Что такое первая помощь?
Грамотно оказать помощь пострадавшему могут только медики, но, порой в чрезвычайных происшествиях, те самые минуты до приезда профессиональной помощи оказываются решающими для спасения жизни. А еще есть некоторые ситуации, с которыми может столкнуться каждый: в быту, на работе, на улице. И очень важно суметь правильно разобраться и оказать помощь как себе, так и другому. Первая помощь включает неотложные мероприятия, целью которых является уменьшение повреждающего действия и стабилизация состояния пострадавшего.
Очевидно, что грамотно оказать помощь пострадавшему могут только медики, но порой, а особенно в чрезвычайных происшествиях, те самые минуты до приезда профессиональной помощи оказываются решающими для спасения жизни. А еще есть некоторые ситуации, с которыми может столкнуться каждый: в быту, на работе, на улице. И очень важно суметь правильно разобраться и оказать помощь, как себе, так и другому. Именно этим вопросам посвящена данная книга.
Первая помощь - это срочное выполнение лечебных и (или) профилактических мероприятий людям при несчастных случаях, внезапных заболеваниях на месте происшествия до приезда медицинских работников или доставки пострадавшего в лечебное учреждение.
Под первой помощью (ПП) подразумевается те действия, которые производит человек на месте происшествия чаще всего при помощи подручных средств до прибытия специализированных бригад. ПП не включает в себя никаких лечебных процедур, но включает неотложные мероприятия, целью которых является уменьшение повреждающего действия и стабилизация состояния пострадавшего. И именно последнее делает ПП важнейшим этапом оказания помощи пострадавшим. Общее состояние и дальнейшее выздоровление пострадавшего зависят от этих первых предпринятых действий.
Цели первой помощи:
1. сохранение жизни;
2. сведение к минимуму риска дальнейших повреждений и негативных последствий происшествия;
3. предупреждение осложнений, как физических, так и психологических;
4. ускорение выздоровления;
5. обеспечение адекватной и безопасной транспортировки пострадавшего в медицинское учреждение.
При оказании первой помощи целесообразно следовать алгоритму, известному под названием ППП (англ. PAA), что представляет собой аббревиатуру, сложенную из заглавных букв трех основных действий, необходимых при оказании первой помощи: Предотвратить, Предупредить, Помочь (Protect, Alert, Assist).
Предотвратить (Protect)
Это основное правило - прежде чем оказывать помощь необходимо осмотреться вокруг и оценить собственную безопасность, риск для себя, окружающих и пострадавшего. Меры предосторожности часто зависят от места происшествия, но в большинстве случаев они следующие:
- необходимо определить есть ли в зоне досягаемости объекты, представляющие основную опасность: транспорт, животные, люди и др.;
- необходимо надевать резиновые перчатки для предупреждения инфицирования, даже если Вам не потребуется работать с открытыми ранами;
- необходимо установить предупреждающие знаки на месте аварии, если происшествие случилось на дороге;
- необходимо обесточить место аварии и отключить газ, если имеет место поражение электрическим током.
Предупредить (Alert)
Необходимо позвать на помощь - позвонить в службу оказания медицинской помощи. На подобный случай очень полезно иметь список необходимых телефонных номеров: скорая медицинская помощь, милиция, пожарная служба и т.д., - и хранить его в удобном месте - доступном для каждого и заметном, например, в дорожной аптечке или вместе с документами во время путешествий.
Телефоны экстренных служб
Единый телефон - 112 (в стандарте GSM всех операторов мобильной связи)
МЧС - Пожарная служба 01
Милиция - 02
Скорая помощь - 03
Служба газа - 04
Кроме того, важно знать, что существуют особенности набора телефонов служб спасения для различных операторов сотовой связи. Вот основные из них (см. табл.).
Билайн | МТС | Мегафон | |
МЧС и пожарная служба | 001, 01 | 010 | 010, 01 |
Милиция | 002, 02 | 020 | 020, 02 |
Скорая помощь | 003, 03 | 030 | 030, 03 |
Служба газа | 004, 04 | 040 | 040, 04 |
Также необходимо помнить, что все телефоны экстренных служб доступны для набора с заблокированных номеров, а также телефонов с нулевым и отрицательным балансом на счету.
Важно предоставить подробную и точную информацию по телефону службам спасения:
1. Ваше имя;
2. Номер телефона, с которого Вы звоните (свой контактный номер);
3. Точное место аварии. Необходимо представить как можно больше деталей для ориентира;
4. Количество пострадавших;
5. Постараться объяснить, что и как случилось;
6. Описать виды повреждений и возможные симптомы пострадавших;
7. Есть ли среди пострадавших особая категория лиц: пожилые, дети, беременные, инвалиды и др.;
8. Человек, который вызывает помощь, должен дослушать до конца и последний повесить трубку, так как оператору может понадобиться дополнительная информация.
9. Если имеет место остановка дыхания и начата сердечно-легочная реанимация, то текст необходимо свести к минимуму: "Человек без сознания, без дыхания, начата реанимация, нужен дефибриллятор"!
Помочь (Assist)
Необходимо проинформировать пострадавшего, что вы уже вызвали помощь и они уже в пути. Никогда не передвигайте пострадавшего с места, если есть малейшие признаки повреждения позвоночника (сильная боль в шее, покалывание или потеря чувствительности в конечностях). Очень важно накрыть пострадавшего чем-то теплым для поддержания температуры тела. И теперь необходимо приступать непосредственно к оказанию первой помощи.
Юридические аспекты оказания первой помощи
Когда человек нам не нравится,
мы найдем любые поводы отказать ему в помощи,
а если он нам нравится, мы всегда убедим себя,
что ему необходимо помочь.
