Повышение заработной платы и МРОТ. О чем не следует забывать бухгалтеру?
С 1 июня 2011 года вступили в силу два нормативных документа, регулирующие оплату труда. Первый документ - Федеральный закон N 106-ФЗ*(1), в соответствии с которым на всей территории РФ увеличивается минимальный размер оплаты труда, второй - Распоряжение Правительства РФ N 957-р*(2), согласно которому работникам федеральных бюджетных учреждений произведено повышение оплаты труда на 6,5%. О том, на что следует обратить внимание бухгалтеру учреждения при исчислении заработной платы персоналу, поговорим в статье.
МРОТ и заработная плата в учреждении
В соответствии со ст. 47 Конституции РФ каждый имеет право:
- на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены;
- на заработную плату за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;
- на защиту от безработицы.
Аналогичная норма заложена в ст. 133 ТК РФ: месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ).
Для справки. Порядок исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды времени (месяц, квартал, год) в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени в неделю утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 13.08.2009 N 588н. Правила разработки и утверждения типовых норм труда утверждены Постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 N 804.
С 01.06.2011 в соответствии с Федеральным законом N 106-ФЗ МРОТ составляет 4 611 руб. Указанный размер минимальной заработной платы устанавливается одновременно на всей территории России и обеспечивается в каждом субъекте РФ:
- организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов РФ, - за счет средств бюджетов субъектов РФ, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
- организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
- прочими работодателями - за счет собственных средств.
Обращаем внимание руководителей, что выплата заработной платы за отработанное время в размере меньшем, чем это гарантировано государством, является не чем иным, как нарушением законодательства о труде. В соответствии со ст. 5.27 КоАП РФ указанное нарушение влечет наложение административного штрафа:
- на должностных лиц в размере от 1 000 до 5 000 руб.;
- на юридических лиц - от 30 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Повторное несоблюдение норм трудового законодательства должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.
Далее следует отметить, что на территории каждого субъекта РФ может быть установлен региональный МРОТ, который превышает размер, определенный федеральным законом. Он устанавливается региональным соглашением о минимальной заработной плате с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте РФ. Например, для Санкт-Петербурга минимальная заработная плата с 1 января 2011 года составляет 7 300 руб. (п. 1.1 Регионального соглашения о минимальной заработной плате в Санкт-Петербурге на 2011 год от 28.12.2010).
Таким образом, брать за основу при определении величины месячной заработной платы персонала федеральный МРОТ работодатель вправе только при условии, что в субъекте РФ не принято трехстороннее соглашение о минимальной заработной плате и организация получает субсидии на выполнение государственного задания из федерального бюджета.
Чтобы выполнить требование о выплате заработной платы в размере не ниже минимального, прежде всего необходимо знать, какие составляющие она включает.
Согласно ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Другими словами, зарплата включает в себя три составляющие: оклад (должностной оклад), стимулирующие выплаты, компенсационные выплаты.
Таким образом, согласно нормам трудового законодательства вне зависимости от квалификации работника и климатического пояса, в котором протекает его трудовая деятельность, работодатель должен оплачивать его труд (при условии, что им отработана норма рабочего времени) в размере не ниже МРОТ, то есть на сегодняшний день не меньше 4 661 руб. Следовательно, в бюджетном учреждении должен быть отрегулирован механизм повышения заработной платы до соответствующего уровня. В связи с этим нужно внести изменения в положение об оплате труда. Какую именно из перечисленных частей оплаты труда следует увеличить, организация должна решить самостоятельно.
Для наглядности расчета заработной платы с 01.06.2011 приведем примеры.
Пример 1
Федеральное бюджетное учреждение расположено в местности, где к заработной плате установлен районный коэффициент 1,4. Должностной оклад работника - 2 320 руб. Также ему выплачивается процентная надбавка за стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в размере 20%. Стимулирующие выплаты установлены в сумме 600 руб.
Рассчитаем заработную плату работника с 01.06.2011 при условии, что им отработана норма рабочего времени.
Месячная заработная плата работника составляет 4 552 руб., в том числе:
- должностной оклад - 2 320 руб.;
- премии - 600 руб.;
- районный коэффициент - 1 168 руб. ((2 320 + 600) руб. х 40%);
- процентная надбавка за стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, - 464 руб. (2 320 руб. х 20%).
Поскольку работодатель не имеет права выплачивать заработную плату менее МРОТ, указанному работнику будет произведена доплата в размере 59 руб. (4 611 - 4 552) за счет введения дополнительных стимулирующих выплат. Иным вариантом в данной ситуации может являться увеличение должностного оклада работника.
