Оценка НЗП при выполнении капитального ремонта управляющими компаниями
Бухгалтерскому учету доходов и расходов при осуществлении операций по капитальному ремонту многоквартирных домов была посвящена одна из статей нашего журнала*(1). В ней были обозначены основные принципы формирования доходов и расходов управляющих компаний (УК) по краткосрочным договорам на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, заключенных с собственниками помещений. За рамками упомянутой статьи остались вопросы учета и оценки НЗП при выполнении управляющей организацией строительных работ как краткосрочного, так и долгосрочного характера. Этот пробел необходимо восполнить.
Общие положения о возникновении и оценке НЗП при выполнении работ
Согласно п. 63 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности*(2) к незавершенному производству (НЗП) относится продукция (работы), не прошедшая всех стадий (фаз, переделов), предусмотренных технологическим процессом, а также изделия неукомплектованные, не прошедшие испытания и технической приемки. Из данного определения (единственного на сегодняшний день) следует, что при выполнении работ, в том числе по капитальному ремонту многоквартирного дома, УК неизбежно сталкивается с необходимостью учета и оценки НЗП. Правила оценки НЗП приведены в п. 64 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, согласно которому в массовом и серийном производстве НЗП разрешено отражать в бухгалтерском балансе:
- по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости;
- по прямым статьям затрат;
- по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов.
При единичном производстве продукции НЗП отражается в бухгалтерском балансе по фактически произведенным затратам.
Следует отметить, что организациям, выполняющим работы, а не производящим продукцию, необходимо изучать требования данного пункта с учетом специфики своей деятельности. Конечно, при осуществлении определенных работ аналогии между ними и единичным или массовым и серийным производством вполне уместны. Однако деятельность УК в части проведения капитального ремонта в домах, находящихся в их управлении, по мнению автора, некорректно сопоставлять с каким-либо видом производств, упомянутым в п. 64 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. С одной стороны, капремонт отдельного дома - "продукт штучный", а с другой - проведение капитального ремонта подразумевает осуществление на объекте вполне определенных работ, которые в большинстве случаев не уникальны и характерны для большинства МКД конкретного вида, года постройки и т.д., что сближает указанные строительные работы с массовым и серийным производством. Вывод из сказанного следующий. Управляющая организация не обязана оценивать НЗП исключительно по фактически произведенным затратам, поскольку объем работ в рамках проведения капитального ремонта далеко не всегда соответствует признакам единичного производства, поэтому она вправе выбрать любой способ оценки, установленный п. 64 положения для использования в массовом и серийном производстве.
Рассмотрим каждый из данных способов в отдельности, вспомнив, какие затраты составляют фактическую производственную себестоимость работ, как определяется нормативная (плановая) производственная себестоимость и какие затраты собираются по статьям в качестве прямых. Названными терминами ("себестоимость", "прямые затраты") бухгалтер оперирует в процессе своей профессиональной деятельности, однако иногда нелишне освежить базовые знания.
Оценка НЗП по фактической производственной себестоимости
Как известно, фактическую производственную себестоимость образуют затраты, направленные на изготовление (выпуск) продукции, выполнение работ, оказание услуг. При этом существуют понятия полной и сокращенной производственной себестоимости. Сокращенная производственная себестоимость определяется без учета общехозяйственных расходов, полная - с учетом таковых.
Существует мнение, что при оценке НЗП по фактической производственной себестоимости за основу берется именно полная производственная себестоимость продукции (работ), калькулируемая с учетом не только прямых, но и косвенных расходов (в частности, управленческих расходов). Позволим себе не согласиться с такой позицией. Будь правы эксперты, выступающие за то, что оценка НЗП по фактической себестоимости подразумевает калькулирование исключительно полной производственной себестоимости, это означало бы, что организации, выбравшие такой способ оценки НЗП, автоматически лишены права на единовременное списание на финансовый результат управленческих (общехозяйственных) расходов, которое закреплено в п. 9 ПБУ 10/99 "Расходы организации" и Инструкции по применению Плана счетов (см. разд. III "Затраты на производство") для всех хозяйствующих субъектов.
