам лесного законодательства. Кроме этого, в правоприменительной практике с учетом необходимости обращения к нормам двух разных отраслей законодательства могут возникать проблемы как в толковании норм, так и в поиске необходимых нормативных положений.
Проблемы правового регулирования лесопользования при осуществлении охоты очевидны и на уровне регионального законодательства. К ним можно отнести: отсутствие единообразия в юридической технике различных субъектов Российской Федерации, различия в детализации регламентации правоотношений. С учетом имеющихся пробелов в регламентировании порядка использования лесов на федеральном уровне, в частности, в ЛК РФ не упомянуты особенности размещения объектов охотничьей инфраструктуры и имеющихся недостатков региональных законов, вероятность неблагоприятных последствий в рассматриваемой сфере неизбежна. В качестве предложений по совершенствованию правового регулирования необходимо внести изменения на федеральном уровне, в части более полного и комплексного регламентирования использования лесов в целях осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, а также принятия в этих же целях модельного регионального закона.
А.В. Пащенко,
кандидат медицинских наук
В.В. Хрешкова,
Государственный университет - Высшая школа экономики,
магистрант кафедры финансового права
"Гражданин и право", N 8, август 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта N 11-04-0026 "Леса России - сбережение через рациональное использование и охрану: совершенствование правового регулирования", выполненного в рамках программы "Научный фонд ГУ-ВШЭ" в 2011 г.
*(2) См.: Российская газета. 2006. 8 декабря.
*(3) См.: Российская газета. 2009. 28 июля.
*(4) См.: Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93 (утв. постановлением Госстандарта РФ от 30 декабря 1993 г. N 301).
*(5) См.: Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2010. N 22.
*(6) См.: Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 12 февраля 2010 г. N 48 "Об утверждении порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и формы примерного договора аренды лесного участка" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2010. N 17.
*(7) На федеральном уровне постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2007 г. N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" утверждены соответствующие ставки за лесные ресурсы и площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности. Ставки платы за единицу объема недревесных лесных ресурсов определены в табл. 8 указанного выше постановления.
*(8) См.: Закон Тульской области "О лесах Тульской области" от 5 декабря 2007 г. N 917-ЗТО; Закон Сахалинской области "О лесопользовании в сахалинской области" от 1 апреля 2008 г. N 17-ЗО; Закон Тамбовской области "О регулировании отдельных лесных отношений на территории Тамбовской области" от 3 октября 2007 г. N 275-З; Закон Волгоградской области "Об использовании лесов на территории Волгоградской области" от 27 марта 2008 г. N 34-2008-1650-ОД; Закон Кемеровской области "О некоторых видах использования лесов" от 27 декабря 2007 г. N 173-ОЗ; Закон Курской области "О порядке использования лесов на территории Курской области" от 16 августа 2007 г. N 64-ЗКО/64-ЗКО и др.
*(9) См.: Закон Республики Карелии "О правилах использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства" от 6 декабря 2010 г. N 1443-ЗРК; Закон Иркутской области "О правилах использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства в Иркутской области" от 29 декабря 2007 г. N 145-оз; Закон Владимирской области "О правилах использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на территории Владимирской области" от 5 октября 2010 г. N 79-ОЗ; Закон Ивановской области "Об установлении правил использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства" от 31 декабря 2008 г. N 190-ОЗ и др.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правое регулирование использования лесов гражданами в целях осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства
Авторы
А.В. Пащенко - кандидат медицинских наук
В.В. Хрешкова - Государственный университет - Высшая школа экономики, магистрант кафедры финансового права
"Гражданин и право", 2011, N 8