Оплата труда руководителя учреждения
В соответствии с п. 6 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 583*(1) заработная плата руководителя состоит из должностного оклада и выплат компенсационного и стимулирующего характера. Порядок их установления отличается от порядка, в котором определяются эти выплаты работникам учреждений. В статье рассмотрим особенности их установления и расчета для руководителей.
Определение размера должностного оклада
Рассмотрим особенности определения размера должностного оклада руководителя образовательного учреждения, подведомственного Минспорттуризму, установленные Положением Минспорттуризма РФ N 371*(2).
Прежде всего, трудовой договор с руководителем образовательного учреждения заключается учредителем этого учреждения. Указанным договором устанавливается должностной оклад руководителя. Его размер может составлять до пяти размеров средней заработной платы работников, которые относятся к основному персоналу возглавляемого им учреждения.
Таким образом, прежде чем рассчитать размер оклада руководителя, нужно будет определить, какие категории работников относятся к основному персоналу. В этих целях воспользуемся приложением 2 к Приказу Минспорттуризма РФ N 249*(3), в котором приведен их перечень. Согласно перечню к основному персоналу относятся следующие должности: профессор, доцент, старший преподаватель, преподаватель, руководитель физического воспитания, старший воспитатель, старший методист, старший инструктор-методист, старший тренер-преподаватель, воспитатель, методист, педагог-психолог, инструктор-методист, тренер-преподаватель.
Затем следует определить среднюю заработную плату работников основного персонала учреждения в соответствии с Порядком N 167н*(4). Расчет их средней заработной платы осуществляется за календарный год, предшествующий году установления должностного оклада руководителя учреждения.
При расчете средней заработной платы учитываются оклады (должностные оклады), ставки заработной платы и выплаты стимулирующего характера работникам основного персонала учреждения независимо от финансовых источников, за счет которых осуществляются данные выплаты (п. 2 Порядка N 167н).
Обратите внимание! При расчете средней заработной платы выплаты компенсационного характера работникам основного персонала не учитываются (п. 2 Порядка N 167н).
Расчет средней заработной платы можно представить в виде следующей формулы:
,
где:
- средняя заработная плата работников основного персонала учреждения;
- суммы окладов (должностных окладов), ставок заработной платы и выплат стимулирующего характера работникам основного персонала учреждения за отработанное время в предшествующем календарном году;
- среднемесячная численность работников основного персонала учреждения за все месяцы календарного года, предшествующего году установления должностного оклада руководителю учреждения.
При расчете среднемесячной численности работников основного персонала учреждения следует учитывать особенности ее исчисления. В частности, нужно определить среднемесячную численность работников основного персонала учреждения, работающих на условиях как полного, так и неполного рабочего времени, и среднемесячную численность работников основного персонала учреждения, являющихся внешними совместителями.
В таблице приведем порядок ее определения в зависимости от установленных условий рабочего времени и ссылки на нормативные документы.
