"Страховые взносы - снижать" (интервью с С.Д. Шаталовым, заместителем Министра финансов РФ)
Изменения в налоговой сфере нередко становятся ответом на проблемы, возникшие в экономике. Однако правильнее, когда инструменты налоговой политики государство использует не только для корректировки экономической ситуации, но и в целях перераспределения финансовых ресурсов и развития страны в целом. Об актуальных проблемах российского налогового законодательства и направлениях его совершенствования рассказывает статс-секретарь - заместитель Министра финансов РФ Сергей Дмитриевич Шаталов.
- Сергей Дмитриевич, первый вопрос - о нынешнем топливном кризисе. Каковы, на Ваш взгляд, его причины?
Сегодняшняя ситуация в стране сложилась под влиянием действия нескольких факторов, главный из которых - рост цен на нефть на мировых рынках. В результате цены на бензин в Европе вплотную приблизились к двум евро за литр. Цены на российском рынке при отсутствии административного регулирования со стороны государства в условиях честной конкуренции формируются исходя из принципа равной доходности поставок за рубеж и внутри страны. То есть внутренняя оптовая цена бензина формируется как оптовая цена на ближайшем зарубежном рынке за минусом экспортной пошлины и цены транспортировки до этого рынка. Для большей корректности эту цифру следует увеличить на сумму российских акцизов на моторное топливо (которые возмещаются экспортеру) и уменьшить на сумму тех акцизов, которые в соответствии с национальным законодательством другого государства взимаются при пересечении товаром границы.
Очевидно, что на рост цен повлияло и резкое увеличение акцизов с 1 января (в целях дополнительного финансирования дорожного строительства в прошлом году было принято решение в течение трех лет ежегодно повышать акцизы на моторное топливо на 1 руб. за литр). Вклад этого фактора составил около 1,5 руб.
Сыграл свою роль и вступивший в силу в этом году запрет на реализацию на территории страны моторного топлива, не соответствующего стандарту "евро-3". Несмотря на то что производителям было предоставлено достаточно времени, многие НПЗ не успели или не захотели осуществить переход на производство экологически более безопасного топлива и потому перенаправили свою продукцию на внешний рынок.
Наконец, не могли не сказаться и административные рычаги, использованные правительством для сдерживания цен на бензин и дизельное топливо для аграриев.
- Повышение экспортных пошлин на бензин декларируется как временная мера. Но мы-то знаем, что не бывает ничего более постоянного, чем временное. Когда реально можно ожидать возвращения прежних пошлин на бензин?
Могу предположить, что уже никогда. И связано это не с острой ситуацией на рынке, а с тем, что в скором времени начнется реформирование системы налогообложения всего нефтяного сектора. На первом этапе произойдет некоторое снижение экспортных пошлин на нефть при одновременном их повышении на нефтепродукты. При этом пошлины на темные и светлые нефтепродукты будут установлены на одинаковом уровне. Не вдаваясь в идеологию таких предложений, отмечу, что стартуют они уже в этом году, скорее всего в III квартале.
- В конце апреля глава ФАС России Игорь Артемьев предложил правительству после определения уровня мировой цены на нефть снижать акцизы на топливо пропорционально росту экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты. Как Вы относитесь к этой инициативе?
Отрицательно. И не столько потому, что в условиях ежемесячно меняющихся и малопредсказуемых налогов нефтеперерабатывающему бизнесу трудно будет планировать свою деятельность и принимать инвестиционные решения, сколько по той причине, что с этого года акцизы "окрашены" и служат источником формирования дорожных фондов.
Решение, предложенное антимонопольной службой, может полностью дезорганизовать бюджетный процесс и финансирование этой отрасли. Но, даже если смириться с этими негативными последствиями, нет никаких гарантий, что снижение акцизов приведет к снижению цен. Во всяком случае, за последние 20 лет не было примеров, когда снижение налогов давало бы подобный эффект.
- Перейдем к ситуации со страховыми взносами. Для большинства компаний совокупный тариф вырос с 26% в 2010 году до 34% в 2011 году. Теперь появилась надежда, что он может быть снижен до близкого к прежнему уровню. Таково, по крайней мере, было поручение президента. Однако пока от правительства нет никаких предложений...
Да, пока окончательного решения ни по форме, ни по параметрам снижения нет: есть две конкурирующие базовые модели.
Первая - снизить для всех работодателей совокупный тариф страховых взносов, расширив базу для их начисления до 1,5-2 млн. руб. На сколько процентных пунктов снизить ставку, зависит от бюджетных возможностей и политических приоритетов.
