Введение.
I. Общие распоряжения.
1. Учреждение Лицея имеет целью образование юношества, особенно предназначенного к важным частям службы Государственной.
2. Сообразно сей цели Лицей составляется из отличнейших воспитанников, равно и наставников и других чиновников, знаниями и нравственностью своей общее доверие заслуживающих.
3. В Лицее преподаются предметы учения, важным частям Государственной службы приличные и для благовоспитанного юноши небходимо нужные.
4. Воспитанники принимаются в Лицей не иначе, как по предварительному испытанию их в знаниях. Оказавшиеся на оном имеющими потребные для вступления в сие учреждение сведения, определяются в оный по Высочайшему повелению, испрашиваемому Главным Начальником Лицея; не имеющим же таковых сведений в приеме отказывается.
5. Для вступления в Лицей требуются от воспитанников следующие познания:
a) Некоторое Грамматическое познание Российского и Французского, либо Немецкого языка. b) Знание Арифметики, по крайней мере до тройного правила, c) Понятия об общих свойствах тел. d) Начальные основания Географии, и e) Разделение древней Истории по главным эпохам и периодам, и некоторые сведения о знатнейших в древности народах.
6. Сверх сих предварительных познаний от воспитанников, вступающих в Лицей, требуется, чтобы они имели несомненные удостоверения об отличной их нравственности и были бы совершенно здоровы.
7. На первый случай полагается принять воспитанников не менее 20 и не более 50, а в последующие времена по соображению с хозяйственным состоянием Лицея.
8. Воспитанники при их приеме должны иметь от роду от 10 до 12 лет и при том представлять свидетельства о своем Дворянстве.
9. Приему воспитанников быть не иначе, как перед начатием годичного круга учения, который с 1 Августа продолжается по 1 число Июля следующего года. Июль месяц есть время роздыха.
10. При приеме наставников и других чиновников наблюдается всемерная осторожность в рассуждении их нравственности, сверх прочих требуемых от них по должностям их достоинств, дабы они совокупно руководили юношество добрыми своими примерами жизни и наставлением.
11. Наставники и чиновники, составляющие сословие Лицея, суть Профессора и Адъюнкты: Директор, Надзиратели, Учителя и другие чиновники, в штате Лицея наименованные.
12. Для полного образования юношества в Лицее определяется шесть лет.
II. Права Лицея.
13. Лицей и Члены оного приемлются под особенное Его Императорского Величества покровительство и состоят под непосредственным ведением Министра Народного Просвещения.
14. Лицей в правах и преимуществах своих совершенно равняется с Российскими Университетами.
15. Директор состоит в 5 классе, если выше чина не имеет; Профессоры в 7-м, Адъюнкты в 8-м, Надзиратели в 8-м же, Учителя изящных искусств в 10 классах Государственной службы. И сих чиновников Директор определяется и увольняется, по представлению Министра, Его Императорским Величеством; а прочих чиновников утверждение в их званиях, определение к должностям и увольнение непосредственно зависит от Министра Просвещения.
16. В назначении пенсионов Директору, Профессорам, Адъюнктам, Учителям, Надзирателям и их вдовам и детям, равно и в определении квартирных денег не имеющим из них казенных квартир, наблюдается распорядок такой же, как и в отношении к Профессорам, Адъюнктам и Учителям Университетским. Директор же и Надзиратели необходимо должны иметь жительство в доме Лицея.
17. Лицей будет иметь особенный мундир, определенный Его Императорским Величеством.
18. Воспитанники, по окончании наук в Лицее, поступают в Гражданскую службу с чинами по успехам от 14 до 9 классов; а в Военную на том же положении, как и воспитанники Пажеского Корпуса.
19. Лицей имеет собственную свою печать с Государственным гербом и надписью: печать Императорского Лицея, которая хранится у Директора.
III. Внутреннее управление Лицея.
20. Внутреннее управление Лицея составляют два главные предмета: a) порядок учебный и нравственный. b) Порядок хозяйственный.
21. Внутреннее управление Лицея вверяется Директору и под ближайшим начальством его двум Надзирателям, из коих один занимается особенно учебным и нравственным управлением, другой хозяйственным.
Часть первая.
О порядке учебном и нравственном.
Гл. I. - Предметы учения.
Предметы учения в Лицее разделяются на два курса, из коих первый называется начальным, второй окончательным. Каждый совершается в три года.
Начальный курс в Лицее составлять будут следующие предметы:
A. Грамматическое учение языков:
Российского, Латинского, Французского, Немецкого.
B. Науки нравственные:
Первоначальные основания закона Божия и Философии нравственной. Первоначальные основания Логики.
C. Науки Математические и Физические:
Арифметика, начиная с тройного правила; Геометрия; часть Алгебры; Тригонометрия прямолинейная; начала Физики.
D. Науки Исторические:
История Российская, История Иностранная, География, Хронология.
