О готовящихся изменениях в порядок аттестации рабочих мест по условиям труда
В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации прямой обязанностью работодателей является создание безопасных условий труда. Задача государства - устанавливать минимальные гарантии и контролировать их обеспечение, гарантии более высокого уровня - итог коллективных переговоров. Аттестация рабочих мест по условиям труда становится основой, краеугольным камнем проводимых в сфере охраны труда реформ и является первым шагом при проведении оценки рисков. По результатам аттестации назначаются либо отменяются компенсации за работу во вредных и/или опасных условиях труда.
До настоящего времени аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в соответствии с "Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда", утвержденным приказом Минздравсоцразвития N 569 от 31 августа 2007 г. В госинспекции труда работодателями предоставляется информация по аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях. Так, в Российской Федерации за 2009 г. в десяти тысячах организаций с количеством работников свыше 1 тыс. человек была проведена аттестация 538 тыс. рабочих мест с количеством работников 768 тыс. человек, занятых на этих рабочих местах.
Уровень проведения аттестации рабочих мест самый высокий в Уральском федеральном округе - 98% от общего количества рабочих мест и самый низкий - Северо-Западный Федеральный округ - 57%, причем в таких областях, как Калининградская, он составил 22%, в Новгородской - 27,8%. По данным Роструда, около полумиллиона работников заняты на рабочих местах с вредными и (или) опасными классами условий труда и (или) не соответствующими по обеспеченности средствами индивидуальной защиты.
Следует отметить, что как многие бизнесмены, так и эксперты по трудовым отношениям иначе как "способом зарабатывания денег" компаниями, предоставляющими услуги аттестации, не называют. Так, бизнес-ассоциации "Опора России" и "Деловая Россия" аттестацию рабочих мест ставят в список особо затратных статей для бизнеса.
Действующий порядок аттестации и аккредитации фирм, занимающихся аттестацией, исследуется экспертами в рамках института оценки регулирующего воздействия и по ним проводятся публичные консультации с бизнесом. В ходе проведенных в феврале общественных слушаний, в которых приняли участие представители Минздравсоцразвития России и организаций, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда, отмечено, чтобы государство отслеживало, как соблюдаются минимальные гарантии, в том числе по режиму работы, по характеру предоставления СИЗ, компенсациям за работу во вредных условиях труда, появилась необходимость в актуализированной системе аттестации рабочих мест.
Требования к аттестующим организациям должны возрастать, что необходимо для формирования сообщества независимых профессионалов в области аттестации рабочих мест. Необходимо осуществлять проверки компаний, вошедших в Реестр, на предмет качества оказываемых услуг, а недобросовестные организации будут удаляться с рынка. Кроме того, к ответственности будут привлечены и те организации, которые не имеют аккредитации, но продолжают оказывать услуги по аттестации, делая вид, что они только замеряют, а результаты оформляет сам работодатель.
Сама по себе аттестация рабочих мест, то есть подтверждение соответствия рабочих мест санитарным, профессиональным и прочим нормам, малопопулярна. По данным Координационного совета по охране труда и проблемам управления профессиональными рисками, только 10% предприятий, в основном с иностранными инвестициями, проводят аттестацию рабочих мест в полном объеме и на достаточном техническом и организационном уровне, половина же предприятий подходит к аттестации формально и под давлением трудинспекций. За непрохождение аттестации, которая по закону является обязательной, работодатели несут административную ответственность, но размеры штрафов невелики. Должностное лицо может быть оштрафовано на 1-5 тыс. руб., юрлицо - от 30 тыс. до 50 тыс. руб., при повторном нарушении специалистам компании грозит дисквалификация на срок от года до трех лет. Переаттестация из-за проблем в порядке аккредитации соответствующих структур крайне затратная процедура, по сути это неофициальный налог на рабочие места: в среднем стоимость аттестации рабочего места в компании оценивается в сумму около 2-2,5 тыс. руб.
Специалисты настаивают на уточнении порядка аттестации, включая вопросы методики оценки травмоопасности, процесс обоснования установления скидок и надбавок, права и возможности аттестующей организации, трактовки определений и терминов и др.
На начало 2011 г. число рабочих мест, не соответствующих санитарно-гигиеническим нормам, по предварительным данным превысило 30%. Минздравсоцразвития России уже несколько лет предлагает внедрить систему управления профессиональными рисками, суть которой в том, что работодатель платит меньший тариф в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, если у него много "хороших" рабочих мест, и наоборот - платит больше, если условия труда не соответствуют нормам.
