Бюджетным учреждением в 2010 году были заключены государственные контракты и договоры на оказание услуг по текущему ремонту автомобилей. После выполнения ремонтных работ составлялся акт приема выполненных работ в произвольной форме. В нем были отражены все необходимые реквизиты, перечисленные в п. 2 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете*(1), на основании которых производилась оплата. Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (ф. 0306002, она же ф. ОС-3) нами заполнен не был, в связи с чем в ходе проверки, проводимой Росфиннадзором, учреждению было вменено нарушение, которое выразилось в списании бюджетных средств по неоформленным актам выполненных работ. В предписании контрольного органа указано восстановить неправомерно списанные средства федерального бюджета, поскольку не имеется надлежаще оформленных документов. Администрация учреждения с таким выводом не согласна. Разъясните, кто прав.
В соответствии с п. 1 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, перечисленные в п. 2 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете.
Форма ОС-3 применяется для оформления и учета объектов основных средств, подвергнутых ремонту, реконструкции, модернизации (Указания по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету основных средств, утвержденные Постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 N 7). Если ремонт (реконструкцию, модернизацию) выполняет сторонняя организация, стороны оформляют акт в двух экземплярах. Первый экземпляр остается у организации-заказчика, а второй передается организации, проводившей ремонт (реконструкцию, модернизацию).
Однако учитывая тот факт, что текущий ремонт и техобслуживание автотранспортных средств осуществляются в процессе эксплуатации автомобиля без его остановки на длительное время, в данном случае достаточно составления акта выполненных работ, который в соответствии со ст. 753 ГК РФ подписывается двумя сторонами.
С учетом положений гл. 37 ГК РФ законодательство не устанавливает конкретную форму документа, подтверждающую работы по ремонту и техобслуживанию, а также не вводит в качестве обязательного требования к подтверждению расходов, связанных с ремонтом и техобслуживанием, представление акта по форме ОС-3.
Ни Инструкцией по бюджетному учету*(2), ни Законом о бухгалтерском учете не установлены обязательные требования к порядку заполнения актов, оформляемых сторонами договора, заключенного на выполнение ремонта машин, входящих в состав объектов основных средств учреждения (указание идентификационных данных ремонтируемого объекта: производственных номеров, марки машины, номера двигателя и т.д.).
С учетом изложенного отметим, что в случае, когда из совокупности документов, оформляемых сторонами договора (государственного контракта) в подтверждение выполняемых исполнителем работ (в том числе актов на принятие результата работ), заказов-нарядов, заявок на осуществление работ, иных документов, предусмотренных договором, возможно установить объект имущества, в отношении которого осуществлялись ремонтные работы, а также объем работ, данные документы являются достаточными для признания обоснованным отражения в бюджетном учете принятия обязательства по оплате выполненных исполнителем работ и, соответственно, признания в бюджетном учете суммы расходов по ремонту основного средства. Это не может рассматриваться как нарушение законодательства РФ, регулирующего вопросы ведения бюджетного учета.
Таким образом, вывод контролирующего органа, что расходование бюджетных средств ввиду отсутствия первичных документов было произведено неправомерно и бюджетные средства подлежат восстановлению, неверен. Аналогичный вывод был сделан арбитрами в Постановлении ФАС ВСО от 08.02.2011 N А69-564/2010.
С. Бычков,
начальник отдела методологии бюджетного контроля и аудита
Департамента бюджетной политики и методологии Минфина РФ
1 августа 2011 г.
"Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности", N 8, август 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
*(2) Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина РФ от 30.12.2008 N 148н (документ утратил силу с 01.01.2011 в связи с изданием Приказа Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н, утвердившего Единый план счетов бухгалтерского учета и Инструкцию по его применению).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"