Среднемесячная численность работников основного персонала учреждения, работающих на условиях полного рабочего времени, определяется путем суммирования численности работников основного персонала учреждения, работающих на условиях полного рабочего времени, за каждый календарный день месяца, то есть с 1-го по 30-е или 31-е число (для февраля - по 28-е или 29-е число), включая выходные и нерабочие праздничные дни, и деления полученной суммы на число календарных дней месяца. Численность работников основного персонала учреждения, работающих на условиях полного рабочего времени, в выходные или нерабочие праздничные дни принимается равной численности работников основного персонала учреждения, работающих на условиях полного рабочего времени, за рабочий день, предшествовавший выходным или нерабочим праздничным дням. За каждый календарный день месяца учитываются работники основного персонала учреждения, фактически работающие на основании табеля учета рабочего времени. Если сотрудник работает в учреждении на одной ставке или более (оформленный как внутренний совместитель), то он учитывается в списочной численности работников основного персонала учреждения как один человек (целая единица) | Пункт 5 Порядка N 167н |
Среднемесячная численность работников основного персонала учреждения, работающих на условиях неполного рабочего времени, учитывается пропорционально отработанному времени. Расчет среднемесячной численности этой категории работников производится в следующем порядке: а) исчисляется общее количество отработанных человеко-дней путем деления общего числа отработанных человеко-часов в отчетном месяце на продолжительность рабочего дня исходя из продолжительности рабочей недели, например: - 40 часов - на 8 часов (при пятидневной рабочей неделе) или на 6,67 часа (при шестидневной рабочей неделе); - 39 часов - на 7,8 часа (при пятидневной рабочей неделе) или на 6,5 часа (при шестидневной рабочей неделе); - 36 часов - на 7,2 часа (при пятидневной рабочей неделе) или на 6 часов (при шестидневной рабочей неделе); - 33 часа - на 6,6 часа (при пятидневной рабочей неделе) или на 5,5 часа (при шестидневной рабочей неделе); - 30 часов - на 6 часов (при пятидневной рабочей неделе) или на 5 часов (при шестидневной рабочей неделе); - 24 часа - на 4,8 часа (при пятидневной рабочей неделе) или на 4 часа (при шестидневной рабочей неделе); б) определяется средняя численность не полностью занятых работников за отчетный месяц в пересчете на полную занятость путем деления отработанных человеко-дней на число рабочих дней в месяце по календарю в отчетном месяце | Пункт 6 Порядка N 167н |
Среднемесячная численность внешних совместителей исчисляется в порядке, аналогичном порядку определения среднемесячной численности работников основного персонала учреждения, работавших на условиях неполного рабочего времени | Пункт 7 Порядка N 167н |
Как было сказано выше, размер должностного оклада руководителя может составлять до пяти размеров средней заработной платы работников, относимых к основному персоналу возглавляемого им учреждения. Поэтому для определения оклада руководителя исчисленная указанным выше способом средняя заработная плата работников основного персонала образовательного учреждения умножается на величину, установленную учредителем этого учреждения.
Установление компенсационных выплат
Перечень выплат компенсационного характера, которые могут производиться руководителю учреждения, также приводится в трудовом договоре.
В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ N 822*(5) компенсационные выплаты могут устанавливаться за работу:
- в тяжелых, вредных и (или) опасных и иных особых условиях труда;
- в местностях с особыми климатическими условиями;
- в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных).
Кроме того, могут устанавливаться надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, по их засекречиванию и рассекречиванию, а также за работу с шифрами.
Выплаты компенсационного характера устанавливаются к окладам (должностным окладам), их размер определяется по соглашению сторон трудового договора.
Стимулирование руководителя учреждения
В соответствии с Перечнем видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2007 N 818 "Об утверждении Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях", в пределах фонда оплаты труда могут устанавливаться следующие виды выплат:
- премиальные по итогам работы;
- за интенсивность и высокие результаты работы;
- за качество выполненных работ;
- за стаж непрерывной работы, выслугу лет.
На эти цели Минспорттуризм вправе выделить до 5% лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на оплату труда работников учреждений (далее - ЛБО), которые, в свою очередь, являются источником премиального фонда. На 2011 год Приказом Минспорттуризма РФ N 236*(6) для подведомственных этому министерству учреждений утверждены их конкретные размеры.
Особенности премирования руководителя
Условия премирования руководителей утверждены Приказом Минспорттуризма РФ от 18.11.2009 N 1072 (приложение 7) (далее - Условия премирования).
Условия премирования разработаны и введены в действие в целях увеличения заинтересованности руководителей учреждений в повышении эффективности деятельности учреждений, качества оказываемых социальных услуг, инициативы при выполнении поставленных государством задач.
Премирование руководителя учреждения производится по итогам работы учреждения за соответствующий отчетный период с учетом выполнения целевых показателей эффективности деятельности учреждения, личного вклада руководителя в осуществление основных задач и функций, определенных уставом учреждения, а также выполнения обязанностей, предусмотренных трудовым договором (п. 7 Условий премирования).
В этих целях руководитель учреждения обязан не позднее 15 ноября текущего финансового года представлять в Минспорттуризм доклад и отчетные формы установленного образца о выполнении целевых показателей эффективности деятельности учреждения (утверждены Приказом Минспорттуризма РФ N 1072) (п. 8 Условий премирования).
