Доклад. Учительская в Санкт-Петербурге Гимназия, Вашим Императорским Величеством Высочайше утвержденная 20 Мая прошлого 1803 года, ныне совершенно устроена. По предмету своему, состоящему в образовании юношества к Учительской должности, она составляет Отделение, имеющего учредиться в Санкт-Петербурге Университета; по чему и принять должна название Педагогического Института, сообразно тому, как называются таковые Отделения в других Университетах. Под сим новым именованием, Попечитель Санкт-Петербургского Округа представил мне правила и подробный штат сему заведению, которые и Главным училищ Правлением одобрены.
Находя оные к пользе и устройству Института способствующими, всеподданнейше испрашиваю им Высочайшего утверждения.
Резолюция. Быть по сему.
Правила для Педагогического Института.
Глава I. - О внутреннем устройстве Педагогического Института.
§ 1. Педагогический Институт, Высочайше утвержденный Мая 20 дня 1803 года, под именем Учительской Гимназии, есть Отделение имеющего быть в Санкт-Петербурге Университета. В сем заведении образуются молодые люди в Учителя для Губернских Гимназий.
§ 2. Дабы Губернским Гимназиям доставить искусных Учителей для всех предметов, коим предположено обучать в оных, надлежит: 1) Принимать в Педагогический Институт учеников с отличными дарованиями и с достаточными в словесных науках и иностранных языках сведениями. 2) Преподавать в оном положенные в Губернских Гимназиях науки с возможной обширностью.
§ 3. На сей конец в Педагогическом Институте преподаются следующие предметы: Чистая и прикладная Математика, Логика, Метафизика, Нравоучительная Философия, География, История Естественная, История Всеобщая и Российская, Химия, опытная Физика, Политическая Экономия и Коммерческие науки, Сельское домоводство и Эстетика; сверх того язык и Словесность Латинская, Французская и Немецкая, рисование и черчение.
§ 4. Педагогический Институт имеет действительных Профессоров, в должности профессоров и Учителей, всего 11 человек. Они разделяют между собой упомянутые в § 3 учебные предметы следующим образом: 1-й, из них обучает Логике, Метафизике и Нравственной Философии; 2-й, Экономии Политической и Коммерческим наукам; 3-й, Химии, опытной Физике и Сельскому домоводству; 4-й, Эстетике и Латинской Словесности; 5-й, Естественной Истории; 6-й, Всеобщей и Российской Истории; 7-й, Чистой и прикладной Математике; 8-й, Географии, 9-й, Французскому языку и Словесности; 10-й, Немецкому языку и Словесности, и 11-й, рисованию и черчению.
§ 5. Совершенное образование студентов к Учительской должности окончено быть имеет в три года.
§ 6. В первые два года Студенты обучаются всем преподаваемым наукам без изъятия дабы в течение сего времени могли во всех оных приобрести столь достаточные сведения, что в случае нужды в состоянии были бы заменить каждого Учителя в Губернских Гимназиях.
§ 7. В конце первого года, считая год с 1 генваря, Студентам делается открытое испытание, дабы узнать, до какой степени успели они в пройденных ими в течение года науках.
§ 8. В конце второго года делается также открытое испытание, которое решит, какими науками каждый из Студентов преимущественно должен заняться в течение третьего года, чтоб приготовить себя к обучению оным в Гимназиях. По таковом расположении учебных предметов, Профессора в последнем году занимают Студентов Педагогией или способом учения.
§ 9. В конце третьего года делается Студентам строгое открытое испытание в тех предметах, коим обучать они приготовлялись в последний год своего учения.
§ 10. К облегчению преподавания наук, Студенты разделены на два отделения или класса: в первом обучаются слушавшие Риторику; во втором, обучавшиеся Философии.
§ 11. Студенты имеют в году время для роздыха, по примеру других Училищных заведений, а именно: с 1 Июля по 1 Августа.
§ 12. Хотя в сем Институте приготовляется к Учительской должности только известное число учеников; однако не возбраняется, по колику позволит пространство классов, принимать слушателей приходящих со стороны как из любопытства, так и в намерении посвятить себя Учительскому званию.
§ 13. Желающий образовать себя к Учительскому званию, должен объявить о том Директору, и подвергнуться испытанию Профессоров, имеет ли он предварительные знания к дальнейшему усовершению себя в науках, преподаваемых в сем Институте. После чего он обязан уже следовать в науках наравне с прочими.
