Оплата и нормирование труда работников строительства в современных условиях
Источником фонда оплаты труда (ФОТ) работников строительных организаций является договорная цена строительной продукции. Договорная цена определяется заказчиком и подрядчиком по результатам подрядных конкурсов и аукционов.
При определении фонда оплаты труда необходимо уделять больше внимания вопросам, связанным с механизмом формирования ФОТ, и в том числе: особенностям оплаты труда в различных регионах страны; стимулирующим надбавкам к заработной плате; системам премирования; оплате труда работников, выполняющих строительно-монтажные работы во вредных и опасных условиях (например, при реконструкции действующих предприятий); оплате труда при вахтовом методе выполнения работ и др.
Кроме того, при определении ФОТ необходимо учитывать общие условия оплаты труда, предусмотренные в новом отраслевом соглашении по строительству и промышленности строительных материалов РФ на 2011-2013 гг. (в дальнейшем изложении - Отраслевое соглашение).
В фонд заработной платы включаются начисленные работникам суммы оплаты труда в денежной и неденежной формах за отработанное время, компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, доплаты и надбавки, премии, единовременные поощрительные выплаты, а также оплата питания и проживания, имеющая систематический характер. При этом величина заработной платы работников строительства значительно различается по регионам страны.
В табл. 1 приводятся данные Росстата о средней начисленной заработной плате работников строительных организаций по категориям персонала по субъектам РФ.
Таблица 1
Средняя начисленная заработная плата работников строительных организаций по категориям персонала по субъектам Российской Федерации (по данным выборочного обследования организаций за октябрь 2009 г., руб.)
Все работники | В том числе | ||||
руководители | специалисты | другие служащие | рабочие | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Российская Федерация | 24 609 | 40 888 | 25 952 | 16 226 | 22 037 |
Центральный федеральный округ | 27 442 | 50 309 | 31 021 | 18 649 | 23 016 |
Белгородская область | 17 067 | 24 366 | 16 616 | 11 959 | 16 107 |
Брянская область | 12 922 | 18 571 | 14 407 | 8061 | 11 970 |
Владимирская область | 16 955 | 25 772 | 18 674 | 9976 | 15 565 |
Воронежская область | 15 226 | 21 765 | 13 845 | 8885 | 14 217 |
Ивановская область | 17 645 | 20 140 | 24 848 | 10 005 | 14 151 |
Калужская область | 19 461 | 25 471 | 19 342 | 7742 | 19 249 |
Костромская область | 17 385 | 26 791 | 19 093 | 12 016 | 15 808 |
Курская область | 18 282 | 26 168 | 15 864 | 11 710 | 17 500 |
Липецкая область | 17 593 | 24 653 | 15 692 | 8461 | 17 218 |
Московская область | 27 763 | 46 122 | 29 426 | 13 396 | 24 639 |
Орловская область | 17 731 | 28 049 | 19 133 | 7211 | 16 163 |
Рязанская область | 18 988 | 42 537 | 17 951 | 14 988 | 15 815 |
Смоленская область | 19 403 | 30 694 | 17 994 | 11 812 | 17 865 |
Тамбовская область | 14 168 | 21 822 | 12 117 | 6607 | 1368" |
Тверская область | 24 935 | 41 026 | 23 559 | 9724 | 23 052 |
Тульская область | 20 846 | 31 728 | 19 276 | 15 751 | 19 849 |
Ярославская область | 21 670 | 39 085 | 23 744 | 10 040 | 19 088 |
г. Москва | 34 882 | 67 524 | 38 937 | 26 033 | 27 944 |
Северо-Западный федеральный округ | 28 164 | 48 087 | 30 801 | 21 696 | 24 210 |
Республика Карелия | 22 374 | 34 123 | 23 730 | 14 382 | 20 452 |
Республика Коми | 30 825 | 56 040 | 41 030 | 26 637 | 25 282 |
