Суды сделали правильный вывод о соблюдении ответчиками законодательства при уведомлении общества о продлении сроков проведения проверки
Общество обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным бездействий налоговой инспекции и главного государственного налогового инспектора отдела выездных проверок налоговой инспекции (далее - должностное лицо), выразившихся в неознакомлении общества с решением налоговой инспекции.
Решением суда первой инстанции от 23 августа 2010 г., оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 29 ноября 2010 г., в удовлетворении заявления было отказано.
Общество подало кассационную жалобу в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа, который в своем постановлении от 07.04.11 N Ф07-1494/2011 по делу N А42-1360/2010 определил следующее.
Решением налоговой инспекции была назначена выездная налоговая проверка общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов, а также страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 1 января 2006 г. по 31 декабря 2008 г.
Решением Управления от 26.11.09 N 12 срок проведения выездной налоговой проверки общества был продлен до 30 декабря 2009 г. С указанным решением представитель общества, действовавший на основании доверенности, был ознакомлен 27 ноября 2009 г., в тот же день ему была вручена копия данного решения, а 1 декабря 2009 г. копия указанного решения была повторно вручена уполномоченному представителю общества.
Общество посчитало, что налоговая инспекция допустила незаконное бездействие, выразившиеся в неознакомлении должностных лиц общества с решением Управления от 26.11.09 N 12, и обратилось в арбитражный суд.
Суды обеих инстанций, отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований, указали на отсутствие в доверенности ограничений в праве представителя общества на ознакомление с документами и получение документов, а также на то, что порядок и срок уведомления общества о принятии решения о продлении срока проведения выездной налоговой проверки законодательно не закреплены, в связи с чем налоговый орган и его должностное лицо не нарушили права налогоплательщика и обеспечили его правом на получение решения налогового органа и уведомление относительно проведения дальнейших мероприятий налогового контроля.
Кассационная инстанция сочла такую позицию судов правильной с учетом следующих обстоятельств.
В соответствии с п. 1 ст. 89 НК РФ выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.
В случае если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.
Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев. Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (Федеральной налоговой службой).
Основаниями продления срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки могут являться: проведение проверок налогоплательщика, отнесенного к категории крупнейших; получение в ходе проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента нарушений законодательства о налогах и сборах и требующей дополнительной проверки; наличие форс-мажорных обстоятельств (затопление, наводнение, пожар и т.п.) на территории, где проводится проверка; проведение проверок организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений; непредставление налогоплательщиком, плательщиком сбора, налоговым агентом в установленный в соответствии с п. 3 ст. 93 НК РФ срок документов, необходимых для проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки и др.
Необходимость и сроки продления выездной (повторной выездной) налоговой проверки определяются исходя из длительности проверяемого периода, объемов проверяемых и анализируемых документов, количества налогов и сборов, по которым назначена проверка, количества осуществляемых проверяемым лицом видов деятельности, разветвленности организационно-хозяйственной структуры проверяемого лица, сложности технологических процессов и др.
Для продления срока проведения выездной налоговой проверки налоговым органом, проводящим проверку, в вышестоящий налоговый орган направляется мотивированный запрос о продлении срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки.
Решение о продлении срока выездной (повторной выездной) налоговой проверки принимает руководитель (заместитель руководителя) Федеральной налоговой службы в случаях продления срока повторной выездной налоговой проверки, проводимой управлением Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, при продлении срока выездной (повторной выездной) налоговой проверки, проводимой Межрегиональной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам, а также при продлении срока выездной (повторной выездной) налоговой проверки, проводимой Федеральной налоговой службой. В этом случае мотивированный запрос о продлении срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки представляется руководителю (заместителю руководителя) Федеральной налоговой службы руководителем проверяющей группы (бригады). В остальных случаях решение о продлении срока выездной (повторной выездной) налоговой проверки принимает руководитель (заместитель руководителя) управления Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации.
Решением Управления от 26.11.09 N 12 был продлен срок выездной проверки до 30 декабря 2009 г. в связи с осуществлением мероприятий налогового контроля, значительным объемом документооборота, трехлетним проверяемым периодом и проведением выездной проверки по всем налогам и сборам.
Решение Управления от 26.11.09 N 12 было оспорено обществом в судебном порядке. Решением Арбитражного суда Мурманской области от 13 апреля 2010 г. по данному делу, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции, требование общества о признании недействительным указанного решения было оставлено без удовлетворения.
Судами обеих инстанций обоснованно не принята во внимание ссылка общества на то, что решение Управления от 26.11.29 N 12 не доведено до него надлежащим образом. Представитель по доверенности 27 ноября 2009 г. был ознакомлен с решением Управления от 26.11.09 N 12.
Согласно п. 1 ст. 26 НК РФ, налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено НК РФ. Законными представителями налогоплательщика - организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов.
Пунктами 1 и 3 ст. 29 НК РФ установлено, что уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.
Исходя из положений ст. 29 НК РФ и ст. 185 ГК РФ, надлежаще оформленная доверенность должна быть выдана за подписью руководителя организации с приложением печати этой организации. В доверенности должно быть оговорено полномочие представлять интересы организации в отношениях с налоговыми органами. При этом требования о специальном указании в доверенности на наличие полномочий на получение документов в налоговом органе законодательство не содержит.
Решение Управления от 26.1 1.09 N 12 получено представителем общества 27 ноября 2009 г.
Судами также установлено и обществом не оспаривается, что 1 декабря 2009 г. указанное решение было повторно вручено уполномоченному представителю общества.
Ссылка подателя жалобы относительно вручения обществу спорного решения только 1 декабря 2009 г. является несостоятельной, поскольку суды пришли к правильному выводу об отсутствии ограничений в доверенности у представителя на право ознакомления с решением о продлении срока проведения выездной налоговой проверки и получение копии такого решения.
Таким образом, налоговой инспекцией и ее должностным лицом не нарушены права налогоплательщика на получение решения налогового органа и уведомление относительно проведения дальнейших мероприятий налогового контроля.
"Официальные материалы для бухгалтера. Комментарии и консультации", N 7, июль 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Официальные материалы для бухгалтера. Комментарии и консультации"
Издательский дом "Бухгалтерский учет"
Издание зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-34182 от 20 ноября 2008 г.
Адрес редакции: 127006, Москва, Садовая-Триумфальная ул., д. 4/10
Телефон (495) 699-99-22