Закрепление интеллектуальной собственности образовательного учреждения при разработке специализированного информационного обеспечения - как инновационный фактор развития процесса обучения и воспитания
В концепции "информационного общества" информация приобретает первоочередное значение, так как без качественного информационного обеспечения, налаженной инфраструктуры связей невозможно получить оптимизированное по набору параметров управленческое решение.
Постоянно усложняющаяся социально-экономическая ситуация, динамизм правового поля и экономики порождают острую необходимость информатизации сферы управления. В частности, все больше рабочих мест оснащается компьютерами, информационно-телекоммуникационными системами, среди которых и Internet. Приближение образовательных услуг к рабочему месту является не только привлекательным, но и эффективным в плане гибкости организации учебного процесса [1, 2]. Одной из главных стратегических целей в сфере науки, технологий и образования является развитие национальной инновационной системы как средства обеспечения конкурентных преимуществ российской системы образования.
Создание целостной системы движения информации внутри образовательного учреждения позволит улучшить качество прогнозирования и планирования управляющей и управляемых подсистем. Четкое понимание возможностей информационных технологий, активное участие руководителей образовательных учреждений в сборе, накоплении, регистрации, передаче, обработке, хранении, представлении информации и ее анализе при подготовке и принятии решений обеспечивает эффективность управленческой деятельности.
Однако и перед руководителем образовательного учреждения, и перед преподавателем неизбежно возникает дилемма - воспользоваться готовой программой для развития информационного обеспечения своего учреждения, организации учебно-познавательной деятельности или разрабатывать такие программы самостоятельно?
К положительным моментам первого подхода необходимо отнести отсутствие необходимости изучения каких-либо оболочек, офисных приложений, языков программирования, вникания в тонкости взаимодействия приобретенной программы с различными операционными системами и т.д. Кроме того, такие программы можно с равным успехом использовать, как правило, для работы в различных областях: организации документационного обеспечения управления, подготовке текстовых документов, обработке финансово-экономической информации, работе с организованными массивами информации (базами данных), а также это дает возможность распределенной обработки данных в рамках локальных и глобальных информационно-вычислительных сетей и т.д., что является особенно привлекательным и с финансовой точки зрения.
Однако при использовании "покупных" программ могут встретиться и затруднения [3]. Например, прежде чем приступить к практической работе, часто необходимо изучить десятки страниц инструкции по использованию приобретенной программы. Такие инструкции, как правило, написаны достаточно специфическим языком, насыщены многими незнакомыми для преподавателей, далеких от программирования, терминами. Поэтому реальное количество времени, необходимое для изучения "глобальной" приобретенной программы "с нуля", может составить десятки часов. Приобретенные со стороны программы, как правило, отличаются определенной консервативностью. Если в ходе эксплуатации такой программы возникает необходимость радикально или даже несущественно изменить интерфейс ее отдельных разделов, ввести дополнительные элементы мультимедиа и т.д., то самостоятельно это сделать затруднительно и необходимо обращаться к разработчику, что требует дополнительных финансовых затрат. Таким образом, руководители образовательного учреждения, преподаватели, учителя (и часто вместе с продвинутыми старшеклассниками) стараются компенсировать указанные недостатки путем доработки или дополнения стандартного программного обеспечения специализированными компонентами: заданиями, тестами, формами для построения индивидуальной траектории обучения и пр.
Как следует из проведенного анализа [4] содержания педагогической деятельности в образовательной системе, основанной на новых информационных технологиях, основными специализациями преподавателей в этой системе являются следующие:
- специалист по разработке курсов, т.е. дизайнер курсов;
- консультант по методам обучения, который помогает обучаемым найти и реализовать свою образовательную траекторию в разработанном учебном материале;
- тьютор, т.е. специалист по интерактивному предоставлению учебных курсов, взаимодействиям с обучаемыми в ходе изучения материалов курса;
- специалист по методам контроля за результатами обучения, ответственный за организацию и проведение тестов, зачетов, экзаменов.
При этом возможно и часто необходимо разделение труда в рамках данных выделенных специализаций. Так, разработчик (дизайнер) курсов может быть специалистом-предметником, который подбирает, структурирует и организовывает учебный материал, и при этом он может быть специалистом по современным образовательным технологиям, поскольку учебный курс основывается на новых компьютерных и телекоммуникационных технологиях. Разработчик курсов может быть также специалистом по способам оценки достижения целей обучения и отдельным обучающимся, и курсом в целом. Эти функции могут выполняться как одним человеком, так и различными преподавателями-специалистами только в одной из выделенных функциональных областей разработки курсов на базе современных технологий.
В совместной деятельности по разработке учебного курса эти специалисты решают такие вопросы, как определение целей курса и основных путей их достижения, способов предоставления учебного материала, ведущих методов обучения, типов учебных заданий, упражнений, вопросов для обсуждения, конкретных путей организации дискуссий и других способов взаимодействия между различными участниками учебного процесса.
В решении этих вопросов кроме преподавателей различных специальностей должны участвовать и представители других подсистем современного образования, особенно технологической, в частности, специалисты по компьютерной графике, телевизионной и видеосъемке, сетевым технологиям и др.
