Комментарий к письму Минфина России от 01.06.2011 N 03-11-06/2/86
Расходы на угощение для клиентов не учитываются при исчислении налоговой базы у хозяйствующих субъектов, находящихся на УСН. Наличие документального подтверждения таких затрат, а также их экономическая обоснованность, по мнению Минфина России, ситуации не меняет.
Многие компании для улучшения взаимоотношений с клиентами приобретают чай, кофе, печенье, сахар и другие продукты питания, которые в дальнейшем будут бесплатно выставлены для представителей других организаций. Позиция специалистов относительно учета таких угощений однозначна, а в судебной практике подобные вопросы не рассматривались.
Чиновники разъясняют, что затраты на приобретение таких товаров не уменьшают налогооблагаемую базу у организаций, применяющих УСН "доходы минус расходы". Такая позиция выражена, в частности, в письмах УФНС по г. Москве от 21.01.2011 N 16-15/005285 и Министерства финансов РФ от 31.07.2003 N 04-02-05/3/61). В перечне расходов налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, упоминаний о затратах на приобретение чая, кофе, сахара и прочих продуктов отсутствует (п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Конечно, можно было бы попытаться списать такие израсходованные средства на представительские расходы. Однако, по мнению Минфина России, изложенному в опубликованном письме, перечень представительских расходов закрыт и такие издержки там не поименованы. Специалисты финансового министерства сделали выводы, что хозяйствующие субъекты, применяющие УСН, расходы на кофе-брейк учесть в налоговой базе не могут.
Общеустановленные правила
Отметим, что налогоплательщики, находящиеся на общей системе налогообложения, такие затраты принять к учету в составе представительских расходов тоже не могут. Поясним почему. К представительским расходам относят затраты, на прием и обслуживание представителей других компаний, участвующих в переговорах и участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика. Причем место проведения таких мероприятий значения не имеет (п. 2 ст. 264 НК РФ). Перечень представительских затрат является закрытым и поименован в указанной статье Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ). К ним относят:
- проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для лиц, участвующих в переговорах;
- транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения мероприятия и обратно, а также заседания руководящего органа;
- буфетное обслуживание во время переговоров;
- оплату услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода.
Такие затраты включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4 процента от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период.
Судьи против инспекторов
Напомним, что организации вправе уменьшить полученные доходы на сумму произведенных расходов. Но только в том случае, если таковые соответствуют критериям признания расходов, установленным в пункте 1 статьи 252 НК РФ. А именно, если они документально подтверждены, экономически целесообразны и направлены на деятельность, связанную с получением дохода.
В актах Конституционного Суда (определение от 04.06.2007 N 320-О-П) и Пленума ВАС (постановление от 12.10.2006 N 53) указано, что обоснованность налоговой базы должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности. При этом необходимо помнить, что обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата, в силу принципа свободы экономической деятельности (часть первая ст. 8 Конституции РФ). Налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность.
При этом обязанность обосновывать экономическую нецелесообразность возлагается на налоговый орган.
Открытый перечень
Ко всему прочему приобретение угощений создает благоприятные условия для ведения бизнеса, привлечения клиентов, то есть направлено на получение дохода и их можно учесть на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ, как другие расходы, связанные с производством и реализацией, при условии, что они документально подтверждены и обоснованы.
Исходя из вышесказанного понятно, что независимо от применяемой системы налогообложения, учет таких расходов приведет к возникновению споров с контролирующими органами. На наш взгляд, лучше придерживаться позиции налоговых ведомств и не принимать к учету такие затраты, как бы этого ни хотелось.
Учет у контрагентов
Интересно, что и у партнеров, которые оплатили ваши услуги, могут возникнуть вопросы со списанием части оплаты по сделке. А именно с той ее составляющей, что якобы приходится на угощения. Во всяком случае, если в договоре соответствующее упоминание имеется.
Так, если в контракте оговорено, что во время перерывов, например, на семинаре организатор угощает слушателей "бесплатными" кофе, чаем, печеньем и подобными явствами, то налоговые инспекторы, скорее всего, начнут придираться к отражению в составе расходов полной стоимости за образовательный курс.
Данная позиция, безусловно, весьма спорная. Ведь контролерам, как минимум, придется еще как-то рассчитать, а затем и обосновать, конкретную сумму угощений.
Есть способ и вовсе не провоцировать ИФНС. Достаточно попросту не прописывать в контракте обязанность принимающей стороны угощать партнеров.
"Консультант. Комментарии к документам для бухгалтера", N 16, август 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант. Комментарии к документам для бухгалтера"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации: ПИ N ФС77-31559 от 04.04.08.