Взыскателей долгов загонят в правовое поле
Чиновники предприняли очередную попытку окончательно изъять из арсенала частных "вышибателей долгов" такие инструменты воздействия на рядовых граждан и предпринимателей, как шантаж, угрозы, прессинг родственников, ночные звонки и т.п. Заявляться в офисы или квартиры должников с букетами цветов и обращаться к ним "милостивый государь" коллекторов никто не обязывает, однако наказание за унижение человеческого достоинства будет очень серьезным. Проект соответствующего закона недавно вынесло на суд общественности Министерство экономического развития.
Документ под названием "О деятельности по взысканию просроченной задолженности", призванный навести порядок на рынке коллекторских услуг, - один из ярких примеров законодательного "долгостроя". О необходимости его скорейшей разработки и утверждения говорится уже лет этак семь. И депутаты, и представители заинтересованных ведомств клятвенно уверяли, что, дескать, еще чуть-чуть, и... Время, однако, шло, а "вышибалы", судя по потоку поступающих на них жалоб, все так же форменным образом бесчинствовали, прикрываясь заявлениями, что действуют в рамках закона. "Какого такого закона? О птичьих правах?!" - недоумевали в Роспотребнадзоре, призывая граждан в буквальном смысле посылать взыскателей с их требованиями и угрозами куда подальше. Чай, не приставы, не представители власти. Ассоциации коллекторских агентств, дабы продемонстрировать свою добропорядочность, даже разработали свой кодекс профессиональной этики, однако Роспотребнадзор оставался непреклонен: кодекс - не закон, а свод декларативных заявлений, да и следуют ему немногие.
В декабре минувшего года в Минэкономразвития сообщили, что работа над документом, вводящим деятельность коллекторов в правовое поле, практически завершена и "в ближайшее время" он будет внесен на рассмотрение в Госдуму. Сам факт того, что законопроект, хоть и спустя шесть месяцев, все же был опубликован, вселяет определенный оптимизм. Ограничений, снижающих градус коллекторского произвола, в нем достаточно много.
Страхование безответственности
Во-первых, все коллекторские агентства обязаны будут стать участниками профильных саморегулируемых организаций (СРО), которые будут регламентировать их деятельность, вести единый реестр, реагировать на жалобы должников и т.д. Размер членского взноса компании для вступления в СРО составит от 100 тыс. руб. За счет этих взносов будут формироваться компенсационные фонды, средства из которых при случае могут пойти на возмещение ущерба, нанесенного должнику действиями коллекторов. Кроме того, любой из участников рынка по взысканию долгов обязан будет застраховать свою ответственность на сумму не менее 5 млн. руб. в год.
Не звони мне, не звони...
Законопроект достаточно детально регламентирует взаимоотношения "углов кредитного треугольника" - заимодавцев, должников и коллекторов. Последние имеют право на контакт с должником по телефону, почте, через Интернет, а также посредством рассылки CMC-сообщений и личного визита в офис или на квартиру. Вроде бы все как и сейчас, но не совсем. Напоминать гражданам и руководителям фирм о наличии у них задолженности и требовать погасить ее можно будет не более трех раз в сутки и не чаще, чем два раза в течение часа. Более того, должник может потребовать прекращения любых форм взаимодействия с ним, за исключением письменной.
На популярные в коллекторской среде "тревожные" ночные звонки наложено табу - с 10 часов вечера до 6 утра взыскатели должны забыть об использовании телефона в своей профессиональной деятельности. В процессе взыскания долга агент будет обязан раскрывать заемщику, в чьих интересах он действует. На конвертах писем, отправленных нарушителям кредитной дисциплины, ни в коем случае не могут красоваться пометки о наличии задолженности, дабы не подрывать их репутацию и не умалять достоинство. При встрече с должником взыскатель обязан будет представиться ему и показать все необходимые документы.
В свою очередь кредитору разрешается передавать в одни руки несколько плохих кредитов, но запрещается привлекать одновременно нескольких агентов для взыскания одной и той же задолженности.
Примечание. Остановите коллектора!
По словам главы Роспотребнадзора Геннадия Онищенко, методы работы "вышибал" составляют "в первую очередь различные формы унижения человеческого достоинства, угрозы и запугивание". Он также отмечает, что если раньше основной формой работы этих агентств были банальные телефонные звонки с "напоминанием о долге", с завидной частотой поступающие непосредственно самим заемщикам, то теперь в порядке вещей стала телефонная атака на родственников (желательно престарелых), соседей и сослуживцев. В ходу и удары ниже пояса - угрозы произвести опись имущества, лишить родительских прав, привлечь к уголовной ответственности, запретить выезд за рубеж. Онищенко подчеркнул, что хоть должники "тоже не святые", правовых оснований для работы коллекторских агентств в России нет.
Хочу все знать
Коллекторы смогут запрашивать информацию о должнике в банках, бюро кредитных историй, а также в государственных органах. Последние по запросу обязаны проинформировать "вышибал", к примеру, о платежеспособности должника, предполагаемом месте его нахождения и т.п. Отказ в предоставлении запрашиваемой информации возможен, только если она содержит сведения, "составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну".
Взыскания с взыскателя
За сохранность получаемых сведений и коллекторы, и СРО будут нести ответственность. Если информация стала известна третьим лицам, "должник вправе потребовать от виновного лица возмещения причиненных убытков или компенсации", сказано в документе. Размер компенсации определяется судом в пределах от одной до 100 тыс. руб. "в зависимости от характера нарушения и иных обстоятельств дела с учетом требований разумности и справедливости". Наказать "вышибалу" рублем можно будет также за ошибочное направление уведомления о наличии задолженности лицу, не являющемуся должником, либо направление должнику не соответствующей действительности информации о задолженности.
За другие недобросовестные действия коллектора в отношении должника предлагается ввести административную ответственность (штраф в размере 2,5-5 тыс. руб.). В перечень фактов недобросовестной деятельности, помимо ночных звонков, включены также непредоставление должнику по его требованию информации и документов, подтверждающих полномочия взыскателя, а также сведений о размере и структуре просроченной задолженности, сроках и порядке погашения долга; сообщение об имеющейся задолженности третьим лицам.
Не забыли авторы законопроекта и о тонкостях межличностных отношений. Если коллектора "натравливают" на должника, являющегося его хорошим другом или, наоборот, объектом стойкой личной неприязни, он обязан информировать об этом заказчика, то есть кредитора. Если же коллектор умолчал о личной заинтересованности и фактически перешел "во вражеский стан" - на сторону должника, помогая ему уклониться от возврата денег, кредитор может потребовать возмещения убытков.
Казалось бы, скоро все будет замечательно: и волки сыты, и овцы - не то что целы, но даже не слишком напуганы и оставлены при "чести и достоинстве", и Роспотребнадзор доволен. Вот только когда наступит эта эра милосердия - большой вопрос. Как уже было сказано, все коллекторы должны будут объединиться в СРО, а до этого они не имеют права осуществлять свою деятельность. Однако эта норма обретет законную силу лишь спустя год с момента принятия законопроекта Госдумой. Принимая во внимание тот факт, что весенняя думская сессия уже закончилось, а документ парламентариям еще даже не поступил, выводы можно сделать не слишком утешительные - в правом поле "вышибалы" обязаны будут действовать еще не скоро, а до этого времени, несмотря на формальный запрет, "коллекторский террор", скорее всего, будет продолжаться.
В. Хвориков
"Московский бухгалтер", N 8, август 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Московский бухгалтер"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27516 Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия от 07.03.2007