Электронные счета-фактуры: перспективы и международный опыт
В 2011 году в России ожидается полноценный переход к электронному документообороту счетов-фактур. Что это означает для налогоплательщиков и каковы текущие ожидания бизнес-сообщества в отношении данного революционного изменения? В статье делается попытка ответить на эти вопросы. Рассмотрены также некоторые аспекты международной практики.
Развитие правовой базы
Основные принципы использования электронных счетов-фактур зафиксированы Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ (далее - Закон N 229-ФЗ) [1]. Порядок выставления и получения счетов-фактур в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи должен утверждаться уполномоченными органами исполнительной власти, так же как формы и форматы электронных документов (включая счет-фактуру, журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж).
Что уже сделано? Минфином России разработан Порядок выставления и получения счетов-фактур в электронном виде (Приказ от 25.04.2011 N 50н) [2]. Согласно данному Порядку обмен счетами-фактурами в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи между контрагентами осуществляется по взаимному согласию сторон при наличии у них для этого совместимых средств и возможностей. Отдельно заметим, что такой обмен не состоится без операторов электронного документооборота - специализированных организаций.
В настоящее время готовятся соответствующие изменения в Постановление Правительства РФ от 02.12.2000 N 914 (по формам счета-фактуры, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж, а также порядков их заполнения и ведения). Продолжается разработка электронных форматов счета-фактуры, журнала учета выставленных и полученных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж.
Чего ожидать от введения электронных счетов-фактур?
Несмотря на то что соответствующая правовая база полностью еще не сформирована, многие международные компании, работающие на российском рынке, уже задумываются об использовании системы электронного документооборота счетов-фактур и создают рабочие группы по изменению бизнес-процессов.
Например, результаты опросов, проведенных среди небольших фокусных групп крупных международных и российских компаний, осуществляющих деятельность в секторе розничной торговли и производства потребительских товаров (ноябрь 2010 г.) и автомобильной отрасли (апрель 2011 г.), показали, что в среднем примерно 42% респондентов рассматривают возможность применения электронных счетов-фактур, а около 5% опрошенных уже активно готовятся к внедрению электронного документооборота в своей компании.
По нашему мнению, бизнес-сообщество в целом видит преимущества перехода на использование счетов-фактур в электронном виде. Почти 75% представителей тех же фокусных групп в связи с внедрением электронного документооборота счетов-фактур ожидают снижения расходов и времени на документооборот и улучшения информационного взаимодействия с налоговыми органами. Лишь 20% опрошенных предполагают, что данное нововведение может привести к дополнительным сложностям.
Действительно, организациям, планирующим перейти на применение счетов-фактур в электронном виде, сначала нужно проработать множество вопросов. Среди них наиболее актуальны*(1) следующие:
- выбор программного обеспечения, которое позволит выполнить все требования, предусмотренные налоговым законодательством;
- интеграция системы составления и обмена электронными счетами-фактурами с бухгалтерской системой компании;
- согласование с контрагентами возможности обмена электронными счетами-фактурами и внесение соответствующих изменений в договорные отношения;
- обучение персонала компании пользованию системой обмена электронными документами;
- обеспечение возможности представления счетов-фактур в электронном виде по запросам налоговых органов.
Международная практика использования электронных документов
Безусловно, переход к ведению документооборота в электронном виде - комплексный и довольно длительный процесс. В европейских странах, например, он занял около 10 лет. Но до сих пор в странах-участницах Евросоюза не завершена гармонизация местного законодательства, поскольку в каждой стране действуют свои принципы, правила, требования к ведению электронного документооборота. В то же время преимущества введения электронных документов очевидны. Так, представители бизнеса среди преимуществ использования электронных счетов на первое место поставили повышение эффективности бизнеса, на второе - сокращение издержек компании, на третье - ускорение оплаты счетов контрагентами, на четвертое - сокращение числа споров между контрагентами*(2).
В целом принципы по применению электронных счетов-фактур, заложенные в налоговом законодательстве России, имеют много общего с международной практикой. Но интерес представляют именно особенности организации электронного документооборота, которые есть в каждой стране. Рассмотрим некоторые из них.
Добровольность или обязательность использования электронных документов?
Согласно Закону N 229-ФЗ налогоплательщики могут составлять счета-фактуры и в бумажном виде, и в формате электронного документа. Таким образом, российским законодательством провозглашается принцип добровольности использования электронных счетов-фактур. Аналогичный принцип в той или иной степени установлен в странах Евросоюза.
