Доклад. Горная часть в России составляет один из важнейших источников Государственного богатства; посему большое влияние имеет и на самую промышленность и торговлю внутреннюю и внешнюю.
Получив сию часть в управление вверенного мне Министерства, поставил я себе первой обязанностью войти во все части оного предмета, и должен признаться, что с первого почти взгляда встретил течение дел заводских, а особливо по части хозяйственной, несоответственно правилам, от которых бы ожидать было можно усовершенствования сей столь важной отрасли Государственного богатства.
Между тем угодно было Вашему Императорскому Величеству учредить, под наблюдением моим, особый Комитет для рассмотрения Начертания заводов Уральского хребта, Вашему Величеству поданного от бывшего в Екатеринбургском Горном Правлении Главного Начальника, Действительного Статского Советника Ярцева; а в то же время приехал сюда и Главный Начальник Гороблагодатских и Пермских заводов, Обер-Берг-Гауптман Дерябин, для исходатайствования перемены в образе правления тех заводов, и подал от себя о состоянии порученных ему заводов особенные донесения.
Начертание Ярцева и донесения Дерябина, равно как мнение вновь полученное от Обер-Гиттенфервалтера Бегера, который по соизволению Вашего Величества приезжал сюда из Сибири, удостоверили меня наиболее в моих замечаниях; а сие самое побудило меня с вящшею подробностью вникнуть во все части заводского производства, узнать постепенное оного возвышение, род правления, какое сия часть в прежние времена имела, и узаконения, коими она руководствовалась, также причины, которые наиболее действовали на упадок и возвышение в разные времена Горных округ, и наконец состояние, в каком ныне заводы находятся, и образ правления, какой они имеют, дабы извлечь из того совершенное о заводах понятие, и из сего вывести заключение, в чем они недостаточествуют и какого поправления требуют; на сей конец и препоручил Обер-Берг-Гауптману Дерябину учинить полное историческое всему оному описание.
Поелику самая большая, и притом важнейшая часть Горных заводов лежит в Губернии Пермской и в смежных с оной Губерниях Вятской, Оренбургской и отчасти Казанской; то, по получении такового описания, обратил я наипервее все внимание мое на устроение заводов в сих Губерниях, также, по сходству дел партикулярных заводов, на находящиеся внутри России под именем Замосковнъщ а посему, присоединя Дерябина, и со стороны Олонецких заводов, тамошнего Заводского Правления Члена, Обер-Берг-Гауптмана Полторацкого, на тот раз здесь случившегося, к Комитету, по воле Вашей учрежденному, предложил тому Комитету прежде всего заняться образованием оных заводов, и составить приличнейший и удобнейший чертеж, на каком основании те заводы с лучшей пользой и выгодой распорядить и постановить.
Они исполнили сие со всей точностью и подробностью; и когда подали мне свое на то мнение: то, пригласив к себе товарища вверенного мне Министерства, яко имеющего в своем управлении подведомственные Кабинету заводы, Президента Берг-Коллегии, и Членов показанного Комитета, Тайного Советника Качку, Действительных Статских Советников Ярцева и Соймонова, и Обер-Берг-Гауптманов Полторацкого и Дерябина, так как нарочно для того избранных, и по знанию их в Горных делах известных и опытных, рассматривал я все оное вообще с ними, и по соображении прежнего и нынешнего состояния заводов, разных в управлении и действии их затруднений, неудобств и недостатков, какие для управления дел и заводов по Уральскому хребту, и Замосковных учинили положения, из оных предварительные черты приемлю смелость при сем всеподданнейше представить на усмотрение Вашего Императорского Величества, с объяснением причин, по которым что постановляется и с приложением учиненного о заводах исторического описания.
Из описания явствует, что Горное Начальство, кроме малого времени, издревле в России было отделено от прочих гражданских и военных Начальств. Существо дел, местное положение заводов и населяющих оные, состояние сих последних, их обязанности в отношении к казне, к Начальству и к самим себе, все сие требовало исключения от общих гражданских и воинских прав и узаконений, которыми другие Начальства руководствуются.
Подобные сим причины побудили ныне Ваше Императорское Величество отделить от гражданской и воинской власти торговые пограничные города, и определить особых Градоначальников с особыми правами и властью.
В Саксонии, Австрии и других иностранных краях, опыты многих веков утвердили необходимость иметь особенное Горное Правительство и так называемые горные города (Berg-Staedle), которые управляются особенными чиновниками и на особых правах, и имеют свой собственный суд и расправу.
В России, в начале учреждения Горного производства, следовало Верховное Правительство сему примеру иностранных Горных городов. Мудрый преобразователь России, Великий Петр, при первом своем воззрении на часть Горную, увидел, что одно несообразное с существом дел правление есть причиной худых успехов в распространении Горного производства; а потому отняв все влияние Воевод и Губернаторов на дела рудные, учредил особое Главное и нижние местные Горные Начальства, повелел выстроить Горный город Екатеринбург, и дал ему сообразные с сим положением права, и с оными особенный суд и расправу, подчинив его Горному Начальнику и Начальству, независимо от прочих властей и Начальств. После Его, Всепресветлейшие предки Вашего Императорского Величества, подтверждая, распространяли оные права, постановили на том же основании Колыванские и потом Нерчинские заводы, так что, по временам, Горные Начальники заведывали не только подведомственные им места, но даже воинскую и гражданскую части, состоящие в оных. Приличность сего Правления к заводам и сообразность оного с существом дел, доказаны скорым умножением и усовершенствованием заводов в начале прошедшего столетия, и подтверждается доныне цветущим состоянием заводов Колыванских.