§ 14. Институт, находясь под непосредственным ведением Попечителя Санкт-Петербургского Округа, имеет сверх того Директора для ближайшего наблюдения за поведением Студентов и вообще за учением.
§ 15. В помощь Директору, особливо ж для наблюдения за поведением Студентов, определяется Смотритель.
§ 16. Под председанием Директора, действительные Профессора и в должности оных, как важнейшие Чиновники Института, составляют в положенные дни общее собрание или Конференцию, которая, для исправления письменных дел, имеет ученого Секретаря.
§ 17. Институт имеет Библиотекаря для хранения и приумножения библиотеки и других Училищных пособий; и Лекаря для пользования больных.
§ 18. По хозяйственной части Институт имеет Эконома, и для исправления разных по дому надобностей сторожей и служителей.
§ 19. Обязанности всех Чиновников, составляющих сие сословие, определены в следующих главах.
Гл. II. - О Конференции или общем собрании.
§ 20. Конференции или общие собрания Профессоров бывают двоякого рода: обыкновенные и чрезвычайные.
§ 21. Обыкновенные собрания имеют быть два раза в месяц; а именно: около половины и в конце каждого месяца, по Понедельникам в четыре часа по полудни, и продолжаются смотря по обстоятельствам.
§ 22. Если в тот день, в который бы надлежало быть собранию, случится праздник, то собрание отменяется, когда нет особенных каких причин к оному. В сем последнем случае, Директор, через Ученого Секретаря извещает, посредством циркулярного письма, с объявлением причины назначаемому собранию.
§ 23. Между Членами Конференции не наблюдается никакого различия в чинах и заседания.
§ 24. Если большая половина Членов соберется к положенному для заседаний времени, то рассматривание дел начинается, невзирая на отсутствие прочих Членов.
§ 25. В обыкновенных собраниях рассуждаемо быть должно о следующих предметах:
a) Об учебных пособиях, потребных как для каждого профессора в особенности, так и для всех вообще; напр.: о книгах и периодических изданиях, нужных для Студентов; о пособиях высших наук, как то: музеях, инструментах и других необходимых принадлежностях.
b) О назначении часов учения сообразно годичному времени.
c) О средствах поощрять юношество к большим в науках успехам.
d) О способах сохранить благонравие учащихся, утвердить их в добродетели, и исправить в них дурные склонности и пороки.
y) О способе производить открытые испытания.
f) О распределении учащихся по Учительским местам, сообразно их знаниям.
g) О качествах и способностях молодых людей, желающих вступить в Педагогический Институт.
h) О назначении ежемесячно двух Профессоров, или занимающих их должность, для освидетельствования вместе с Директором Студентских покоев.
§ 26. Чрезвычайные собрания бывают только по необходимым обстоятельствам. В таком случае профессора созываются упомянутым в § 22 образом.
§ 27. Во мнениях делается предпочтение тому из Профессоров, до коего части рассуждаемый предмет относится.
§ 28. В число предметов советования Профессорских собраний, хозяйственные распоряжения по дому Института не входят.
§ 29. Суждения в собраниях должны быть производимы со всей благопристойностью, приличной достоинству места и Членов. Если о каком-нибудь деле споры увеличатся, то Директор, как Председатель, обращает дело в вопрос, и предмет спора решится по большинству голосов.
§ 30. Если кто из Членов будет не согласен с общим мнением, в таком случае предоставляется подать мнение свое письменно, которое прилагается к протоколу, и вместе с меморией представляется Попечителю на рассмотрение.
§ 31. Конференция испытывает присылаемых от Начальства Кандидатов на открывшееся в какой-либо Гимназии или другом Училище общественном или частном, Учительское место, и делает свои заключения о достоинствах Кандидата по баллотированию.
§ 32. Если же случится два или более Кандидатов на одно место, то каждого из них должно баллотировать порознь.
§ 33. Всем заседаниям ведется протокол, и в виде мемории представляется копия с оного Попечителю, в конце каждого месяца; в важных же случаях немедленно по подписании протокола.
§ 34. Конференция имеет свою печать с Государственным гербом и надписью: Печать Санкт-Петербургского Педагогического Института. Сия печать хранится у Директора.
Гл. III. - О Директоре.
§ 35. Директор есть первый Чиновник Института и главный блюститель в оном благочиния и порядка.
§ 36. В должность сию избирается особа, заслужившая примерной жизнью и обширными познаниями общую доверенность и уважение, и представляется на утверждение главному Начальству.
§ 37. Доверие, с каковым возлагается на Директора сие звание, будет порукой в неусыпных его попечениях и ревности, все обращать к пользе и чести Института.