Таким образом, автор убежден, что оценка НЗП по фактической производственной себестоимости доступна для всех организаций независимо от того, как они признают общехозяйственные расходы (рассчитывают себестоимость выполненных работ с учетом управленческих расходов или нет).
Теперь разберемся, в чем суть данного способа оценки НЗП. Она заключается в том, чтобы на отчетную дату НЗП было отражено в бухгалтерском балансе по сумме затрат, понесенных организацией в связи с выполнением данной конкретной единицы работ. Это означает, что на каждую отчетную дату все фактические расходы должны быть собраны, соответствующим образом отражены в учете и распределены по видам работ. Все эти задачи решаются посредством организации синтетического и аналитического учета.
Синтетический учет затрат на производство
Синтетический учет затрат на производство ведется согласно Инструкции по применению Плана счетов на счетах 20-39. В контексте разговора об исчислении фактической себестоимости работ важно, что все производственные затраты делятся на прямые и косвенные. Прямыми являются расходы, непосредственно связанные с выполнением работ, косвенными - расходы, связанные с управлением и обслуживанием деятельности в целом. Прямые расходы (как правило, таковыми являются материальные и трудовые затраты) списываются на счет 20 "Основное производство" с кредита счетов учета производственных запасов, расчетов с работниками по оплате труда и др. Косвенные расходы обобщаются на счетах 25 "Общепроизводственные расходы" и 26 "Общехозяйственные расходы", а затем списываются в дебет счета 20 относительно выбранного организацией базиса между видами выполняемых работ. Как известно, расходы, учтенные на счете 26, могут по выбору организации списываться в дебет счета 20 или же сразу относиться в дебет счета 90 "Продажи" в качестве условно-постоянных расходов. Следует признать, что организации сферы оказания услуг и выполнения работ стараются избежать применения счета 25, чтобы не проводить дополнительных расчетов, и разделить все расходы на этапе их принятия к учету между счетами 20 и 26, порой нарушая все методологические основы учета затрат и калькулирования себестоимости. Однако иногда такие действия вполне оправданны. Поясним сказанное.
Анализ методических положений и инструкций по учету затрат и калькулированию себестоимости продукции различных производств показывает, что разделять затраты на прямые и косвенные следует исключительно по характеру их связи с выпускаемой продукцией (выполняемыми работами). Функциональная роль затрат, целесообразность и прочие признаки и причины не должны оказывать влияние на методику учета затрат. Прямые расходы - это расходы, которые непосредственно связаны с производством конкретного вида продукции (работы), либо расходы, которые относятся к нескольким видам продукции (работ), но имеют пропорциональную связь с объемом действий по выпуску каждого из видов продукции (выполнению каждого из видов работ) и могут быть распределены по признаку прямой связи. Косвенные расходы - это расходы, которые не имеют прямой пропорциональной связи с отдельными продуктами (работами). Вместе с тем одни и те же по своему содержанию расходы в зависимости от типа производства могут быть как прямыми (например, в узкоспециализированном производстве), так и косвенными (в многопрофильном производстве). Так, в учебной литературе по бухгалтерскому учету общепроизводственные расходы исторически делятся на расходы:
- на содержание и эксплуатацию оборудования (амортизация, стоимость смазочных материалов, ГСМ, заработная плата рабочих, затраты на ремонт и т.д.);
- на обслуживание, организацию, управление структурным подразделением (заработная плата аппарата управления подразделением и прочего персонала, затраты на рационализаторство, на охрану труда и т.д.).