E. Первоначальные основания изящных письмян:
Избранные места из лучших писателей с разбором оных. Правила Риторики.
F. Изящные искусства и Тимнастические упражнения:
Чистописание, рисование, танцевание, фехтование, верховая езда, плавание.
24. Курс окончательный составлять будут следующие науки:
A. Науки нравственные.
B. Физические.
C. Математические.
D. Исторические.
E. Словесность.
F. Языки.
G. Изящные искусства и Гимнастические упражнения.
В течение сего курса, если время позволит, дается воспитанникам понятие также о Гражданской Архитектуре и Перспективе, как об искусствах в общежитии необходимых.
Гл. II. - Распределение предметов по классам:
25. Курс начальный делится на три класса и каждый класс совершается в течение одного года.
26. Курс окончательный также делится на три класса и каждый класс совершается в течение одного года.
27. В каждом классе преподаются вышеозначенные предметы постепенно, наблюдая, чтоб науки, требующие большей зрелости в уме, предваряемы были теми, в коих успехи зависят более от памяти.
28. Классы каждого года распределяются по расписаниям, при сем приложенным А и В.
Гл. III. - Расположение часов.
29. Предметы, в расписаниях означенные, суть всем воспитанникам общие и ни один из них не может быть освобожден от уроков.
30. Поелику Словесные науки для возраста, в котором воспитанники проходить будут курс начальный, удобовразумительнее; то в распределении времени поставляется правилом, чтоб в течение сего курса предметы, собственно к Словесным наукам относящиеся, составляли предпочтительное занятие воспитанника перед науками, кои называются точными; а по сему
31. Самое большее число часов в неделю должно посвящать обучению Грамматики, наукам Историческим и Словесности, особливо языкам иностранным, в коих успех особенно зависит от упражнений первого возраста.
32. Для чего в распределении времени учебных часов должно наблюдать, чтобы иностранные языки преподаваемы были ежедневно не менее четырех часов. Сверх сего Директор старается, чтобы воспитанники в свободное от учения время разговаривали между собой на Французском и Немецком языках поденно.
33. Прочие учебные часы, в расписании ниже означенные, располагаются по удобности и временам года.
34. Общее означение учебных часов есть следующее: в 6 часов утра по одеянии, на молитву и повторение уроков до 7 часов.
В 8 и 9 часу в классы. В 10 завтрак и прогулка. В 11 и 12 в классы. В 12 прогулка и повторение уроков. В 1 час обед.
В 2 чистописание и рисование.
В 3 до 5 часов в классы. В 5 отдых, полдник, прогулка и Гимнастические упражнения. В 8 часов ужин, прогулка и повторение уроков. В 10 часов сон.
35. Здесь означение часов сделано только примерно. Располагать их по удобности и по временам года, зависит от усмотрения Конференции, с утверждения Министра, держась того главного правила, чтоб воспитанники никогда не были праздны.
Гл. IV. - Способ учения.
Правила общие.
36. Главное правило доброй методы или способа учения состоит в том, чтоб не затемнять ум детей пространными изъяснениями, но возбуждать собственное его действие.
37. Дело наставника не в том только состоит, чтоб дать урок, но чтоб насадить, так сказать, и воспитать его в уме слушателей.
38. Посему все уроки, особливо первоначальные, должны быть сопровождаемы отчетами учащихся, и Профессор не прежде должен поступать далее, как удостоверясь, что предыдущее все поняли.
39. Хотя по различию способностей трудно всех воспитанников вести, так сказать, по одной линии успехов, однако Профессор должен стараться, чтоб ни один из воспитанников не отставал от его уроков, и где менее способности, там он должен усилить свое внимание.
40. Диктование уроков вообще запрещается. Изъемлется из сего диктование самой материи или предмета, означаемого воспитанникам к сочинению или переводу.
Правила особенные для начального курса.
I. - Обучение Грамматики.
41. Выше уже было примечено, что в первых классах важнейшая часть учения суть языки: потому на сию часть и должно быть обращено особенное внимание.
42. Как скоро воспитанники пройдут склонения и спряжения, должно обратить их к переводам и связь и сочинение Глаголов с именами, давать им примечать не столько сухими правилами, сколько на самом опыте, следуя лучшим методам.
43. Между тем для изощрения памяти и для приготовления нужных слов, воспитанники будут учить на память коренные слова по особенным книгам, для сего изданным.
44. Для облегчения им сего труда Профессор будет стараться из сих коренных слов, сколь можно, составлять разные предложения, дабы тем удобнее они в памяти могли остаться.
45. 45. Учение Славянской грамматики для коренного познания Российского Слова необходимо; а потому и должно быть обращено на часть сию особенное внимание.
