Подлежит ли возврату государственная пошлина, уплаченная за продление лицензии, выданной ранее уполномоченным органом, на осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, в случае отказа лицензионным органом в предоставлении данной лицензии, а также в случае отказа соискателем лицензии от обращения в лицензионный орган после уплаты государственной пошлины за предоставлением указанной лицензии?
Возможен ли зачет государственной пошлины, уплаченной за предоставление лицензии на осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, и за аттестацию лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, если при первом обращении было отказано в предоставлении лицензии, а также при повторном прохождении аттестации, если должностное лицо не было аттестовано аттестационной комиссией первично?
В соответствии с п.п. 62 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 8.08.01 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежат лицензированию.
Согласно пп. 2 и 3 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.06 г. N 637 (ред. от 24.09.10 г.), лицензирование перевозок пассажиров осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта. Лицензия на осуществление перевозок пассажиров (далее - лицензия) предоставляется на пять лет. Срок действия лицензии может быть продлен по заявлению лицензиата в порядке, предусмотренном для переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии.
За предоставление лицензирующим органом лицензии, переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, выдачу дубликата документа, подтверждающего наличие лицензии, и продление срока действия лицензии уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (п. 18 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автотранспортом).
Подпунктом 92 п. 1 ст. 333.33 НК РФ установлено, что за действия уполномоченных органов, связанные предоставлением лицензии, уплачивается государственная пошлина в размере 2600 руб.; переоформлением документа, подтверждающего наличие лицензии, и (или) приложения к такому документу в связи с внесением дополнений в сведения об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности, о выполняемых работах и об оказываемых услугах в составе лицензируемого вида деятельности, в том числе о реализуемых образовательных программах, - 2600 руб.; переоформлением документа, подтверждающего наличие лицензии, и (или) приложения к такому документу в других случаях - 200 руб.; выдачей дубликата документа, подтверждающего наличие лицензии, - 200 руб.; продлением срока действия лицензии - 200 руб.
При этом соискателю лицензии может быть отказано в предоставлении лицензии на основании п. 3 ст. 9 Закона N 128-ФЗ.
Согласно п.п. "г" п. 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом одним из лицензионных требований и условий при осуществлении перевозок пассажиров является наличие у лицензиата должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность.
Пунктом 2 приказа Минтранса России и Минтруда России от 11.03.94 г. N 13/11 "Об утверждении Положения о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и предприятий транспорта" (ред. от 11.05.2000 г.) установлено, что в организациях и (или) их подразделениях, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, исполнительные руководители и специалисты, чья деятельность связана с обеспечением безопасности движения, должны иметь, кроме документов, свидетельствующих о специальной подготовке, удостоверение установленной формы о прохождении ими аттестации.
Назначение на должности исполнительных руководителей и специалистов проводится после проверки и положительной оценки знаний нормативных правовых актов, регламентирующих обеспечение безопасности движения, в комиссиях, создаваемых в региональных или иных органах государственного управления на транспорте, а в случае их отсутствия - в органах, выдающих лицензии организациям на основании п. 2 Положения об аттестации.
В соответствии с п.п. 72 п. 1 ст. 333.33 НК РФ за действия, совершаемые уполномоченными органами при проведении аттестации в случаях, если такая аттестация предусмотрена законодательством Российской Федерации, уплачивается государственная пошлина, в частности за выдачу аттестата, свидетельства либо иного документа, подтверждающего уровень квалификации, в размере 800 руб.
При этом следует учитывать, что согласно п. 1 ст. 333.16 НК РФ государственная пошлина является сбором, взимаемым с организаций и физических лиц при их обращении в государственные органы, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 "Государственная пошлина" НК РФ.
В целях главы 25.3 выдача документов (их дубликатов) приравнивается к юридически значимым действиям.
В соответствии с п.п. 6 п. 1 ст. 333.18 НК РФ при обращении за совершением юридически значимых действий, за исключением юридически значимых действий, указанных в п.п. 1-5.1 п. 1 ст. 333.18 НК РФ, государственная пошлина уплачивается до подачи заявлений и (или) документов на совершение таких действий либо до подачи соответствующих документов.
Порядок возврата или зачета уплаченной суммы государственной пошлины за совершение юридически значимых действий определен ст. 333.40 главы 25.3 НК РФ.
Пунктом 1 ст. 333.40 НК РФ установлен исчерпывающий перечень, в соответствии с которым уплаченная государственная пошлина за совершение юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3, подлежит возврату.
На основании п.п. 1 п. 1 ст. 333.40 НК РФ уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено главой 25.3 НК РФ.
В соответствии с п.п. 4 п. 1 ст. 333.40 НК РФ государственная пошлина подлежит возврату в случае отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие.
Пунктом 3 ст. 333.40 НК РФ установлено, что заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины подается плательщиком государственной пошлины в орган (должностному лицу), уполномоченный совершать юридически значимые действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина.
К заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины прилагаются подлинные платежные документы в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, - копии указанных платежных документов.
Решение о возврате плательщику излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины принимает орган (должностное лицо), осуществляющий действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина.
Заявление может быть подано в течение трех лет со дня уплаты излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины.
Согласно п. 6 ст. 333.40 НК РФ плательщик государственной пошлины имеет право на зачет излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия.
Таким образом, в случае если организация обратилась в уполномоченный орган с заявлением за совершением юридически значимого действия в отношении нее и (или) за выдачей документов и уполномоченным органом было принято обоснованное решение об отказе в совершении указанных действий, то уплаченная сумма государственной пошлины на основании п.п. 4 п. 1 ст. 333.40 НК РФ возврату не подлежит.
В случае отказа лица, уплатившего государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие, для возврата государственной пошлины указанное лицо должно самостоятельно обратиться в течение трех лет со дня уплаты государственной пошлины с заявлением в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие.
Зачет может быть произведен только в отношении суммы государственной пошлины, уплаченной в размере, превышающем размер государственной пошлины, установленный главой 25.3 НК РФ.
М. Грибанова,
советник государственной гражданской службы
Российской Федерации 3 класса
11 августа 2011 г.
"Финансовая газета", N 32, август 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство финансов Российской Федерации, ООО "Международная Медиа Группа"
Газета зарегистрирована в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Регистрационное свидетельство ПИ N ФС77-38355 от 15 декабря 2009 г.
Издается с июля 1991 г.