Архангельская область, в т.ч. | 24 995 | 39 037 | 30 321 | 26 714 | 22 452 |
Ненецкий автономный округ | 35 001 | 73 023 | 46 610 | 31 263 | 29 889 |
Вологодская область | 23 971 | 36 966 | 24 174 | 12 722 | 21 738 |
Калининградская область | 19 611 | 28 261 | 18 203 | 13 348 | 18 493 |
Ленинградская область | 26 801 | 39 183 | 24 705 | 17 374 | 25 213 |
Мурманская область | 24 394 | 39 217 | 24 749 | 18 737 | 21 918 |
Новгородская область | 19 964 | 30 044 | 16 954 | 10 902 | 18 900 |
Псковская область | 17 715 | 25 188 | 14 146 | 6632 | 17 614 |
г. Санкт-Петербург | 31 767 | 57 514 | 34 379 | 24 258 | 26 110 |
Южный федеральный округ | 19 779 | 30 701 | 19 301 | 11 911 | 18 528 |
Республика Адыгея | 16 525 | 28 540 | 20 982 | 16 137 | 13 831 |
Республика Дагестан | 12 141 | 16 694 | 11 860 | 5971 | 11 522 |
Республика Ингушетия | 11 138 | 14 468 | 9913 | 12 378 | 10 714 |
Кабардино-Балкарская Республика | 16 084 | 25 428 | 11 718 | 10 112 | 15 148 |
Республика Калмыкия | 15 884 | 16 109 | 17 128 | 4400 | 16 038 |
Карачаево-Черкесская Республика | 15 014 | 18 758 | 14 156 | 8050 | 14 899 |
Республика Северная Осетия - Алания | 15 508 | 21 708 | 14 813 | 7711 | 14 972 |
Чеченская Республика | 14 476 | 18 127 | 16 313 | 10 478 | 13 209 |
Краснодарский край | 22 323 | 34 740 | 22 596 | 13 180 | 20 853 |
Ставропольский край | 21 214 | 33 715 | 19 492 | 9013 | 20 201 |
Астраханская область | 17 443 | 28 916 | 16 573 | 10 855 | 16 152 |
Волгоградская область | 18 882 | 30 835 | 18 064 | 10 651 | 17 457 |
Ростовская область | 19 999 | 32 450 | 18 565 | 12 953 | 18 808 |
Приволжский федеральный округ | 18 064 | 28 362 | 17 371 | 10 561 | 16 651 |
Республика Башкортостан | 17 428 | 28 832 | 16 645 | 9891 | 15 873 |
Республика Марий Эл | 12 917 | 17 416 | 12 378 | 9283 | 12 553 |
Республика Мордовия | 14 824 | 21 354 | 12 465 | 12 498 | 14 125 |
Республика Татарстан | 20 080 | 30 056 | 19 830 | 9034 | 18 671 |
Удмуртская Республика | 16 547 | 24 105 | 16 083 | 10 494 | 15 555 |
Чувашская Республика | 14 092 | 20 958 | 14 384 | 9294 | 13 079 |
Пермский край | 21 413 | 32 841 | 21 345 | 10 788 | 19 692 |
Кировская область | 17 490 | 32 541 | 17 220 | 8727 | 15 283 |
Нижегородская область | 19 637 | 31 228 | 19 363 | 15 891 | 17 581 |
Оренбургская область | 18 969 | 33 890 | 17 862 | 11 562 | 16 632 |
Пензенская область | 17 141 | 24 287 | 14 874 | 11 148 | 16 693 |
Самарская область | 16 186 | 27 939 | 14 826 | 11 579 | 14 663 |
Саратовская область | 17 337 | 25 368 | 17 036 | 10 218 | 16 291 |
Ульяновская область | 16 442 | 27 042 | 14 799 | 13 531 | 15 324 |
Уральский федеральный округ | 29 327 | 42 582 | 26 963 | 16 607 | 28 224 |
Курганская область | 17 619 | 29 339 | 14 681 | 7337 | 16 430 |
Свердловская область | 18 674 | 28 893 | 20 322 | 9540 | 16 880 |
Тюменская область, в т.ч. | 37 735 | 57 186 | 33 052 | 20 387 | 36 704 |
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра | 32 624 | 52 390 | 30 496 | 20 360 | 30 406 |
Ямало-Ненецкий автономный округ | 45 345 | 69 235 | 41 759 | 23 791 | 44 721 |
Челябинская область | 18 518 | 29 203 | 19 372 | 10 294 | 16 873 |
Сибирский федеральный округ | 22 785 | 36 206 | 23 564 | 13 933 | 20 880 |
Республика Алтай | 11 966 | 15 993 | 13 981 | 11 155 | |
Республика Бурятия | 22 604 | 45 451 | 24 854 | 9434 | 20 156 |
Республика Тыва | 15 024 | 37 313 | 17 094 | 18 194 | 13 005 |
Республика Хакасия | 19 733 | 38 079 | 19 459 | 9443 | 16 962 |
Алтайский край | 14 196 | 21 777 | 16 517 | 8605 | 12 788 |