46. Предполагается, чтоб воспитанники вступали в Лицеи с некоторым уже понятием Грамматики языка Российского, Французского или Немецкого; а потому Профессора, по испытании воспитанников, должны Грамматики сих языков начать с того места, где воспитанники остановились и стараться довершить оные, не обращаясь на прошедшее. Но как не возможно полагать, что все воспитанники поступать будут с равными сведениями в сих языках: то Профессора к скорейшему уравнению их знаний принимают такие меры, какие по обстоятельствам собственное их благоразумие представит. Сие самое наблюдать должно и в рассуждении других предметов учения.
47. Время, которое от сих трех языков по успехам в них воспитанников может оставаться, должно обращать на язык Латинский.
48. В течение трех лет начального курса обучение языков должно быть доведено до такой степени, чтоб на Латинском воспитанники могли разрешать каждый период и переводить с Латинского языка, с помощью Лексикона, Федра или Корнелия Непота, как книги удобнейшие. Что принадлежит до Российского, Французского и Немецкого языков, они должны переводить с одного на другой со свободой, хотя и нельзя еще от них требовать познания идиотизмов.
II. - Науки Нравственные.
49. В Науках Нравственных должен быть окончен сокращенный Катихизис, понятия о должностях человека и гражданина, и Библейская История.
50. В сие же время должны быть окончены и основания Логики.
III. - Науки Математические и Физические.
51. Науки Математические и Физические должны в течение сего курса ограничиваться одними первоначальными основаниями, дабы дать тем более пространства Наукам Словесным.
52. Но если круг наук Математических и Физических в сем возрасте должен быть ограничен: то в замен того основания его должны быть сколь можно более тверды и прочны.
53. В течение сего времени должны быть окончены из Математики Арифметика, все части простой Геометрии, Тригонометрия прямолинейная и Алгебра до кубических уравнений. Из прикладной Математики первые основания Механики и Математической Географии. Из Физики как общие, так и особенные свойства тел; познание Магнитных, Электрических и Гальванических явлений и опытов.
IV. - Обучение Истории.
54. Обучение Истории должно быть предшествуемо сократительными Хронологическими таблицами, дабы связь происшествий тем удобнее могла быть понимаема.
55. Само собой разумеется, что Российская История должна занять предпочтительное место.
56. География и Хронология должны не разлучно сопровождать учение Истории. В первой особенно нужно заранее показывать сравнение мест и названия древних с настоящими.
57. Особенно должно остановлять внимание на деяниях великих людей, и заставлять воспитанников пересказывать их, указуя между тем им истинные отличительные черты каждого характера.
58. Выбор происшествий, заслуживающих внимание и отсечение всех мелких подробностей, затемняющих понятие, будет попечением Профессора Истории.
59. Исторические науки в течение начального курса должны быть доведены до такой степени, чтобы воспитанники при испытании каждое важное происшествие в Истории могли отнести к своему веку, к своему месту и к ближайшим современным оному обстоятельствам.
V. - Изящные Письмена или Словесность.
60. Главная цель сей науки есть изощрение и направление вкуса воспитанников к Изящному Слову. Сие направление не может быть вернее как примерами. Для сего чтение образцов поставляется первым предметом их упражнения.
61. Правила должны быть последствием и так сказать, заключением образцов; они должны быть, сколь можно, кратки и удобны.
62. Чтение избранных мест должно быть сопровождаемо разбором. Сила сего разбора состоит в том, чтоб дать воспитанникам чувствовать, каким образом и какими средствами главная простая мысль получила особенную живость или возвышение, ясность или распространение. Посему разбор не что иное есть, как разрешение данного предложения на первые его мысли и постепенное его образование.
63. В первых начатках Словесности для изощрения памяти весьма полезно заставлять воспитанников выучивать некоторые избранные места, особенно из Стихотворцев, коих слог в памяти удобнее может утвердиться.
64. Руководствуя воспитанников в Словесности, Профессор должен тщательно избегать пустых школьных украшений. Напротив, он должен, занимая воспитанников предметами возрасту их сообразными, прежде заставлять их мыслить, а потом уже искать выражений, и никогда не терпеть, чтоб они употребляли слова без ясных идей.
65. Предметы сочинений должны быть располагаемы по успехам и возрасту. Начиная с простого повествования, Профессор должен знакомить детей постепенно со слогом письменным, Историческим, средним и доводить их до слога, так называемого Ораторского и возвышенного; но, не ускоряя сим последним, дабы не дать детям ложного и напыщенного вкуса, а показать им только сей последний род издалека и мимоходом.
66. Успехи в сей части должны быть при окончании курса доведены до такой степени, чтоб воспитанники на всякую данную материю по знаниям их и возрасту соразмерную могли сами написать сочинение правильное, ясное и по летам их изящное, но простое и не высокопарное.
VI. - Изящные искусства и Гимнастика.
67. На Изящные искусства и Гимнастические упражнения не можно постановить никаких общих правил. Метода их должна быть соображаема с летами, временем года и раскрытием Физических сил.
68. Вообще должно приметить, что часть сия ни в каком случае не должна иметь другого вида, кроме забавы и отдохновения.
Правила особенные в курсе окончательном.