Высочайшее Учреждение о Губерниях поставило Горные дела на одних правах и узаконениях с гражданскими, подобно прочим частям Государственного Правления.
Сколь мало сей образ производства дел приличествовал Горному Управлению, Казна с крайним убытком дознала то опытом в течение немногих лет. Тогда Начальников Горных, или слишком было много, или совсем никого. Генерал-Губернатор, Губернатор, Вице-Губернатор, Горный Советник, и вся Казенная Палата управляли заводами, но только на бумаге. Никто не заведывал особливо хозяйственную и распорядительную часть оных на месте, в надлежащей степени и с надлежащей ответственностью; а ученой части и в виду не было.
Колыванские заводы имели за себя ходатаями управляющих Кабинетом. Расстроенное состояние заводов (так, что в которое время такового управления, выплавка серебра с 1000 упала на 400 пуд) сделалось скоро известным Государыне Императрице Екатерине II. Тогда Горная часть тотчас была совершенно отделена от Гражданской; особенный Начальник получил ее в свое управление, и в короткое время опять довел выплавку серебра до 1000, вместо 400 пуд.
С возобновлением Берг-Коллегии, то есть с 1797 года восстановлены некоторые Горные права и узаконения, которыми Горная часть прежде руководствовалась; Горное Начальство отделено от гражданского, и заводы Уральского хребта чувствительно начали поправляться. Но связь и сношения Гражданского с Горным Правительством, влияние одного на другое, неимеющее точных пределов, по сие время полагают множество преград и помешательств тому и другому Правительству. Самые лучшие Начальники по той и другой части, не могут избежать сих затруднений и даже неприятностей. А потому Гражданское Правительство на сем основании всегда будет мешать успехам заводов, а Горное затруднять управление Гражданского.
Главные черты, или основание Высочайшего Учреждения о Губерниях действительно так образованы, что идут к управлению всех частей Государственных, и могут быть наилучшим образом приноровлены к делам Горным. На одном и том же основании должны быть воздвигнуты здания узаконений для дел Гражданских и для дел Горных, но в разных видах и с разным расположением. Тогда все дела будут зависеть от одного начала и сосредотачиваться в одном и том же месте.
Верховное Правительство, признав необходимостью поставить на особенных правах управление пограничных торговых городов, имеет более причины, по существу дел Горных, признать за необходимость восстановить в некоторых существенных частях прежнее Горное Правление, и поставить заводы и рудники с их селениями на основании Горных городов; следовательно, дать им особенное начальство независимо от Гражданской власти, по примеру первых учреждений Государя Петра I и непосредственно за ним последовавших Всепресветлейших Его потомков, и по примеру Австрии, Саксонии и других Немецких владений, где опыты многих веков утвердили необходимость сего правления.
Ежели достаточными будут признаны причины поставить заводские селения на основании Горных городов, то нет сомнения, чтоб по нынешней обширности и великому количеству заводских округ, не признано было нужным распространить сие право на целую Губернию, какова есть Пермская, и дать ей образование в управлении такое, какого требует местное ее положение, народная промышленность и прочие обстоятельства для пользы казны и Государства. В прежние времена сие право дано было Екатеринбургу, Барнаулу и Нерчинску; ныне же нужно распространить оное на весьма многие другие Округи, особливо в Пермской Губернии, усеянной заводами.
Основываясь на сих началах, полагаю я необходимо нужным учредить Горные города, отделить все заводские селения от прочих, подчинить их оным Горным городам под управлением особенных Начальств, независимо от Гражданского Правительства, как издревле было, и ныне есть.
Но из сего выходит многоначалие, или несколько хозяев в одном доме. Министерства затруднены получением нужных сведений и сношением со многими лицами, касательно исполнения разных предписаний по частям Гражданского благоустройства, Судебной и Хозяйственной.
Неудобства сего рода легко и с величайшей пользой для всех Правительственных частей отвратятся, когда для Пермской и Вятской Губернии определен будет Генерал-Губернатор. Тогда все предписания Министерства и все отношения Горных Начальников, Губернаторов и прочих Гражданских властей будут сосредоточены в сем одном лице.
Генерал-Губернатор, яко доверенный хозяин в лице Государя, смотрит за всем, и не будучи Судьей в делах судопроизводственных, ни командиром в делах хозяйственных по Горной и Гражданской части, отвечает однако ж за ту и другую, и тем беспристрастнее вникает во все, уравнивает всех, и во всяком случае есть властительный посредник между Губернатором и Горными Начальниками. Таковым распоряжением главные основания Высочайшего Учреждения о Губерниях сохранятся по всем частям; вся целость сего учреждения останется по Гражданской части; все затруднения и споры между Губернаторами и Горными Начальниками, ежели не совсем пересекутся, то по крайней мере скоро будут разрешаться.
Генерал-Губернатор с Губернаторами отвечает Министру Внутренних Дел за всю часть Гражданского благоустройства и за всю часть хозяйственную; он же с начальниками заводов Министру Финансов за исправность и устройство заводов, а с теми и другими Министру Внутренних Дел за всю народную промышленность по вверенным ему Губерниям, и так далее.
Но как во все времена, и особливо с учреждения Губерний, в числе главнейших затруднений было то, что Воеводы, Губернаторы, а после Генерал-Губернаторы, вмешиваясь во внутреннее управление заводов всей своей властью, управляли даже действием заводов, а от того управляющие оными были стеснены в своих распоряжениях, и заводы, как видно из прилагаемых здесь исторических сведений, больше, или меньше упадали: то подчиняя по сему положению Начальников заводских Генерал-Губернатору, нахожу я необходимо нужным постановить, чтоб Генерал-Губернатор по заводской части во всем строгом смысле остался только как блюститель законов, блюститель выгод Высочайшей казны; но не заключал бы в себе исполнительной и распорядительной власти. Он смотрит только, чтоб заводы были в исправности, беспрерывно действовали и выполняли данные наряды; также, чтоб люди всякого состояния, порученные ведению Начальника заводов, имели все нужное и законом им положенное.