§ 38. Директор обязан наблюдать, чтобы все сии правила исполняемы были во всей точности.
§ 39. Он в Профессорском собрании имеет не более одного голоса, который однако ж решит в случае равенства голосов.
§ 40. Директор главным предметом попечений своих имеет успехи и поведение Студентов; а потому по крайней мере через день обязан посещать их не токмо в классное время, но и в их комнатах.
§ 41. Он представляя в самом себе пример благоразумной жизни, при всяком нужном случае дает им здравые советы и наставления, дабы как можно теснее соединить в них образование ума с образованием сердца.
§ 42. Для лучшего соблюдения между студентами благонравия и тишины, Директор, с согласия Конференции, определяет из отличнейших в поведении и дарованиях Студентов несколько старших, которые наблюдают за поступками своих товарищей и за благочинием, как в препорученных смотрению их покоях, так и за столом, и в случае какого-либо беспорядка, доносят о том Смотрителю в назначенное время.
§ 43. Директору предоставляется право поощрять благонравие в Студентах и исправлять дурные склонности и поступки, воздерживая от оных временным арестом; но строже наказывать за оные не прежде может, как предложив о том в Конференции, которая с возможной осторожностью рассматривает преступление и делает приговор.
§ 44. В случаях важных, не терпящих отлагательства, но только до блага Института касающихся, Директор сам предпринимает нужные меры, о которых однако ж в первое заседание уведомляет Членов Конференции, для дальнейших распоряжений.
§ 45. Директор наблюдает за способом учения действительных Профессоров и всех учащих; но может только в виде совета предлагать им свои о том мнения.
§ 46. Дабы поддержать в Студентах доверие и уважение к своим Наставникам, столь необходимые для успехов в науках, Директор отнюдь не должен делать никаких примечаний при учащихся, а может сделать сие наедине или в общем собрании Профессоров.
§ 47. Он наблюдает всякую осторожность, чтоб не поселить заблаговременно в учащихся к одним учебным предметам пристрастия, к другим презрения. Собственная их склонность и способности должны их руководствовать в выборе сих предметов.
§ 48. Он ни в каком случае не должен внушать Студентам дурных мыслей об учащих, и всеми мерами питать единодушие, как в первых, так и в последних.
§ 49. Директор имеет право входить в дела экономические, и в случае каких-либо упущений, или беспорядков, напоминать начальникам хозяйственной части об исправлении оных; если же напоминание его будет недействительно, то представляет о том Попечителю.
§ 50. В случае болезни или отсутствия Директора, препоручается должность его другому, кому заблагорассудит Попечитель.
Гл. IV. - О Профессорах, находящихся в должности Профессоров и Учителях.
§ 51. Профессора, занимающие должность Профессоров, и Учителя утверждаются в своих званиях Министром Народного просвещения.
§ 52. Обязанности Профессоров, находящихся в должности оных и Учителей суть или общие или частные.
§ 53. К общим обязанностям учащих относится ревностное старание об успехах Студентов и не меньшее того внимание к их нравственности.
§ 54. Почему учащие должны преподавать свои уроки ясно и избрать наилучшие к тому методы. Начальство уверено, что благоразумие и собственное усердие учащих заменит всякие по сему отношению предписания.
§ 55. Каждый обучающий должен вести список отличающимся по его предмету Студентам, и представлять оный в Конференцию в конце каждой трети года, как для общего сведения, так и для суждения о сделании таковым приличных награждений; в сем последнем случае Конференция относится к Попечителю.
§ 56. Обучающие ведут также списки посторонним слушателям, и вносят оные в Конференцию, которая через Директора представляет списки сии Попечителю.
§ 57. Диктование в классах уроков запрещается: ибо от такового способа учения обыкновенно происходят две невыгоды: 1) что предметы наук по своей обширности ни довольно объяснены, ни к назначенному времени окончены быть не могут; 2) что юношество по большей части удерживает в памяти только то, что может написать по диктованию, не заботясь о том, чтобы напрягать силы разума и стараться размышлением приводит оные в совершенство.
§ 58. Но дабы не впасть через то в другую крайность излишним доверием к памяти и старанию учащихся, всякий обучающий должен по окончании лекции, или когда ему заблагорассудится, давать Студентам списывать вкратце труднейшие места пройденных ими материй: - оставляя однако ж им предметы на собственное их размышление, дабы, списывая все принадлежащее к предмету учения, не сделали привычки учиться механически.