69. При вступлении воспитанников в курс окончательный, науки Нравственные, Физические и Математические должны занимать первое место, но при сем языки иностранные должны быть неослабно продолжаемы. В сем-то курсе Профессора всемерно должны стараться, чтоб воспитанники познали отличительные свойства и разность каждого языка, навыкли бы красоты чуждые присваивать языку отечественному, сочинять правильно на Немецком и Французском и преимущественно на Российском языке.
I. - Науки Нравственные.
70. Под именем наук Нравственных здесь заключаются все те познания, кои относятся к нравственному положению человека в обществе, и следовательно понятия об устройстве Гражданских обществ, о правах и обязанностях отсюда возникающих.
71. В сем классе, начиная от самых простых понятий права, должно довести воспитанников до коренного и твердого познания различных прав, и изъяснить им систему права публичного, права частного и особенно права Российского, и проч.
72. Поелику Закон Божий есть самое высшее дополнение Нравственности и, так сказать, краеугольный камень всех гражданских установлений: то обучение его и нельзя свойственнее отнести, как к разряду наук Нравственных.
II. - Науки Физические.
73. По предварительным познаниям, приобретенным о науках Физических в первом курсе, должно поступить к пространнейшему их изъяснению во втором. В первом излагаются более явления и, так сказать, Историческое описание разных Физических действий; во втором изъясняется связь сих явлений и действий с законами природы и причины оных.
74. К Физическим наукам относится и Физическая География. Под сим именованием не разумеется здесь изучение на память гор, рек и проч., что собственно принадлежит к первому курсу; но здесь должно дать воспитанникам коренное познание земного шара в Физических его отношениях.
III. - Науки Математические.
75. По совершении первых начал в предыдущем курсе, здесь должно окончить Алгебру, пройти курс Сферической Тригонометрии и Конические сечения. Потом показать нужнейшие части Прикладной Математики, как то: Статику, Гидравлику, артиллерию и Фортификацию.
IV. - Науки Исторические.
76. В первом курсе науки Исторические преподаваемы были в том особенно предположении, чтоб дать воспитанникам понятие о прошествиях, и научить их относить вещи к своему времени и месту; сие дело было памяти. Во втором курсе История должна быть делом разума. Предмет ее есть, представить в разных превращениях Государств шествие нравственности, успеха разума и падения его в разных гражданских постановлениях.
V. - Словесность.
77. Словесность во втором курсе должна также приближаться более к упражнениям разума, нежели памяти, и поелику круг Слова, постепенно расширяясь, наконец делается смежным со всеми родами Изящного: то в сем курсе, к Словесности, собственно так называемой, присоединяется познание Изящного вообще в искусствах и природе: что собственно и называется Эстетикой.
Гл. V. - О Директоре.
78. Директор должен, сверх примерной жизни, иметь обширные познания в науках и языках, в Лицее преподаваемых, дабы мог правильно судить об искусстве учащих и успехах воспитанников.
79. Директор непосредственно зависит от Министра, которому обо всех училищных делах представляет во всякое время, когда того потребует надобность.
80. Директор наблюдает, дабы предписанные в сем постановлении правила всеми лицами, к Лицею принадлежащими, исполняемы были во всей точности.
81. Директор наблюдает, чтобы учащие преподавали учение неупустительно; в случае отсутствия которого либо из них препоручает класс его другому, или и сам заступает место отсутствующего Профессора, занимая воспитанников приличными учебному их предмету упражнениями; в случае ж болезни учащих доносить о том Министру. Сверх сего Директор в конце каждой недели представляет Министру краткую ведомость о состоянии Лицея, означая в оной, кто не был в классе и по какой причине, кто был болен, кто в отлучке и тому подобное, по форме, какая от Министра ему дана будет.
82. Имея смотрение за благонравием и наукой учащихся в Лицее, требует он благонравия и исполнения всего предписанного для них в сем постановлении. Если же кто из них, по многократным увещаниям и училищным взысканиям, останется непреклонен, то Директор доносит об нем Министру, который представляет о таковом на усмотрение Его Величества.
83. Директор, как хозяин Лицея, осматривает оный всякий день, и наблюдает как за порядком учебным и нравственным, так и хозяйственным.
84. Директор, в случае своего отсутствия, или тяжкой болезни, представляет Министру об одном из Профессоров для занятия его должности.
85. Получая через каждые полгода от Профессоров и Учителей ведомости по учебной части, препровождает оные к Министру с приложением таковой же от себя ведомости о Лицее и нужных к тому замечаний.
86. Директор в донесениях Министру должен представлять о Профессорах, не только отличающихся исправным исполнением их должностей, но и о тех, кои стараются об усовершении какой-либо отрасли из наук, и к большему подтверждению своего одобрения может прилагать к своим донесениям сочинения или диссертации, писанные таковыми Профессорами.
Гл. VI. - Число Профессоров.