Таким образом, Генерал-Губернатор имеет в своем ведении все части на точном основании Высочайшего Учреждения о Губерниях; Гражданская часть без всякой отмены остается, как и ныне, а Горная должна иметь некоторую перемену, сколько для лучшего приноровления ее к положению Учреждения о Губерниях, а еще более для образования в виде лучшем и приличнейшем существу дел, в ней содержащихся.
Из предшествовавшего положения о должности Генерал-Губернатора по Горной части, естественно следует, что вся распорядительная и хозяйственная, а равно и ученая части Горных дел, остаются в полной зависимости и на отчете Начальника заводов, на том основании, как ныне делается постановление и как прежде уже было, и что он управляет и распоряжает действием заводским, людьми и суммами, независимо от Генерал-Губернатора, давая в последних должный отчет, где следует. Через таковое положение вся ответственность за исправность заводов, полное их действие и совершенство изделий, лежит на Начальнике заводов, и он не может уже отговориться, в случае каких-либо упущений, стеснением его власти, как прежде по Колыванским заводам, даже сам Губернатор, будучи Главным Начальником заводов, много раз отзывался Кабинету Императорского Величества, что распорядительная его власть встречает много преград со стороны Казенной Палаты.
Таковая полная хозяйственная власть необходимо нужна для Начальника; польза от оной для казны доказана опытом по всем заводам в России. Покуда заводы Уральского хребта управляемы были Геннином и Татищевым, коим совершенное полновластие было от Государей дано; потуда они размножались и усовершались. Сколь же скоро определены были Начальники с малой властью: то они так упали, что казна вынуждена была отдавать их в частные руки. Покуда Колыванские заводы управлялись полновластными Начальниками, выплавка серебра увеличивалась, искусство усовершалось, и заводы были во всех частях в наилучшем состоянии. Отменой таковых Начальников, при учреждении Губерний, заводы чрезвычайно упали, как выше было замечено; но с учреждением вновь значащего и полновластного Начальника, они опять пришли в цветущее состояние. Тоже самое было и с Нерчинскими заводами. Сии три округи заводские ясно доказывают, сколь нужен для заводов хозяин с полной распорядительной властью; но, впрочем, несмотря на оную, Генерал-Губернатор, при каком-либо упущении Начальника, всегда найдет по верховному своему хозяйству случай войти в дело и дать оное на замечание Начальнику заводов. Напротив, ежели Генерал-Губернатор будет требовать от Начальника заводов больше, нежели нужно и положено: то сей всегда себе будет иметь таковое положение опорой отказать ему в том. Словом, Генерал-Губернатор, избегая неприятностей отказа с одной стороны, а с другой будучи не менее озабочен пещись об исправности всех частей вверенных ему Губерний, будет удерживаться от излишних требований и стеснения; а Начальник заводов, опасаясь предпоставленной власти и всегда надзор над ним имеющей, не осмелится ни переступать границ своей власти, ни быть беспечным по своим обязанностям, ниже отказывать в справедливых требованиях и замечаниях.
По части Гражданского благоустройства, полагаю я необходимо нужным постановить, чтоб заводские селения, сделавшись Горными городами, управлялись собственной Полицией, по силе прежних и ныне Высочайше утвержденных Начальникам заводов инструкций, чтоб внутренняя заводских и рудничных селений Полиция руководствовалась Уставом о благочинии, а внешняя по заводской округе, где оную учредить можно без нарушения порядка дел земских и без отягощения Правительства Горного, положением Земского Суда. Посему Горную Полицию разделить на Заводскую и Земскую, так как и Гражданская на Городскую и Земскую разделяется.
Главный Начальник заводов, по примеру Губернатора, должен быть Начальником Горной Полиции, как прежде было и ныне есть. Он во всем с сей стороны должен зависеть от Генерал-Губернатора, на том основании, как в Высочайшем Учреждении о Губерниях сказано.
Из сего положения естественно следует, что все жители заводских селений, какого бы состояния ни были, равно все жители заводских округ, по части Гражданского благоустройства, подчиняются ведению Горной Полиции и зависят от оной.
Как разбирательство в малых распрях и обидах, не требующих формального судопроизводства, равно примирение и удовлетворение в оных, есть между прочим принадлежность Полиции: то, на основании Высочайших указов 1747 и 1761 годов, равно и Высочайше утвержденной Инструкции 1802 года, малые распри и обиды между людьми, подлежащими Горной Полиции в заводских селениях и округах, должны разбираться на словах, виновные хозяйственно наказываться в Горной Полиции, или Заводской Конторе, как и ныне делается для сокращения письмопроизводства и для скорейшего удовлетворения, особливо мастеровых и рабочих людей, не имеющих времени ходить по Судам за своими делами. Таким образом по всем несогласиям и спорам между жителями, какого бы они рода и состояния ни были, и по всем поступкам, нарушающим общую тишину в местах, подчиненных Горной Полиции, дается суд и расправа на том основании, как в полках, на основании прав помещиков в их селениях, на основании Устава о благочинии и на основании положения о Земских Судах, что где приноровить можно. Посему Горная Полиция производит в подчиненных ей местах все следствия по случившимся преступлениям и другим делам.