Красноярский край Иркутская область Кемеровская область | 30 279 | 63 206 | 39 173 | 33 434 | 26 942 |
28 003 | 43 724 | 28 195 | 13 780 | 25 949 | |
Новосибирская область | 23 553 | 41 069 | 29 117 | 14 427 | 20 706 |
Омская область | 18 790 | 31 684 | 19 140 | 12 192 | 16 747 |
Томская область | 18 817 | 27 684 | 19 719 | 17 644 | 17 185 |
Читинская область, в т.ч. | 22 992 | 33 317 | 20 460 | 16 286 | 22 353 |
Агинский Бурятский автономный округ | 18 698 | 26 339 | 16 298 | 7937 | 17 745 |
Дальневосточный федеральный округ | 29 568 | 52 201 | 33 120 | 20 844 | 26 254 |
Республика Хакасия | 32 824 | 54 960 | 36 606 | 19 923 | 29 873 |
Камчатский край | 34 944 | 56 014 | 40 173 | 25 928 | 31 620 |
Приморский край | 23 959 | 48 584 | 24 620 | 18 016 | 21 101 |
Хабаровский край | 28 105 | 49 797 | 31 844 | 18 771 | 24 599 |
Амурская область | 26 244 | 45 964 | 29 327 | 20 084 | 23 875 |
Магаданская область | 420 083 | 45 606 | 32 690 | 17 610 | 43 446 |
Сахалинская область | 37 740 | 67 587 | 43 676 | 26 732 | 32 969 |
Еврейская автономная область | 22 088 | 36 159 | 17 645 | 13 060 | 20 258 |
Чукотский автономный округ | 29 768 | 41 733 | 42 596 | 37 066 | 25 163 |
Источник: Строительство в России, 2010, Стат. сб. / Росстат - М, 2010. - 280 с. Примечания: 1. Данные о заработной плате по категориям персонала подготовлены по материалам единовременного выборочного обследования, проведенного за октябрь 2009 г. в организациях строительства (без субъектов малого предпринимательства и без организаций с численностью менее 15 человек). 2. По категориям персонала обследованию подлежали работники списочного состава, отработавшие на полной ставке (должностном окладе) все рабочие дни октября. Группировка работников по категориям персонала - в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР). |
Как видно из данных, приведенных в табл. 1, дифференциация показателей заработной платы работников строительных организаций по территории страны значительна. Например, величина средней заработной платы за октябрь месяц 2009 г. работников строительных организаций колеблется от 12 141 руб. в месяц в Республике Дагестан до 45 345 руб. в месяц в Ямало-Ненецком автономном округе.
Внутри федеральных округов также заметны существенные различия этих показателей. Так, например, в Центральном федеральном округе рассматриваемая величина колеблется от 12 922 руб. в месяц в Брянской обл. до 34 882 руб. в месяц в Москве; в Уральском федеральном округе - от 17 619 руб. в месяц в Курганской обл. до 45 345 руб. в месяц в Ямало-Ненецком автономном округе.
Обращает на себя внимание дифференциация средней заработной платы работников строительных организаций по категориям персонала. Так, например, при средней величине заработной платы для всех работников строительных организаций в целом по Российской Федерации в размере 24 609 руб. за октябрь 2009 г. начисленная за этот месяц заработная плата по отдельным категориям составляет:
- у руководителей - 40 888 руб.
- у специалистов - 25 952 руб.
- у других служащих - 16 226 руб.
- у рабочих - 22 037 руб.
При сопоставлении рассмотренных выше показателей с аналогичными данными за октябрь 2007 г. можно заметить рост заработной платы по всем регионам и в целом по Российской Федерации (табл. 2).
Таблица 2
Сопоставление средней начисленной заработной платы работников строительных организаций по категориям персонала по Российской Федерации (по данным выборочного обследования организаций за октябрь 2009 г. и за октябрь 2007 г., руб.)