87. Число Профессоров определяется самым количеством предметов: а посему полагается: 1) Для Словесности Российской и Латинской один Профессор, 2) для Словесности Французской один, 3) для Словесности Немецкой один; у сих троих Профессоров: 4) Адъюнкт один, 5) для исторических наук один, 6) для знаний Математических и Физических один; при нем: 7) Адъюнкт один; 8) для наук Нравственных в первом курсе один, во втором два, из коих один для закона Божия из священнослужителей; 9) для Изящных искусств: учитель чистописания, 10) учитель рисования; 11) Для Гимнастических упражнений: учитель танцевания, 12) Учитель фехтования, 13) Учитель верховой езды и 14) Учитель плавания.
88. Судя по удобности и по усмотрению Начальства Лицея, можно соединять кафедру одной науки с другой; так например: Профессор которой-нибудь Словесности может быть и Профессором Истории или Профессором наук Нравственных.
89. Хотя жалование учителей определяется штатом; но Директору предоставляется, обращаясь в сем штатном положении, располагать оклады их по удобности и трудам с утверждения Министра.
Гл. VII. - О Конференции.
90. Профессора составляют Конференцию или общее собрание, которого Председатель есть Директор.
91. Обыкновенные собрания Конференции должны быть однажды в месяц, а чрезвычайные смотря по надобности. К сим последним собраниям Профессора приглашаются повесткой, наблюдая сколько возможно, чтоб заседания Конференции не прерывали порядка в преподавании наук.
92. Каждый отсутствующий Член доставляет Секретарю Конференции извещение о причине своего отсутствия, которое должно быть прочтено в собрании, и внесено в журнал.
93. Конференция по прошествии каждого года представляет полный отчет во всех своих делах.
94. Предметы общих собраний суть:
1) Избрание наставников, способных к преподаванию учения в Лицее. 2) Изыскание способов к усовершенствованию преподавания наук в оном. 3) Учреждение порядка времени и распоряжение курсов в Лицее, так чтобы науки следовали в естественной их связи. Расположение сие возобновляется ежегодно и приводится в исполнение с утверждения Министра. 4) Испытание успехов и способностей воспитанников. 5) Суждение обо всех письменных делах, поступающих в Конференцию.
95. В число предметов советования Профессорских собраний, хозяйственные распоряжения по дому Лицея не входят.
96. Суждения в собраниях должны быть производимы со всей благопристойностью, приличной достоинству места и Членов. Если о каком-нибудь деле споры увеличатся, то Директор, как Председатель, обращает дело в вопрос и предмет спора решит по большинству голосов.
97. Если кто из Членов будет не согласен с общим мнением, в таком случае предоставляется подать мнение свое письменно, которое прилагается к журналу, и вместе с меморией представляется Министру на рассмотрение.
98. Всем заседаниям ведется журнал, и в виде мемории представляется копия с оного Министру в конце каждого месяца; в важных же случаях немедленно по подписании протокола.
99. Лицей, после испытания воспитанников в конце года, имеет торжественное собрание, в котором должны быть читаны их сочинения, до Наук и Словесности относящиеся и предварительно рассмотренные и одобренные Профессорами, до предмета коих оные касаются. В сих собраниях провозглашаются имена воспитанников, удостоившихся получить награды, кои Директор им в сем собрании и разделяет. После чего имена получивших награды, с означением, в чем оные состоят, публикуются в ведомостях обеих Столиц.
Гл. VIII. - О Конференц-Секретаре.
100. Конференц-Секретарь избирается из Профессоров по большинству голосов в собрании Профессоров, и по избрании представляется Министру на утверждение.
101. Конференц-Секретарь во всех суждениях подает голос, как и другие Члены.
102. Конференц-Секретарь ведет журнал профессорским собраниям, представляет в оных о предметах, требующих рассмотрения, читает насылаемые от Министра предложения и другие вступающие в собрание дела, и заготовляет по ним исполнения.
103. Конференц-Секретарь, в случае отсутствия Директора, заступает его место, и делает от имени его предложения.
104. Конференц-Секретарь имеет в ведении своем дела по Конференции, и отвечает за целость оных и исправность письменного производства.
Гл. IX. - Должность Надзирателя в порядке учебном и нравственном.
105. Надзиратель должен блюсти, чтоб распределение времени, в Конференции рассмотренное и Директором утвержденное, с точностью было исполняемо.
106. Он должен посещать воспитанников в классах, и смотреть за упражнениями их и поведением вне классов.
107. К нему Профессора должны относиться в случае небрежения, лености или ослушания воспитанников.
108. Надзиратель, относясь к Директору, определяет поощрения и наказания.
109. Поощрения могут быть следующие:
1) Имена отличившихся изображаются на белой доске золотыми буквами, и выставляются в классе. 2) Даются им книги с надписью Директора и Профессора той науки, в коей показали отличные успехи. 3) При испытаниях, в конце года производимых, определяются отличившимся золотые и серебряные медали.