§ 59. Впрочем Профессора должны стараться, чтобы Студенты при слушании лекций коротко записывали оные, дабы после могли сообразить и привести в порядок все слышанное ими от Профессора.
§ 60. Обучающий должен употреблять самые кроткие меры в обхождении в классах и вне оных с учащимися; он должен быть благосклонен, снисходителен и в словах разборчив, всегда содержа в памяти, что всякое слово Наставника глубоко впечатлевается в сердце молодых людей.
§ 61. Хотя от предполагаемого благонравия учащихся ослушание или нерадение к должности не предвидится; однако если бы то случилось, то обучающий может только делать выговоры, о наказаниях же относится к Директору, который поступает упомянутым в § 43 образом.
§ 62. Если кто из учащих за болезнью или по каким-либо законным причинам, не может быть в классе, то должен заблаговременно уведомить о том Директора, который объявляет сие Студентам, дабы они не теряли времени в ожидании Учителя.
§ 63. Частные должности каждого из учащих относятся к предметам, ими преподаваемым и ко времени, для их наук определенному.
§ 64. Профессор Логики и Метафизики в первом или младшем отделении объяснив Психологические предварительные понятия о душе и ее способностях, как о предмете Логики, преподает оную по четыре часа в неделю. В учении своем он заимствует пособие из Логики Кизеветтера, по методу Канта написанной. По окончании сей науки, продолжать будет Метафизику по рукописи собственного сочинения, и преподавание сих наук окончит в течение одного года. Он же во втором или старшем отделении преподает Нравоучительную Философию по три часа в неделю по Баумейстеровой Нравоучительной Философии, как уже переведенной на Российский язык. Но поелику сей Автор, по нынешнему состоянию Философии, недостаточен, то Профессор делает к оному собственные дополнения. Сей предмет обязан он окончить также в течение одного года.
§ 65. Профессор Химии, Опытной Физики и Сельского Домоводства преподает в первый год свои науки во втором только отделении; Химии и Физике обучает попеременно по четыре часа в неделю. Сельскому Домоводству обучает три раза в неделю. Во 2-й год проходит сии предметы с первым отделением. Сей профессор читает все сии науки по тетрадям своего сочинения.
§ 66. Профессор Политической Экономии, следуя в своих преподаваниях порядку Зонненфельса, в 1-й части будет читать о родах гражданских обществ, покажет начала политических, гражданских и уголовных законов, и объяснит о гражданском благоустройстве. Во 2-й части о существе народного богатства и источнике оного по правилам Шмита, Рюйша, Герреншванда и Канара, разбирая и других Авторов, известных по сей материи; потом предложит способы к распространению земледелия, фабрик, коммерции и мореплавания; будет говорить об обращении денег, доверии в торговле, о банкирских векселях и равновесии коммерции. В 3-й о Государственных доходах и о способах, как привести оные в лучшее состояние, об обыкновенных доходах и как можно увеличить оные, и объяснит об управлении помещичьих и Государственных волостей. Потом, дошедши до податей, покажет, какие могут быть сборы с недвижимых имений, с домов, с приема и раздачи сумм в процент; наконец о доверии самого гражданства, Банковых и гербовых листах и других источниках Государственной казны.
§ 67. Обучающий Эстетике и Латинской Словесности, преподает свои предметы один раз в неделю. Он составляет свой курс, применяясь к расположению Мейнерсову, и пользуется другими Авторами, как то: Эбергардом, Эшенбургом, Лонгином, Батте, Блером, Лагарпом, Жираром и пр. Курс его продолжается 2 года, и оба отделения слушают оный вместе. Проходя правила Эстетики своим порядком, он между тем разбирает древних Греческих и Латинских классиков; раздробляет сочинения Российских Прозаических Писателей и Стихотворцев, как давно уже известные, так и вновь выходящие. Он также занимает учащихся разного рода сочинениями на Российском и Латинском языках и изредка переводами с сего последнего.
§ 68. Преподающий Естественную Историю, обучает оба отделения вместе три часа в неделю. Он имеет в виду предназначенное Главным Правлением Училищ для преподавания в Губернских Гимназиях Начертание Естественной Истории, изданное от Комиссии о народных училищах. Но как в сей книге Минералогия крайне недостаточна, то проходит Систему Блуменбаха, применяясь при том Минералогии Г. Севергина. Для пополнения Ботаники и Зоологии и отчасти для присоединения к упомянутому начертанию Линнеевой Системы, руководствуется переводом Ботаники Г. Севергина и Зоологией Г. Озерецковского. Поелику же важнейшее дело состоит в наглядном упражнении, то показывает минералы в натуре, растения в натуре или по крайней мере на гербарии и в рисунках; а животные в натуре и в рисунках. Для лучших успехов по сей части Студенты в летнее время ходят не токмо с Профессором, но и без него в Кунсткамеру и Академический Ботанический сад. Во всех своих наставлениях он изъясняет Технические наименования, новопринятые на Русском языке, замечает все достойное внимания в произведении природы и употребление оных в общежитии. Курс Естественной Истории оканчивается в 2 года.