Однако не всегда и не везде он работает одинаково. Так, в Бразилии только для компаний определенных отраслей экономики (например, сектор розничной торговли, табачная промышленность и автомобильная промышленность) использование электронных счетов является обязательным, у остальных налогоплательщиков есть выбор. В Австрии исключение из принципа добровольности сделано в отношении некоторых операций (заемных, операций по аренде), когда электронный документооборот обязателен (за нарушение взимается специальный сбор: в случае заемных операций, например, от 0,9 до 1,5% от суммы займа). В Южной Корее обязательный электронный документооборот введен с 2011 года. Отказ выпустить электронный счет наказывается штрафом в размере 2% от суммы операции, а отказ от передачи электронного документа - штрафом в размере 1% от суммы операции.
Альтернатива или дополнение к бумажному документообороту?
Согласно Закону N 229-ФЗ электронный счет-фактура призван стать альтернативой бумажному документу (напомним, что составление и выставление счета-фактуры возможно на бумажном носителе и (или) в электронном виде). При этом законодательство не запрещает распечатывать электронные счета-фактуры на бумажном носителе. Более того, по имеющимся сведениям, планируемые изменения в Постановление Правительства РФ N 914 предполагают использование единого формата (в электронном виде или на бумажном носителе) для одного счета-фактуры (за исключением некоторых особенностей). Это означает, что счет-фактура может быть составлен или в электронном виде, или на бумажном носителе.
Это согласуется с международной практикой: электронные счета являются, как правило, альтернативой, а не дополнением бумажных документов. Данное утверждение, в частности, справедливо для стран Евросоюза. Более того, если компания выпускает счет и в электронном, и в бумажном виде, не помечая бумажный документ как копию, налоговые органы могут дважды (т.е. на основании каждого счета) начислить НДС по совершенной операции. В Бразилии и Южной Корее электронные счета также заменяют бумажные.
Требования к передающим электронные документы системам
Как уже отмечалось, в России обмен счетами-фактурами в электронном виде допускается по взаимному согласию сторон сделки и при наличии у них совместимых технических средств и возможностей для приема и обработки этих счетов-фактур. При этом система электронного документооборота должна строиться на принципах добровольности использования; равнозначности требований к счетам-фактурам вне зависимости от их вида (бумажный или электронный); свободы выбора оператора; унификации требований к разрабатываемым программным продуктам, обеспечивающим электронный документооборот.
Международной практикой выработаны свои требования к системам электронного документооборота. Например, Директива Евросоюза 2006/112/ЕС устанавливает следующие базовые принципы использования электронных счетов: гарантия подлинности происхождения документа (т.е. счет должен быть заверен выпустившим его лицом) и целостности содержания (данные электронного документа нельзя изменить без разрешения выпустившего лица); согласие контрагентов использовать электронные счета. Эти принципы могут быть дополнены каждой страной - участницей Евросоюза. Например, в Нидерландах какие-либо специальные требования к электронной системе передачи данных не устанавливаются; достаточными условиями являются формирование счета в таком электронном формате, к которому есть доступ у налоговых органов, а также приемлемая скорость передачи данных.
Интересной представляется идея, которую претворили в жизнь в Южной Корее. Там с 2011 года возможен обмен электронными счетами не только посредством использования учетных компьютерных систем компаний, но и с помощью единого портала налоговых органов, ресурсы которого позволяют налогоплательщику создавать электронный документ в требуемом формате и передавать его контрагенту по электронной почте. Фактически, имея доступ в Интернет и адрес электронной почты контрагента, любой предприниматель может выставлять электронные счета.
Примечание. С 2011 года в Южной Корее возможен обмен электронными счетами с помощью единого портала налоговых органов.
В России требования к операторам электронного документа и используемым для передачи электронных документов системам, включая требования по сертификации программных средств, обеспечивающих электронный документооборот счетов-фактур, пока только разрабатываются. Однако можно предположить, что первыми операторами электронного документооборота счетов-фактур у нас станут существующие лидеры рынка по передаче электронной налоговой отчетности. Открытыми также остаются отдельные вопросы непосредственного функционирования систем передачи электронных данных. Например: каким образом будет осуществляться передача электронных счетов-фактур между продавцом и покупателем, если они пользуются услугами разных операторов (так называемый роуминг между операторами)?
Представление электронных документов в налоговые органы. Возможности налогового контроля
Закон N 229-ФЗ предусматривает возможность не только выставления электронных счетов-фактур, но и направления в налоговый орган (истребования им) документов по телекоммуникационным каналам связи в электронном виде.