110. Наказания могут быть следующие:
1) Отделение в классе за особенный стол.
2) Имена ленивых выставляются в классе на черной доске белыми буквами. 3) Лишение общего стола. Воспитанник сажается на хлеб и воду. Более двух дней сие наказание не может продолжиться. 4) Уединенное заключение, в течение коего посещается Директором, который делает ему приличные увещания. Таковое наказание отнюдь не должно продолжаться более трех дней.
111. В помощь Надзирателю определяются Гувернеры, в избрании коих наблюдается, чтобы они были испытанной нравственности, а если найдены будут способные к занятию сей должности из природных Французов или Немцев, то сверх того требуется от них, чтобы они хорошо знали свой язык, дабы могли способствовать воспитанникам к выполнению предписанного выше в пункте 32.
Гл. X. - Учебные пособия.
112. Под особенным смотрением Надзирателя по учебной части состоит библиотека Лицея.
113. Библиотека должна быть составлена с особенным рассмотрением из лучших книг, и никакие сочинения, вредные нравам, не должны быть в оную помещаемы.
114. В первом курсе из Библиотеки отпускаются одни только классические и учебные книги.
115. Во втором выдаются воспитанникам книги не иначе, как по записке Профессора и по усмотрению Надзирателя.
116. Кабинеты состоят в особенном смотрении Профессора Математических и Физических наук или его Адъюнкта.
117. Директор печется, чтоб в Библиотеке было надлежащее число учебных и классических книг, чтоб Кабинеты по требованиям Профессора были пополняемы и содержимы в исправности.
Гл. XI. - Испытание.
118. Через каждые полгода производятся всеми Профессорами в присутствии Директора испытания воспитанников, и отличившиеся получают награду и поощрения.
119. При ежегодном перемещении из одного класса в другой бывают открытые испытания по особенному приглашению.
120. Воспитанники, не оказавшие в своем классе успехов, поручаются в особенное попечение Профессоров, и не прежде переводятся в следующие, как по исправлении.
121. В последнем году, перед выпуском воспитанников, делается им строгое испытание во всех учебных предметах, коим они обучались в Лицее. После сего испытания Конференция, соображаясь с засвидетельствованиями Надзирателя по учебной и нравственной части о поведении воспитанников, назначает: с каким классом кто из них достоин быть выпущенным в службу Государственную, и через Министра представляет о сем на Высочайшее усмотрение.
Часть вторая.
О порядке Хозяйственном.
Гл. XII. - О Хозяйственном Правлении.
122. Хозяйственные распоряжения Лицея препоручаются Хозяйственному Правлению, состоящему под председательством Директора, из двух Членов, то есть Надзирателя по учебной и нравственной части и Надзирателя по части хозяйственной.
123. Хозяйственное Правление печется о сохранении и целости всех принадлежностей Лицея, как то: денежной казны, Кабинетов, о безопасности и починке зданий, ему принадлежащих, и о содержании воспитанников.
124. Правление наблюдает, чтоб сумма употребляема была сообразно штату сего заведения, распоряжает приходом и расходом оной, делает на законном основании подряды на поставку съестных и других припасов, поверяет счета от поставщиков, Надзирателя по Хозяйственной части и от кого бы то ни было другого подаваемые, и ежемесячно свидетельствует наличную казну, сообразно общим узаконениям.
125. Правление, соображаясь с суммой, по штату на каждого воспитанника назначенной, в начале каждого года представляет Министру на утверждение подробные табели их обмундировки, с означением, сколько времени каждая вещь может служить для употребления воспитаннику.
126. Правление для расходов делает Надзирателю по Хозяйственной части денежные выдачи, и для записки прихода и расхода оных, ежегодно снабжает его шнуровыми книгами.
127. Денежные выдачи не прежде производятся Правлением, как по подписании журнала Членами Правления.
128. Правление представляет в конце каждой трети ведомости о приходе и расходе сумм и остающейся на лицо сумме, а по прошествии каждого года, обо всех делах своих полный отчет, Министру Народного Просвещения.
129. Правление с Присутственными местами по делам своим сносится сообщениями, на основании прав, Университетам присвоенных.
130. Правление и Конференция сносятся между собой выписками из журналов за подписанием Секретарей; таким же образом извещается в особенности каждый Член Конференции и Правления о делах до него относящихся.
131. Правление не имеет права входить в дела Конференции.
132. Правление исследует всякие преступления, внутри Лицея служащими при нем сделанные, и в случае особенной их важности, виновного отсылает куда следует. Если вне Лицея какой-либо чиновник будет обличен в важном преступлении и взят под стражу, то Лицей немедленно должен быть о том извещен; в случаях же маловажных арестованный препровождается в Лицей.
133. Правление имеет заседание один раз в неделю и более, если того потребуют обстоятельства, ведет журналы своих заседаний, с коих копии представляет Министру Народного Просвещения в виде мемории.