§ 69. Преподающий Математику обучает оба отделения вместе по четыре часа в неделю и оканчивает курс сей в 2 года. Он проходит Чистую Математику по курсу Г. Осиповского, а Смешанную, поелику полного курса на Российском языке еще нет, преподает по курсу Кестнера, употребляя при том и других Писателей, на Латинском и Немецком языке известных, как то: Вольфа, Цолингера, Метцбурга и им подобных.
§ 70. Преподающий Всемирную Историю обучает оба отделения вместе по три часа в неделю, и оканчивает курс свой в 2 года. Как Всемирная История Г. Шлецера почитается наилучшей ручной книгой, в рассуждении главного разделения науки, то обучающий Истории руководствуется сим Автором, изъясняя исторические его положения чтением лучших Писателей по сей части древних и новых, Французских, Немецких, Английских и прочих. При чтении Древней Истории соединяет оную с Древней Географией, и в конце, либо в начале каждой части Истории, проходит Мифологию каждого Народа, пространнее, либо короче, смотря по связи, какую имеет она со Словесностью. Обучающий Истории, все наставления свои сопровождает здравой Критикой и Философией, изображает великие картины Государства, вникая в причины их славы, счастья и падения, и вообще ознакомливая слушателей своих с судьбой человеческого рода.
§ 71. Преподающий Географию, обучает в первый год в 1-м отделении по три часа в неделю; во второй год преподает свой курс во 2-м отделении; таким образом курс его оканчивается в один год. Проходя сию науку по книге изданной для Народных Училищ, относительно Европейской Географии, он всевозможно должен привести в большую известность новые названия мест и разделение владений, оную составляющих, предваряя коротко о прежних разделениях и наименованиях мест, равно и об обстоятельствах, служивших к тому поводом. Статистические и Топографические описания, особливо Российского Государства, суть важнейшие предметы, на которые должен он обращать внимание учащихся.
§ 72. Учитель Французского языка обучает оба отделения вместе по четыре часа в неделю. В 1-й год пройдя Грамматические правила и Синтаксис Французский, он показывает отличительное свойство сего языка, сличая оный в примерах, взятых с Латинского и Российского языков. Во 2-й составив для себя Энциклопедию из Французских прозаических Писателей и Стихотворцев, разбирает их не только Грамматическим, но и Риторическим образом. Между тем он изредка занимает учащихся краткими сочинениями на сем языке, и переводами с Русского на Французский язык. Сии упражнения продолжает он и в течение 3-го года, с той только разностью, что разбирает Авторов труднейших. Сверх сего, в свободное от учения время уделяет несколько часов в неделю для препровождения в разговорах с учащимися: особливо же во время их прогулки и роздыхов.
§ 73. Все предписания для Учителя Французского языка относятся и к Учителю языка Немецкого, которому обучает он по три часа в неделю.
§ 74. Учитель рисования и черчения также оба отделения обучает вместе по три часа в неделю. Научив Студентов рисовать лица и части тела человеческого, он занимает их предметами ближайшими к Естественной Истории, Архитектуре и вообще случающимися чаще при рукоделиях, ремеслах и художествах.
§ 75. Профессора, оканчивающие курсы свои в течение 1-го года, во 2-й год предоставляют отделениям, прослушавшим оные, заниматься другими предметами или повторять оные с новопоступившими слушателями. Они разделяют часы учения так, чтобы оба отделения имели занятия в оба года и между тем имели бы время для практического приготовления себя к Учительской должности.
§ 76. Учебные часы каждого профессора означатся в особенном расписании, которое ежегодно будет переменяемо при окончании курсов.
Гл. V. - Об Ученом Секретаре.
§ 77. Ученый или Конференц-Секретарь должен соответствовать своему наименованию, и для того он выбирается из Профессоров или отправляющих должность Профессорскую. Избрание его производится по большинству голосов в собрании профессоров, и по избрании представляется на утверждение Попечителю.
