Общественные контролёры: как противостоять и взаимодействовать
Подразумевается, что проверки общественными организациями не могут нанести интересам законопослушного предпринимателя какого-либо вреда. В идеале проведение таких проверок должно отделить агнцев от козлищ и обеспечить профилактику нарушений, если таковые появятся.
Примем это на веру и запомним три главных момента:
общественные организации - это не субъекты государственного контроля. Таким образом, на них не распространяется действие Федерального закона от 08.08.01 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)";
грамотная работа юриста позволяет, как правило, снять претензии "общественников", даже если дело доходит до Роспотребнадзора, суда и т.д.;
проверяющим - ни копейки. Общественная организация не вправе штрафовать, а также требовать каких-то возмещений, в том числе требовать компенсаций оплаты своих "услуг".
Примечание. Законодательство о защите прав потребителей даёт право общественным организациям проводить проверки хозяйствующих субъектов. Скорее всего, это право у организаций сохранится, всё-таки общественный контроль, нравится нам это или нет, - неотъемлемый атрибут гражданского общества, к которому, как предполагается, мы стремимся.
Основания есть, причём законные
Основания для проведения проверки общественной организацией установлены законом. Так, статья 45 Закона РФ от 07.02.92 N 2300-I "О защите прав потребителей" (далее - ЗЗПП) говорит о том, что общественная организация имеет право, в частности:
проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей;
составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей;
направлять акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти;
информировать органы местного самоуправления о выявленных нарушениях.
Основанием для проведения проверки является решение руководителя организации. Оно формулируется в виде направления или поручения. В этом документе указываются:
наименование общественной организации, проводящей проверку;
основание для проведения проверки (ст. 45 ЗЗПП);
Ф.И.О. всех проверяющих, которых должно быть не менее двух человек;
название, адрес и профиль деятельности проверяемой организации;
срок действия направления на проверку;
подпись руководителя и печать проверяющей организации.
Что проверяют общественники
Предметом проверки является соблюдение продавцом, исполнителем работ и услуг прав потребителей, установленных ЗЗПП, а также иных нормативных актов, в том числе правил работы предприятия розничной торговли, продажи отдельных видов товаров, продажи товаров по образцам и т.д.
Проверяются:
наличие и доступность обязательной информации об объекте проверки, режиме его работы, предлагаемых товарах, работах, услугах;
наличие, доступность и правильность оформления книги отзывов и предложений;
правильность оформления ценников;
выдача кассовых и (или) товарных чеков, квитанций;
наличие и доступность контрольного измерительного оборудования;
возможность в наглядной и доступной форме ознакомления потребителей с правилами торговли или соответствующего вида обслуживания;
режим работы предприятия;
порядок размещения товаров;
возможность проверки потребителем свойств товара с демонстрацией его действия.
Каковы цели?
Пожалуй, стоит напомнить о целях проверки, хотя цель, конечно, святая - выявление нарушений прав потребителей, т.е. установление фактов, свидетельствующих исключительно о несоблюдении норм потребительского законодательства, устанавливающих эти права.
В то же время общественники не вправе проверять:
наличие или отсутствие трудовых договоров с сотрудниками;
наличие или отсутствие у работников медицинских книжек;
наличие или отсутствие санитарно-эпидемиологических и прочих заключений;
соблюдение санитарных правил и норм вне торгового зала и иных помещений;
наличие документов об образовании торговых работников;
применение или неприменение контрольно-кассовой техники (ККТ);
наличие и порядок ведения журнала учёта мероприятий по контролю.
Общественники однозначно не вправе изымать какие-либо документы, предметы, товары, проверять подсобные помещения, осуществлять контрольные закупки.
Оформление итогов
В тот же день проверяющие обязаны составить акт о проведённой проверке. Форма акта законом не установлена, но, как правило, в документе указываются:
наименование и адрес проверяемой организации;
Ф.И.О. всех присутствующих при проведении проверки;
время начала и окончания проверки;
выявленные нарушения (со ссылками на статьи законов и иных нормативно-правовых актов);
отметки об устранении нарушений в ходе проверки.
Акт подписывается всеми лицами, участвовавшими в проведении проверки. Разумеется, перед тем как подписывать, следует внимательно ознакомиться с актом.
В случае отказа от подписи проверяющая организация делает соответствующую запись в акте.
Заметим, что представитель проверяемой организации, будь то директор, продавец или менеджер, вправе:
устранить выявленное нарушение прямо во время проведения проверки;
внести свои письменные замечания и объяснения в акт проверки или приобщить их к акту.