Далее отметим, что в соответствии со ст. 133 ТК РФ работник имеет право на оплату труда не ниже установленного федеральным законом МРОТ только в случае, если он полностью отработал норму рабочего времени за соответствующий месяц и выполнил нормы труда (трудовые обязанности). Поэтому если работник трудится в режиме неполного рабочего времени, работает по совместительству или отработал не весь фонд рабочего времени, установленный на данный месяц (например, находился на больничном, в ежегодном отпуске), то Трудовой кодекс не гарантирует, что месячная заработная плата работника будет не ниже минимальной. В таких случаях оплата труда производится пропорционально отработанному работником времени.
Пример 2
Работник бюджетного учреждения заключил трудовой договор на работу на условиях совместительства. Оклад по занимаемой должности составляет 4 400 руб. В июне 2011 г. при норме рабочего времени 168 ч при 40-часовой рабочей неделе сотрудник фактически отработал 84 ч.
Рассчитаем заработную плату совместителя с 01.06.2011.
Заработная плата за работу по совместительству за июнь 2011 года составит 2 199,96 руб. (4 400 руб. / 168 ч х 84 ч).
Поскольку заработная плата совместителя не может быть меньше 2 330,50 руб. (4 661 руб. / 168 ч х 84 ч), работнику следует произвести доплату в размере 130,54 руб. (2 330,50 - 2 199,96).
Если для работников бюджетной организации действующим законодательством установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, то заработная плата в размере не ниже МРОТ должна выплачиваться исходя именно из этой продолжительности. Например, в соответствии со ст. 350 ТК РФ для медицинских работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 39 часов в неделю. Согласно Постановлению Правительства РФ от 14.02.2003 N 101 в зависимости от должности и (или) специальности продолжительность рабочего времени может быть 36, 33, 30 часов в неделю.
Пример 3
В федеральном бюджетном медицинском учреждении установлена З6-часовая рабочая неделя. Работница занимает должность санитарки в инфекционном отделении больницы. В июне 2011 г. при норме рабочего времени 151,2 ч она фактически отработала 144 ч. Оклад работницы составляет 3 700 руб., стимулирующие выплаты - 630 руб.
Рассчитаем заработную плату санитарки с 01.06.2011.
Заработная плата работницы за июнь 2011 года составит 4 123,82 руб., в том числе:
- должностной оклад - 3 523,82 руб. (3 700 руб. / 151,2 ч х 144 ч);
- стимулирующая выплата - 630 руб.
Из расчета федерального МРОТ минимальная величина заработной платы сотрудницы за фактически отработанное время составит 4 439,08 руб. (4 661 руб. / 151,2 ч х 144 ч).
Поэтому бюджетное учреждение обязано произвести работнице специальную доплату не ниже 315,26 руб. (4 439,08 - 4 123,82).
МРОТ и оплата пособия по больничным листам
Увеличение МРОТ с 01.06.2011 непосредственно ведет к увеличению размера пособий по временной нетрудоспособности для лиц, у которых страховой стаж на момент наступления страхового случая менее шести месяцев (п. 3 ст. 11 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ)).
Для справки. В соответствии с п. 2 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 06.02.2007 N 91 (далее - Правила), в страховой стаж включаются периоды работы по трудовому договору, государственной гражданской и муниципальной службы, иной деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, прохождения государственной гражданской или муниципальной службы, является трудовая книжка установленного образца (п. 8 Правил).
Если в местности, где расположено учреждение, к заработной плате применяются районные коэффициенты, то МРОТ подлежит увеличению на указанный коэффициент. Обращаем внимание бухгалтеров, что в расчет принимается размер минимальной заработной платы, установленный на федеральном уровне, то есть 4 661 руб.
Пример 4
Федеральное бюджетное учреждение расположено в местности, где к заработной плате установлен районный коэффициент 1,2. Работник находился на больничном в период с 20.06.2011 по 24.06.2011, его страховой стаж на момент наступления страхового случая составлял 3 мес.
Следует рассчитать сумму пособия по временной нетрудоспособности.
Определим средний дневной заработок для оплаты больничного листа, он составит 151,60 руб. (4 611 руб. х 24 мес. / 730 дн.). Поскольку страховой стаж работника составляет менее 5 лет, размер дневного пособия исчисляется путем умножения среднего дневного заработка на 60% (пп. 3 п. 1 ст. 7 Федерального закона N 255-ФЗ). Сумма пособия с учетом районного коэффициента составит 545,76 руб. (151,60 руб. х 60% х 1,2 х 5 дн.).
