Стресс и саморегуляция на капитанском мостике
Стресс руководителя в сфере психологии управления занимает совершенно особую нишу. Этот стресс обусловлен особыми причинами, пути преодоления также специфические. Огромную роль в профилактике и преодолении стресса играет саморегуляция. Что это такое и как это работает?
Термином "саморегуляция" пользуются многие, но смыслы вкладывают разные. Если говорить о саморегуляции как об управлении своим состоянием, многие топ-менеджеры сразу спросят: "А зачем мне это нужно?" Известно же расхожее выражение: "Пункт первый. Руководитель всегда прав. Пункт второй. Если руководитель неправ - смотри пункт первый". Поэтому навскидку понятия "руководитель" и "саморегуляция" могут показаться плохо совместимыми. Давайте разберемся.
Кому на Руси жить хорошо?
Руководитель любого уровня отличается от любого исполнителя зоной ответственности. Чем выше ступенька карьерной лестницы, на которую поднялся человек, тем больше число факторов ответственности, которые он должен контролировать. Необходимость постоянного контроля неизбежно порождает в работнике тревожность. Как правило, этот уровень тревожности в разной степени присутствует у того или иного руководителя, будь это хотя бы старший группы из трех человек. Он напрямую связан со степенью возложенной ответственности, личностными качествами, которые воспринимают тревожность как опасное или безопасное состояние, защитными механизмами, приобретенными на жизненном пути, и все это вкупе наслаивается друг на друга. Если к этой картине добавляются еще и внутренние установки вроде "лучше перебдеть", то есть переконтролировать лучше, чем недоконтролировать, человек может загнать себя в зону такого сверхнапряжения, когда его мышцы буквально спазмируются. И так день за днем, месяц за месяцем.
Конечно, с проблемами на работе сталкиваются не только управленцы высшего звена. Социологи утверждают, что треть армии, которую составляют трудоустроенные россияне, как минимум раз в неделю испытывает стресс под конец рабочего дня, но 13% работающих ощущают его каждый рабочий день. Но неслучайно "стресс руководителя" как явление выделен в зону особого внимания в отличие от стресса рядовых исполнителей. Так, зарубежные исследования показали, что частота автомобильных аварий и стоимость ущерба прямо пропорциональны высоте служебного положения водителя. И объяснить это можно только одним: нервно-психическое напряжение топ-менеджера несравнимо с неуравновешенностью исполнителя.
Кто виноват?
Каждый рабочий день руководителя - это экстремальное путешествие. Множество нюансов, из которых состоит картина его рутинной деятельности, представляют собой стресс-факторы. Описание и систематизация таких факторов дали почву десяткам научных изысканий, и это неудивительно. Напряжение - постоянный спутник управленца на каждом шагу.
Внутри организации его обременяют следующие факторы:
- постоянно растущий объем задач, сопровождающийся нехваткой времени;
- низкая эффективность труда сотрудников и необходимость постоянного контроля результатов их деятельности;
- отсутствие достаточного числа мотиваторов, которыми можно пользоваться при управлении персоналом;
- слабые результаты на фоне слишком больших нервных и временных затрат.
Аналогичные ежедневные сложности ждут руководителя и вне организации, начиная с избыточного внимания со стороны учредителя и контролирующих организаций. Немало сил отнимают взаимоотношения с партнерами, поставщиками, потребителями услуг, и здесь особое место занимают конфликтные ситуации.
Море информации, в котором мы тонем
Информационные перегрузки руководителя без преувеличения непомерны. Прежде всего это правовое поле, в котором работает организация, и оно постоянно меняется и изобилует многочисленными, иногда противоречивыми либо неоднозначными нормами. Информация, с которой работает руководитель, обширна, не всегда достоверна, неоднородна по своей значимости. Как правило, при любом объеме входящих писем, разъяснений, рекомендаций и т.д. непременно есть отсутствующее звено, которое как раз в данный момент и необходимо для принятия ответственного решения. При этом информацию нужно своевременно переработать, "разложить по полочкам", отсеять ненужное и реализовать то, что конструктивно. Итогом являются мучительные, рискованные, принятые в условиях дефицита времени решения и действия, в которых соединены разные виды ответственности руководителя: и за результат, и за себя, и за сотрудников, а порой и за будущее организации. Цена ошибки может быть настолько высока, что стрессогенность информационного фактора стоит наособицу по сравнению с другими.