Таким образом, формируется новое программное обеспечение, которое выполняет специфические функции и определяет, с одной стороны, дидактические особенности проектирования, и, с другой - предполагает уточнение методов структурирования учебного индивидуализирующего приложения с использованием концепции фрагментов (рис.):
Структурные компоненты Варианты построения
структуры содержания
учебного интерактивного
приложения
/-----------------------\ /------\
|Информационный фрагмент|----------------------+---------\
\-----------------------/ /--+-----| 1 |
/-------------------------------------------+--+---------/
|Операционный фрагмент|---------------------+--+---\
\--------------------------------------\ | | |
/--------------------------------------+----+--+---+-----\
|Фрагмент обратной связи|--------------+----/ | \-| 2 |
\-----------------------| | | /-----/
/--------------------\ \--------------+-------+---+--\
|Контрольный фрагмент|-----------------+-------+---/ /---\
\--------------------/ | | | 3 |
/--------------------------------\ \-------+---------/
|Фрагмент управляющий воздействий|-------------/ |
\-----------------------------------------------------/
Рис. Специализированные компоненты проектируемого программного обеспечения
Информационные фрагменты содержат в себе "готовые" знания, которые необходимо освоить обучаемым.
Операционные (инструктивные) фрагменты должны иметь четкие предписания и указания последовательности совершения действий.
Фрагменты, содержащие управляющие воздействия и элементы обратной связи, предназначены для осуществления коррекции познавательной деятельности обучаемых за счет создания системы ее регуляции.
Контрольные фрагменты учебного индивидуализирующего приложения должны включать так называемые задания тестового типа.
Можно отметить, что полученный таким образом новый программный продукт является сложным объектом, содержащим в себе результаты, которые могут охраняться различными системами права.
Положения Кодекса конкретизируют, на какое творчество, на какие работы распространяется авторское право. Охраняются не идеи, методы и концепции, а форма выражения существа произведения. При этом следует помнить, что идея в качестве мысленного образа какой-либо реальности не является охраноспособной, но идея, выраженная объективным образом и зафиксированная в любом виде, допускающем восприятие другими лицами, становится охраноспособной.
Сферой правового регулирования закона должна быть деятельность участников в области информационно-коммуникационных технологий, включая материалы для организации образовательной деятельности, размещенные в сети Интернет, сама обучающая среда, комплекс аппаратно-технических средств обучения, иные сферы публичного обнародования различного рода образовательных информационных ресурсов.
Инновационная система образования на основе использования специализированного информационного обеспечения для совершенствования обучения должна охватывать процессы:
- непосредственной разработки и получения конечных перспективных к применению результатов интеллектуальной деятельности,
- оформления прав на полученные охраноспособные результаты,
- использования объектов интеллектуальной собственности и введение в широкий гражданский оборот интеллектуальных прав на результаты интеллектуальной деятельности, а также должна включать эффективную защиту интеллектуальных прав с использованием всех способов, предоставленных законом.
Иными словами, система, включающая специализированное информационное обеспечение как инновационный фактор развития процесса обучения и воспитания, должна быть создана как структура взаимоотношений разработчиков, правообладателей интеллектуальной собственности и правопользователей результатами научно-технических достижений в отношении результатов (объектов) интеллектуальной деятельности и прав на такие результаты, системно образующих последовательный процесс создания и использования результатов интеллектуальной деятельности.
Литература
1. Kravets O.Ja. Problems of Establishing of an Integrated Data Network of Regional Educational Institution/Proceedings of the Second International Conference "Internet-Education-Science" IES-2000. - Vinnitsa: Uiversum, 2000. P. 36-38.
2. Zolotovskij J.L., Kravets V.V., Kravets O.Ja. Problems of creation of a remote educational network of municipal High school with representations in region // Open education. - 2001. - N 1. P. 62-69.
3. Заславская О.Ю., Сергеева М.А. Информационные технологии в управлении образовательным учреждением: Учебное пособие. - М., 2006.
4. Сергеев М.Ю., Кравец О.Я. Адаптация средств выявления текущего уровня знаний как компонента формирования содержания, форм, средств и методов изучения дисциплины при построении индивидуальной траектории обучения в рамках технологий открытого образования // Психология. Социология. Педагогика: научно-практический журнал. - 2010. - N 1. - С. 13-18.
О.Я. Кравец,
руководитель Центра дистанционного образования,
проф. кафедры автоматизированных
и вычислительных систем, д-р техн. наук,
Воронежский государственный технический университет
О.Ю. Заславская,
заместитель зав. кафедрой информатизации образования,
проф. кафедры информатизации образования,
д-р пед. наук, Московский городской педуниверситет,
Институт математики и информатики
"Юрист ВУЗа", N 7, июль 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закрепление интеллектуальной собственности образовательного учреждения при разработке специализированного информационного обеспечения - как инновационный фактор развития процесса обучения и воспитания
Авторы
О.Я. Кравец - руководитель Центра дистанционного образования, проф. кафедры автоматизированных
и вычислительных систем, д-р техн. наук, Воронежский государственный технический университет
О.Ю. Заславская - заместитель зав. кафедрой информатизации образования, проф. кафедры информатизации образования, д-р пед. наук, Московский городской педуниверситет, Институт математики и информатики
"Юрист ВУЗа", 2011, N 7
С полным содержанием журнала можно ознакомиться на сайте www.panor.ru