Результаты аттестации, естественно, могут быть использованы и для оценки профессионального риска, и поэтому очень важно до конца 2011 г. внести поправки к Трудовому кодексу, которые введут в сферу охраны труда систему управления профессиональными рисками на рабочих местах.
В феврале Минздравсоцразвития России на своем сайте обнародовал проект приказа "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда" и предполагает уже с июля 2011 г. ввести новый порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. Однако эти сроки, на наш взгляд, являются условными, так как принятие приказа требует углубленной проработки и дополнительного согласования в рамках Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Проект новых правил аттестации Минздрава предполагает более четкую процедуру проведения аттестации рабочих мест, а также устанавливает более жесткие условия для аттестующих. Одно из главных новшеств порядка проведения аттестации - ввод в аттестационную комиссию дополнительного независимого эксперта: документ определяет, что в комиссию входит представитель профсоюза, а не только представители работодателя и аттестующей организации, как в действующем порядке. Так, по данным опроса, в целом бизнес вряд ли будет удовлетворен изменениями порядка аттестации: ее может проводить только организация, аккредитованная при Минздравсоцразвития России, в документе прямо указано, что она должна быть "неаффилированным лицом по отношению к работодателю".
Предлагаемый Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда устанавливает требования к проведению, оформлению и использованию результатов аттестации. Его требования распространяются на работодателей - юридических и физических лиц (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), (далее - работодатель), а также на организации, оказывающие услуги по проведению аттестации рабочих мест (далее - аттестующая организация) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
Результаты аттестации используются в целях:
- разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;
- установления работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда;
- информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, компенсациях;
- контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;
- оценки профессионального риска;
- обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, прошедшими обязательную сертификацию или декларирование соответствия, а также средствами коллективной защиты;
- подготовки статистической отчетности об условиях труда и компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда;
- подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
- подготовки контингентов и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям) работников;
- установления скидок (надбавок) к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, а также при установлении диагноза профессионального заболевания;
- рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда работников;
- санитарно-бытового и медицинского обеспечения работников в соответствии с требованиями охраны труда;
- обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников;
- обоснования принятия решения о приведении в соответствие наименований должностей, профессий или специальностей и квалификационных требований к ним наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках;
- обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда у работодателя, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- сбора и обработки информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей.
Аттестацию проводят совместно работодатель и аттестующая организация, привлекаемая работодателем для выполнения работ по аттестации на основании договора гражданско-правового характера.
При проведении аттестации работодатель вправе требовать от аттестующей организации:
- документального подтверждения аккредитации на право оказывать услуги в области охраны труда в части проведения аттестации рабочих мест путем предоставления уведомления (копии уведомления) о включении аттестующей организации в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда;
- проведения измерений и оценки в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.
Сроки проведения аттестации устанавливаются работодателем исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет. Аттестация вновь организованных рабочих мест должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию.
Оценка соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда включает в себя:
- оценку соответствия условий труда гигиеническим нормативам;
- оценку травмоопасности рабочих мест;
- оценку обеспеченности работников СИЗ;
- комплексную оценку условий труда на рабочих местах.
Комплексная оценка состояния условий труда на рабочем месте включает в себя результаты оценок:
- класса (подкласса) условий труда, установленного по результатам оценки соответствия условий труда гигиеническим нормативам, утвержденным в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
- класса условий труда по травмоопасности;
- обеспеченности работников СИЗ.
При соответствии условий труда на рабочем месте гигиеническим нормативам, невыявлении при оценке травмоопасности рабочего места несоответствия требованиям охраны труда и соответствии рабочего места требованиям обеспеченности работников СИЗ рабочее место признается аттестованным с комплексной оценкой условий труда "соответствует государственным нормативным требованиям охраны труда".
При несоответствии условий труда на рабочем месте гигиеническим нормативам и (или) выявлении при оценке травмоопасности рабочего места несоответствия рабочего места требованиям охраны труда, и (или) несоответствии требованиям обеспеченности работников СИЗ рабочее место признается аттестованным с комплексной оценкой условий труда "не соответствует государственным нормативным требованиям охраны труда".
При отнесении условий труда на рабочем месте к классу 4 (опасному) работодателем незамедлительно разрабатывается и реализуется комплекс мер, направленных на снижение уровня воздействия опасных факторов производственной среды и трудового процесса либо на уменьшение времени их воздействия.