§ 78. Секретарь имеет в Конференции место подле Директора, как Председателя, и во всех суждениях подает голос, как и другие Члены.
§ 79. Секретарь ведет журнал профессорским собраниям; доносит в оных о предметах, для суждения между одним и другим заседанием представляемых; читает насылаемые от Попечителя предложения и другие вступающие в собрание дела; заготовляет по ним бумаги, и прежде отпуска читает оные в собрании.
§ 80. Секретарь в случае отсутствия Директора, по его препоручению делает от его имени предложения.
§ 81. Секретарь имеет в ведении своем дела по Конференции, и отвечает за целость оных.
Гл. VI. - О Библиотекаре.
§ 82. Библиотекарь избирается из отправляющих должность профессорскую, живущих в доме Института, и утверждается Попечителем.
§ 83. Он имеет в ведении своем Библиотеку, Музей Ботаники, Зоологии и Минералогии, Математические и Физические инструменты и другие училищные пособия, и ответствует за целость оных.
§ 84. Книги и другие учебные пособия, заимствуемые из Академии Наук, должны быть также на отчете Библиотекаря, под расписку коего оные и выдаются из Библиотеки Академической.
§ 85. От ведет всем пособиям роспись, и выдает оные профессорам и Студентам по их требованию, но не иначе как под расписку. В выдаче Студентам пособий, могущих легко испортиться, поступает с разборчивостью, и выдает оные, снесясь прежде с Профессором, к чьей части требуемое пособие принадлежит.
§ 96. Росписи книгам на всех языках должен он сделать по азбучному порядку, дабы, как имеющиеся налицо всегда видеть было можно, так и вновь купленные удобнее вносить в список. Копия с росписи книгам и другим учебным пособиям, за подписанием Библиотекаря и Секретаря, хранится к Конференции.
§ 87. По великому количеству Студентов, Библиотекарь выдает им книги однажды, а много два раза в месяц; и никто не должен держать у себя одной книги более двух месяцев, дабы и другие могли воспользоваться оною.
§ 88. Об утратившем какую-либо книгу, или хотя один том из полного сочинения, Библиотекарь для безопасности своей доносит Конференции, которая решит, какие меры взять к вознаграждению сего убытка.
§ 89. Каждый Профессор подает записки о нужных книгах, или других пособиях по его науке, Библиотекарю, который составив общий список, представляет в Конференцию на рассмотрение. По сделании заключения, какие книги или другие пособия нужнее купить прежде, Конференция представляет Попечителю, и по получении на то суммы, препоручает искупить или выписать таковые вещи Библиотекарю, который по предъявлении оных в Конференции, вносит в общую роспись.
Гл. VII. - О Студентах.
§ 90. Назначение Студентов Педагогического Института определяется самим призванием их в оной. Они приготовляются быть Наставниками юношества в своем отечестве, которое даровало им воспитание и доставило все выгоды общежития. Они должны исполнить надежды Правительства, избравшего их орудием к приведению в действо великого предприятия - распространять во всех состояниях просвещение. Мысль о сем должна быть единственной мыслью при всех их занятиях, и руководствовать их во всех поступках; чтоб образовать юношество совершеннее, надобно иметь самому все составляющее истинно образованного по уму и сердцу Наставника. Не надобно разделять понятий о познаниях от понятий о благонравии в истинном просвещении. Почему Студенты в трехгодичное пребывание свое в Педагогическом Институте должны приложить все старание, чтоб приготовить нравственность свою в пример другим, а познания в наставление.
§ 91. Из сего следует, что все обязанности Студентов заключаются в двух пунктах: 1-е в благородном поведении и 2-е в прилежании к наукам.
§ 92. Здесь только предписываются правила, по которым они лучшим образом могут употребить время и приобрести доброе имя.
§ 93. Студенты должны вставать как в учебные, так и в праздничные дни в 6 часов; потом умывшись и одевшись, собраться по комнатам в 7 часу на молитву; 8-й час заниматься приготовлением себя к классам в преподаваемой им науке. В упражнениях сих должно быть наблюдаемо глубокое молчание, чтоб не мешать заниматься товарищам.
§ 94. По позыву в колокольчик в 8 часов идут в классы, где с должным вниманием слушают предметы, им преподаваемые 3 часа. По прошествии сего времени, в 11 часов по звону колокольчика, выходят из классов, и до обеденного стола не занимаются никакими упражнениями, требующими усилий душевных способностей.
