Отчетность бюджетного учреждения, в отношении которого принято решение о предоставлении субсидии из бюджета, и автономного учреждения
Государственное (муниципальное) учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным*(1). Бюджетные и автономные организации вместо бюджетных ассигнований получают субсидии на выполнение государственного задания. Для них утверждена Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений*(2) (далее - Инструкция по отчетности бюджетных и автономных учреждений).
Данный документ вводится в действие начиная с бухгалтерской отчетности за 2011 год*(3).
Общие правила формирования отчетности
В отличие от получателей бюджетных средств бюджетные организации, в отношении которых принято решение о предоставлении им субсидии, и автономные учреждения не являются участниками бюджетного процесса. Их отчетность в отличие от отчетности казенных и "старых" бюджетных учреждений называется не бюджетной, а бухгалтерской*(4).
Государственные (муниципальные) автономные учреждения, государственные (муниципальные) бюджетные учреждения, в отношении которых органами государственной власти (государственными органами) и органами местного самоуправления принято решение о предоставлении им субсидий из соответствующего бюджета*(5) ("новые" бюджетные учреждения), составляют и представляют годовую, квартальную бухгалтерскую отчетность по формам, приведенным в приложении к Инструкции по отчетности бюджетных и автономных учреждений*(6).
Обратите внимание! Инструкция по отчетности бюджетных и автономных учреждений не распространяется на государственные (муниципальные) бюджетные учреждения в части выполнения ими согласно статье 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа), исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме*(7).
Организации составляют бухгалтерскую отчетность на следующие даты:
- квартальную - по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года;
- годовую - на 1 января года, следующего за отчетным*(8). По общему правилу отчетным годом является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно.
Важно! Для государственного (муниципального) бюджетного, автономного учреждения, созданного в течение финансового года путем изменения типа государственного (муниципального) учреждения, первым отчетным годом, за который формируется бухгалтерская отчетность, считается период с момента изменения типа по 31 декабря года его создания*(9).
Например, организация изменила свой правовой статус и перешла на финансовую форму обеспечения в виде субсидий на выполнение государственного задания с 1 июля 2011 года. В этом случае первым отчетным периодом для нее будет период с 1 июля по 31 декабря 2011 года.
Для государственного (муниципального) бюджетного, автономного учреждения, в отношении которого в течение финансового года принято решение об изменении его типа в целях создания государственного (муниципального) казенного учреждения, отчетным годом, за который формируется бухгалтерская отчетность в соответствии с Инструкцией N 33, считается период с начала финансового года, в котором принимается указанное решение (с даты регистрации в установленном законодательством РФ порядке при создании государственного (муниципального) бюджетного, автономного учреждения; с момента создания государственного (муниципального) бюджетного, автономного учреждения путем изменения его типа), и до момента изменения типа государственного (муниципального) бюджетного, автономного учреждения на казенное учреждение. Например, 1 июля 2011 года принято решение изменить тип учреждения с автономного на казенное. Тогда отчетным будет период с 1 января по 30 июня 2011 года.
Квартальная отчетность является промежуточной и составляется нарастающим итогом с начала текущего финансового года.
Аналогично казенным и иным организациям-бюджетополучателям, применяющим при составлении отчетности Инструкцию о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ*(10), автономные и "новые" бюджетные учреждения составляют бухгалтерскую отчетность нарастающим итогом с начала года в рублях с точностью до второго десятичного знака после запятой*(11).
Кто подписывает бухгалтерскую отчетность
Бухгалтерскую отчетность подписывают руководитель и главный бухгалтер учреждения. Формы бухгалтерской отчетности, содержащие плановые (прогнозные) и аналитические показатели, подписывает также руководитель финансово-экономической службы (при наличии в структуре организации).
Если руководитель передает ведение бухучета и составление на его основе отчетности по договору (соглашению) другому государственному (муниципальному) учреждению или организации (централизованной бухгалтерии), то бухгалтерскую отчетность представляет централизованная бухгалтерия от имени учреждения в порядке, предусмотренном Инструкцией по отчетности бюджетных и автономных учреждений. Бухгалтерскую отчетность, составленную централизованной бухгалтерией, подписывают руководитель учреждения, передавшего ведение учета, руководитель и бухгалтер-специалист централизованной бухгалтерии, осуществляющей ведение бухучета.