Показатели | Все работники | В том числе | |||
руководители | специалисты | другие служащие | рабочие | ||
Заработная плата за октябрь 2009 г. | |||||
Средняя зарплата по Российской Федерации | 24 609 | 40 888 | 25 952 | 16 226 | 22 037 |
Заработная плата за октябрь 2007 г. | |||||
Средняя зарплата по Российской Федерации | 19 500 | 34 719 | 21 234 | 11 952 | 17 473 |
Рост за октябрь 2009 г. по сравнению с октябрем 2007 г. (проценты) | |||||
Рост в процентах | 26,2 | 17,8 | 22,2 | 35,8 | 26,1 |
Как видно из данных табл. 2, за два года рост средней по Российской Федерации, начисленной за октябрь месяц заработной платы работников строительных организаций, составил 26,2%, и в том числе у рабочих 26,1%, специалистов 22,2%, руководителей 17,8% и других служащих 35,8%.
Представляет интерес сопоставление полученных данных с величиной прожиточного минимума трудоспособного населения. По статистическим данным, приведенным в кратком статистическом сборнике "Россия в цифрах. 2010", величина прожиточного минимума в среднем на душу населения для трудоспособного населения в IV квартале 2007 г. составляла 4330 рублей в месяц, а в IV квартале 2009 г. - 5562 руб. в месяц. При этом рост составил 28,4%, т.е. сопоставимым с аналогичными данными увеличения за этот же период средней заработной платы работников строительных организаций.
В новом федеральном отраслевом соглашении по строительству и промышленности строительных материалов Российской Федерации на 2011-2013 гг. определен коэффициент, устанавливающий соотношение между величиной прожиточного минимума и заработной платой рабочих в размере не менее 5,0. Однако в реальности средняя по стране заработная плата рабочих, начисленная за октябрь 2009 г., превышает средний показатель прожиточного минимума за этот же период всего в три раза (расчет выполнен по данным Росстата).
В Отраслевом соглашении с 1 января 2011 г. минимальный размер месячной тарифной ставки рабочего I разряда, занятого в строительной отрасли или отрасли производства строительных материалов при работе в нормальных условиях труда и полной отработке месячной нормы рабочего времени и выполнении нормы труда, устанавливается с коэффициентом индексации не ниже 1,2 величины прожиточного минимума для трудоспособного населения, официально установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, а также с учетом коэффициента инфляции в соответствующем субъекте России и сложившихся межотраслевых соотношений (межотраслевых коэффициентов (табл. 3).
Таблица 3
Межотраслевые коэффициенты по отношению к тарифной ставке на строительно-монтажные работы
Рабочие 1-го разряда, занятые | Межотраслевой коэффициент по отношению к тарифной ставке на СМР |
на строительно-монтажных и ремонтно-строительных работах | 1,0 |
на верхолазных работах | 1,24 |
на работах по строительству метрополитенов, тоннелей и подземных сооружений специального назначения: | |
а) на подземных работах | |
I группа ставок | 1,83 |
II группа ставок | 2,03 |
б) на открытых работах | 1,32 |
обслуживание агрегатов в основных производственных цехах цементных заводов | 1,16 |
в основных производственных цехах цементных заводов и основных цехах предприятий по производству асбестоцементных изделий | 1,05 |
в организациях по добыче и переработке нерудных строительных материалов: | |
на подземных работах | 1,50 |
на открытых горных работах, работах на поверхности действующих и строящихся шахт, карьеров, рудников, на переработке нерудных материалов | 1,16 |
в организациях по добыче и обогащению асбеста и графита: | |
на подземных работах | 1,75 |
на открытых горных работах | 1,33 |
на работах на поверхности действующих и строящихся шахт, карьеров, рудников, на обогащении | 1,15 |
в организациях других отраслей промышленности строительных материалов, по производству мягкой кровли, стекольной и фарфоро-фаянсовой промышленности | 1,0 |
Таким образом, минимальный размер месячной тарифной ставки рабочего I разряда рассчитывается по следующей формуле:
МРМТС = ПМ х МК х КИ х КИнф,
где: МРМТС - минимальный размер месячной тарифной ставки рабочего I разряда, занятого в строительной отрасли или отрасли производства строительных материалов;
ПМ - прожиточный минимум для трудоспособного населения, официально установленный в соответствующем субъекте Российской Федерации;
МК - межотраслевой коэффициент, указанный в табл. 3;
КИ - установленный в Отраслевом соглашении коэффициент индексации в размере 1,2;
КИнф - коэффициент инфляции, установленный территориальными органами Росстата в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Коэффициенты межотраслевых соотношений в табл. 3 приняты исходя из соотношения тарифных ставок рабочих различных отраслей, установленных Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17.09.1986 N 1115 "О совершенствовании организации заработной платы и введения новых тарифных ставок и должностных окладов работников производственных отраслей народного хозяйства".
