Знакомьтесь: Закон о национальной платежной системе
Выхода этого закона участники электронных платежей ждали давно. Пока с ним можно ознакомиться и сделать первые выводы, остальное покажет практика. Но очевидно одно: наличие закона все же лучше, чем его отсутствие. Благодаря ему все участники платежной системы смогут защищать свои права и интересы, что гораздо сложнее сделать в правовом вакууме. В статье рассмотрим основные положения данного закона, не вдаваясь в подробности, выделяя нормы, интересные операторам связи.
О чем новый закон?
Ответ на этот вопрос уже заложен в самом названии - Федеральный закон от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (далее - Закон о национальной платежной системе). Он устанавливает правовые и организационные основы платежной системы, регулирует порядок оказания платежных услуг, в том числе осуществления перевода денежных средств, использования электронных средств платежа, деятельность субъектов национальной платежной системы. Также им вводятся требования к платежным системам, порядок проведения надзора и наблюдения в национальной платежной системе. Нетрудно заметить, что данный закон охватывает несколько нормативных актов такого же уровня, регулирующих различные виды перевода денежных средств, прием платежей. Поэтому не стоит удивляться большому количеству отсылочных норм к другим законам.
Подзаконные акты в целях реализации положений рассматриваемого закона вправе принимать Правительство РФ, а также Центральный банк. Ведь именно кредитные организации играют главную роль в национальной платежной системе: на них приходится основная доля осуществляемых на сегодняшний день переводов денежных средств. С принятием нового закона ситуация кардинально не изменится, так как банки по-прежнему будут заниматься переводом денежных средств и останутся в числе главных участников национальной платежной системы. Но в нее входят не только кредитные организации. Существуют другие коммерческие структуры, тем или иным образом связанные с переводом средств.
Кто участвует в национальной платежной системе?
Список участников платежной системы обширен, представим его в виде схемы.
/----------------------\
/------------|Участники национальной|---------\
| | | платежной системы | | |
| | \----------------------/ | |
| | | | | |
/-----------\ | /-----------\ | /---------\ | /-----------\
| Операторы | | | Операторы | | |Операторы| | | Платежные |
|по переводу| | |электронных| | |платежных| | | агенты |
| денежных | | | денежных | | | систем | | |(операторы,|
| средств | | | средств | | | | | | субагенты)|
\-----------/ | \-----------/ | \---------/ | \-----------/
| | |
/----------------\ /--------------\/---------------\
| Банковские | | Организации || Операторы |
|платежные агенты| | федеральной ||услуг платежной|
| | |почтовой связи|| инфраструктуры|
\----------------/ \--------------/\---------------/
В Законе о национальной платежной системе из всего перечня приведены понятия только тех участников, которые не упоминаются и не поясняются в других нормативных актах. Это оператор по переводу денежных средств, оператор электронных денежных средств, оператор платежной системы, оператор услуг платежной инфраструктуры, банковские платежные агенты (субагенты). Не будем рассматривать каждого участника, а скажем только, что операторы по переводу денежных средств, операторы платежной системы, операторы услуг платежной инфраструктуры - это в основном кредитные организации. В то же время банковскими платежными агентами (субагентами) являются некредитные коммерческие организации, но они привлекаются банками для перевода платежей. Остается познакомиться с оператором электронных денежных средств, который будет играть основную роль в переводе денег без открытия банковского счета. Это кредитная организация (в том числе небанковская), имеющая право на перевод денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ним иных банковских операций (п. 1 ч. 3 ст. 1 Закона о банках и банковской деятельности*(1)).
Как видим, операторов связи в списке нет, но это не значит, что они остались за бортом национальной платежной системы. Также не упомянуты платежные агенты, которые занимаются приемом платежей от населения за различные товары, работы, услуги. Они в своей деятельности руководствуются Законом о деятельности по приему платежей физических лиц*(2) в части, не противоречащей рассматриваемому закону.
К сведению. Национальная система объединяет в себе действующие платежные системы операторов таких систем. Состав их участников: оператор платежной системы, операторы услуг платежной инфраструктуры и участники платежной системы, из которых как минимум трое - операторы по переводу денежных средств (банки). Обязательных требований к остальным участникам нет, но в современной платежной системе явно будет не хватать операторов электронных средств и платежных агентов.
В основном нормы Закона о национальной платежной системе касаются организаций, занимающихся традиционным и электронным переводом денежных средств (так называемые перечисления в электронный кошелек). Платежным агентам, в числе которых могут быть операторы связи, уделено мало внимания. Но они также могут быть задействованы в электронных переводах. Каким образом?