Первые квалифицируются как условно-переменные расходы, то есть расходы, зависящие от объемов производства, а вторые - как условно-постоянные, не зависящие от объемов производства. Для сбора расходов обоих видов даже рекомендуется открыть разные аналитические субсчета к счету 25. Продолжая рассуждать о том, что при определенных обстоятельствах косвенные расходы могут учитываться организацией в качестве прямых (и наоборот), уместно сделать следующий вывод. Условно-постоянные затраты по содержанию специализированной техники вполне могут быть квалифицированы УК как прямые (то есть учтены сразу на счете 20), если техника используется исключительно в деятельности по проведению ремонтных работ. В принципе, даже при комплексном использовании техники (сразу в обоих направлениях деятельности: при управлении жилфондом и его ремонте) УК вправе позиционировать названные расходы в качестве прямых, организовав их учет сразу на счете 20. Однако сперва нужно оценить целесообразность данного решения, поскольку независимо от того, какими расходами организация будет считать данные общепроизводственные затраты (прямыми или косвенными) и на каком счете учитывать, их величину все равно придется распределять по видам работ расчетным путем по аналогии с тем, как это делается в комплексных производствах.
К сведению. Особенностью комплексных производств является выпуск нескольких видов продукции в едином технологическом процессе и из одного вида сырья. В связи с этим даже прямые расходы (их значительную часть) в виде стоимости сырья и основной заработной платы производственных рабочих приходится распределять между видами продукции (их себестоимостью) косвенным способом. Для этого используются такие методы, как метод прямой локализации затрат и метод условного соотношения.
В свою очередь, условно-переменные расходы на обслуживание, организацию, управление соответствующим структурным подразделением (например, проектно-сметным отделом) по своему экономическому смыслу схожи с общехозяйственными расходами. На практике такой отдел вряд ли будет заниматься исключительно вопросами капитального ремонта. Скорее всего, ему будут подведомственны и вопросы проведения работ по текущему ремонту и содержанию общего имущества. Таким образом, учет данных затрат гипотетически допустим в составе общехозяйственных расходов, даже если таковые признаются в себестоимости продаж (списываются на счет 90) полностью в течение отчетного года методом "директ-костинг". Напомним, что директ-костинг - это подсистема управленческого (производственного) учета, которая как раз основана на классификации затрат на переменные и постоянные в зависимости от изменения объемов производства, а также на учете себестоимости для целей управления только по переменным затратам.
Получается, что при определенном стечении обстоятельств в организации действительно могут отсутствовать общепроизводственные расходы, а точнее, обороты по счету 25, поскольку все затраты, традиционно собираемые на этом счете, будут учтены на счетах 20 и 26 в соответствующей части исходя из их экономических характеристик.
Аналитический учет затрат на производство
В данном разделе статьи нас интересует в первую очередь специфика аналитического учета по счету 20. Согласно Инструкции по применению Плана счетов аналитический учет по этому счету ведется в разрезе видов затрат и видов выпускаемой продукции (работ, услуг). Если с видами затрат все более или менее понятно (их перечень является стандартным: материальные затраты, затраты на оплату труда, страховые взносы, амортизация и т.д.), то в отношении организации аналитики в части осуществляемых видов деятельности (выполняемых работ) у организаций есть поле для маневра. Безусловно, УК придется открыть как минимум два субсчета к счету 20 (например, субсчета 20-1 "Управление МКД" и 20-2 "Капитальный ремонт МКД"). Теперь об аналитике по МКД. В статье М.О. Денисовой "Проведение капитального ремонта: учет доходов и расходов" (N 4, 2011) уже было упомянуто, что УК в силу специфики своей деятельности должна обобщать сведения о полученных доходах и произведенных расходах по каждому дому, находящемуся в ее управлении, но это необязательно делать на счетах учета. Данное утверждение в равной степени относится как к деятельности по управлению, так и к деятельности по ремонту МКД, но с некоторыми ограничениями. Так, если длительность выполнения работ по капитальному ремонту дома составляет более одного отчетного года, доходные и расходные операции в рамках такого договора отражаются с учетом требований ПБУ 2/2008 "Учет договоров строительного подряда". В свою очередь, данным стандартом установлено, что бухгалтерский учет доходов, расходов и финансовых результатов по таким долгосрочным договорам ведется отдельно, то есть по каждому исполняемому договору. Получается, что по всем долгосрочным договорам на проведение капитального ремонта уже на уровне бухгалтерского учета неминуем подомовой учет доходов и расходов. Таким образом, если УК заключает договоры на проведение капитального ремонта с разной длительностью исполнения (менее одного отчетного года и более), к субсчету 20-2 "Капитальный ремонт МКД" будет вполне уместно открыть два субсчета второго порядка (например, субсчета 20-2-К "Краткосрочные договоры" и 20-2-Д "Долгосрочные договоры").