В случае важных преступлений, подлежащих по военной части Суду Военному, а по гражданской Суду Уголовному, людей, приличившихся в оных, так как не можно отлучать от работ и должностей без крайнего убытка казне и великого вреда порядку по службе: то надлежало бы при заводах учредить особенный Суд. Но сей Суд с одной стороны не имел бы довольно дела по малому числу подобных преступлений; следовательно количество таковых дел не стоило бы того, чтоб учреждать оный; а с другой стороны, он был бы в тягость заводам своим содержанием, да и не отвратил бы в полной мере неудобностей отвлечения людей от работ и от должностей. А как мастеровые люди поступают на заводы, подобно мастеровым при Адмиралтействе и артиллерии, и сии последние по своим преступлениям подвергаются военному суду; при том сей суд производится скорее обыкновенного, с меньшим письмопроизводством, со строгостью, приличнейшей порядку Горной службы, коея все действия и движения относительно распоряжения работ; разделения к должностям людей, и управления всех частей, должны по необходимости, следовать порядку службы военной, для успешнейшего течения дел: то, по силе Высочайших Именных указов 1747 и 1761 годов, и Инструкций Начальникам заводов прежде данных и ныне Вашим Императорским Величеством Высочайше утвержденных, повелено, и ныне полагается необходимо нужным, судить всех в подобных преступлениях приличившихся людей, состоящих в действительной Горной службе, не исключая военных и штатских, военным Судом; Военный Суд разумеется здесь в том смысле, что подсудимый подвергается суждению на месте при заводах, по тому обряду, какой употребляется в военных командах для скорейшего производства дела, и для лучшего суждения, сообразнейшего с необходимой строгостью в порядке течения дел Горных. Суд сей, по силе вышеприведенных узаконений, должен остаться на прежнем основании, под единственным ведением Начальника заводов. Хотя приличившиеся в преступлениях разбоя, татьбы и смертоубийства, по прежним узаконениям, и отсылаются в Гражданский Суд; но для единообразия и для уменьшения переписи с Гражданским Правительством, ныне судить и сих преступников Военным же Судом, для скорейшего окончания дел, без отвлечения от работ людей, по таковым делам замешанных.
Для сего, Военный Суд все свои сентенции представляет Начальнику заводов, где оправдывается виновный, Начальник утверждает, или в случае несогласия, так как и все сентенции, определяющие наказания, представляет со своим мнением к Генерал-Губернатору. Сей же, о нижних чинах утверждает или уменьшает наказание, а о Штаб и Обер-Офицерах, следующих к лишению чинов, представляет к вышнему Правительству.
Касательно людей, подлежащих ведению Горной Полиции, не состоящих в Горной службе, в случае их важных преступлений, по обследовании всего дела со стороны Горной Полиции, отсылать их к суждению в ближайший Уездный Суд, и так далее, как положено Высочайшим Учреждением о Губерниях.
Со времен Государя Петра I, доныне (выключа промежутки времени, когда заводы были заведываемы Казенными Палатами), Начальники заводов и Горные Начальства были единственными судьями, не только во всех преступлениях людей, подлежащих ведению Горному, но и во всех спорах и обидах, касающихся до рудников и заводов, даже в таких случаях, где бы им, по существу дела, для соблюдения должной справедливости, надлежало быть только ходатаями и защитниками дел казенных заводов.
В отвращение сего порядка судных дел, противного благоустроенному судопроизводству, нахожу я необходимо нужным, чтоб разные просьбы истцов всякого звания, в каких-либо требованиях на казну по ведомству Горного Начальства; исковые просьбы на людей ведения Горного, требующие формального судопроизводства; споры между рудопромышленниками касательно предметов, посредственно или непосредственно относящихся до рудников; споры между рудопромышленниками и заводчиками; таковые же ссоры между казной и рудопромышленниками, или между казной и заводчиками, где Начальник заводов должен не судить, но защищать правости казны; жалобы работающих людей на заводах и рудниках частных заводчиков, на сих последних и их приказчиков и на оборот; жалобы мастеровых и рабочих, и вообще всех подлежащих Горной Полиции людей, на местное Горное Начальство, когда они не будут удовлетворены в оных от Начальника заводов; иск требующий формального судопроизводства по собственности между всеми людьми Горного ведения, и просьбы, производимые формой суда по такой же собственности на оных; споры по лесам, отведенным к заводам, со смежными владельцами, заводчиками и Обер-Форстмейстерами; все таковые спорные дела по какой-либо собственности, судить и решить в особенном Присутственном месте. На сем основании, для большей части помянутых дел, учрежден II Департамент Екатеринбургского Горного Начальства.
Не отступая от положения Высочайшего Учреждения о Губерниях, нахожу я нужным учредить сие Присутственное место на точном основании Губернских Правлений и прочих Палат в Губерниях, носить имя Горного Правления, зависеть от Генерал-Губернатора на том основании, как Губернские Правления и прочие Палаты зависят. А как Генерал-Губернатор должен иметь главное свое пребывание в Перми, как уже установленном Губернском городе; при том Пермь лежит более в средине между заводами Губерний Пермской и Вятской, а равно Оренбургской и Казанской: то Горному Правлению надлежит быть уже не в Екатеринбурге, но в Перми; а для управления оного, определить особенного Берг-Инспектора на том основании, как состоит Губернатор в Губернском Правлении, а в Палатах Председатели под ведением Генерал-Губернатора.