Минимальный размер месячной тарифной ставки рабочих для рабочих последующих разрядов, занятых на строительно-монтажных и ремонтно-строительных работах, устанавливается в коллективных договорах на основании нижеприведенных межразрядных тарифных коэффициентов по 8-разрядной сетке (табл. 4).
Таблица 4
Тарифные разряды и коэффициенты
Тарифные разряды | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Тарифные коэффициенты | 1 | 1,085 | 1Д9 | 1,34 | 1,54 | 1,8 | 1,92 | 2,05 |
Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих.
В размер минимальной месячной тарифной ставки не включаются доплаты и надбавки, премии и другие поощрительные выплаты, а также выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, за работу в особых климатических условиях, иные компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты.
В организациях, применяющих тарифные ставки других отраслей, а также во вспомогательных производствах минимальная месячная тарифная ставка рабочего 1-го разряда устанавливается следующим образом: определяется отношение месячной минимальной тарифной ставки, предусмотренной схемой тарифных ставок, установленной Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17.09.1986 N 1115 "О совершенствовании организации заработной платы и введении новых тарифных ставок и должностных окладов работников производственных отраслей народного хозяйства", к месячной минимальной тарифной ставке рабочего, занятого на строительно-монтажных и ремонтно-строительных работах, определенной указанным постановлением. Полученное соотношение умножается на минимальной размер месячной тарифной ставки, определенной Отраслевым соглашением.
Таким образом, минимальный размер месячной тарифной ставки рабочего, занятого в организации, применяющей тарифные ставки других отраслей, либо занятого во вспомогательном производстве, рассчитывается по следующей формуле:
МРМТС (2) = ММТС (ВС) / ММТС (СМ) х МРМТС,
где: МРМТС (2) - минимальный размер месячной тарифной ставки рабочего 1-го разряда, занятого в организации, применяющей ставки других отраслей, либо занятого во вспомогательном производстве;
ММТС (ВС) - минимальная месячная тарифная ставка рабочего 1-го разряда, занятого в организации, применяющей ставки других отраслей, либо занятого во вспомогательном производстве, в соответствии со схемами, установленными Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17.09.1986 N 1115;
ММТС (СМ) - минимальная месячная тарифная ставка рабочего 1-го разряда, занятого на строительно-монтажных и ремонтно-строительных работах, в соответствии со схемами, установленными Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17.09.1986 N 1115;
МРМТС - минимальный размер месячной тарифной ставки рабочего 1-го разряда, занятого в строительной отрасли или отрасли производства строительных материалов, рассчитанный в соответствии с формулой, приведенной в Отраслевом соглашении.
Как известно, в настоящее время в строительных организациях действует как тарифная, так и бестарифная системы оплаты труда. В соответствии с Отраслевым соглашением при тарифной системе оплаты труда доля тарифа в общем заработке рабочих должна составлять не менее 65%.
При использовании в организациях бестарифной системы оплаты труда работнику гарантируется выплата минимального размера оплаты труда, предусмотренного Отраслевым соглашением. В таком случае минимальный размер оплаты труда рассчитывается по следующей формуле:
МРОТ бт = ПМ х КИ,
где МРОТ бт - минимальный размер оплаты труда работника в организации, использующей бестарифную систему оплаты труда;
ПМ - прожиточный минимум для трудоспособного населения, официально установленный в соответствующем субъекте Российской Федерации;
КИ - установленный Отраслевым соглашением коэффициент индексации в размере 1,2.
Иные выплаты работникам организаций, использующих бестарифную систему оплаты труда, производятся по правилам, предусмотренным коллективным договором, и могут в том числе учитывать коэффициенты трудового участия, коэффициенты квалификационного уровня, сводные коэффициенты распределения и т.д.