Впрочем, мы не стремимся сформулировать универсальные рекомендации, поскольку условия хозяйствования каждой УК имеют свои особенности, которые непосредственно влияют на организацию аналитики по счетам бухгалтерского учета. Например, в организациях, где отсутствуют договоры строительного подряда долгосрочного характера, уже на субсчетах второго порядка можно организовать аналитический учет по группам ремонтируемых объектов, формируемых по определенным признакам (по периоду постройки, техническим характеристикам, способу проведения ремонтных работ (собственными силами или с привлечением подрядчика)) или исключительно по видам выполняемых работ и т.д.
Пример 1
В управлении организации находится 50 многоквартирных домов. В январе 2011 г. общее собрание собственников помещений в 30 домах в установленном порядке приняло решение о проведении капитального ремонта. Часть этих работ выполняется силами подрядчиков (п), часть - собственными силами (с), а часть - смешанным способом (п_с). Все запланированные работы имеют краткосрочный характер. Общепроизводственные расходы ежемесячно относятся на себестоимость каждого вида работ пропорционально прямым расходам. Аналитический учет затрат на субсчете 20-2 "Капитальный ремонт МКД" организован по видам работ. Выручка от реализации выполненных работ по проведению капитального ремонта согласно учетной политике УК признается в бухгалтерском учете по завершении работ, а НЗП оценивается по фактической себестоимости.
Виды работ / Количество домов / Способ выполнения работ | Стоимость, тыс. руб. | Месяц проведения работ в 2011 г. / Сумма затрат | |||||||
04 | 05 | 06 | 07 | 08 | 09 | 10 | 11 | ||
Ремонт фасадов / 5 / п_с* | 1800 | 250 | 250 | 1000 Акты с подряд. | Акты с собств. | ||||
Ремонт крыши / 10 / п** | 2500 | 1000 Акты с подряд. | 1000 Акты с подряд. | Акты с собств. | |||||
Ремонт систем канализации и подвалов / 2 / с*** | 600 | 200 | 200 | Акты с собств. | |||||
Ремонт подъездов / 6 / с**** | 1500 | 400 Акты с собств. | 600 Акты с собств. | 200 Акты с собств. | |||||
Замена стояков отопления и батарей / 7 / с***** | 2600 | 600 | 600 | 900 | Акты с собств. | ||||
Доля общепроизводственных расходов | - | 35 | 45 | 108 | 190 | 112 | 145 | 115 | 45 |
* Ремонт фасадов управляющая организация выполняет смешанным способом. Основные статьи затрат - стоимость услуг подрядных организаций (1 000 тыс. руб.), стоимость материальных ресурсов (300 тыс. руб.), заработная плата с отчислениями (200 тыс. руб.). Акты выполненных работ с подрядчиком в части ремонта фасадов подписаны в июле 2011 г., а с собственниками помещений - в августе 2011 г. ** Ремонт крыши выполняется исключительно силами подрядчиков. По пяти домам акты выполненных работ с подрядчиком были подписаны в июле 2011 г., по оставшимся пяти - в сентябре 2011 г. Акты выполненных работ с собственниками помещений подписаны в октябре 2011 г. *** Ремонт систем канализации и подвалов выполняется исключительно собственными силами. Работы проведены по каждому дому в апреле и мае 2011 г. соответственно. Стоимость материальных ресурсов, заработная плата с отчислениями по каждому объекту составили 200 тыс. руб. Акты выполненных работ с собственниками помещений подписаны в июне 2011 г. **** Ремонт подъездов выполняется своими силами с сентября по ноябрь 2011 г. включительно. Ежемесячная стоимость материальных ресурсов, заработная плата с отчислениями по каждому объекту составили 200 тыс. руб. Акты выполненных работ с собственниками помещений по двум домам подписаны в сентябре 2011 г., по трем домам - в октябре 2011 г., а по одному дому - в ноябре 2011 г. ***** Замена стояков отопления и батарей также выполняется собственными силами. Ежемесячная стоимость материальных ресурсов, заработная плата с отчислениями по каждому объекту составили 300 тыс. руб. Акты выполненных работ с собственниками помещений подписаны в сентябре 2011 г. |