Горное Правление должно иметь два Департамента: 1-й, собственно для дел казенных, а 2-й для формального судопроизводства по казенным и частным делам. 1-й Департамент будет заниматься отпуском сумм на заводы по требованиям Начальников, счетами и отчетами в оных по ведомостям и документам, доставленным от Начальников, не входя ни мало в распоряжение и устроение действия заводского; жалобами мастеровых и других состоящих в Горной службе людей на местное Начальство и тому подобными делами, не требующими формального судопроизводства. На его же обязанности будет лежать сбор всех податей с заводов частных людей и отчет в оных. 2-й Департамент должен производить все судные дела между заводами казенными и партикулярными; все споры между казной и частными людьми по предметам Горным; все дела частных людей между собой, относящиеся до Горного производства, и все споры и дела между частными заводами. Сей Департамент останется во всех отношениях к вышним и нижним властям, как Гражданская Палата, с тем однако ж отличием, что в делах спорных с казной он будет зависеть от Генерал-Губернатора, и по оным все свои решительные приговоры, на основании Уголовной Палаты, представлять ему на рассмотрение и утверждение, с мнением однако же Начальника заводов, по части коего дело производилось, и для сего он и заседает в сем Департаменте, когда может и найдет то нужным. Рассмотрение и утверждение Генерал-Губернатора особливо нужно потому, что казенное имущество, по Высочайшему указу 1799 года, не может быть отдано в частные руки, без рассмотрения Сената и Императорского Величества по представлению Начальника Губернии. А как и в 1-м Департаменте должны по временам присутствовать Начальники заводов, для отдания отчета в суммах и в выделанных металлах, также по делам, до их заводов касающимся, при том зависеть некоторым образом от оного по случающимся просьбам от людей частных и казенных на местное Начальство по заводам казенным; подчинить же их Берг-Инспектору по важности их места, и по самому существу возлагаемых на них обязанностей, не можно, дабы через то их не стеснить; то Берг-Инспектор хотя и должен управлять делами Горного Правления обоих Департаментов, как генеральным Регламентом установлено, по примеру Губернатора в Губернском Правлении; но первое место в Казенном Департаменте занимает Генерал-Губернатор, и присутствует когда может и когда найдет нужным, так как и в Губернском Правлении, по Высочайшему Учреждению о Губерниях. Сей Департамент во всяком случае состоит в полной зависимости Генерал-Губернатора, на основании Губернского Правления.
На апелляцию, по приговорам Горного Правления, дела переносить прямо в Правительствующий Сенат, на основании прочих Палат.
Ежели 2-й Департамент в Екатеринбурге мог заведывать все частные заводы в Губерниях Пермской, Вятской, Оренбургской и Казанской; то с равной, или еще большей удобностью, может оные заведывать Горное Правление, будучи в Перми.
Тогда Начальник заводов Екатеринбургских останется на том же основании, как Начальник заводов Гороблагодатских и прочих. Хотя они и будут по временам, в случае нужды и бытия их в Перми, заседать в обоих Департаментах; но они не будут уже судьями по делам, касающимся до их заводов, но только ходатаями по оным.
Берг-Инспектор отправляет свою должность в обозрении заводов казенных, не иначе, как по препоручению Генерал-Губернатора, тогда, когда сей найдет то нужным, дабы в сем случае, дав равное право тому и другому, не обременить Начальников заводских и не подать повода к разногласиям в замечаниях. Впрочем сам Генерал-Губернатор, объезжая Губернию, может видеть устройство заводов, и тогда всякие неисправности в оных дает на замечание Начальнику горному по всем частям, как то распорядительной, хозяйственной и ученой. Но ни Берг-Инспектор, ни Генерал-Губернатор, как выше сказано, не должны вмешиваться, ни в каком отношении, в управление по сим частям или в устроение заводов и их действия, а смотреть только за исправностью оного.
Как заводами частными казна не управляет, но имеет только присмотр; то оный возлагается также на Председателя Горного Правления, или как для сего определенного Берг-Инспектора, который по сему и обязан их объезжать.
От Горного Правления, следовательно и от Берг-Инспектора, а равно и от Генерал-Губернатора, будут зависеть все казенные и партикулярные заводы, состоящие в Губерниях Пермской, Вятской, Казанской и Оренбургской, как сии последние и ныне зависят от 2-го Департамента Екатеринбургского Горного Начальства. Генерал-Губернатор по Пермской и Вятской Губерниям будет управлять сверх Горной и Гражданской частью, на основании Высочайшего Учреждения о Губерниях, а по Казанской и Оренбургской одной только Горной, на основании сего положения, как и ныне управляет оными также один Горный Начальник, независимо от Гражданской части.
Для заводов, внутри России состоящих, Берг-Контору в Москве переименовать также Горным Правлением, и поставить на том же основании, как и выше сказано: но здесь не будет уже нужды в Казенном Департаменте; поелику Московское Горное Правление будет заведывать одни только партикулярные заводы.
Через сие образование Горного Правительства в Пермской Губернии, все местные горные Начальства Екатеринбургское, Гороблагодатское, Пермское и Банковское уничтожатся; течение дел будет менее затруднительно; количество бумаг уменьшится, даже некоторая часть сумм, отпускаемых на Начальства, сбережется; Начальники получат всю нужную власть для пользы заводов, но будут под всегдашним местным деятельным надзором; в случаях, превосходящих их власть и нетерпящих времени, будут получать разрешение без всякого промедления от Генерал-Губернатора, вместо того, что ныне оное испрашивают из Санкт-Петербурга с величайшей потерей времени, влекущей за собой неизбежные убытки казне; все части Правления приведутся в единообразие, и постановятся на одном и том же основании Высочайшего Учреждения о Губерниях. По сим предметам предварительно имел я сношение с Министрами Юстиции и Внутренних дел; и они со своей стороны находят образование Горной и Гражданской части под ведением одного Генерал-Губернатора, на вышеписанном основании, полезным для всех частей Правительственных.