§ 95. В половине 12 часа по позыву в колокольчик идут к столу, за которым наблюдают всякую благопристойность. Стол начинается и оканчивается молитвой. Места за оным должны быть занимаемы без всякого различия. Старшие Студенты и Смотритель сохраняют между ними благочиние. По окончании стола выходят без шума, и до начатия классов прогуливаются в доме Института.
§ 96. В час по полудни идут опять в классы и занимаются слушанием Профессорских уроков до 4 часов.
§ 97. В 5 часу позволяется Студентам, летнее время и зимой, когда еще светло бывает, прогуливаться в хорошую погоду, не более часа, не только в доме Института, но и вне оного, взяв в последнем случае билет, как сказано в § 126.
§ 98. После сего занимаются упражнениями до ужина. После ужина упражняются до 10 часов, не причиняя никакого помешательства сотоварищам. В 10 часов по прочтении молитв ложатся спать. Желающим позволяется сидеть и долее, но не свыше упомянутого в § 128 времени.
§ 99. В воскресные и праздничные дни Студенты должны ходить в церковь вместе, и из церкви возвращаться домой со Смотрителем, исповедываться и приобщаться в год однажды и именно в последней неделе Великого поста.
§ 100. Предписывается Студентам наблюдать чистоту и опрятность как около себя, так и в своих покоях.
§ 101. Запрещается никогда без позволения Директорского не отлучаться из дома, а получив на то билет от него, и показав оный Смотрителю, отдавать Эконому для пропуска его, и приходить домой в назначенное в билете время.
§ 102. Запрещается ни под каким видом нигде вне дома не ночевать.
§ 103. Студенты могут принимать приходящих к ним посетителей, но не иначе как с ведома Директора; а со всяким обращения не иметь, особливо же с праздными и подозрительными людьми.
§ 104. В случае какой обиды или неудовольствия от кого бы то и в каком бы то месте ни было, самим собой не управляться; но доносить о том Директору.
§ 105. Советуется Студентам как между собой, так и со всеми жить дружелюбно, вести себя скромно, быть ко всякому учтиву и ласкову.
§ 106. К хорошему поведению и отличным успехам Студентов всякое оказываемо будет от Начальства внимание и поощрение; но противное сему привлечет на себя справедливый гнев его и наказание, даже до исключения из Института.
§ 107. По сим уважениям будут также раздаваемы и места. Способнейшие из Студентов займут места в Гимназиях, а прочие в Уездных Училищах; пользуясь правами, предоставленными Учителям сих заведений на основании предварительных правил народного просвещения.
Гл. VIII. - Об Экономии.
§ 108. Эконом определяется от Главного Училищ Правления, и состоит под непосредственным начальством Попечителя.
§ 109. Он, имея в ведении своем находящихся при Институте служителей, как то: сторожей, поваров, хлебника и работников, наблюдает, чтоб каждый из них в точности исправлял назначенную им должность. В случае же их упущений, нерадения или дурного поведения, взыскивает со всей строгостью, сперва увещевая, потом представляя Директору института, с ведома коего вольнонаемных сторожей, работников, хлебника и поваров может отставлять вовсе, и на места их нанимать других исправнейших, по ценам не свыше штатного положения.
§ 110. Старшего сторожа употребляет себе в помощь по управлению экономической частью, и в случае своей из Института на время отлучки, препоручает ему исправление относящееся к должности Эконома и не терпящее медленности и упущения.
§ 111. Эконом имеет распорядить, чтобы стража внутрь двора была во все суточное время непрерывная, и чтобы Студенты без Директорского билета из ворот не выходили.
§ 112. Наблюдает, чтобы варение пищи Студентам производилось со всей исправностью, чистотой и опрятностью, не допуская ничего принадлежащего Студентам к расхищению.
§ 113. Как съестные припасы, так и прочие вещи принимает, от кого Начальством предписано будет, точно того качества и доброты, какие в предписании значатся.
§ 114. Имеет в своем ведении и на своем отчете магазины для поклажи казенного провианта и прочих вещей, и хранит оные за своим замком и печатью.
§ 115. Отпускает по штатному положению для продовольствия Студентов, провиант, обмундировочные вещи и прочее, по данному ему расписанию.
§ 116. Имеет смотрение, чтобы все обмундировочные и другие вещи у Студентов до истечения положенного в штате времени были налицо и в исправности.
§ 117. Наблюдает, чтобы во всем доме сохранялся порядок, чистота и опрятность.
§ 118. Имеет попечение, чтобы огнегасительные орудия, при Институте находящиеся, были всегда в наилучшей исправности.