134. Правление имеет Секретаря, Бухгалтера и потребное число канцелярских служителей.
135. Правление определяет нужное число служителей для разных должностей по дому, соображаясь со штатным положением.
Гл. XIII. - О должности Надзирателя по Хозяйственной части.
136. Надзирателю по Хозяйственной части препоручается, под главным начальством Директора, распоряжение всем, что входит в хозяйство сего заведения, как то: смотрение за домом, распоряжение столом для воспитанников, отопление и освещение их комнат, постройка платья, и наблюдение за всеми к хозяйственной части принадлежащими чиновниками и служителями.
137. Отпускаемые на содержание Лицея суммы принимает сей Надзиратель, по доверию от Хозяйственного Правления, и получая от оного по частям суммы, ведет оным приход и расход; а по прошествии каждого месяца представляет Правлению подробную ведомость обо всех издержках и остающейся за тем у него сумме.
138. В помощь Надзирателю определяется особенный чиновник, которому может он препоручать всякие мелкие покупки и другие по хозяйству исполнения, и требует от него во всем подробного отчета.
139. Надзиратель должен исполнять требования чиновников, при особых должностях находящихся, если будут оные сообразны со штатным положением; а если бы потребовали от него таких вещей, кои превышают штатное положение или вовсе в штате не назначены, в таком случае должен он представлять в Правление, и не прежде приступать к исполнению, как по получении письменного на то разрешения.
140. Он имеет в ведении своем все вещи, до обмундирования воспитанников касающиеся, и взыскивает с кого следует, чтобы оные были сберегаемы.
141. Он наблюдает, чтобы белье воспитанников было переменяемо в надлежащее время, чтобы каждый воспитанник имел все вещи, Правлением сообразно общему исчислению суммы для них назначенные, и вообще бы все они содержали себя в опрятности и чистоте.
142. Надзиратель по части учебной и нравственной во время стола должен находиться при воспитанниках; а Надзиратель по части хозяйственной распоряжать столом, как хозяин.
143. Надзиратель по части хозяйственной всех чиновников и служителей, пользующихся казенными квартирами, снабжает дровами и свечами по назначению Правления.
144. Профессора, Адъюнкты и учителя могут и не иметь казенных квартир. В таком случае производятся им от Правления помесячно квартирные деньги, в штате назначенные.
Гл. XIV. - О денежной казне.
145. Все денежные суммы по приеме оных из Государственного Казначейства, записываются в приход, и делаемые из оной выдачи в расход в шнуровую книгу, которую ведет Бухгалтер. Казна хранится в безопасном месте за печатью Лицея Директора и Членов Правления. Ключ от оной имеет у себя Директор.
146. Если надобно будет положить в кладовую деньги, или вынуть из оной; то сие не иначе делается, как по определениям Правления.
147. Суммы, Лицею принадлежащие, могут быть: a) Суммы штатные и b) Суммы хозяйственные, от неполного комплекта чиновников и других статей сбереженные.
148. Каждая из сих сумм должна храниться в кладовой порознь, равно и в издерживании их наблюдается, чтобы одной суммы не смешивать с другой.
149. Все остающиеся за расходами суммы предоставляются в пользу Лицея, который отдает оные на проценты в казенные учрежденные для сего места, и употребляет на свои надобности, с утверждения Министра.
Заключение. Если нужно будет в последствии времени сделать дополнения к сему постановлению или перемены в оном, то Лицей не иначе к сему приступить может, как с согласия Министра, который о случаях, власть его превышающих, представлять должен на Высочайшее решение.
Штат Императорского Лицея. (Смотри книгу штатов.)
A. - Расписание предметов начального курса в Лицее.
I. Предметы первого класса, год первый.
Грамматика: a) Первоначальные основания языка Латинского, чтение, писание, склонение и спряжение имен и глаголов правильных. Изучение на память некоторых коренных слов. b) Сочинение (syntaxis) и ударение (prosodia) языка Российского, Немецкого и Французского, c) Перевод литтеральный с одного из сих последних языков на другой по лучшей методе.
Науки Нравственные: a) Катихизис Христианский и нравственный, Библейская История. b) Начатки Логики: о спряжении идей и состав предложения и суждения.
Науки Математические: a) Продолжение Арифметики. b) Геометрия.
История: a) Основание Российской Истории по знатнейшим эпохам ее, в таблицы приведенным. b) Сокращенное понятие об Истории общей по разным ее эпохам, c) География, d) Основание Хронологии.
Словесность или Изящные письмена: a) Избранные места из Словесности Российской, как то: некоторые строфы из од Ломоносова и Державина, из басен Хемницера и Дмитриева. b) Избранные места из Французской и Немецкой словесности, c) Из Риторики первоначальные познания о периодах и различных их родах и спряжениях; речи с лучшими примерами.
Изящные искусства и Гимнастические упражнения: a) Чистописание. b) Рисование, c) Танцевание и прочие упражнения, приспособленные к летам и времени.
