Выбор способа оплаты медицинской помощи в межрайонных центрах
На сегодняшний день нет единственно верного способа оплаты медицинской услуги, который полностью удовлетворял бы всех субъектов оказания медицинской помощи.
Проблема выбора оптимального способа оплаты медицинской помощи, так же существует и для таких учреждений здравоохранения как межрайонные центры в силу специфики их работы.
На современном этапе развития системы здравоохранения все большую актуальность приобретает проблема оказания медицинской помощи сельскому населению, проживающему в отдаленных и малонаселенных районах. Организация медицинской помощи сельскому населению требует особого подхода в силу следующих особенностей:
1. Низкая (по сравнению с городом) плотность населения, располагающегося на большей территории, разбросанность населенных пунктов и их отдаленность;
2. Плохое качество, а порой и отсутствие дорог;
3. Низкая обеспеченность специалистами и т.д.
Действующая система оказания медицинской помощи сельскому населению в современных условиях не может поддерживать достаточную степень доступности и качества оказания медицинской помощи. Особенности сельского населения, стабильная тенденция к снижению постоянно проживающего населения преимущественно за счет сельского, ограниченность ресурсов системы здравоохранения на фоне проводимой политики по оптимизации бюджетных затрат создает предпосылки к пересмотру действующей системы оказания медицинской помощи и включение в нее межрайонных центров, как полноценных субъектов оказания медицинской помощи.
Если систему оказания медицинской помощи по этапам выразить схематически, то получается следующая картина (рис.):
/------------------------------\ /-------------------------\
| Краевая (областная) больница |-------------| Высокотехнологичная |
| |-----------\ | медицинская помощь |
\------------------------------/ | \-------------------------/
/------------------------------\ | /-------------------------\
| Межрайонный центр | \-|Высокоспециализированная |
| |-------------| медицинская помощь |
\-------------------------------------------\ \-------------------------/
/------------------------------\ | /-------------------------\
|Центральная районная больница | \| Специализированная |
| |-------------| медицинская помощь |
\------------------------------/ \-------------------------/
/------------------------------\ /-------------------------\
| Сельский врачебный участок | | Квалифицированная |
| |-------------| медицинская помощь |
\------------------------------/ \-------------------------/
Рис. Схема оказания медицинской помощи сельским жителям.
Введение в систему оказания медицинской помощи сельскому населению межрайонных центров позволит приблизить высокоспециализированную помощь жителям, повысить уровень и качество оказания специализированной помощи за счет концентрации специалистов и оборудования. Однако это поднимает ряд вопросов, связанных с разделением полномочий и обеспечением преемственности в оказании медицинской помощи населению районов между центральными районными больницами, межрайонным центром и краевой (областной) больницей, а также органами управления здравоохранением на различных уровнях. Урегулирование этих вопросов должно привести к решению проблемы перераспределения финансового обеспечения медицинской помощи с учетом межмуниципальных выплат. В связи с этим, особого внимания к себе требует вопрос выбора оптимального способа оплаты медицинской помощи в межрайонном центре.
Целью создания межрайонных центров является повышение доступности и эффективности оказания медицинской помощи населению отдаленных и малонаселенных районов. В соответствие с этим выбор способа оплаты медицинской помощи должен преследовать цель: Повышение доступности и качества оказания специализированной медицинской помощи населению в межрайонном центре. Для достижения поставленной цели определение способа оплаты должно решить следующие задачи:
1. Создавать условия для повышения эффективности использования предоставленных ресурсов;
2. Обеспечивать необходимый уровень доступности медицинской помощи;
3. В полном объеме возмещать затраты медицинского учреждения на оказание медицинской помощи.
В непосредственной связи с выбором способа оплаты медицинской помощи находится проблема определения правил и техники формирования тарифов по выбранному способу оплаты. Правила формирования тарифов должны точно отражать сложившиеся технологии оказания медицинской помощи в межрайонном центре и призваны решать вышеперечисленные задачи.