Минспорттуризмом утверждены целевые показатели эффективности деятельности учреждений, находящихся в его ведении, а также критерии оценки эффективности работы руководителей:
- образовательных учреждений среднего профессионального образования (приложение 1);
- государственного образовательного учреждения "Государственная школа высшего спортивного мастерства - центр подготовки сборных юношеских, юниорских и молодежных команд России" (приложение 2);
- образовательных учреждений высшего профессионального образования (приложение 3);
- государственного учреждения "Центральный музей физической культуры и спорта" (приложение 4);
- государственного учреждения "Центр спортивной подготовки сборных команд России" (приложение 5);
- государственных научных организаций (приложение 6).
На основании целевых показателей оцениваются:
- основная деятельность государственного учреждения;
- финансово-экономическая деятельность;
- уровень исполнительской дисциплины.
Основная деятельность учреждения оценивается на основании определенных для каждого вида учреждений показателей. Приведем показатели, предусмотренные для оценки эффективности деятельности учреждений среднего профессионального образования.
Оценка основной (образовательной) деятельности этих учреждений в отношении:
а) реализации основных и дополнительных образовательных программ осуществляется по следующим показателям:
- количество слушателей, из которых осуществляется подготовка специалистов;
- отношение количества учащихся в образовательном учреждении к предельному контингенту, установленному лицензией на право ведения образовательной деятельности;
- доля обучающихся за счет средств родителей;
- отношение количества трудоустроенных выпускников в отчетный период (получивших направление на работу) к выпущенным;
- доля дополнительных профессиональных программ, по которым осуществляются подготовка и переподготовка специалистов, в общем количестве профессиональных программ;
- количество победителей и призеров в первенствах России, чемпионатах и первенствах Европы и мира за отчетный период (только для училищ олимпийского резерва);
б) квалификации педагогических кадров производится на основании таких показатели, как:
- доля преподавателей, работающих в данном учреждении на основной работе, с первой и высшей квалификационной категорией;
- доля преподавателей, работающих в данном учреждении на основной работе, имеющих ученую степень;
- доля тренеров, тренеров-преподавателей, работающих в данном учреждении на основной работе, с первой и высшей квалификационной категорией;
в) развития и содержания материально-технической базы учреждения за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников осуществляется по следующим показателям:
- доля средств, полученных от приносящей доход деятельности, направленных на развитие учреждения (капремонт, капстроительство, учебное, учебно-лабораторное оборудование);
- доля средств, полученных от приносящей доход деятельности, направленных на развитие объектов социальной инфраструктуры (спортивно-оздоровительных лагерей и баз);
- количество обучающихся в расчете на один компьютер, имеющий выход в Интернет;
г) повышения социального статуса студентов и сотрудников производится по таким показателям, как:
- рост заработной платы основного персонала по сравнению с прошлым финансовым годом за счет всех источников финансирования, в том числе за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности;
- дополнительное пенсионное обеспечение, страховая деятельность, оказание материальной помощи;
- обеспечение иногородних студентов общежитием (в процентах от общего числа студентов, не проживающих постоянно в городе, в котором располагается ссуз);
- учреждение - победитель или номинант конкурса на лучшее общежитие;
- наличие коллективного договора между администрацией и работниками образовательного учреждения;
- наличие управляющего совета с участием представителей работодателей (органа, реализующего государственно-общественный характер управления учреждения).
Финансово-экономическая деятельность учреждения оценивается на основании следующих показателей:
- соблюдение сроков и порядка представления заявок в Минспорттуризм;
- количество предлагаемых изменений в смете (не более пяти в год);
- использование бюджетных ассигнований на обеспечение функций в отчетном финансовом году (не боле 97% от годовых назначений);
- отсутствие роста просроченной кредиторской задолженности и отсутствие дебиторской задолженности;
- наличие всех правоустанавливающих документов, оформленных в установленном порядке, на все объекты недвижимости;
- отсутствие расхождений между утвержденной сметой по приносящей доход деятельности и фактическими расходами, произведенными за счет этих средств на конец года;
- кассовое исполнение не менее 75% федерального бюджета по состоянию на 1 октября отчетного года.