В соответствии с Отраслевым соглашением работодатели обязаны обеспечить ежеквартальную индексацию размеров заработной платы в соответствии с ростом потребительских цен на товары и услуги (по данным Росстата).
В соответствии с положениями гражданского законодательства подрядчик и заказчик вправе самостоятельно, по согласованным расчетам, определять размер средств на оплату труда работников, занятых в основной деятельности, в свободных (договорных) ценах на строительную продукцию (работы, услуги), но не ниже размеров, предусмотренных Отраслевым соглашением. При этом рекомендуется закреплять долю оплаты труда в себестоимости строительной продукции (работ, услуг) в размере не ниже 20-22%. Однако в настоящее время, по данным Росстата (за 2009 г.), затраты на оплату труда в фактической себестоимости строительных работ составляют 19,3%, т.е. меньше рекомендованных в Отраслевом соглашении.
Не выполняются также рекомендации, предусмотренные в Отраслевом соглашении, о том, чтобы уровень оплаты труда при расчете договорных цен на строительство объектов за счет бюджетных средств должен быть не ниже средней фактической оплаты труда в регионе работников, занятых в строительстве при других источниках его финансирования. По данным Росстата, средняя начисленная заработная плата работников строительных организаций, работающих на государственных и муниципальных объектов, по данным выборочного обследования организаций за октябрь 2009 г. ниже, чем на негосударственных объектах (табл. 5).
Таблица 5
Средняя начисленная заработная плата работников строительных организаций по категориям персонала, полу и формам собственности*(1) (по данным выборочного обследования организаций за октябрь 2009 г.)
Как видно из данных, приведенных в табл. 5, средняя заработная плата работников строительных организаций, осуществляющих строительство государственных и муниципальных объектов, ниже, чем на негосударственных стройках по всем категориям персонала (руководители, специалисты, другие служащие и рабочие).
Обращают на себя внимание также данные, приведенные в табл. 5, характеризующие отношение заработной платы женщин к заработной плате мужчин. В большинстве случаев такое соотношение не в пользу женщин как на государственных и муниципальных объектах, так и на негосударственных стройках.
Большой нерешенной проблемой является разрыв в уровне оплаты труда высокооплачиваемых и низкооплачиваемых категорий работников. Поэтому в Отраслевом соглашении рекомендуется в целях устранения крайней дифференциации заработной платы работников в коллективных договорах устанавливать разрыв между категориями 10% высокооплачиваемых и 10% низкооплачиваемых работников предприятия, не превышающий 4-5 раз. Фактически такой разрыв составляет более 13 раз (табл. 6).
Таблица 6
Распределение численности работников строительных организаций по размерам начисленной заработной платы*(1) (по данным выборочных обследований за апрель; в процентах от общей численности работников)
Как известно, при строительстве зданий и сооружений, а также реконструкции предприятий и объектов значительное количество работников, занятых выполнением строительно-монтажных работ в условиях труда, не отвечающих гигиеническим нормативам условий труда (табл. 7).
Таблица 7
Численность работников строительных организаций, занятых во вредных и опасных условиях труда
(на конец года; в процентах от общей численности работников строительства)
2000 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2009 | |
Занятые в условиях, не отвечающих гигиеническим нормативам условий труда, | 10,1 | 10,9 | 10,8 | 11,9 | 12,1 | 14,0 | 16,4 |
из них работающие под воздействием: | |||||||
- повышенного уровня шума, ультразвука, инфразвука | 2,7 | 3,4 | 3,8 | 4,2 | 4,7 | 5,6 | 7,1 |
- повышенного уровня вибрации | 1,4 | 1,7 | 1,9 | 2,1 | 2,3 | 2,8 | 3,9 |
- повышенной запыленности воздуха рабочей зоны | 2,6 | 2,7 | 2,7 | 3,0 | 2,9 | 3,0 | 3,2 |
- повышенной загазованности воздуха рабочей зоны | 3,9 | 3,5 | 3,3 | 3,4 | 3,2 | 3,3 | 3,5 |
- повышенного уровня неионизирующего излучения | 0,1 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,4 | 0,5 | - |
- повышенного уровня ионизирующего излучения | 0,2 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,2 | 0,2 | - |
Занятые на тяжелых работах | 4,3 | 5,0 | 6,0 | 6,8 | 7,1 | 8,3 | 10,1 |
Работающие на оборудовании, не отвечающем требованиям охраны труда | 0,1 | 0,2 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,3 | 0,3 |
Затраты на работах, связанных с напряженностью трудового процесса | 3,3 | 5,7 | |||||
Источник: Строительство в России, 2010. Стат. сб. / Росстат - М., 2010 - 220 с. |
Как видно из данных Росстата в 2009 г., численность работников строительных организаций, занятых во вредных и опасных условиях труда, составила в целом по стране 16,4% от общей численности работников строительства, из этого количества работников трудились под воздействием:
- повышенного уровня шума, ультразвука, инфразвука - 7,1%;
- повышенного уровня вибрации - 3,9%;
- повышенной запыленности воздуха рабочей зоны - 3,2%;
- повышенной загазованности воздуха рабочей зоны - 3,5%.