Увеличение заработной платы и отпускные
В связи с изменением МРОТ Правительством РФ было принято решение о повышении заработной платы работникам федеральных бюджетных учреждений на 6,5%. В субъектах РФ вопрос о повышении заработной платы работающим в государственных и муниципальных учреждениях решается в зависимости от наличия бюджетных средств, поэтому ее увеличение может приходиться на другую дату.
Поскольку повышение заработной платы на федеральном уровне приходится на сезон отпусков, следует обратить внимание п. 16 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922 (далее - Положение). В силу его норм при повышении в организации (филиале, структурном подразделении) тарифных ставок, окладов (должностных окладов), денежного вознаграждения средний заработок работников увеличивается в соответствующем порядке.
Для наглядности представим порядок пересчета среднего заработка в таблице.
Период повышения заработной платы работников учреждения | Порядок индексации заработной платы на коэффициент |
В расчетный период | Выплаты, учитываемые при определении среднего заработка и начисленные в расчетном периоде за предшествующий повышению период времени, повышаются на коэффициенты*, установленные в каждом из месяцев расчетного периода |
В период сохранения среднего заработка | Повышается средний заработок, исчисленный за расчетный период |
В период сохранения среднего заработка | Часть среднего заработка повышается с даты увеличения заработной платы и до окончания указанного периода |
* Коэффициент повышения рассчитывается путем деления тарифной ставки, оклада (должностного оклада), денежного вознаграждения, установленных в месяце последнего повышения тарифных ставок, окладов (должностных окладов), денежного вознаграждения, на тарифные ставки, оклады (должностные оклады), денежное вознаграждение, установленные в каждом из месяцев расчетного периода. |
Рассмотрим примеры расчета среднего заработка, когда периоды нахождения в отпуске различны.
Пример 5
Работник бюджетного учреждения уходит в отпуск, его ежемесячная зарплата до повышения составляла 17 000 руб. С 01.06.2011 сотрудникам организации повысили заработную плату на 6,5%, таким образом, в июне 2011 г. она составила 18 105 руб.
Рассчитаем сумму отпускных с учетом увеличения заработной платы.
Период предоставления ежегодного отпуска | Расчетный период для выплаты отпускных | Расчет среднего заработка и суммы отпускных |
С 01.08.2011 по 28.08.2011 | С 01.08.2010 по 31.07.2011 | Средний дневной заработок по условиям примера составит 615,82 руб. (17 000 руб. х 10 мес. х 1,065 + 18 105 руб. + 18 105 руб. / 12 мес. / 29,4). Сумма отпускных, подлежащая выплате, составит 17242,96 руб. (615,82 руб. х 28 дн.) |
С 01.06.2011 по 28.06.2011 | С 01.06.2010 по 31.05.2011 | Средний дневной заработок по условиям примера составит 615,82 руб. (17 000 руб. х 12 мес. х 1,065 / 12 мес. / 29,4). Сумма отпускных, подлежащая выплате, составит 17242,96 руб. (615,82 руб. х 28 дн.) |
С 11.05.2011 по 07.06.2011 | С 01.05.2010 по 28.04.2011 | Среднедневной заработок по условиям примера составит 615,82 руб. (17 000 руб. х 12 мес. х 1,065 / 12 мес. / 29,4). Оплата дней отпуска составит: - 11.05.2011 по 31.05.2011 - 12 932,22 руб. (615,82 руб. х 21 дн.); - 01.06.2011 по 07.06.2011 - 4 310,74 руб. (615,82 руб. х 7 дн.) |
В соответствии с п. 16 Положения нужно иметь в виду следующее. При повышении среднего заработка учитываются тарифные ставки, оклады (должностные оклады), денежное вознаграждение и выплаты, установленные к тарифным ставкам, окладам (должностным окладам), денежному вознаграждению в фиксированном размере (проценты, кратность). Например, это касается премий, которые определяются в зависимости от коэффициента трудового участия или достижения определенных показателей, надбавок за выполнение плана, доплат за выслугу лет (как правило, они установлены в процентах к окладу в зависимости от стажа работы сотрудника в организации) и др.
Если для выплат, установленных к тарифам и окладам, предусмотрен диапазон значений, то они к среднему заработку не прибавляются. Кроме того, средний заработок не повышается на выплаты, которые установлены в абсолютном размере.
С. Валова,
эксперт журнала "Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение"
"Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 8, август 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 01.06.2011 N 106-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда".
*(2) Распоряжение Правительства РФ от 31.05.2011 N 957-р "Об увеличении за счет средств федерального бюджета оплаты труда работников федеральных бюджетных, казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"