Снижение тарифа до 28-29% позволит обойтись минимальными дополнительными расходами федерального бюджета и, по сути, будет означать перераспределение "налоговой" нагрузки. В результате будут как выигравшие, так и проигравшие. Нагрузка на банки, страховые организации и ТЭК заметно увеличится, а на обрабатывающую промышленность, аграриев и всю бюджетную сферу - уменьшится.
Снижение ставки ниже этого уровня потребует десятков или даже сотен миллиардов рублей дополнительных расходов.
Вторая модель - не увеличивать размер базы для начисления страховых взносов, а совокупный тариф снизить до 16%, но только для отдельных категорий плательщиков, прежде всего малого бизнеса. Отрицательные моменты такого решения - дополнительные расходы в порядке 150 млрд. руб. и явное неодобрение среднего бизнеса. В его пользу - восстановление справедливости: в 2011 году именно малый бизнес испытал самый сильный шок, поскольку для него страховые взносы увеличились в разы.
Не исключена и комбинация моделей. Однако быстро такие решения не принимаются, тем более что они должны базироваться на перспективах развития всей системы пенсионного страхования. Сейчас можно прогнозировать только временное - на 1-2 года - промежуточное решение. Скорее всего, на этот период совокупная ставка взносов снизится до 30%, а для малого бизнеса - до 20%. При этом будет установлена ставка в размере 5-10% на доходы, превышающие 512 тыс. руб.
- Минэкономразвития России предлагает установить страховые взносы для малого бизнеса, осуществляющего производственную деятельность, в размере 14% и значительно повысить акцизы на табак и алкоголь. А Минфин России против. Почему?
Во-первых, увеличить акцизы в таких размерах, чтобы полностью компенсировать потери социальных фондов, нереально: они и так будут повышаться весьма резко. Дополнительный скачкообразный рост приведет к многочисленным негативным последствиям. Кроме того, алкогольные акцизы поступают в региональные бюджеты, а дополнительные расходы целиком лягут на федеральный бюджет.
Во-вторых, даже если полностью освободить малый бизнес от участия в солидарном пенсионном обеспечении старшего поколения, переложить на государство медицинское и социальное страхование работников, занятых в этой сфере, вряд ли удастся отказаться от персонифицированной пенсионной составляющей взносов, которая взимается по ставке 16%.
- Тем не менее идея выборочного повышения акцизов, например, на алкоголь и табак, Вам импонирует?
Да, это последовательная политика государства, обусловленная не только фискальными интересами. Здоровье нации должно быть в числе главных приоритетов.
В отношении табачной продукции мы идем этим курсом уже достаточно долго. Ежегодно акцизы на нее увеличивались на 30-35%. В результате цена пачки самых дешевых сигарет за 2006-2011 гг. выросла с 6 до 17 руб., а доходы бюджета - с 36 до 143 (прогноз) млрд. руб.
В ближайшую трехлетку предполагается ежегодная индексация акцизов на 40-45%. При таком сценарии бюджетные доходы в 2014 году превысят 400 млрд. руб., а цена дешевых сигарет приблизится к 40 руб. за пачку.
В то же время разные виды рисков заставляют нас искать оптимальный баланс между желаниями и возможностями. Следует учитывать социальные аспекты, а также возможную криминализацию совершенно "белого" сегодня рынка. Уже сейчас российские акцизы в 6-7 раз выше белорусских и вдвое выше казахстанских, а акцизная политика в рамках Таможенного союза пока не согласована. Велики риски контрабанды и поставки контрафакта из Китая, где ставки акцизов почти втрое ниже российских, и разрыв этот будет увеличиваться.
На алкогольном рынке ситуация намного хуже: велика доля нелегального сектора. Поэтому мы до последнего времени не решались на серьезное увеличение акцизов. В результате комплекса мер сегодня наблюдаются сдвиги к лучшему. Надеемся, что с введением предоплаты акцизов (или банковской гарантии) производителями алкоголя при приобретении спирта многие налоговые схемы уйдут в прошлое. Это позволит увеличивать акцизы на крепкий алкоголь более быстрыми темпами, чем раньше. В результате бутылка водки нижнего ценового сегмента в 2014 году будет стоить около 200 руб. На наш взгляд, это правильно.
- Поговорим о налоге на недвижимость. Когда же все-таки он появится в российском законодательстве? Ваш прогноз.