Под воздействием перечисленных факторов и других вредных и опасных условиях труда рабочих-строителей может возникнуть временное или стойкое снижение трудоспособности, профессиональное заболевание и другие нарушения здоровья. Кроме того, снижается производительность труда рабочих и машинистов, обслуживающих строительные машины и механизмы.
Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками (окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 N 870 "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда".
При этом в коллективных договорах Отраслевым соглашением рекомендуется закреплять повышение оплаты труда для работников, занятых на работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, в размере 8-24% тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.
Значительный объем строительно-монтажных работ в стране выполняется работниками, выезжающими в командировки на строительство отдаленных объектов. В этой связи возникают вопросы, связанные с оплатой работникам строительных организаций командировочных расходов, оплатой за подвижной характер работ, при вахтовом методе работы и т.д.
Следует отметить, что для работников организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета, размеры возмещения командировочных расходов определяются Постановлением Правительства РФ от 02.10.2002 N 729 "О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета".
Для работников других организаций размеры командировочных расходов регулируются ст. 168 Трудового кодекса РФ и Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749 "Об особенностях направления работников в служебные командировки".
Порядок и размеры расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом.
Отраслевым соглашением рекомендуется устанавливать суточные в размере 700 руб. за каждый день нахождения в командировке на территории Российской Федерации.
Подвижной характер работ - разновидность служебных поездок работников, постоянная работа которых осуществляется в пути.
Подвижной характер работ в строительстве предусматривает частую передислокацию организации (перемещение работников) или их оторванность от постоянного места жительства.
Работникам при подвижном характере работ в обязательном порядке возмещаются следующие расходы:
- по проезду;
- по найму жилого помещения;
- дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные);
- иные расходы, проведенные работниками с разрешения или ведома работодателя. Размеры и порядок возмещения расходов, связанных с подвижным характером работ, а также перечень работ, профессий, должностей этих работников устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами. Размеры и порядок возмещения указанных расходов могут также устанавливаться трудовым договором.
Суточные за подвижной характер работы рекомендуется исчислять в следующих процентах к месячным тарифным ставкам (должностным окладам):
а) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в Хабаровском и Приморском краях и в Амурской области - 40%;
б) в других районах Российской Федерации - 30%.
При этом суточные за подвижной характер работы должны составлять не более размера суточных, выплачиваемых работникам при командировках.
Разъездной характер работ в строительстве предусматривает выполнение работ на объектах, расположенных на значительном расстоянии от места размещения организации, в связи с чем работники осуществляют поездки в нерабочее время от места нахождения работодателя (пункта сбора) до места работы на объекте и обратно.
Работникам при разъездном характере работ в обязательном порядке возмещаются следующие расходы:
- суточные;
- по проезду (если они имеют место);
- иные расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя. Размеры и порядок возмещения расходов, связанных с разъездным характером работ, а также перечень работ, профессий, должностей этих работников устанавливаются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
В случаях, когда поездки в нерабочее время от места нахождения работодателя (пункта сбора) до места выполнения работы на объекте и обратно за день составляют не менее трех часов, в коллективных договорах и локальных нормативных актах суточные за разъездной характер работы рекомендуется устанавливать в размере до 20% месячной тарифной ставки (оклада) без учета коэффициентов и доплат, но не более 50% нормы суточных, выплачиваемых при командировках, а при поездках длительностью не менее двух часов - до 15% месячной тарифной ставки (оклада) без учета коэффициентов и доплат, но не более 40% нормы суточных, выплачиваемых при командировках.