Представление централизованной бухгалтерией бухгалтерской отчетности учреждения, в отношении которого эта бухгалтерия ведет бухучет, пользователям данной отчетности согласуется с руководителем указанного учреждения*(12).
Порядок представления отчетности
Бухгалтерскую отчетность учреждение представляет в орган государственной власти или орган местного самоуправления, осуществляющий в отношении учреждения функции и полномочия учредителя (далее - учредитель), на бумажных носителях и (или) в виде электронного документа, с представлением на электронных носителях или путем передачи по телекоммуникационным каналам связи в установленные учредителем сроки.
Учредитель при определении порядка представления бухгалтерской отчетности в виде документа на электронном носителе или путем передачи по телекоммуникационным каналам связи предусматривает обязательные требования к форматам и способам передачи бухгалтерской отчетности в электронном виде. Они утверждаются финансовым органом публично-правового образования, из бюджета которого учреждению предоставляется субсидия (далее - соответствующий финансовый орган). При этом предусматриваются положения об обязательном обеспечении защиты информации.
Бухгалтерскую отчетность на бумажном носителе от имени организации сдает главный бухгалтер или лицо, ответственное за ведение бухучета. Отчетность должна быть в сброшюрованном и пронумерованном виде с оглавлением и сопроводительным письмом*(13).
Важно отметить следующий момент. Учредитель или иной пользователь бухгалтерской отчетности не вправе отказать учреждению в принятии его отчетности. По просьбе представителя учреждения на сопроводительном письме, а также в левом верхнем углу титульного листа баланса государственного учреждения (разделительного (ликвидационного) баланса государственного (муниципального) учреждения) он проставляет отметку о поступлении бухгалтерской отчетности, содержащую дату поступления, должность, подпись (с расшифровкой) ответственного исполнителя учредителя*(14). В случае подачи учреждением бухгалтерской отчетности по телекоммуникационным каналам связи уведомление о поступлении бухгалтерской отчетности направляется учреждению в виде электронного документа.
Днем подачи бухгалтерской отчетности считается дата ее отправки по телекоммуникационным каналам связи либо дата фактической передачи по принадлежности.
Если дата представления бухгалтерской отчетности учреждения, установленная учредителем, совпадает с праздничным (выходным) днем, она сдается не позднее первого рабочего дня, следующего за установленным днем представления.
Автономное учреждение представляет учредителю квартальный отчет об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности и годовую бухгалтерскую отчетность после рассмотрения отчетности наблюдательным советом автономного учреждения*(15).
Соответствующий финансовый орган и учредитель вправе установить для сдачи в составе квартальной, годовой бухгалтерской отчетности дополнительные формы и порядок их составления и представления*(16).
Данные для бухгалтерской отчетности
Бухгалтерская отчетность составляется на основе данных главной книги и других регистров учета, установленных законодательством РФ для учреждений, с обязательным проведением сверки оборотов и остатков по регистрам аналитического учета с оборотами и остатками по регистрам синтетического учета*(17).
Данные, отраженные в годовой бухгалтерской отчетности учреждения, должны быть подтверждены результатами проведенной инвентаризации активов и обязательств.
Если все показатели, предусмотренные формой бухгалтерской отчетности, не имеют числового значения, такая форма не составляется и в бухгалтерской отчетности за отчетный период не представляется*(18). Когда показатель по бухучету имеет отрицательное значение, он отражается со знаком "минус".
Порядок составления бухгалтерской отчетности и особенности ее формирования при реорганизации или ликвидации учреждения приведены в разделах II и III Инструкции по отчетности бюджетных и автономных учреждений.
Порядок внесения исправлений в отчетность
Пункт 11 Инструкции по отчетности бюджетных и автономных учреждений регламентирует порядок внесения исправлений в отчетность, представления исправленной отчетности и оформления принятия отчетности.
