Учет средств целевого финансирования: внутриуниверситетский стандарт
Представлен внутриуниверситетский стандарт учета бюджетных средств, направляемых в рамках целевых программ. Показана роль учетной политики Университета и его отдельных подразделений в организации учета.
Аудит средств целевого финансирования предполагает наличие глубоких знаний механизма, позволяющего формировать и расходовать эти средства по каждому финансируемому объекту и всем статьям сметы. Поэтому особое внимание необходимо уделить методологии бухгалтерского учета согласно российским стандартам. В связи с этим трудно переоценить качество внутрихозяйственных стандартов, на основании которых строится учетная политика.
В университетах - национальных исследовательских центрах средства целевого финансирования весьма разнообразные. Аудиторская проверка в таких организациях должна быть направлена в первую очередь на исследование внутрихозяйственных учетных стандартов.
Бюджетным кодексом Российской Федерации утверждены принципы формирования бюджетной системы страны, одним из которых является принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, означающий, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. К целевому финансированию относятся средства, получаемые организацией на строго определенные цели: научно-исследовательские работы, подготовку кадров и др.
Источниками целевого финансирования, в частности, являются:
ассигнования из бюджета;
взносы физических лиц;
средства, поступающие от других организаций;
средства фондов специального назначения.
Для того чтобы повысить эффективность реализации целевых программ и усилить контроль за рациональным использованием финансовых средств, целесообразно разработать внутрифирменный стандарт учета финансовых средств, направляемых в рамках целевых программ.
Рассмотрим содержание такого стандарта на примере Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского - Национального исследовательского университета.
Анализ объемов финансирования научных исследований Университета за последние несколько лет позволяет сделать вывод о положительной динамике развития научного сектора и существенном увеличении финансовых потоков, осуществляемых в рамках целевых программ. Почти по всем показателям отмечается заметный рост. Так, объем финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в 2010 г. по сравнению с 2008 г. увеличился на 75%, значительно возросло число работников вуза, защитивших диссертации, выросла публикационная активность научно-педагогических работников Университета. В таблице представлена динамика объема финансовых средств, поступивших на проведение НИР, в 2006-2010 гг.
Учетная политика Университета утверждается внутренними нормативными документами и должна содержать ряд приложений, в том числе рабочий план счетов бухгалтерского учета, документооборот и формы внешней бухгалтерской отчетности, разработанные на основе образцов, рекомендованных Минфином России. В числе приложений - дополнительно подготовленные специалистами Университета формы первичных учетных документов, детальные методики для ведения учета. Важно, чтобы формируемая учетная политика полностью соответствовала нормам действующего законодательства и учетным стандартам. В соответствии с внутриуниверситетским стандартом учета в вузе организованы специальные службы, утверждены регламенты их взаимодействия, графики документооборота, унифицированные формы сбора и обработки первичной информации.
В составе Управления финансов, учета и отчетности (УФУиО) Университета создан отдел анализа и бюджетирования, который совместно с отделом налогового учета занимается вопросами методологии и организации бухгалтерского учета. Учет по каждому виду целевых средств ведется в разрезе проектов грантов, тем и договоров в соответствии с действующими положениями бухгалтерского учета и учетной политикой Университета.
Целевые средства включают международные гранты, российские гранты, целевые договоры и прочие безвозмездные поступления. Поступление и расходование средств учитывается по сметам доходов и расходов по каждому проекту гранта или теме. Если сметы расходов предусматривают закупки материалов и оборудования, то следует учитывать проведение конкурсных процедур в соответствии с Федеральным законом от 21.07.05 г. N 94-ФЗ.
Финансирование НИОКР в ННГУ им. Н.И. Лобачевского за 2006-2010 гг.
Годы | Объем финансовых средств на проведение НИОКР, млн. руб. | Рост, % к 2006 г. |
2006 | 198 | 100 |
2007 | 238 | 120 |
2008 | 240 | 121 |
2009 | 296 | 149 |
2010 | 420 | 212 |
Основная сфера деятельности вуза финансируется за счет бюджетных ассигнований и иных источников (грантов, субсидий, пожертвований, иных целевых средств, договоров с физическими лицами на оказание услуг в сфере платного образования и т.д.). Кроме того, некоторые программы могут иметь смешанное финансирование либо предполагают софинансирование со стороны других вузов. В связи с этим представляется весьма актуальной тщательная подготовка учетной политики с целью правильной классификации всех видов доходов и расходов в соответствии с синтетическим и аналитическим учетом, который регламентируется учетной политикой для целей бухгалтерского учета, а также определения соответствующего режима налогообложения для каждого вида доходов.
Грамотно составленная учетная политика вуза обеспечивает прозрачность и достоверность учета, оптимизацию объемов и сроков налоговых платежей, снижение трудоемкости и унификацию учетных процедур. При этом регламентируется деятельность бухгалтерии, а также (прямо или косвенно) деятельность всего Университета в целом и отдельных его подразделений в частности. От правильного понимания значения учетной политики, ее содержания, раскрытия в ней информации во многом зависит экономическая эффективность деятельности вуза.
Учет финансовых средств в рамках целевых программ ведется в соответствии с Положением по учету расходов и организации документооборота в управлении финансов, учета и отчетности по исполнению программы развития Университета. Данное Положение содержит схемы типовых бухгалтерских записей по учету хозяйственных операций, регистры аналитического учета и график документооборота между подразделениями Университета в процессе реализации целевых программ.
В рамках целевых программ, как правило, утверждается ряд мероприятий и несколько направлений расходования финансовых средств. На каждое мероприятие устанавливаются лимиты финансирования. В реализации целевых программ участвуют подразделения или виртуальные структуры, состоящие из нескольких подразделений Университета. Поскольку финансирование мероприятий может осуществляться из разных источников, необходимо отслеживать выполнение мероприятий и целевого использования средств, что осуществляется с помощью регистров аналитического учета, который содержит название программы, год ее реализации, номер мероприятия, название подразделения и источник финансирования.