Что касается до положения по прочим частям Горного Управления; то Комитет рассматривал предварительно следующие обстоятельства:
При начальном управлении заводов, от Артиллерии Генерал-Лейтенантом Геннином, который определен был Главным оных Командиром в 1722 году, большая часть мастеровых людей за работы свои получали задельную плату. Впоследствии времени сия задельная плата почти совсем отменена; а вместо оной положено окладное жалование. Из сего естественно следует, что мастеровой человек получает плату не за искусство, ниже за количество и прочность работы, но за одно только время проведенное в оной. Много ли, или мало, прочно ли, или худо он работал вещи, к коим определен, для него все равно, лишь бы положенное число часов в сутках он остался при своей работе, да и из тех большую часть старается употребить на свои изделия, а не на казенные. Хотя за всеми работами имеется присмотр; но нет возможности строгость оную довести до той степени, чтоб произвести все желаемое действие: иначе столько же надобно бы было присмотрщиков, сколько рабочих людей. Но и сии самые присмотрщики, получая также весьма бедное окладное жалование, и не находя выгод в строгом принуждении к работам, будут равным образом послаблять рабочим людям и делить их время и работу между собой.
Впрочем ежели предположить, что и вся возможная строгость в принуждении людей к работам будет употреблена, как и действительно есть по некоторым заводам; то и в сем случае принуждение не произведет ожидаемых успехов. Одно беспрерывное противоборствование рабочих людей и присмотрщиков между собой будет следствием такового учреждения. Одни всей силой и наказаниями будут принуждать к работам, другие хитростями и обманом уклоняться от оных, тем более, что труд работника не только не награжден достаточно, но он не видит даже и впредь себе никакого ободрения, при том строгость принуждения делает работника унылым; унылость духа затмевает его способности, которые развязываются в одном непринужденном состоянии, где и собственная его польза соединена с пользой казны; малое награждение за труд, содержит его в бедности; отнятие всех средств доставит себе большим трудом и искусством лучшее содержание, усугубляет его унылость; сия влечет его к невоздержанности и разврату, как из самых опытов видно; принужденное состояние, к хитрости и обманам, бедность же к преступлению и тому подобному. От сего самая нравственность людей в весьма низком состоянии, а усовершенствование в мастерствах, несопряженное с выгодами работающих, не только не возвышается, но более и более упадает.
Таковое положение работ принудило Главных Начальников заводов увеличить число Горных Офицеров и прочих Чиновников; из того произошли новые расходы для казны, без достижения до истинной цели. Ибо, что было сказано выше о мастеровых и рабочих людях, тоже самое, в большей или меньшей степени, замечается и о самых Чиновниках. Имеются конечно между ними люди, исполняющие свой долг по службе со всей возможной строгостью, бескорыстием и усердием; но много и таких, которые иначе поступают и думают, и то только потому, что не имеют никакого одобрения к службе, кроме ласки и благосклонности Начальников, ни надежды к улучшению своего состояния. Хотя первое несколько ласкает его честолюбие и доставляет ему чины; но последнее часто превозмогает и приводит его к такое состояние, что он, для вспоможения себе в своем хозяйстве, или берется за средства непозволенные и вредные пользе и порядку службы, или ослабевает и унывает, и столько же не радеет о казенной пользе, сколько и самые рабочие люди.
Заводские Управители из горных Офицеров часто бывают 13 и 14 классов; жалование получают по чинам до 200 рублей в год, управляют иногда вверенным им одним движимым капиталом до 300.000 и более рублей, бывают всегда столько озабочены, что исправляя надлежащим образом свою должность, не имеют ни малейшего времени думать о своем хозяйстве, столь малое содержание и бедность производит то, что многие из них не могут уже заняться своей должностью надлежащим образом, или вовлекаются в связь со своими подчиненными помогать себе непозволенными путями, которых Правительство никакими предписаниями и узаконениями заградить не может.
Сии обстоятельства, между многими другими, суть причиной, что действие заводов неуспешно, выделываемые металлы не имеют цены постоянной, ни известной, ни верной, от того отчеты затруднительны, расходы не определенны; получаемые вещи в некотором количестве не имеют тех совершенств, с какими оных казенные места требуют. Предпринимаемое, время от времени, улучшение всех вещей по оным местам, требует конечно и лучших припасов на дело оных; но заводы, в каком положении были в начальном своем устроении, в таком же находятся и доныне, а некоторые в гораздо худшем, по причине их чрезвычайной ветхости и упадка в искусстве по мастерствам. При том ныне казенные места требуют большей частью сортовое железо; для дела оного на заводах машины имеются или весьма ветхие, даже неудобные для требуемых изделий; от чего сии выходят дороги и несовершенны, или для некоторых изделий и со всем их не имеется. Все сие поставляет заводы в невозможность произвести для Адмиралтейства, артиллерии и прочих мест, такое количество и с тем совершенством, как они требуют, и еще менее принести казне выгоды, каких можно было бы ожидать от подобных заведений.
К отвращению всех сказанных неудобств и затруднений почитается необходимо нужным:
1) Определить постоянную и известную цену металлам, означив именно какие расходы входят и какие не входят в оную. При вычислении сей цены, взять в соображение те цены, по каким металл со времени нынешнего существования Берг-Коллегии обходился, и все те усовершенствования и разные сорта, или виды металла, в каких они требуются ныне к казенным местам, а равно и предполагаемые перемены в управлении и цены ныне существующие на припасы.
2) Сии сначала определенные цены установить только на пять лет, в течение которых предполагается, что заводы в большей части своих ветхостей выстроятся, и машины будут также или вновь сделаны, или старые исправлены. Тогда уже, так как заводы будут в лучшем совершенстве, нужно будет снова определить цену металлам на том же основании.