В настоящее время в рамках системы обязательного медицинского страхования существуют следующие способы оплаты медицинской помощи, ориентированные на результат:
1. Оплата по законченному случаю оказания медицинской помощи;
2. Оплата на основе подушевого обеспечения амбулаторной медицинской помощи с учетом половозрастной структуры прикрепленного населения;
3. Оплата по средней стоимости стационарного лечения пациента в профильном отделении больничного учреждения;
4. По клинико-статистической группе болезней;
5. По единице объема оказанной медицинской услуги.
Рассмотрим эти способы более подробно.
Оплата на основе подушевого обеспечения амбулаторной медицинской помощи с учетом половозрастной структуры прикрепленного населения не подходит для межрайонных центров в связи с отсутствием как такового прикрепленного населения, а так же реализации положений Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
Оплата по средней стоимости стационарного лечения пациента в профильном отделении больничного учреждения имеет свои преимущества, такие как удобство планирования объемов финансовых средств на будущие периоды, стимулирование повышения эффективности расходования поступивших средств. Однако, наряду с этим, данный способ оплаты несет в себе и серьезные отрицательные моменты. Так использование этого метода может привести к ограничению доступности медицинской помощи пациентам, требующим длительного и дорогостоящего лечения. Немаловажным недостатком этого способа является отсутствие объективной оценки и неточность в расчетах финансовых затрат.
Способ оплаты медицинской помощи, основанный на клинико-статистических группах болезней схож со способом оплаты по средней стоимости лечения и так же не решает основные задачи, для достижения цели, поставленной перед межрайонным центром.
Оплата медицинской помощи по законченному случаю является наиболее оптимальной для межрайонных центров в части оказания стационарной медицинской помощи, так как решает все основные задачи. Данный способ мотивирует учреждение к оптимизации использования ресурсов, в том числе и финансовых, одновременно стимулируя повышение доступности оказания стационарной помощи, так как это будет напрямую влиять на объем получаемых средств. При этом разработанные стандарты лечения защищают пациентов от снижения качества лечения, а мощность межрайонного центра будет ограничителем для роста числа необоснованных госпитализаций.
Оплата по единице объема оказанной медицинской услуги так же подходит для внедрения в работу межрайонных центров в части оказания амбулаторно-поликлинической медицинской помощи. Данный способ создает условия для повышения доступности консультативной помощи, оказываемой в межрайонном центре наряду с созданием мотивации для сокращения расходов на оказание требуемого объема амбулаторно-поликлинической помощи.
Таким образом, можно констатировать, что в работе межрайонного центра наиболее приемлемыми способами оплаты для стационара является оплата по законченному случаю оказания медицинской помощи, а для амбулаторно-поликлинической службы - оплата по единице объема медицинской услуги.
В.В. Дементьев,
К.А. Виноградов,
А.Ю. Сенченко,
кафедра управления, экономики здравоохранения и фармации
ИПО ГОУ ВПО "Красноярский государственный медицинский
университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого
Минздравсоцразвития Российской Федерации, г. Красноярск"
"Менеджер здравоохранения", N 6, июнь 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Менеджер здравоохранения"
Издатель: ООО Издательский дом "Менеджер здравоохранения"
Свидетельство о регистрации СМИ: N 77-15481 от 20 мая 2003 г.
Издается с 2004 г.
Периодичность: ежемесячный
Главный редактор: академик РАМН, профессор В.И. Стародубов
Информационная концепция: Административная реформа в здравоохранении.
Новые финансово-экономические механизмы и организационно-правовые формы медицинской организации. Анализ и прогноз рынка медицинских услуг. Программы переподготовки руководителей здравоохранения. Актуальные интервью. Репортажи о заметных событиях
Подписные индексы по каталогу "Газеты и журналы" агентства "Роспечать":
20102 - годовая подписка;
82614 - подписка на полгода.
Адрес редакции: г. Москва, ул. Добролюбова, 11, оф. 234
Телефоны редакции: (495) 618-07-92
факс (495) 618-07-92
Справки о подписке через редакцию по тел/факс (495) 618-07-92, 639-92-45
Адрес электронной почты idmz@mednet.ru
Сайт: www.idmz.ru