Приведем корреспонденцию счетов учета НЗП и выполненных работ в соответствии с утвержденным на производственном предприятии рабочим планом счетов*(3):
Оценка НЗП по прямым статьям затрат
Все сказанное в предыдущем разделе относительно калькулирования фактической производственной себестоимости, состава прямых и косвенных расходов, организации синтетического и аналитического учета расходов применимо и в случае выбора компанией оценки НЗП по прямым статьям затрат. Однако прежде нужно сказать несколько слов о том, какие факторы могут предопределить выбор именно этого способа оценки. Надо полагать, что УК целесообразно рассчитывать НЗП по прямым статьям затрат в том случае, если величина косвенных расходов незначительна, а их состав по характеристике близок к условно-постоянным расходам. При таком способе оценки НЗП косвенные расходы отчетного периода списываются на себестоимость выполненных и реализованных в этом месяце работ.
Пример 2
Изменим условия примера 1. Предположим, что общепроизводственные расходы ежемесячно относятся на себестоимость работ и услуг, сданных заказчику в рамках обоих видов деятельности (управления МКД и капитального ремонта МКД), пропорционально прямым расходам. Аналитический учет затрат на субсчете 20-2 "Капитальный ремонт МКД" организован по способам выполнения и видам работ. НЗП оценивается по прямым статьям затрат.
Виды работ/ Количество домов / Способ выполнения работ | Стоимость, тыс. руб. | Месяц проведения работ в 2011 г. / Сумма затрат | |||||||
04 | 05 | 06 | 07 | 08 | 09 | 10 | 11 | ||
Ремонт фасадов / 5 / п_с | 1800 | 250 | 250 | 1000 Акты с подряд. | Акты с собств. | ||||
Ремонт крыши / 10 / п | 2500 | 1000 Акты с подряд. | 1000 Акты с подряд. | Акты с собств. | |||||
Ремонт систем канализации и подвалов / 2 / с | 600 | 200 | 200 | Акты с собств. | |||||
Ремонт подъездов / 6 / с | 1500 | 400 Акты с собств. | 600 Акты с собств. | 200 Акты с собств. | |||||
Замена стояков отопления и батарей /7 / с | 2600 | 600 | 600 | 900 | Акты с собств. | ||||
Всего общепроизводственных расходов | 320 | 195 | 300 | 300 | 300 | 350 | 380 | 450 | |
Управление МКД / 50 / с* | 1500 | 1600 | 1700 | 1800 | 1900 | 2000 | 2100 | 2200 | |
* Расходы на управление МКД ежемесячно списываются на счета реализации, так как выручка от выполнения работ (оказания услуг) по договорам управления признается ежемесячно в сумме начисленной платы. |
Поясним, каким образом в данном примере распределяются общепроизводственные расходы. С апреля по сентябрь вся сумма общепроизводственных расходов будет отнесена на себестоимость работ и услуг, выполняемых и оказываемых в рамках основного вида деятельности (управления МКД), так как в указанном периоде ни один из видов строительных работ не был сдан заказчику. В сентябре сумма общехозяйственных расходов будет распределена по видам деятельности в соответствующей пропорции:
- на управление МКД - 292 тыс. руб. (2000 / (400 + 2000) х 350);
- на ремонт подъездов - 58 тыс. руб. (400 / (400 + 2000) х 350).
В октябре и ноябре сумма общепроизводственных расходов распределяется в аналогичном порядке.