В случае выявления ошибок, допущенных как учреждением при составлении отчетности, так и учредителем в ходе проведения им камеральной проверки представленной отчетности на соответствие требованиям к ее составлению и представлению, иным органом, осуществляющим финансовый контроль, учреждение по согласованию с учредителем представляет бухгалтерскую отчетность, содержащую исправления.
Исправленная бухгалтерская отчетность представляется учредителю (иным пользователям отчетности) с сопроводительным письмом, содержащим перечень внесенных изменений, а при исправлении ошибок, выявленных учредителем по результатам камеральной проверки, - с копией уведомления о несоответствии отчетности.
При подаче учреждением бухгалтерской отчетности на бумажном носителе отметка учредителя о ее принятии по результатам проведенной камеральной проверки проставляется в левом верхнем углу титульного листа баланса государственного (муниципального) учреждения (разделительного (ликвидационного) баланса государственного (муниципального) учреждения), на сопроводительном письме (по квартальной отчетности) с указанием даты принятия, должности и подписи (с расшифровкой) ответственного исполнителя учредителя.
Если же учреждение представляет бухгалтерскую отчетность по телекоммуникационным каналам связи, уведомление о ее принятии учредителем направляется учреждению в виде электронного документа.
Состав и сроки представления отчетности
Перечень форм бухгалтерской отчетности содержит*(19):
- баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730);
- справку по консолидируемым расчетам учреждения (ф. 0503725);
- справку по заключению учреждением счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года (ф. 0503710);
- отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737);
- отчет о принятых учреждением обязательствах (ф. 0503738);
- отчет о финансовых результатах деятельности учреждения (ф. 0503721);
- пояснительную записку к балансу учреждения (ф. 0503760);
- разделительный (ликвидационный) баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503830).
Информация о периодичности представления отчетности содержится в заголовочной части каждой формы.
Исходя из этого, по состоянию на 1 июля 2011 года государственные (муниципальные) автономные и бюджетные учреждения, в отношении которых органами госвласти (госорганами), органами местного самоуправления принято решение о предоставлении субсидий из соответствующего бюджета, составляют и представляют в установленные сроки квартальную бухгалтерскую отчетность по формам, периодичность которых определена как квартальная и полугодовая (0503725, 0503737, 0503738, 0503760), а также установленные для представления в составе квартальной бухгалтерской отчетности дополнительные формы.
Пояснительную записку в 2011 году нужно сдавать не только в составе годовой, но и в составе квартальной отчетности.
Итак, мы рассмотрели основные положения Инструкции по отчетности бюджетных и автономных учреждений. Кроме представленных в этой Инструкции форм отчетности соответствующий финансовый орган, а также учредитель вправе установить дополнительные формы отчетности, порядок их составления и представления.
Г.М. Федина,
заведующая отделом методического обеспечения
бюджетного учета Управления бюджетного учета и
отчетности Министерства финансов Московской области
"В курсе правового дела", N 13, июль 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений..."
*(2) утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
*(3) п. 3 приказа Минфина России от 25.03.2011 N 33н
*(4) п. 1 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
*(5) ч. 1 ст. 78.1 БК РФ
*(6) п. 1 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности...
*(7) п. 3 приказа Минфина России от 25.03.2011 N 33н
*(8) п. 2 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности...
*(9) п. 3 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности...
*(10) утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
*(11) п. 4 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности...
*(12) п. 5 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности...
*(13) п. 6 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности...
*(14) ст. 15 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"
*(15) п. 7 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности...
*(16) п. 8 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности...
*(17) Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н; п. 9 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности...
*(18) п. 10 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности...
*(19) п. 12 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "В курсе правового дела"
Практический журнал для бухгалтера, кадровика, юриста, руководителя. В нем вы найдете новости законодательства, обзор арбитражно-налоговой практики, разъяснения специалистов министерств и ведомств, статьи экспертов-практиков и другие интересные материалы. Качество и актуальность информации выгодно отличают журнал "В курсе правового дела" от других профессиональных изданий.
Учредитель: ООО "Специализированный Центр Правовой Информации ПРАВОВЕСТ"