3) По сим определенным, следовательно всегда постоянным ценам, казна будет платить заводам за все металлы, получаемые с оных. На Начальника заводов возложить обязанность действие заводское установить так, чтоб металл всеми заводскими расходами ни под каким видом не превосходил постановленных цен. А потому он и должен будет принять на себя всю ответственность за устройство заводов, а с оной и полную хозяйственную власть по всем частям Горного и заводского управления, всего действия заводов, распоряжения людей и Чиновников по своим местам и работам, устроение каждого мастерства и каждого завода порознь, и всех вообще. Тогда Верховное Горное Начальство главной обязанностью себе поставит только смотреть, чтоб металлы не были дороже определенных цен, чтоб казенные места были ими удовлетворены в надлежащем количестве и с надлежащим совершенством, и чтоб заводы устраивались во всех своих частях, не стесняя впрочем распорядительной власти Начальника, каким образом и какими средствами до сего достигнуть можно.
4) За сию ответственность и за сию обязанность, в вознаграждение трудов Начальника и его ободрение, ежели он сделает металлы ниже определенных цен, давать ему четвертую часть сих прибылей. Но как подчиненные его необходимо должны участвовать в трудах, следовательно, должны участвовать и в награждении; то и им дать таковую же четвертую часть, разделяя оную по числу жалования на всех классных Чиновников, занимающихся горным и заводским производством и отчетами в суммах, кроме письмоводителей.
5) Заводским Управителям, яко первым помощникам Начальника, несущим на себе всю тягость заводского управления, устроения машин, содержания их в порядке, распоряжения и взыскания работ, расходования сумм и припасов и прочего, определить окладное жалование, смотря по обширности заводов, которое они должны получать, в каких бы они классах ни состояли, а не так как ныне наравне с прочими, в равных чинах с ними состоящими, однако ж гораздо меньшую должность несущими Чиновниками.
6) Начальнику заводов определить жалование достаточное не только на его содержание, но на многие другие издержки для казны, которые должны идти от его лица; но сие жалование из прибылей его вычитать, так, что ежели его награждение из прибыли равняется или превосходит жалование, то он сего последнего лишается.
7) Мастеровых и рабочих людей, даже самых Чиновников, имеющих присмотр и управляющих некоторыми мастерствами и работами, определить на задельную плату, где только оную учредить можно, предоставя сие распоряжению Начальника, и дав ему при том право награждать достойных из заводской суммы, с тем однако ж ограничением во всяком случае, чтоб задельная плата ни под каким видом не была менее ныне получаемого жалования, и чтоб металл не был дороже определенных оному цен. Таким образом Начальник будет удержан от излишних выдач, а равно и отняты у него средства выказывать прибыли на счет изнурения мастеровых и рабочих людей; а напротив, будет иметь всю возможность и все побудительные причины улучшить их состояние, с пользой казны и своей собственной.
8) Дабы устроить заводы во всех частях надлежащим образом, выстроить новые фабрики для тех мастерств, какие нужны по нынешним требованиям казенных мест, исправить и совершить старые и сделать новые нужные машины; то ассигновать для сего особенную сумму, разделяя выдачу оной на четыре года, так, чтоб в течение пяти лет она была употреблена на предполагаемые необходимо нужные и не терпящие времени устроения. Сия сумма не будет расположена в цену металлов, но остается в капитале заводском. Для поправки же и починки старых строений, машин и инструментов, а равно и для выстроения новых зданий, терпящих времени, положить в цену металла по нескольку процентов, которую сумму и оставлять в распоряжении заводского Начальника.
9) Остатки сей процентной суммы, также половину прибылей остающихся в пользу казны, равно как и все те прибыли, которые в пользу заводов полагаются от различной продажи металлов и изделий, отдавать в Банк, с тем, чтобы со временем увеличить сию сумму до такого количества, которое было бы достаточно на содержание заводов, не заимствуя уже более из общих Государственных доходов.
Поелику сие положение о соединении выгод Начальника с выгодами самой казны, и даже в некоторых статьях положение о власти и обязанностях Начальника есть по тамошним заводам новое, при том зависит весьма много от местных обстоятельств и от согласия Начальника заводов каждой округи; то и полагаю я начать оное с Гороблагодатских, Камских и Пермских заводов, состоящих в ведении Обер-Берг-Гауптмана Дерябина, так как он ныне здесь находится, и по знанию местных обстоятельств вверенных ему заводов, признает сие Положение не только удобоисполнительным, но и весьма полезным и необходимым. К прочим же Начальникам со всего Положения послать копии, с тем, чтоб каждый из них доставил свое мнение, подходят ли все местные обстоятельства их заводов к сему Положению, и могут ли они на сем же основании управлять оными. По получении сих мнений, не премину особенно представить Вашему Императорскому Величеству сообразные с оными положения. Между тем же они будут управлять заводами по прежним инструкциям, с той только отменой, что не будет при них Горных Начальств, и что они подчинятся Генерал-Губернатору.
Всемилостивейший Государь! Ежели управление заводов, внутреннее и внешнее, учредится на основании предварительных Положений, представленных Вашему Императорскому Величеству в сем докладе; то нет сомнения, что заводы приведены будут в надлежащий порядок, как по части Правительственной, так и по части искусственной.