Приведем корреспонденцию счетов учета НЗП и выполненных работ в соответствии с утвержденным на производственном предприятии рабочим планом счетов:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, тыс. руб. |
В апреле 2011 года | |||
Отражена сумма прямых расходов на ремонт систем канализации и подвалов собственными силами | 200 | ||
Справочно. Остаток НЗП, в том числе: | 200 | ||
Себестоимость несданных работ по ремонту систем канализации и подвалов собственными силами | - | 200 | |
В мае 2011 года | |||
Отражена сумма прямых расходов на ремонт систем канализации и подвалов собственными силами | 200 | ||
Отражена сумма прямых расходов на ремонт фасадов собственными силами | 250 | ||
Справочно. Остаток НЗП, в том числе: | 650 | ||
Себестоимость несданных работ по ремонту систем канализации и подвалов (200 + 200) тыс. руб. | - | 400 | |
Себестоимость несданных работ по ремонту фасадов | - | 250 | |
В июне 2011 года | |||
Начислена выручка от реализации работ по ремонту систем канализации и подвалов в двух МКД | 600 | ||
Сформирована себестоимость работ по ремонту систем канализации и подвалов в двух МКД | 400 | ||
Отражена сумма прямых расходов на ремонт фасадов собственными силами | 250 | ||
Отражена сумма прямых расходов на замену стояков отопления и батарей собственными силами | 600 | ||
Справочно. Остаток НЗП, в том числе: | 1100 | ||
Себестоимость несданных работ по ремонту фасадов (250 + 250) тыс. руб. | - | 500 | |
Себестоимость несданных работ по замене стояков отопления и батарей | - | 600 | |
В июле 2011 года | |||
Отражена сумма прямых расходов на ремонт фасадов силами подрядчика (подписан акт) | 1000 | ||
Отражена сумма прямых расходов на ремонт крыши силами подрядчика (подписан акт) | 1000 | ||
Отражена сумма прямых расходов на замену стояков отопления и батарей собственными силами | 600 | ||
Справочно. Остаток НЗП, в том числе: | 3700 | ||
Себестоимость несданных работ по ремонту фасадов | - | 500 | |
- | 1000 | ||
Себестоимость несданных работ по ремонту крыши | - | 1000 | |
Себестоимость несданных работ по замене стояков отопления и батарей (600 + 600) тыс. руб. | - | 1200 | |
В августе 2011 года | |||
Начислена выручка от реализации работ по ремонту фасадов в пяти МКД | 1800 | ||
Сформирована себестоимость работ по ремонту фасадов в пяти МКД (500 + 1000) тыс. руб. | 1500 | ||
Отражена сумма прямых расходов на замену стояков отопления и батарей собственными силами | 900 | ||
Справочно. Остаток НЗП, в том числе: | 3100 | ||
Себестоимость несданных работ по ремонту крыши | - | 1000 | |
Себестоимость несданных работ по замене стояков отопления и батарей (1200 + 900) тыс. руб. | - | 2100 | |
В сентябре 2011 года | |||
Отражена сумма прямых расходов на ремонт крыши силами подрядчика (подписан акт) | 1000 | ||
Отражена сумма прямых расходов на ремонт подъездов собственными силами | 400 | ||
Распределены общепроизводственные расходы на себестоимость работ по ремонту подъездов собственными силами | 58 | ||
Начислена выручка от реализации работ по ремонту подъездов в двух МКД | 500 | ||
Сформирована себестоимость работ по ремонту подъездов в двух МКД (400 + 58) тыс. руб. | 458 | ||
Начислена выручка от реализации работ по замене стояков отопления и батарей в семи МКД | 2600 | ||
Сформирована себестоимость работ по замене стояков отопления и батарей в семи МКД | 2100 | ||
Справочно. Остаток НЗП, в том числе: | 2000 | ||
Себестоимость несданных работ по ремонту крыши (1000 + 1000) тыс. руб. | - | 2000 | |
В октябре 2011 года | |||
Отражена сумма прямых расходов на ремонт подъездов собственными силами | 600 | ||
Общепроизводственные расходы отнесены на себестоимость работ по ремонту подъездов собственными силами | 85 | ||
Начислена выручка от реализации работ по ремонту крыш в десяти МКД | 2500 | ||
Сформирована себестоимость работ по ремонту крыш в десяти МКД | 2000 | ||
Начислена выручка от реализации работ по ремонту подъездов в трех МКД | 750 | ||
Сформирована себестоимость работ по ремонту подъездов в трех МКД (600 + 85) тыс. руб. | 685 | ||