Кроме того, мир, в котором мы живем, изменяется слишком быстро, порой скачкообразно. Об уверенности в завтрашнем дне говорить не приходится, прогнозировать векторы развития общества и экономики чрезвычайно трудно. В технологической же сфере происходят такие прорывы, что руководитель часто ощущает нехватку знаний.
Источников стресса руководителя множество: это и дефицит времени, и многозадачность деятельности, и межличностные отношения, и внешнесредовые факторы. Чуть подробнее стоит упомянуть о ролевых конфликтах, весьма характерных для руководителя бюджетного учреждения, у которого есть учредитель и вышестоящие организации. То есть одновременно он и глава, и исполнитель, и командир, и подчиненный, и эти противоположные по сути роли он должен выполнять одновременно. Интересы, диктуемые сверху и снизу, нередко сталкиваются в деятельности руководителя, пренебречь нельзя ни тем, ни другим, совместить тоже не всегда получается. Этот ролевой конфликт бывает для управленца особенно чувствительным.
Важнее всего результат
Что происходит в конечном итоге? Человек, который управляет коллективом и постоянно находится в напряжении, в состоянии тревоги, нуждается в том, чтобы в каких-то ситуациях эту тревогу сбрасывать. Здесь непринципиально, насколько велик коллектив, вверенный данному управленцу, важно то, что постоянно находиться в состоянии тревоги невозможно. Значит, начальник отыгрывается на подчиненных, без конца их распекая. Другими поведенческими признаками стресса могут быть уход от решения насущных служебных задач, утрата взаимопонимания с сослуживцами и близкими людьми, тихое пьянство либо курение по три пачки в день.
Другой случай: управленец ценит свою лояльность к подчиненным. Тогда он обращает стресс на себя, загоняет его внутрь. Во втором случае начинает страдать тело, и симптомы стресса являются соматическими: раздражительность, бессонница, повторяющиеся головные боли, нарушение сердцебиения, мышечные спазмы и нервные тики, реакция кожи (пятна, сыпь и т.п.), проблемы желудочно-кишечного тракта. Не за горами гипертония, язвенные заболевания, инфаркты; не случайно же руководители высшего звена так часто им подвержены.
Стресс затрагивает и эмоциональную сторону человека. И тогда уравновешенный, харизматичный человек вдруг (хотя на самом деле это никакое не "вдруг", а то, что копится очень долго) демонстрирует резкие перепады настроения, отличный семьянин становится классическим мизантропом, а шутник все чаще впадает в пессимистическое настроение.
А теперь напомним себе, что все это происходит на работе. Давайте посмотрим на результат. Если тревожность направлена вовне, наш управленец создает конфликтные ситуации прямо на рабочем месте. Как мы говорили в предыдущих статьях, такие ситуации никак не являются побуждающим фактором к качественной работе. Это не воодушевляет ни руководителя, ни подчиненного. Если разрядка внутренней тревожности направлена вовнутрь, человек начинает болеть, и это тоже не выход из ситуации.
Вот мы и подошли вплотную к необходимости эмоционального саморегулирования.
Что делать?
Различные приемы, позволяющие руководителю эмоционально разгружаться, не доводя ситуацию до критического уровня, очень важны. Начнем с того, что сегодня стало модным: спортзал, плавание, массаж и прочие предложения фитнес-центров. Все активные виды спорта снижают уровень тревожности, но это то, что происходит в рабочее время. Если вы вспомните производственную гимнастику советских времен, может быть, отдадите ей дань и в сегодняшних условиях профессиональной деятельности? Комплект для дартс, несколько теннисных столов, поставленных в подвале, или даже пара простеньких тренажеров помогут справляться с напряжением не только руководителю.
К сведению. В литературе по психологии управления рекомендуются следующие способы управления стрессом:
- рационализировать рабочий день;
- ввести тайм-менеджмент;
- чередовать тактики выполнения работы;
- делегировать полномочия другим;
- работать только на работе, никогда не брать работу на дом;
- не затягивать рабочий день ни для себя, ни для других;
- всегда быть готовым к неожиданностям;
- находить время для спорта и физкультуры;
- находить новые увлечения;
- ходить на работу пешком;
- чаще покидать свой кабинет;
- делать паузы в работе;
- активно отдыхать в выходные дни;
- научиться чувствовать приближение стрессовых ситуаций.