Джордж Бернард Шоу
Попробуйте представить себе ситуации:
1. человек в грязной одежде (чаще всего БОМЖ) лежит на улице без сознания,
2. девушка в метро потеряла сознание,
3. дорожно-транспортное происшествие, пострадавший весь в крови лежит на дороге,
4. встревоженная соседка прибегает в ужасе и кричит: "Ребенок игрался, недосмотрела... проглотил игрушку... задыхается! Помогите!!!"
С такими и многими похожими ситуациями каждый из нас когда-либо сталкивался. Главный вопрос в данном случае: "Что делать?" Да и вообще, нужно ли что-то делать? Или если ты точно не знаешь, как помочь, может вообще не стоит пытаться. Как всегда, сначала надо разобраться в правовых основах. Итак, на территории Российской Федерации закон действует по принципу: "Оказание помощи - это право, а не обязанность человека". Согласно законодательству Российской Федерации, первую помощь может оказать любой человек, оказавшийся на месте происшествия, но, существует категория граждан, которых Закон обязывает оказывать первую помощь: медицинские работники, сотрудники ГИБДД, МВД, МЧС, пожарных служб.
В Уголовном Кодексе РФ существуют 2 основные статьи, лимитирующие порядок оказания и неоказания помощи пострадавшим: 124 и 125.
Статья 124. Неоказание помощи больному
Статья 125. Оставление в опасности
Курсы обучения навыкам оказания первой помощи
То, что я слышу, я забыл
Что я вижу, я помню
То, что я делаю, я понимаю.
(451 год до нашей эры, Конфуций)
При неотложных ситуациях страдают тысячи людей ежедневно. Зачастую пострадавшие умирают еще до приезда бригад медицинской помощи. Но многих из них можно было спасти, грамотно оказав первую доврачебную помощь. Возникает вопрос - кто должен оказывать эту помощь? Ответ - любой человек, оказавшийся в этот момент рядом с пострадавшим. Тогда возникает другой вопрос - кто ее умеет оказывать? К сожалению, немногие. И, наконец, самый главный вопрос - кто должен учить оказывать первую помощь и как? Ответ очевиден - конечно, врачи! Обучать можно различными методами, но, несомненно, важнее всего - это результат обучения. Было доказано, что люди запоминают 20% того, что они видят, 40% того, что они видят и слышат и 70% того, что они видят, слышат и делают. Национальным научно-практическим обществом скорой медицинской помощи и кафедрой клинической фармакологии и скорой медицинской помощи был разработан новый подход к обучению первой помощи - симуляционное обучение. Симуляция (лат. Simulatio - "притворство") - это ложное изображение болезни или отдельных ее симптомов. В курс обучения входят как теоретическая подготовка, так и практические занятия в специально оборудованном манекенами симуляционном классе. Кроме того, весь материал подготовлен в креативном формате с использованием видео иллюстраций, игр и мультипликаций. Именно такой метод обучения позволяет достичь максимальных результатов, так как увеличивается интерес к предлагаемому материалу и ассоциативное мышление, а следовательно, и запоминание обучающихся. Симуляционное обучение - это создание учебного процесса, при котором обучаемый действует в имитированной обстановке и знает об этом. Самые главные качества симуляционного обучения - полнота и реалистичность моделирования его объекта. Данный подход дает возможность приобрести необходимые практические и теоретические знания, не нанося урон здоровью человека. Безусловно, наиболее актуальной сферой применения такого обучения является неотложная медицина.
"Рис. 1. Эффективность обучения"
Во многих странах (США, Великобритания, Канада, Испания, Бельгия, Франция, Польша, Германия, Румыния, Нидерланды, Турция) практикуется обучение граждан правилам оказания первой помощи, и даже существуют стандартизованные сертификационные курсы для подготовки всех желающих, разработанные American College of Surgeons (Американской ассоциацией хирургов). Для людей, не имеющих медицинского образования, разработан специальный курс Basic Life Support (BLS). В некоторых странах, например, в США, сертификат BLS обязаны иметь представители некоторых специальностей: полицейские и пожарные. Также существует категория профессий, среди которых приветствуется наличие сертификата BLS, например, учителя. Курс BLS достаточно упрощен, и все обучение строится на алгоритмах. Основной алгоритм - это, конечно, ABC (Airway - открытие дыхательных путей, Breathing - искусственное дыхание, Circulation - непрямой массаж сердца). BLS не требует большой теоретической подготовки, а также знания и использования специального медицинского инструментария. BLS включает в себя обучение практическим навыкам проведения сердечно-легочной реанимации, использования портативного дефибриллятора, а также алгоритмы оказания помощи при следующих состояниях.
- сердечный приступ;
- остановка дыхания;
- утопление;
- гипотермия;
- инородные тела, удушье.
Более усовершенствованной формой BLS является ATLS (Advanced Trauma Life Support). Этот курс уже предназначен для врачей. Он представляет из себя 2-х дневный тренинг для отработки всех основных навыков оказания помощи при травмах на специальных манекенах. В некоторых странах хирурги, травматологи и другие врачи, работающие в больницах, не могут выходить на смену, не имея действующего сертификата ATLS и обязаны подтверждать его каждые два года.
Е.А. Алгиян,
ординатор 1-го года обучения, кафедра терапии,
клинической фармакологии и скорой медицинской помощи МГМСУ
"Врач скорой помощи", N 6, июнь 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Врач скорой помощи"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-19470 от 26 июня 2005 года.
Ежемесячный профессиональный журнал для руководителей и сотрудников станций и отделений скорой медпомощи. В нем представлена полная информация по организации работы, материально-техническому и нормативно-правовому обеспечение СМП, публикуются практические рекомендации и разборы врачебных ошибок.
С полным содержанием журнала можно ознакомиться на сайте www.panor.ru