В рамках реализации данных положений ФНС России разработаны и утверждены Порядок направления требования о представлении документов (информации) и порядок представления документов (информации) по требованию налогового органа в электронном виде (Приказ от 17.02.2011 N ММВ-7-2/168@ [3]), а также Порядок представления документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в электронном виде (Приказ от 17.02.2011 N ММВ-7-2/169@ [4]).
Представляется, что электронный документооборот сократит трудовые и финансовые затраты налогоплательщиков на сбор и предоставление необходимых документов, повысит эффективность взаимодействия между налоговыми органами и налогоплательщиками, а также налогового администрирования в целом. В то же время контролировать электронный документооборот счетов-фактур российские налоговые органы вправе только в рамках налоговой проверки.
В отличие от России зарубежные страны систему обмена электронными документами выстраивают с учетом целей налогового контроля.
В Нидерландах, например, контрагенты обмениваются электронными счетами напрямую - посредством имеющихся у них электронных систем. Но не сами электронные документы интересуют налоговые органы, а доступ к электронным системам налогоплательщиков, что позволяет проводить контрольные мероприятия в режиме онлайн.
В то же время не во всех странах (как, например, в странах Евросоюза, Сингапуре) предусматривается обмен электронными документами напрямую между контрагентами. Очень часто электронные документы направляются контрагенту только после проверки налоговыми органами. Пример - Турция, где в настоящее время также вводятся электронные счета-фактуры. Порядок следующий: счет-фактура, созданный продавцом, сначала направляется по телекоммуникационным каналам связи в налоговые органы. Те, в свою очередь, проверяют правильность оформления данного счета-фактуры, присваивают документу соответствующий код, и только после этого счет-фактура направляется покупателю. Предполагается, что на основании уже проверенного налоговыми органами электронного счета-фактуры покупатель сможет получить возмещение НДС в более короткие сроки, как если бы использовались бумажные документы.
В Бразилии созданные продавцом электронные счета сначала направляются в централизованную систему налоговых органов, где происходит их предварительная проверка на соответствие установленным требованиям по формату, а затем обратно продавцу. Только после этого электронный счет направляется продавцом покупателю. Однако, в отличие от Турции, такая процедура проверки электронного счета не гарантирует покупателю получение вычета по НДС.
* * *
Итак, можно констатировать, что на пути перехода к электронному документообороту уже сделаны важные шаги. Как показывает практика, безусловно, у каждой страны есть свои особенности введения и использования электронного документооборота, однако все единогласно выражают мнение, что введение электронных документов приносит большие преимущества представителям бизнес-сообщества, а также повышает эффективность налогового администрирования. Конечно, сегодня еще рано давать какие-либо заключения, но хочется надеяться, что в ближайшем будущем представится возможность оценить эффективность функционирования систем электронных счетов-фактур в России и узнать, оправдаются ли ожидания налогоплательщиков и налоговых органов.
Литература
1. О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования: федер. закон Рос. Федерации от 27 июля 2010 г. N 229-ФЗ // Рос. газ. 2010. 2 авг. (N 169).
2. Порядок выставления и получения счетов-фактур в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи: утв. приказом Минфина России от 25 апр. 2011 г. N 50н (зарегистрировано в Минюсте России 25.05.2011 N 20860) // Рос. газ. 2011. 3 июня (N 119).
3. Порядок направления требования о представлении документов (информации) и порядок представления документов (информации) по требованию налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи: утв. приказом ФНС России от 17 февр. 2011 г. N ММВ-7-2/168@ // Рос. газ. 2011. 8 апр. (N 75).
4. Порядок представления документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи: прил. N 1 к приказу ФНС России от 17 февр. 2011 г. N ММВ-7-2/169@. URL: http://www.nalog.ru/prav_act/3796680.
И.Г. Попова,
старший менеджер отдела по оказанию консультационных
услуг в области косвенного налогообложения PwC
"Налоговая политика и практика", N 7, июль 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Выделить их позволяет многолетний международный опыт работы PwC над проектами, связанными с разработкой и внедрением систем электронного документооборота для различных компаний.
*(2) Исследование проводилось PwC в 2009 году в 27 странах Евросоюза.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговая политика и практика"
Журнал "Налоговая политика и практика" - единственное печатное издание ФНС России.
Адрес редакции: 121351, Москва, ул. Молодогвардейская, 32
Тел./факс: (495) 416 5194
E-mail: info@nalogkodeks.ru
Адрес в Internet: www.nalogkodeks.ru