Оценка вредных и (или) опасных производственных факторов на аналогичных рабочих местах производится на основании данных, полученных при аттестации 20% таких рабочих мест по условиям труда от общего числа рабочих мест (но не менее двух).
При выполнении на рабочем месте работ, не содержащихся в квалификационной характеристике конкретной профессии (должности), но включенных приказом работодателя или трудовым договором в должностные обязанности работника этой профессии (должности), оценке подлежат все виды работ, выполняемые работником на данном рабочем месте.
Результаты аттестации оформляются в виде отчета об аттестации, содержащего:
- приказ о создании аттестационной комиссии и утверждении графика проведения работ по аттестации;
- перечень рабочих мест, подлежащих аттестации по условиям труда;
- карты аттестации рабочего места по условиям труда, оформленные в соответствии с инструкцией по заполнению карты аттестации рабочего места по условиям труда с протоколами измерений и оценок;
- сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, образец которой предусмотрен приложением N 6 к Порядку;
- сводную таблицу классов условий труда, установленных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, компенсаций, которые необходимо в этой связи устанавливать работникам, образец которой предусмотрен приложением N 7 к Порядку;
- план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда;
- протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (итоговый);
- сведения об аттестующей организации с приложением копии документов на право проведения измерений и оценки аттестующей организацией (аттестат аккредитации и область аккредитации испытательной лаборатории, копия уведомления о включении в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги по аттестации);
- протоколы заседаний аттестационной комиссии;
- заключение(я) по итогам государственной экспертизы условий труда (при наличии);
- предписание(я) должностных лиц о выявленных нарушениях Порядка (при наличии).
Для того чтобы выполнить положения Трудового кодекса Российской Федерации и проводить аттестацию 1 раз в 5 лет, необходимо ежегодно аттестовывать порядка 6 млн. рабочих мест. Сложившая ситуация свидетельствует о том, что у работодателя в сформировавшейся системе отношений нет заинтересованности в проведении аттестации рабочего места. Мероприятия по приведению условий труда на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, основанные на аттестации рабочих мест по условиям труда, требуют существенных финансовых затрат.
На первое место выходит достоверность проведения указанных оценок и, соответственно, компетентность и независимость организаций, оказывающих услуги в области охраны труда. Поэтому очень важно увязать аттестацию рабочего места с экономическими интересами работодателя, чтобы ему было выгодно заниматься аттестацией рабочего места, чтобы он не воспринимал затраты на аттестацию рабочих мест по условиям труда как обычное обременение, которое создает ему государство в виде требований, сформулированных Трудовым кодексом Российской Федерации.
Для того чтобы создать экономический стимул, необходимо увязать возможности управления расходами на предприятии, управления себестоимостью, связанной с затратами на произведенную продукцию именно по направлению охраны труда, с экономией по фонду оплаты труда.
Необходимо, чтобы работодатель видел, что проведение аттестации рабочего места, выявление рабочих мест, не имеющих вредных или опасных факторов, может приводить к тому, что работники, формально, по спискам относящиеся к категориям, требующим дополнительных расходов, могут выводиться из этих категорий.
Задача заключается в том, чтобы создать нормативно-правовой механизм, позволяющий перейти от списков к конкретной оценке состояния рабочего места, и, в зависимости от этого состояния, строить соответствующую систему компенсаций.
Одним из механизмов, обеспечивающих подтверждение компетентности организаций в сфере оказания услуг в области охраны труда, является объективная аккредитация аттестующих организаций.
Ответственность за проведение аттестации, достоверность и полноту предоставления информации в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации возлагается на работодателя.
Результаты оценки условий труда на конкретном рабочем месте должны служить как для разработки стратегии по их улучшению, так и для определения причитающихся работникам, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда, дополнительных выплат и компенсаций. Сейчас ТК РФ (ст. 92, 117 и 147) предоставляет таким работникам сокращенную рабочую неделю (36 часов), право на ежегодный дополнительный отпуск и повышенную зарплату.
О.П. Фролов,
канд. экон. наук, заслуженный экономист РФ
"Охрана труда и техника безопасности в строительстве", N 6, июнь 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Охрана труда и техника безопасности в строительстве"
Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-15716 от 20 июня 2003 г.
Почтовый адрес редакции: 125040, Москва, а/я 1, ИД "ПАНОРАМА"
С полным содержанием журнала можно ознакомиться на сайте www.panor.ru