Тур за хохломой
Исторически забрендированная территория не всегда автоматически превращается в туристическую мекку. Тихий провинциальный городок Семенов называют столицей золотой хохломы. Для того чтобы поток туристов, привлекаемых в город, рос из года в год, над концепцией развития Семенова как туристического центра работают и местные, и областные власти.
Туризм и промыслы едины
Семеновская золотая хохлома знаменита на весь мир. Крестьянский художественный промысел, зародившийся в семеновских поселениях в XVII веке, - уникальное явление народной культуры. Исторически это была бытовая деревянная посуда, особым образом обработанная и расписанная яркими красками по золотому фону. Традиции хохломской росписи передаются из поколения в поколение, на других территориях не тиражируются и без преувеличения являются достоянием нижегородского края. Многие годы хохломские ложки и наборы служили примером сувенирной продукции, не выходящей из моды. Но времена меняются, и новая волна интереса к столице золотой хохломы поднимается благодаря последовательной стратегии властей.
Не менее популярна семеновская матрешка, расписанная в соответствии с местными традициями, - румяная красавица в желтом платке с цветами на переднике. Местные предприятия "Хохломская роспись" и "Семеновская роспись", помимо производственно-сбытовых задач, занимаются продвижением и популяризацией своих промыслов. На каждом предприятии разработаны экскурсии с мастер-классами, где гости города могут проследить весь процесс рождения сувенира - от изготовления деревянной заготовки до заключительных штрихов росписи.
По убеждению профильных специалистов областных властей, туризм и народные художественные промыслы - это единый комплекс. Как считает министр поддержки и развития предпринимательства Д.И. Лабуза, традиционный фестиваль "Золотая хохлома" - тому подтверждение. В 2011 году он состоялся в восьмой раз, что уже дает основания подводить некоторые итоги, и динамика наблюдается замечательная. Изменился город Семенов, как отмечают сами жители, он стал более красивым и удобным, ежегодный фестиваль вышел на серьезный двухдневный уровень, он проводится на десяти с лишним площадках и собирает гостей со всей страны.
Золотой год "золотой столицы"
Заметные успехи в развитии, по оценке главы администрации Семеновского района Н.Ф. Носкова, начались в 2008 году, который в этих местах до сих пор называют "золотым" годом для района. В старинном патриархальном городке выстроили физкультурно-оздоровительный комплекс, реконструировали железнодорожный вокзал, открыли музей хохломы. В последующие годы в городе появилась гостиница на 50 мест, в которой в скором времени откроется кафе. В дальнейших планах развития Семенова - строительство турбазы на живописных берегах местной реки Керженец, появление большого торгового центра на выезде из Семенова, где также будет работать гостиница с кафе и магазином. "Количество туристов по сравнению с 2008 годом выросло вдвое - с 20 000 до 40 000 человек в год. Мы уверены, что трасса Нижний Новгород - Киров очень перспективна, и будем дальше двигаться и развиваться в этом направлении", - поделился планами глава района.
Хохломская роспись напрямую связана с этими планами и как "действующее лицо", и в качестве неразрывного декоративного оформления городской инфраструктуры. В открывающихся кафе - посуда, украшенная хохломской росписью, сувенирный магазин на первом этаже музейного комплекса, фрагменты росписи в оформлении вокзала. "Вообще в наших планах присутствует такая линия: чтобы хохлома встречалась гостям города постоянно, на автобусных остановках, на трассе, в магазинах. Приезжая к нам, каждый человек должен понимать, что он находится в столице золотой хохломы", - говорит Н.Ф. Носков. Кстати, как только лавка с хохломскими сувенирами переехала в здание музейного комплекса, продажи настолько выросли, что это стало неожиданностью даже для самих семеновских властей.
Утка плавает в пруду
Не менее значимое место хохломская символика занимает в фестивале, которому она дала имя. Традиционно каждый фестиваль получает здесь свой символ. Первым таким символом была огромная расписная ложка размером 2 м 80 см. Ко второму фестивалю изготовили огромную хохломскую чашу. Среди символов были расписная утка, которую спускали в городской пруд (кстати, фонтан там расписан хохломой), гигантский детский стол (детская мебель с хохломской росписью производится здесь десятилетиями). Отшумит фестиваль - и его символы пополняют фонды музейно-туристического центра "Золотая хохлома". В нынешнем же году символом фестиваля стала семеновская матрешка с логотипом "Сочи-2014", поскольку предприятия стали лицензиатами сочинской олимпиады.