Надбавка за вахтовый метод работы работникам организаций, финансируемых из федерального бюджета, выплачивается в размере и порядке, устанавливаемых Постановлением Правительства РФ от 03.02.2005 N 51 "О размерах и порядке выплаты надбавки за вахтовый метод работы работникам организаций, финансируемых из федерального бюджета".
Работникам работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, в коллективных договорах, трудовых договорах и локальных нормативных актах рекомендуется устанавливать надбавку за вахтовый метод работы в размере 75% месячной тарифной ставки (оклада).
Размер надбавки не должен превышать размер установленной нормы расходов на выплату суточных, предусмотренный работникам организаций за каждый день нахождения в служебной командировке на территории Российской Федерации.
Доплаты к тарифным ставкам (должностным окладам) за работу в многосменном режиме устанавливаются в размере 20% тарифной ставки (должностного оклада) за каждый час работы в вечернюю смену и 40% тарифной ставки (должностного оклада) за каждый час работы в ночную смену. Указанные доплаты включают в себя повышенный размер оплаты труда в ночное время, предусмотренный Трудовым кодексом РФ.
Одним из основных элементов мотивации к труду является материальное поощрение работников. Поэтому в Отраслевом соглашении рекомендуется устанавливать размер средств на премирование работников за ввод в действие производственных мощностей и объектов строительства в соответствии с приложением к письму Минтруда СССР N 1336-ВК и Госстроя СССР N 1-Д от 10.10.1991 "Размеры средств на премирование за ввод в действие в срок объектов в процентах от сметной стоимости выполненных строительно-монтажных работ".
Кроме того, рекомендуется устанавливать надбавки к тарифным ставкам за профессиональное мастерство в следующих размерах:
для рабочих
- III разряда - до 12%;
- IV разряда - до 16%;
- V разряда - до 20%;
- VI и более высоких разрядов - до 24% месячной тарифной ставки (должностного оклада).
Работодателям рекомендуется ежегодно выплачивать работникам вознаграждение за выслугу лет в следующих размерах:
при стаже работы
- от 1 до 3 лет - 0,6;
- от 3 до 5 лет - 0,8;
- от 5 до 10 лет - 1;
- от 10 до 15 лет - 1,2;
- свыше 15 лет - 1,5 месячной тарифной ставки (должностного оклада).
Работодателям рекомендуется также выплачивать дополнительное вознаграждение работникам (за исключением работников, получающих оклад (должностной оклад)) за нерабочие праздничные дни, в которые они не привлекались к работе, не ниже тарифной ставки.
Формы и системы оплаты труда с указанием условий премирования работников следует закреплять в коллективных договорах.
Таким образом, проведенный анализ статистических данных и новых положений, содержавшихся в Отраслевом соглашении на 2011-2013 гг., показал, что в реальности отдельные показатели, характеризующие оплату труда, не соответствуют требованиям Отраслевого соглашения и ухудшают положение работников строительных организаций по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами.
В связи с этим целесообразно привлечь внимание руководителей и специалистов отделов труда и заработной платы, а также работников сметных отделов строительных организаций к вопросам формирования ФОТ в сметах и договорных ценах при заключении контрактов на строительство объектов, а также выполнения рекомендаций, приведенных в новом Отраслевом соглашении.
Литература
1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (ч. 1) от 30.11.1994 N 51-ФЗ.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (ч. 2) от 26.01.1996 N 14-ФЗ.
4. Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда".
5. Постановление Правительства РФ от 20.11.2008 N 870 "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда".
6. Федеральное отраслевое соглашение по строительству и промышленности строительных материалов Российской Федерации на 2011-2013 гг., зарегистрировано 2 февраля 2011 г.
7. Строительство в России. 2010. Стат. сб. / Росстат. - М., 2010. - 220 с.
8. Россия в цифрах. 2010. Крат. стат. сб. / Росстат. - М., 2010. - 558 с.
В. Фокин,
канд. экон. наук,
профессор ГАСИС
"Нормирование и оплата труда в строительстве", N 6, июнь 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормирование и оплата труда в строительстве"
Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-15424 от 9 июня 2003 г.
Почтовый адрес редакции: 125040, Москва, а/я 1, ИД "ПАНОРАМА"
С полным содержанием журнала можно ознакомиться на сайте www.panor.ru