Контроль за использованием полученных финансовых средств согласно целевому назначению, анализ фактического выполнения мероприятий, включенных в программу развития Университета, расходования бюджетных средств и средств софинансирования осуществляет УФУ и О. Он также предоставляет текущую информацию о планировании, закупках, расходовании средств, формирует финансовые отчеты для внутренних пользователей.
Для учета кассовых и фактических расходов в рамках проектов в Университете функционирует отдел целевого финансирования и научно-исследовательских работ (ЦФ и НИР). Специалист отдела ЦФ и НИР отслеживает с помощью аналитического учета исполнение отдельных мероприятий и программы в целом, соотносит внутриуниверситетские приказы с производимыми расходами, поскольку данные приказы устанавливают лимит финансовых средств по конкретным мероприятиям или программам и количество средств на закупку оборудования, проведение семинаров, повышение квалификации и т.д. В отделе ЦФ и НИР комплектуются отчетные документы по всем программам, которые после сверки с отделом анализа и бюджетирования представляются главному бухгалтеру. Также регистрируются и хранятся первичные документы по финансово-хозяйственной деятельности в рамках проектов.
Специалисты планово-финансового отдела (ПФО) занимаются составлением и утверждением смет доходов и расходов по программам, вносят изменения и уточнения с учетом финансовой деятельности Университета. Поскольку некоторые сметы расходов предусматривают закупку материалов и оборудования, специалисты ПФО организуют работу по формированию заявок на товары, работы и услуги для нужд вуза. После утверждения лимитов по закупкам заявки корректируются в соответствии с этими лимитами.
К работе по реализации целевых программ подключен отдел закупок. Специалисты данного отдела разрабатывают конкурсную документацию на проведение закупок в рамках проектов и размещением ее на официальном сайте. Заказ на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг включает ряд последовательных этапов: прогнозирование, планирование и формирование, размещение, исполнение и контроль.
В Университете создано несколько комиссий по отдельным направлениям закупок:
вычислительная техника и связь;
общехозяйственные нужды и содержание имущества;
деятельность Центра дополнительного образования (ЦДО);
реализация целевых программ;
для научно-исследовательских институтов и комбината питания.
Специалисты комиссий совместно с ответственными по закупкам и экспертами (по необходимости) готовят технические задания (техническую документацию на основе исследования рынка поставщиков. Итогом этой работы являются сформированные конкурсная документация и проекты государственных контрактов.
Дальнейшая работа и ответственность по проведению конкурсных процедур, заключению государственных контрактов и исполнению обязательств по ним возложена на отдел закупок, отдел анализа и бюджетирования, отдел обработки первичной документации, отдел маркетинга. В частности, специалисты отдела маркетинга разрабатывают график размещения заявок на аукционах, конкурсах, отслеживают цены на рынке поставщиков. С победителями конкурсных процедур проводится соответствующая работа до заключения контракта, с поставщиками - до полного исполнения контрактов. Заключенные по итогам размещения заказов государственные контракты регистрируются и хранятся у ведущего документоведа. Он принимает и хранит документацию материально ответственных лиц.
Контроль за соблюдением правил бухгалтерского и налогового учета при учете расходов, произведенных в рамках проекта, осуществляет отдел налогового учета. Специалисты отдела контролируют обоснованность отнесения производственных расходов на статьи учета затрат либо на формирование стоимости основных средств.
Таким образом, внутриуниверситетский стандарт учета обеспечивает:
обоснование расходов;
контроль за рациональным использованием финансовых средств;
осуществление платежей в режиме текущего времени в целях соблюдения норм Закона N 94-ФЗ.
Кроме того, от работы представленной схемы учета зависит, получит ли Университет товары, работы или услуги соответствующего качества и по более низкой цене.
Литература
1. Аудит: Учеб. пособие / Под ред. Ю.А. Данилевский, С.М. Шапигузов и др. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002.
2. Аудит: Учеб. для вузов / В.И. Подольский, А.А. Савин и др. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Аудит, 2003.
3. Бондаренко В.И. Понятие существенности в аудите // Аудитор. - 2002. - N 10.
4. Газарян А., Соболева Г. Современная практика расчета уровня существенности // Бухгалтерский учет. 2005. - N 4.
5. Мерзликина Е.М., Никольская Ю.П. Аудит: Учеб. - 3-изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2006.
6. Орлова Е.А. Организационные аспекты бухгалтерского учета в НИУ// Вестник ННГУ. - 2011. - N 1.
7. Скобара В.В. Аудит: методология и организация. - М.: Дело и сервис, 1998.
8. Теория бухгалтерского учета. Учеб. пособие/ Е.А. Мизиковский, С.А. Кемаева и др. - М.: Изд-во "Экономишь", 2006.
9. Шеремет А.Д. Аудит: Учеб. пособие. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Инфра-М, 2005.
Е.А. Мизиковский,
доктор экономических наук,
профессор Нижегородский государственный университет
им. Н.И. Лобачевского - Национальный исследовательский университет
Е.А. Орлова,
главный бухгалтер Нижегородский государственный университет
им. Н.И. Лобачевского - Национальный исследовательский университет
"Аудиторские ведомости", N 7, июль 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Аудиторские ведомости"
Учредители: Аудиторская палата России, Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ
Международный еженедельник "Финансовая газета"
Издатель: Международный еженедельник "Финансовая газета"
Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати 31 января 1997 г.
Свидетельство о регистрации N 015676
Адрес редакции: 103006, Москва, ул. Ткацкая, 17а