Но что делать, если вы в своем кабинете разгневались и дошли до грани потери управляемости? И понимаете, что выражение гнева не приведет вас к желаемому результату? В данном случае неважно, о каких эмоциях идет речь - обида ли это, злость или ярость, вас кто-то подставил, вы растерялись и просто "зависли". Любой управленец - прежде всего человек, и на рабочем месте он может почувствовать любые эмоции. Но вот что действительно важно: существует масса приемов, которые могут "выключить" вас из пиковой эмоциональной нагрузки. Благодаря этим приемам вы в течение считанных минут можете вывести себя из любой пиковой ситуации, помогая не только себе, но в конечном счете и своим сотрудникам.
Итак, приемов великое множество, и их можно сгруппировать следующим образом:
- дыхательные техники;
- релаксационные техники, включающие напряжение и расслабление мышц;
- мимические упражнения;
- медитативные техники и др.
К слову, каждый руководитель - как правило, человек обучающийся, и, конечно, он обладает собственным набором приемов, помогающих привести себя в нормальное состояние, и этот набор выверен методом проб и ошибок. Так, считается, что руководители предпочитают следующие способы саморегуляции негативных психологических состояний:
- общение;
- юмор, шутки;
- самоприказы, самоконтроль;
- "раскладка по полочкам";
- переключение (актуализация действий, противоположных истинному состоянию);
- контроль состояния голосом;
- лекарства.
Такой выбор особенно характерен для руководителей, выступающих от имени государственной власти. Публичность и необходимость всегда "сохранять лицо" определяет специфику их поведения. Госслужащим-руководителям наименее свойственно обращаться к дыхательной гимнастике, они предпочтут патрончик с пилюлями и самоконтроль, а к чему ведет излишний контроль, мы уже говорили.
Вот несколько простых советов для снижения эмоциональной нагрузки.
Смена "картинки". Обычно для руководителей с высоким уровнем ответственности отдых фактически является продолжением работы: то же окружение, те же партнеры, те же мысли и задачи. Лучше всего решительно разделить работу и отдых, чтобы расслабление в выходные дни было полноценным. Даже обеденное время старайтесь использовать так, чтобы обстановка была совершенно иной, и откажитесь от привычки обедать на рабочем месте.
"Keep smiling". Растяните губы в улыбке. Сохраните на лице улыбку в течение нескольких минут. Вспомните что-нибудь смешное, эпизод из фильма или своей биографии, наконец, любимый анекдот. Полегчало? Сделайте глубокий вдох и резко выдохните вместе с остатками негатива.
Сдувание шарика. Помните, как дети сдувают шарик? Обычно это происходит с характерным свистом, а если при этом растягивать шарик в разные стороны, звук меняется. На эмоциональном пике начните выдыхать из себя воздух, издавая звук "с". Выдыхайте так, чтобы в легких не оставалось ни капли воздуха, с напряжением, с усилием, до конца. Сделайте это несколько раз, "играя" со звуком. Вы удивитесь, как быстро изменится ваше состояние в сторону комфортного.
Большинство техник саморегуляции надо показывать, хотя описание их можно встретить и в открытом доступе. Смысл этих техник не укладывается в одно слово "комфорт", действие их множественное. Например, дыхательные техники позволяют убрать зажим диафрагмы, который сдавливает голос или заставляет его дрожать, нормализует дыхание и работу сердца, возвращает баланс биохимического состава крови (за счет жизненно важных газов), в итоге выравнивает деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Важное замечание. Когда вы начинаете обучаться чему-то новому, может возникать протестная реакция тела: оно сопротивляется. Дело здесь в том, что вы занимаетесь формированием новой физиологической привычки, и тело должно привыкнуть к другому состоянию благодаря вашим усилиям. На это уйдет от трех недель до трех месяцев, когда вы будете совершенно легко справляться с приемами саморегуляции - они будут срабатывать автоматически. Но если вы освоите несколько приемов и будете к ним возвращаться постоянно, то напряжение, о котором мы говорили в начале, будет постепенно снижаться. Понаблюдайте за собой месяца три, полгода - вы вообще себя не узнаете!
О.В. Фролова,
психолог, бизнес-тренер*(1)
"Руководитель бюджетной организации", N 8, август 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Интервью записала С.Л. Кукина.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"