Для введения налога на недвижимость нужно подготовить информационную базу, включающую реестры объектов недвижимости с их адресами, собственниками и оценкой стоимости. Это сотни миллионов учетных записей, и есть опасность, что поручение правительства завершить работу к концу 2012 года не будет выполнено. Задача очень масштабная и сложная, но если ее удастся решить, то с 2013-2014 гг. новый налог можно будет вводить, причем необязательно сразу по всей стране. Думаю, можно начать с наиболее подготовленных регионов.
- В одном из бюджетных посланий президент Дмитрий Медведев заявил о необходимости законодательно разграничить легитимное и нелегитимное уменьшение налогов. Получается, что одного Постановления ВАС РФ N 53 недостаточно?
В налоговом законодательстве многих государств в той или иной степени находит отражение доктрина деловой цели, которая в сочетании с обобщением судебной практики служит надежным ориентиром как для налогоплательщиков, так и для налоговых органов. Вряд ли возможно в рамках закона дать исчерпывающие признаки и квалификации злоупотребления правом либо, напротив, безупречности поведения. Но не вызывает сомнения, что даже достаточно общие презумпции позволяют выделить зоны заведомого риска и зоны, где такой риск практически исключен. Впоследствии можно будет работать над тем, чтобы сужать пограничную зону.
Думаю, что в Налоговом кодексе со временем должны появиться нормы, устанавливающие приоритет существа сделки над способом ее юридического оформления, а также нормы, определяющие, что представляет собой схема ухода от налогов (как, например, в законодательстве Новой Зеландии). Могут даже, как в Германии, появиться нормы, устанавливающие приоритет субъективной цели закона над его объективной целью, которые препятствуют использованию отдельных дефектов или недоговоренностей в формулировках закона с целью обойти волю законодателя.
- В мае Минфин России обнародовал новую редакцию законопроекта о контроле за ценообразованием, который дополняет Налоговый кодекс новым разделом... Назовите самые важные изменения. Как будет осуществляться контроль и доначисляться налоги? И что грозит тем, кто не выполнит положения нового раздела Кодекса?
Трудно в коротком интервью рассказать обо всех новеллах, но попытаюсь выделить главные моменты.
Дается уточненное (по сравнению со статьей 20 Налогового кодекса) определение взаимозависимых лиц. Заметно сужается круг контролируемых, т.е. потенциально подпадающих под контроль, сделок. Внутри страны это сделки с взаимозависимыми лицами, если в течение года объем таких сделок превышает 1 млрд. руб. (в первый год - 3 млрд.). Меньшие пороговые значения в размере 60 млн. руб. (в первый год - 100 млн.) применяются к подобным сделкам, если один из участников использует специальный налоговый режим или освобожден от налога на прибыль. Особое внимание уделяется сделкам с оффшорами.
Контроль за трансфертным ценообразованием будет осуществлять специально созданное в структуре ФНС России подразделение. Для проверки соответствия цены сделки рыночным ценам могут применяться пять методов, рекомендованных ОЭСР. При этом сняты практически все ограничения на источники информации, к которым налогоплательщик может прибегнуть для защиты своих цен. Формализованы требования к документам, обосновывающим рыночный уровень примененных цен по сделке. Представление таких документов налоговым органам заведомо защитит налогоплательщика от штрафов, даже если потом будет доказано, что цены не соответствовали рыночным и налоги были уплачены неправильно. При непредставлении документов штраф может составить 40% от неуплаченной суммы налога.
Допускаются симметричные корректировки налоговых баз сторон сделки, если одной из них доначислены налоги. Налогоплательщики могут заключать с налоговыми органами предварительные соглашения о порядке определения цен или применения методов ценообразования, включая соответствующие методики и формулы.
Новые правила трансфертного ценообразования практически не затронут малый и средний бизнес. Для крупного бизнеса вопросы трансфертного ценообразования частично снимаются в случае создания консолидированной группы налогоплательщиков (соответствующий закон должен быть принят в ближайшее время), поскольку сделки между участниками группы будут автоматически выводиться из-под контроля.
Н. Попова
"Налоговая политика и практика", N 7, июль 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговая политика и практика"
Журнал "Налоговая политика и практика" - единственное печатное издание ФНС России.
Адрес редакции: 121351, Москва, ул. Молодогвардейская, 32
Тел./факс: (495) 416 5194
E-mail: info@nalogkodeks.ru
Адрес в Internet: www.nalogkodeks.ru