Комментарий к письмам Минфина России от 09.06.2011 N 03-11-06/3/65 и от 10.06.2011 N 03-11-06/3/66
Минфин России в очередной раз разъяснил некоторые нюансы применения ЕНВД в отношении автотранспортных перевозок. Во-первых, для применения ЕНВД фирма должна сама организовывать перевозки, а не сдавать машины в аренду третьим лицам. Во-вторых, если заключается договор не перевозки, а аренды транспорта с экипажем, ЕНВД применять нельзя.
Аренда транспорта - не для ЕНВД
Ситуация, рассмотренная в первом из опубликованных писем, такова. Фирма занималась грузопассажирскими перевозками. Некоторые из машин использовались непосредственно перевозчиком, другие автомобили сдавались в аренду третьим лицам, которые также перевозили людей и грузы. Как быть с налоговым режимом?
Исходя из вывода финансистов, организации придется состоять на двух налоговых режимах и вести раздельный учет. Ведь автотранспортные перевозки подлежат ЕНВД (подп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). Причем перевозками должна заниматься непосредственно фирма. Если же транспортные средства сдаются в аренду, то возникает уже новый вид деятельности. И доход образуется не от перевозок, а от арендных платежей. Поскольку передача в аренду транспортных средств не подлежит ЕНВД, по данному виду деятельности необходимо состоять либо на общем режиме налогообложения, либо на УСН.
Немаловажно знать, что для применения "вмененки" пользоваться для перевозок можно максимум 20 машинами. Если часть транспортных средств используются в иных целях (служебные поездки, командировки), то такие машины не участвуют в формировании налоговой базы. Автомобили, переданные в аренду, также не влияют на сумму налога. Например, фирма использует для перевозок 15 машин и еще 10 сдает в аренду. ЕНВД будет платиться исходя из 15 машин.
Кстати, о расчете ЕНВД. При грузоперевозках физическим показателем является количество грузовиков, каждому из которых установлена базовая доходность в размере 6000 рублей в месяц. Физическим показателем для легковых автомобилей служит количество посадочных мест, и базовая доходность в размере 1500 рублей в месяц исчисляется с каждого пассажирского места (п. 3 ст. 346.29 НК РФ).
Различаем перевозки и аренду с экипажем
Перейдем ко второму комментируемому письму. В нем рассмотрена ситуация, когда фирма передает в аренду транспортное средство с экипажем. Следует ли применять ЕНВД?
Минфин России дал отрицательный ответ, и вот почему.
При автотранспортных услугах заключается договор перевозки. Цель контракта - доставка пассажиров или грузов из пункта А в пункт Б. А когда заключается договор аренды транспортного средства с экипажем, арендатор становится временным владельцем машины и может попросить водителя поехать куда угодно. Кроме того, договор перевозки предполагает разовую поездку, а договор аренды машины с водителем может быть заключен на любой срок. Поэтому при аренде транспортного средства с экипажем нельзя использовать "вмененный" налог.
Иногда фирмы заключают с клиентами договоры обоих типов. Тогда от совмещения налоговых режимов и раздельного учета не уйти.
Если организация не желает вести такую "двойную бухгалтерию", можно постараться переквалифицировать договор аренды транспорта с экипажем в договор перевозки. Но тогда налоговые органы вполне могут заявить, что вид договора не соответствует его экономической сущности. А это чревато налоговыми санкциями.
Как мы уже упоминали, арендовать машину с экипажем можно на длительный срок, установленный условиями договора. Если при таком раскладе пользоваться договором перевозки, то придется на каждую поездку заключать отдельный контракт. Ничего незаконного, по нашему мнению, в таких действиях нет, но мало кому захочется иметь дело с большим количеством однотипных "бумаг", когда есть возможность заключить единичный договор другого типа.
Все же не советуем перевозчикам рисковать и уклоняться от налогов путем переквалификации договоров. Налоговая экономия выйдет не настолько существенная, чтобы подвергать себя опасности денежных санкций и споров с инспекторами.
"Консультант. Комментарии к документам для бухгалтера", N 16, август 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант. Комментарии к документам для бухгалтера"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации: ПИ N ФС77-31559 от 04.04.08.