В Губерниях, в которых состоят заводы, определенный Генерал-Губернатор будет один хозяин; в нем все прочие власти сосредотачиваются, и, будучи управляемы одним хозяином, удобнее и успешнее потекут к цели, предназначенной законами и выгодами казны. Всякие разногласия и всякие распоряжения одной части, не соответствующие порядку другой, будут пресечены. Всякие недоразумения и всякие случаи будут разрешены в свое время без остановки дел и ущерба казенного. Заводы получат во всяком Начальнике хозяина полновластного делать добро для казны, для подчиненных и для самого себя, и ограниченного, по возможности, вредить в том и другом случае: ибо в Генерал-Губернаторе найдет каждый себе защитника, блюстителя законов и пользы Высочайшей казны. Министерства, по общим предметам, будут иметь сношение с одним только лицом, а через то и их дела потекут удобнее. Генерал-Губернатор отвечает им за все. Судопроизводство по Горным делам постановлено будет на том порядке, какой нужен и приличен, по существу дел Горных, для скорейшего оных течения и для доставления всей должной справедливости истцам и обиженным. Адмиралтейство, Артиллерия и прочие казенные места, будут получать металлы уже всегда по одной известной и постоянной цене и знать предварительно свои расходы по сей части. Государственный Казначей не будет затруднен в расчетах с заводами и казенными местами, получающими металлы. Заводы будут выказывать истинную и настоящую прибыль. Все заводское производство усовершенствует; все изделия заводские будут лучших качеств; все споры по сему предмету между Горным Начальством и местами, получающими металлы со временем пресекутся. Состояние служащих при заводах людей всех классов будет улучшено, с величайшей пользой для казны и для Государства.
В противоположности всех сих выгод, одно только заметить можно, что первые 5 лет цена металлам определяется не по действительному на месте исследованию всех расходов, а из сложности 6 лет управления существующей Берг-Коллегии, по количеству отпущенных сумм на действие заводов, и следовательно цена таковая, может быть будет превосходнее той, по которой бы металлы и изделия заводские могли казне обходиться при лучшем устройстве машин и прочего заводского действия; а по сему, давая из прибылей половину Начальнику и сослужащим с ним, казна потерпит от того некоторый убыток; но в Государственном расчете полагаю я, Всемилостивейший Государь, лучше несколько пожертвовать на короткое время, нежели отлагать столь выгодные, и с явной для казны пользой на все будущие времена сопряженные учреждения, в ожидании пока верные исчисления, требующие многого времени, на месте сделаны, и пока разные опыты и устроение в заводском действии произведены будут, тем более, что и самое совершенство всех таковых устроений, следовательно и вернейшее определение цен в особенности от сего же самого учреждения зависит; ибо, по мнению моему, давая Начальнику и Управителям заводским половину прибылей, сохраненных из положенной цены, Правительство скорее всего заставит их привести в совершенство все машины и прочее заводское устройство; а через сие окажется и то, по какой дешевейшей и истинной цене металлы и изделия заводские на будущее время обходиться могут так, как невероятно, чтобы они не стали стараться как возможно скорее, все части заводского распорядка и устройства привести в самое лучшее состояние для получения больших прибылей в свою пользу, соединенную также с пользой казны, с пользой не только будущей, но и настоящей; поелику казна имеет на своей стороне и ту выгоду, что сбережет для себя половину тех прибылей, которые прежде сего при большой части заводов пропадали.
По сему, ежели Вашему Императорскому Величеству угодно будет утвердить сии предварительные черты положения, то основываясь на оных, не премину составить подробное положение, касательно власти Генерал-Губернатора вообще, и влияния его на Горное Начальство, по сношению с Министром Внутренних дел, а по делам судным в Горной части, по сношению с Министром Юстиции. К тому присоединю надлежащий штат Горного Правления, а равно и подробное положение касательно власти и обязанностей Начальника заводов в отношении к казне, к Генерал-Губернатору, к Горному Правлению, к Министерству Финансов, к заводам и к подчиненным ему людям, также и в рассуждении его ответственности, надзора, коему он подвергается, и отчета, который в суммах, ему порученных он должен ежегодно давать. Все сие положение составив, буду иметь счастье представить Вашему Императорскому Величеству на Высочайшее усмотрение и утверждение. Равным образом не премину взойти особенным докладом о снабжении заводов достаточным количеством людей, об учреждении школ и о прочих необходимостях, для усовершенствования сей части, требуемых заводским Начальством.
С таковой переменой перейдет вся существенная власть Берг-Коллегии по управлению заводов хребта Уральского в учреждаемое Пермское Горное Правление, а по заводам, состоящим внутри России, в Московское Горное Правление. Само по себе следует, что не будет тогда нужды здесь и в таком Присутственном месте, какова Берг-Коллегия. Почему, при представлении вышеизъясненного положения, буду иметь счастье поднести в то же время особенное Положение и о том, какое должно быть учреждено в Санкт-Петербурге при Министерстве Финансов Управление в замен Берг-Коллегии.
Здесь не включаются заводы Колыванские, Нерчинские, Олонецкие и Луганские, первые 2 потому, что находятся под особым управлением Кабинета, а последние 2 на особенных условиях с Директором тех заводов Гаскоином; почему и остаются на прежнем основании. Со временем же, когда устроятся по сему новому положению прочие заводы, и успех действия оных откроется, можно тогда войти в рассмотрение и о сих заводах, нужно ли их согласить на то же положение; что и будет зависеть от Начальства, под ведомством которого какие заводы состоят.
Повергаю впрочем все вышеписанное в Высочайшее Вашего Императорского Величества рассмотрение и благоизволение.
Резолюция. Быть по сему.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Высочайше утвержденный доклад Министра Финансов от 21 сентября 1804 г. "О порядке управления Горных заводов"
Извлечение из книги Законодательство императора Александра I. 1801-1811 годы (составитель и автор вступительной статьи В.А. Томсинов). - "Зерцало", 2011 г.