Справочно. Остаток НЗП | 0 | ||
В ноябре 2011 года | |||
Отражена сумма прямых расходов на ремонт подъездов собственными силами | 200 | ||
Общепроизводственные расходы отнесены на себестоимость работ по ремонту подъездов собственными силами | 38 | ||
Начислена выручка от реализации работ по ремонту подъездов в одном МКД | 250 | ||
Сформирована себестоимость работ по ремонту подъездов в одном МКД (200 + 38) тыс. руб. | 238 | ||
Справочно. Остаток НЗП | 0 |
Оценка НЗП по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов
Полагаем, что данный способ УК не стоит применять при оценке НЗП по неоконченным строительным работам. Поясним. Смысл всех способов оценки НЗП, альтернативных оценке по фактической производственной себестоимости, заключается в том, чтобы бухгалтер любой организации независимо от специфики ее деятельности мог определить стоимость данного актива, максимально приближенную к фактической стоимости, и при этом не погрязнуть в расчетах несущественных (для управленческих решений) величин. Напомним, что НЗП - это продукция (работы), которая не прошла всех стадий обработки. Таким образом, если в организации на отчетную дату инвентаризируется НЗП, определять его себестоимость по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов справедливо в том случае, если именно по этой статье калькуляции затраты наиболее высоки (например, в металлоемких производствах). Проведение ремонта, по мнению автора, не относится к металлоемким работам, а затраты на заработную плату и отчисления с нее достаточно велики, чтобы их можно было не учитывать при оценке НЗП. Кроме того, в ситуации, когда отдельные договоры (заказы) исполняются силами подрядчика, у организации нет даже технической возможности оценить все остатки НЗП по стоимости сырья.
Оценка НЗП по нормативной производственной себестоимости
Этот способ оценки НЗП также подходит далеко не всем организациям, и УК не попадает в перечень тех, для которых он оптимален. Во-первых, следует понимать, что при выборе данного способа оценки НЗП в организации должны практиковаться системы планирования и нормирования затрат (если угодно - бюджетирования), посредством которых разрабатываются показатели по однородным группам (объектам калькуляции), пригодные для использования в учетных целях. Во-вторых, наличие НЗП не должно являться характерной особенностью деятельности по выполнению ремонтных работ. Дело в том, что независимо от выбранного способа оценки НЗП согласно Инструкции по применению Плана счетов по дебету счета 20 собираются прямые и косвенные расходы, а по кредиту - суммы фактической себестоимости завершенной производством продукции (работ). В конце каждого месяца отчетного года определяется фактическая себестоимость готовой продукции (работ) или НЗП из-за отсутствия выпуска продукции (выполнения работ). Надо полагать, что в учете УК НЗП может копиться в течение достаточно продолжительного времени (нескольких отчетных месяцев) при отсутствии сдачи аналогичных работ, на себестоимость которых могла бы быть отнесена разница между нормативными и фактическими затратами в оценке НЗП.
* * *
Подводя итог статьи, следует сказать, что исходя из специфики деятельности УК (в том числе по выполнению ремонтных работ) приемлемыми оценками НЗП являются:
- фактическая производственная себестоимость;
- прямые статьи затрат.
М.О. Денисова,
главный редактор журнала
"Жилищно-коммунальное хозяйство:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", N 7, июль 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) М.О. Денисова "Проведение капитального ремонта: учет доходов и расходов", N 4, 2011.
*(2) Утверждено Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н.
*(3) В данном примере и далее автор не рассматривает операции по сбору платы за ремонт общего имущества и исчислению НДС при выполнении работ и исходит из того, что общехозяйственные расходы (счет 26) списываются на себестоимость выполненных работ без распределения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"