Предметы второго класса, год второй.
Грамматика: a) Продолжение Грамматики Латинской, спряжение глаголов неправильных. Сочинение (syntaxis) и ударение. Изучение коренных слов, первые начатки переводов. b) Продолжение переводов с Российского на Французский, Немецкий и обратно.
Науки Нравственные: a) продолжение Катихизиса. b) Должности человека и гражданина, c) Продолжение Библейской Истории. d) Продолжение Логики: краткое показание о силлогизмах и сопряжении оных.
Науки Математические и Физические: Продолжение наук Математических и Физических.
История: a) Продолжение Географии. b) Продолжение Истории отечественной и иностранной.
Словесность или Изящные письмена: a) Избранные места из Российских, Французских и Немецких писателей, с разбором. b) Из Риторики, о тропах и фигурах, с лучшими примерами, c) Начатки сочинения периодов простых, сложных и кратких повествований.
Изящные искусства и Гимнастические упражнения: Продолжение.
Предметы третьего класса, год третий.
Грамматика: Продолжение Грамматических наставлений в языках Французском, Немецком и Латинском. Переводы легчайших авторов, с изъяснением идиотизмов. Грамматика Славянская.
Науки Нравственные: a) Продолжение и примечательнейшие эпохи Истории церковной. b) Практическая часть Логики о различных родах доказательств.
Науки Математические и Физические: Продолжение наук Математических и Физических. Начала Механики и Математической Географии.
История: Продолжение.
Словесность или Изящные письмена: a) Продолжение избранных мест из Российских, Французских и Немецких писателей, с разбором. b) Из риторики, показание разных родов слога, c) Упражнение в слоге простом, повествовательном и в слоге писем.
Изящные искусства и Гимнастические упражнения: Продолжение.
B. - Расписание предметов окончательного курса в Лицее.
IV. Предметы четвертого класса, год четвертый.
Науки Нравственные: a) Изложение системы наук Нравственных. b) Философское понятие о правах и обязанностях, и разделении их по разным отношениям на право Естественное, публичное, гражданское и проч. c) Продолжение наставлений в законе Божием. Чтение Нового Завета и проч. d) продолжение знатнейших происшествий в Истории Церкви, e) Ифика, или наука нравов.
Науки Физические: a) Продолжение Физики; введение к познанию тел небесных. b) Физическая География.
Науки Математические: Продолжение Математики чистой и прикладной.
Науки Исторические: a) Продолжение наук Исторических. b) Археология и древности, c) Начало Философического обозрения знатнейших эпох Всемирной Истории по Боссюету и Феррану. d) Статистика.
Словесность: a) Продолжение чтения избранных Авторов, с разбором на Российском, Немецком и Французском языках. b) Чтение Славянороссийских сочинений, c) Познание синонимов по руководству Жирарда. d) Упражнение в разных родах сочинений, e) Руководство к подражаниям и переложению красот одного языка на другой.
Язык Латинский: a) Продолжение переводов с изъяснением идиотизмов. b) Латинские синонимы по методе Гардена. c) Темы или переводы с Российского на Латинский.
Изящные искусства и Гимнастические упражнения: Продолжение.
V. Предметы пятого класса, год пятый.
Науки Нравственные: a) Продолжение тех же предметов. b) Пространнейшее изъяснение Права Публичного и Экономии Политической, со сравнением трех главных ее систем: Коммерческой, Экономистов и Смита.
Науки Физические: a) продолжение Физики. b) Систематическое изложение и связь всех наук Физических. Разные теории о происхождении земли, знатнейших Физических эпохах ее и проч.
Науки Математические: Продолжение.
Науки Исторические: Продолжение тех же предметов, с присовокуплением нужнейших понятий о Нумизматике.
Словесность: a) Продолжение тех же предметов. b) Руководство к Эстетике, c) История Изящных искусств древних и новых, применяясь к Винкельману и другим.
Язык Латинский: Аналитическое чтение на Латинском языке Цицерона и Виргилия. Руководство к переложению красот Латинского Языка на Российский.
Изящные искусства и Гимнастические упражнения: Продолжение.
VI. Предметы шестого класса, год шестой.
Науки Нравственные: Окончание тех же предметов, с присовокуплением собственных сочинений воспитанников на разные предметы Экономии Политической.
Науки Физические: Окончание тех же предметов. Науки Математические: Окончание.
Науки Исторические: Окончание.
Словесность: Продолжение, с присовокуплением Философской Грамматики.
Язык Латинский: Аналитическое чтение Цицерона и Виргилия, и переложение лучших мест на Российский язык.
Изящные искусства и Гимнастические упражнения: Окончание.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Высочайше утвержденное постановление о Лицее от 12 августа 1810 г.
Извлечение из книги Законодательство императора Александра I. 1801-1811 годы (составитель и автор вступительной статьи В.А. Томсинов). - "Зерцало", 2011 г.