Один экземпляр акта обязательно должен быть передан лицу, представляющему проверяемую организацию, под роспись.
Примечание. Сроки проведения проверки законом не предусмотрены, т.е. чисто теоретически - хоть ежедневно (если не учитывать туманно, но всё же сформулированный законом запрет на злоупотребление правом). Впрочем, длительность проверки на практике не превышает одного-двух часов.
Что потом
Статья 45 ЗЗПП устанавливает, что общественные объединения потребителей по результатам проведения проверки вправе:
составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти;
информировать органы местного самоуправления о выявленных нарушениях;
участвовать по просьбе потребителей в проведении экспертиз по фактам нарушения прав потребителей;
вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, осуществляющих производство и реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг), не соответствующих предъявляемым к ним обязательным требованиям, а также нарушающих права потребителей, установленные законами и иными нормативно-правовыми актами РФ;
обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределённого круга потребителей).
При удовлетворении исков в защиту прав потребителей и законных интересов неопределённого круга потребителей суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.
Одновременно с удовлетворением иска, предъявленного общественным объединением потребителей в интересах неопределённого круга потребителей, суд принимает решение о возмещении общественному объединению потребителей всех понесённых по делу судебных издержек, а также иных возникших до обращения в суд и связанных с рассмотрением дела необходимых расходов, в том числе расходов на проведение независимой экспертизы в случае выявления в результате проведения такой экспертизы нарушения обязательных требований к товарам (работам, услугам). Эти суммы взыскиваются с ответчика по иску.
Примечание. Несмотря на то что тема нашего разговора - проверки общественными организациями, нижеследующие рекомендации могут быть полезными и при общении с другими проверяющими. "Идти на принцип" и скандалить смысла нет. Во-первых, вряд ли поможет, во-вторых, вызовет у проверяющих ответное желание "идти на принцип". Более разумно вести себя спокойно и сосредоточиться на поиске аргументов - с учётом того, что впереди наверняка маячит судебное разбирательство.
Проверяющие: универсальные советы
Несмотря на то что тема нашего разговора - проверки общественными организациями, нижеследующие рекомендации могут быть полезными и при общении с другими проверяющими.
Обязательно убедитесь в том, что это действительно проверяющие. Попросите представиться, предъявить служебное удостоверение и документ на проведение проверки. Целесообразно сделать ксерокопии этих документов или, на худой конец, переписать данные указанных документов.
До начала проверки следует выяснить все вопросы, связанные с её законностью, правомерностью самого факта её осуществления (нередко проверки инициируются в неформальном порядке - по звонку, по знакомству, "спускаются сверху" и т.д.).
В ходе проверки и по результатам её вам будет неоднократно предложено подписаться под тем или иным документом (акты проверки, протоколы, объяснения и т.д.).
Что делать? Подписывать или не подписывать?
С одной стороны, в ходе проверки довольно трудно объективно оценить предъявленные претензии, а ведь именно они впоследствии лягут в основу вашего обвинения.
С другой стороны, отказ от подписи на составленных документах не изменит ситуацию в вашу пользу. Проверяющие ставят визу "от подписи отказались" и заверяют сие своими подписями. От отсутствия вашей подписи документ силы не потеряет, а ваше поведение сформирует негативное к вам отношение.
Оптимальный вариант - в предложенных для подписи документах сделать запись "С актом (протоколом, нарушениями) не согласен". Причём это можно сделать и без указания причин, тем более что в результате воздействия стрессовой ситуации можно дать такие объяснения, что и обвинений не потребуется. С изложением причин можно повременить до тех пор, пока не появится возможность спокойно проанализировать документы, лучше с юристом. В любом случае рассмотрение материалов должно проводиться только в вашем присутствии.
Е. Кормаков,
адвокат
"Практический бухгалтерский учет", N 8, август 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практический бухгалтерский учет"
ООО Издательский дом "Бухгалтерия и банки"
Издание зарегистрировано в Министерстве по печати, телерадиовещанию и средствам массовой коммуникации РФ ПИ N 77-11140
Адрес редакции: 127055, Москва, а/я 3
Тел.: (495) 684-27-04, 684-27-820
Факс: (495) 631-13-22
E-mail: post@pbu.ru
Адрес в Internet: www.pbu.ru
Подписные индексы:
"Роспечать" - 80500
"Почта России" - 99455