Для операторов связи и абонентов
В статье 13 Закона о национальной платежной системе предусмотрена возможность пополнения электронного кошелька за счет средств, внесенных в качестве аванса за услуги связи. Здесь речь идет об услугах радиотелефонной подвижной связи, которые оказывают операторы сотовой связи. Для удобства в этом разделе оператора электронных денежных средств будем именовать оператором электронных переводов, а оператора, оказывающего услуги подвижной связи, - оператором связи. Данные лица имеют право заключить договор, по условиям которого оператор электронных переводов может увеличивать остаток электронных средств физического лица - абонента оператора связи за счет уменьшения остатка на лицевом счете, являющегося авансом за услуги связи. При этом расчеты между операторами производятся без участия абонента, но с обязательным заключением с ним договора, в котором предусматривается увеличение электронного кошелька за счет остатка на лицевом счете. Сами же операторы осуществляют информационное и технологическое взаимодействие в целях увеличения остатков электронных денежных средств в порядке, предусмотренном заключенным между ними договором. За основу все же следует взять нормы Закона о национальной платежной системе.
В частности, остаток электронных средств физического лица (абонента) увеличивается на основании его распоряжения, передаваемого оператором связи партнеру - оператору электронных переводов, в соответствии с соглашением между абонентом и оператором связи. Последний обязан уменьшить сумму денежных средств абонента, внесенных им в качестве аванса за услуги связи, незамедлительно после получения подтверждения оператора электронных переводов об увеличении электронного кошелька физического лица - абонента. То есть сначала денежные средства "закладываются" в этот кошелек и только затем списываются с лицевого счета, чтобы не оказалось наоборот: средства списаны с лицевого счета, но по каким-либо причинам не зачислены в электронный кошелек, а клиент в это время - без денег. Закон о национальной платежной системе от этого защищает, так же как и от неожиданных для клиента сумм комиссий обоих сотрудничающих операторов.
При этом оператор связи до предоставления возможности передачи распоряжений физического лица - абонента обязан обеспечить данному лицу право ознакомиться с информацией о деятельности оператора электронных переводов. Кроме того, оператор связи должен проинформировать абонента о самой сделке по переводу средств, а именно:
- об электронном средстве платежа физического лица;
- о сумме увеличения остатка электронных денежных средств;
- о размере вознаграждения, уплачиваемого абонентом, в случае его взимания;
- о дате и времени предоставления информации.
Физическое лицо - абонент вправе отказаться от передачи распоряжения оператору электронных переводов после получения данной информации (если его что-то не устраивает), а оператор связи обязан обеспечить ему такую возможность. Хотя главным образом клиента-абонента может не устраивать комиссия (вознаграждение) операторов. Если она не взимается (что маловероятно), то операторы могут переводить средства без информирования абонента, руководствуясь только полученным от него распоряжением. После того как остаток электронных денежных средств фактически увеличен, оператор электронных переводов уведомляет об этом оператора связи, а тот обязан незамедлительно направить абоненту подтверждение об увеличении средств в его электронном кошельке. Подтверждение включает в себя те же сведения, что и при информировании абонента о переводе.
К сведению. Законом о национальной платежной системе установлено следующее ограничение: оператор электронных переводов не вправе увеличивать остаток электронных средств физического лица - абонента при превышении 100 тыс. руб. (с проведением идентификации клиента - владельца электронного кошелька) и 15 тыс. руб. (без проведения такой идентификации)*(3).
И еще, оператор связи обязан осуществлять расчеты с оператором электронных переводов не позднее рабочего дня, следующего за днем увеличения остатков в электронном кошельке. При неисполнении указанной обязанности партнер - оператор электронных переводов приостанавливает увеличение остатков электронных денежных средств до перечисления ему причитающихся от оператора связи средств. Таким образом, оператору даются всего лишь сутки, чтобы фактически перевести деньги абонента партнеру, поэтому нужно заранее, на этапе заключения договоров, решить вопрос с оперативностью проведения безналичных расчетов между оператором связи и оператором электронных переводов.
О контроле
Не секрет, что любое требование в отсутствие контроля за его соблюдением может быть с легкостью проигнорировано теми, кто его должен выполнять. Но Закон о национальной платежной системе проигнорировать вряд ли удастся, так как для обеспечения стабильности национальной платежной системы за ней будут введены надзор и наблюдение, которые будут осуществляться ЦБ РФ. Операторам связи все же следует уделить больше внимания контролю за соблюдением требований Закона о деятельности по приему платежей физических лиц.
Также отметим, что на момент сдачи материала в печать Закон о национальной платежной системе официально не опубликован, но как только это будет сделано, все заинтересованные лица могут отсчитывать трехмесячный срок до даты его вступления в силу, после чего можно использовать его нормы при оказании услуг по переводу денежных средств и приему платежей.
* * *
В статье рассмотрены правовые аспекты функционирования национальной платежной системы, тем или иным образом затрагивающие сферу коммуникаций. Вопросы бухгалтерского учета и налогообложения пока остались за кадром в связи с тем, что Закон о национальной платежной системе не имеет прямого отношения к операторам связи. Но если подобные вопросы возникнут, то постараемся ответить на них в следующих номерах журнала.
А.В. Панкратова,
эксперт журнала "Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение"
"Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение", N 4, июль-август 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1.
*(2) Федеральный закон от 03.06.2009 N 103-ФЗ.
*(3) Общая сумма переводимых электронных денежных средств с использованием одного неперсонифицированного электронного средства платежа не может превышать 40 тыс. руб. в месяц.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"