§ 119. Получая от Главного Училищ правления книги за скрепой Экспедитора, подписью Правителя и печатью Правления: 1-ю для вписывания состоящих налицо Студентов Института и находящихся в доме чиновников и служителей; 2-ю для описи всему зданию Института и вещам, в оном находящимся по экономической части; 3-ю для записки провианта; 4-ю для записки обмундировочных вещей, и 5-ю для записки принимаемых на харчи и прочие надобности денег и употребления оных; ведет сии книги во всей исправности. По истечении каждого месяца, подает Попечителю ведомость. По окончании же года представляет сии книги Училищному Правлению к отчету, и на место оных испрашивает новые. Да и вообще в рассуждении должности своей поступает поданной ему от Попечителя подробной Инструкции.
Гл. IX. - О Смотрителе.
§ 120. Смотритель избирается из отправляющих должность Профессорскую, живущих в доме Института и утверждается Попечителем.
§ 121. Он наблюдает, чтобы Студенты всякое утро вставая в 6 часов, немедленно умывали себе лицо и руки, одевались приличным образом в казенное единообразное платье, молились Богу и потом принимались за свои упражнения.
§ 122. Чтобы в 8 часов поутру все Студенты были в классах, и до 11 никуда из оных не отлучались без особенной нужды.
§ 123. В 12 часу Смотритель оставляет на волю Студентов, по выходе из классов в хорошую погоду прогуливаться в доме Института.
§ 124. В половине 12 часа чтобы Студенты собрались к обеденному столу; за столом сохраняли бы добрый порядок и тишину, не вступая ни в какие громкие разговоры или спор. Сие самое наблюдается и во время ужина, который бывает в 8 часов вечера.
§ 125. В час по полудни чтобы Студенты опять собрались в классы и в оных находились до 4 часов.
§ 126. После классов по полудни позволяет Студентам, в летнее время и зимой, когда еще светло бывает, прогуливаться в хорошую погоду не более одного часа, не только в доме института, но и вне оного. В последнем случае Директор дает им билет на несколько человек, в числе коих должен быть старший, назначаемый самим Директором.
§ 127. Смотритель наблюдает, чтобы Студенты более назначенного времени в прогулке не провожали. Коль скоро не явится кто в свое время, то старший Студент, на имя коего дан был билет, доносит Смотрителю, а сей немедленно представляет Директору.
§ 128. Смотритель наблюдает, чтобы и в вечернее время Студенты занимались учебными своими предметами и ложились бы спать не ранее 10 часов вечера. Тем же, кои пожелают заниматься своими упражнениями долее, не возбранять сего до 12 часов ночи, но отнюдь не позже.
§ 129. Имея бдительный надзор за поступками и поведением Студентов, Смотритель при всяком случае увещевает их к кротости и благонравию. В случае же ослушания, непорядков или резвости, доносит Директору, которого благоразумию предоставляется употребить меры, приличные благородному воспитанию.
§ 130. В случае важных проступков, Смотритель немедленно доносит Директору, который поступает упомянутым в § 43 образом.
§ 131. В Воскресные и праздничные дни Студенты должны ходить к обедне; а потому Смотритель наблюдает, чтобы они все шли в одну, а не в разные церкви, и чтобы при всем вели себя благопристойно и вежливо.
§ 132. Смотритель строго наблюдает, чтобы данные Студентам от казны учебные книги и пособия, были у них всегда в целости, дабы, в случае потери оных, не могло происходить остановки в учении.
§ 133. По прошествии каждой недели, и именно в Воскресение, Смотритель подает от себя Директору, а сей Попечителю еженедельный рапорт о состоянии Института.
Гл. X. - О Лекаре.
§ 134. Лекарь приискивается из Градской больницы или из других мест для присмотра за больными в доме Педагогического Института.
§ 135. Он должен осматривать и пользовать больных, наблюдая, есть ли возможность лечить больного на месте; в противном случае, с ведома Директора, отсылает в Градскую больницу.
§ 136. Потребные лекарства брать из аптеки. Обо всем же, что в неделю будет им учинено, уведомлять Директора.
Примерный штат Педагогического Института. (Смотри книгу штатов.)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Высочайше утвержденный доклад Министра Народного Просвещения от 16 апреля 1804 г. "Об учреждении Педагогического Института в Санкт-Петербурге из бывшей прежде Учительской Гимназии"
Извлечение из книги Законодательство императора Александра I. 1801-1811 годы (составитель и автор вступительной статьи В.А. Томсинов). - "Зерцало", 2011 г.