Уровень исполнительской дисциплины оценивается по следующим показателям:
- своевременное выполнение учреждением решений Правительства РФ, Минспорттуризма;
- соблюдение установленных сроков сдачи отчетности.
Критерии оценки работы руководителя федерального государственного учреждения по указанным показателям эффективности работы учреждения установлены в баллах.
Определение размера премирования руководителя. Комиссия на основе оценки доклада и отчетных форм руководителя учреждения об исполнении целевых показателей эффективности его деятельности определяет степень выполнения целевых показателей за отчетный период, которая выражается процентом от общего количества баллов (п. 15 Условий премирования).
При сумме баллов, соответствующей выполнению всех целевых показателей эффективности деятельности учреждения, размер премии его руководителя за отчетный период равен 100% от размера премии, установленного для данного периода.
При начислении комиссией более низкой суммы баллов премия руководителя снижается, ее процент устанавливается в зависимости от набранных баллов (приведены в таблице).
Количество баллов | Размер премиального фонда с учетом числа полученных баллов (в процентах от годового премиального фонда) |
100-95 | 100 |
94-90 | 95 |
89-85 | 90 |
84-80 | 80 |
79-75 | 75 |
74-70 | 70 |
69-65 | 65 |
64-60 | 60 |
Менее 60 | Не премируется за отчетный финансовый год |
Согласно п. 6 Условий премирования руководитель учреждения премируется один раз в год по итогам работы с начала календарного года. Выплата премии производится на основании приказа, издаваемого Минспорттуризмом.
Какие показатели используются при определении размера премиального фонда руководителя? Это, прежде всего, установленный размер его оклада, результаты деятельности учреждения, возглавляемого им, за отчетный период, целевые показатели эффективности деятельности за отчетный период, размер фонда оплаты труда учреждения, средний размер оплаты труда работников основного персонала учреждения (п. 4 Условий премирования).
Согласно п. 5 Условий премирования размер премиального фонда за отчетный период может быть пересмотрен при выявлении нарушений уставной деятельности учреждения, наложении на руководителя административных наказаний, изменении объемов лимитов бюджетных обязательств федерального бюджета, предусмотренных на оплату труда работников организации в связи с изменениями объемов оказываемых услуг, неисполнением руководителем целевых показателей эффективности работы.
Премия руководителю учреждения не начисляется в случаях (п. 13 Условий премирования):
а) наложения дисциплинарного взыскания на руководителя учреждения за неисполнение или ненадлежащее исполнение по его вине возложенных на него функций и полномочий в расчетном периоде;
б) наличия фактов грубого нарушения финансово-хозяйственной дисциплины, а также нанесения учреждению своей деятельностью или бездеятельностью материального ущерба руководителем учреждения;
в) появления руководителя учреждения на работе в нетрезвом состоянии или совершения прогула без уважительной причины;
г) наличия актов недостачи, хищений денежных средств и материальных ценностей руководителем учреждения, выявленных в отчетном финансовом году.
И. Зернова,
эксперт журнала "Учреждения физической культуры и спорта:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", N 8, август 2011 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Постановление Правительства РФ от 05.08.2008 N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений".
*(2) Примерное положение об оплате труда работников федеральных бюджетных образовательных учреждений, подведомственных Министерству спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, по виду экономической деятельности "Образование", утв. Приказом Минспорттуризма РФ от 08.06.2009 N 371.
*(3) Приказ Минспорттуризма РФ от 27.04.2009 N 249 "Об утверждении перечней должностей работников, относимых к основному персоналу, для расчета средней заработной платы и определения размеров должностных окладов руководителей подведомственных учреждений по видам экономической деятельности".
*(4) Порядок исчисления размера средней заработной платы для определения размера должностного оклада руководителя федерального бюджетного учреждения, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 08.04.2008 N 167н.
*(5) Приказ Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2007 N 822 "Об утверждении Перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в этих учреждениях".
*(6) Приказ Минспорттуризма РФ от 28.03.2011 N 236 "Об утверждении размеров процентов централизации лимитов бюджетных обязательств, выделенных на оплату труда работников, для премирования руководителей федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, на 2011 год".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"