Программа же самого фестиваля, этого двухдневного шумного и красочного праздника, обросла разнообразными выставками, экскурсиями, мастер-классами, фестивалями внутри фестиваля. Для гостей - музеи хохломы и семеновской матрешки, гордость местных мастеров - экспозиция уникальных шедевров хохломского промысла, старинных и современных, выставки народных промыслов, мастер-классы по резьбе и росписи, вышивке и гончарному делу, ткачеству и другим видам ремесел.
На фестивале можно увидеть весь мир хохломы - от истоков до росписи ложки на глазах у публики, всю история города - от специально подготовленных экскурсий до турнира краеведения, несколько театрализованных программ для детей и даже спортивные состязания на призы фабрики "Хохломская роспись".
Завтрашний день хохломской столицы
Дальнейшее развитие городского музейно-туристического комплекса направлено на предоставление туристам комплекса услуг в полном объеме. "Автобусные экскурсии с подвозом туристов только на фабрику (пришел, увидел, купил, уехал назад) - это вчерашний день. Сегодня мы готовы планировать и предлагать экскурсии многодневные, с посещением кроме Семенова других городов региона, в которых также живы и развиваются свои народные промыслы. В Нижегородской области их предостаточно - шахунское ткачество, чкаловский гипюр, полхов-майданская игрушка, казаковская филигрань, городецкая роспись и многое другое", - говорит министр Д.И. Лабуза. В самом Семенове продолжается развитие музейного комплекса. Его дополнит дом народного быта, не просто воспроизводящий подлинный крестьянский дом со всей инфраструктурой, но и рассказывающий о зарождении промысла, истории деревянной ложки, ее разновидностях, технологиях росписи. Таким образом, город приглашает гостей, предлагая им полноценную форму туристического центра с возможностями ночлега, отдыха, питания, широким выбором экскурсий и богатым фондом сувениров.
"Мы собираемся проводить в музейном комплексе и деловые совещания, в частности приглашать сюда местную ассоциацию промышленников и предпринимателей, - продолжает областной чиновник. - Цель таких выездных совещаний - дать возможность представителям бизнеса увидеть воочию возможности района вплоть до того, чтобы их подарочный фонд учитывал изделия народного промысла. Тем более что многие местные мастера научились делать достойные представительские подарки чрезвычайно высокого уровня".
Конечно, всероссийские фестивали, такие как "Золотая хохлома", важная составляющая этих планов, органично попадающая в струю событийного туризма. По словам Д.И. Лабузы, это значительная экономическая составляющая: с одной стороны, областные власти финансово вкладываются в проведение фестивалей и создание инфраструктуры, с другой - марка этого фестиваля как магнит для туристов привлекает в регион деньги, которые пополняют доходную часть бюджета и на местном, и на областном уровнях.
От дотаций - к прибыльности бизнеса
Развитие собственного бренда в каждом городе, таком как Семенов, неразрывно связано с популяризацией всего букета нижегородских художественных промыслов. Концепция продажи промысловой продукции развивается, меняется, модернизируются сами магазины, предлагающие эту продукцию. В перспективе планируется предлагать эти изделия в каждой гостинице, на каждом вокзале, и не только на родине, но и в Москве, Санкт-Петербурге и Сочи. А дальше можно говорить о международных туристических центрах. Главная задача - создать устойчивый прибыльный бизнес, который держится на плаву не за счет государственных дотаций, а динамично расширяется, и реализация продукции расписана на месяцы вперед. Решение этой перспективной и очень амбициозной задачи рассчитано на предстоящие два-три года.
Любой народный художественный промысел и в первую очередь хохлома - это бренд, доставшийся современникам в наследство. Это душа и творчество народа, это высокий художественный уровень и, наконец, это потрясающая энергетика. И главная сегодняшняя задача властей - научиться грамотно это продавать.
С.Л. Кукина,
редактор журнала "Руководитель бюджетной организации"
"Руководитель бюджетной организации", N 8, август 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"