Отстраняем работника по требованию государственных органов
В настоящее время, когда большое значение уделяется борьбе с коррупцией, довольно часто отстраняют от работы (должности) высших должностных лиц. Не минует чаша сия и руководителей бюджетных организаций, и простых работников. Для отстранения нужны веские основания, одним из которых является требование уполномоченных органов или должностных лиц. О том, какие органы или должностные лица и на каком основании могут требовать отстранить работника от работы (должности), на что обратить внимание, оформляя процедуру отстранения, вы узнаете из данной статьи.
Одним из установленных ст. 76 ТК РФ обстоятельств, при возникновении которого работодатель обязан отстранить или не допустить работника к работе на весь период до его прекращения, является получение работодателем требования органа или должностного лица, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Решения судебных органов
В силу ст. 29 УПК РФ суд правомочен принимать решение о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности, в том числе в ходе досудебного производства.
Основанием рассмотрения в суде вопроса о возможности временного отстранения от должности подозреваемого или обвиняемого является соответствующее ходатайство:
- следователя, следователя-криминалиста, поданное в суд с согласия руководителя следственного органа, его заместителя (п. 3 ч. 2 ст. 38, п. 4 ч. 1 ст. 39, ч. 1 ст. 165 УПК РФ);
- дознавателя, начальника подразделения дознания, его заместителя, поданное в суд с согласия прокурора (п. 5 ч. 2 ст. 37, п. 1 ч. 3 ст. 41 УПК РФ).
Согласно Методическим рекомендациям "Основания и порядок применения временного отстранения от должности, наложения ареста на имущество и ценные бумаги, денежного взыскания"*(1):(далее - Рекомендации), созданным для прокурорско-следственных работников, данная мера может быть применена к обвиняемому или подозреваемому независимо от того, является ли он должностным лицом или осуществляет иную деятельность. Но для этого должны быть основания.
Так, согласно Рекомендациям вопрос об отстранении лица от должности рассматривается, если:
- данное лицо привлекается к уголовной ответственности за преступление, совершенное в организации, в которой оно осуществляет властные или организационно-хозяйственные функции, либо связанное с деятельностью этой организации;
- в деле в качестве потерпевших, свидетелей, обвиняемых, подозреваемых участвуют подчиненные ему по службе лица;
- со стороны привлекаемого лица имели место попытки препятствования с использованием своего служебного положения проведению ревизии, судебно-бухгалтерской экспертизы, других процессуальных действий. Имеются в виду случаи, когда подозреваемый (обвиняемый) продолжает руководить предприятием, находясь под домашним арестом, либо, будучи заключенным под стражу, использует свое служебное положение для продолжения преступной деятельности или воспрепятствования производству по уголовному делу.
При наличии одного из указанных оснований правомочное лицо выносит мотивированное постановление о возбуждении перед судом ходатайства о временном отстранении подозреваемого (обвиняемого) от должности. В постановлении указывается, где, когда и кем оно составлено, излагаются сущность подозрения или предъявленного обвинения, конкретные основания, обусловившие необходимость временного отстранения от должности.
Данное постановление направляется в районный суд по месту проведения предварительного расследования. К постановлению должны быть приложены материалы дела (доказательства), подтверждающие наличие основания для применения данной меры процессуального принуждения. Постановление подлежит рассмотрению единолично судьей в течение 48 часов с момента его поступления.
По результатам рассмотрения судья выносит мотивированное постановление о временном отстранении обвиняемого (подозреваемого) от должности или об отказе в этом. Копия постановления направляется по месту работы обвиняемого (подозреваемого) либо в вышестоящую организацию и подлежит немедленному исполнению. Контроль за исполнением осуществляет следователь или дознаватель, в производстве которого находится уголовное дело. Администрация предприятия, учреждения, куда направлено указанное постановление, обязана уведомить об отстранении обвиняемого (подозреваемого) от должности. Уведомление приобщается к материалам уголовного дела.
Отметим, что особый порядок рассмотрения ходатайства о временном отстранении от должности предусмотрен в отношении высшего должностного лица субъекта РФ. Такие должности устанавливаются конституциями или уставами субъектов РФ: глава администрации области, края, председатель правительства, президент республики в составе РФ и т.д. В случае предъявления такому должностному лицу обвинения в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления Генеральный прокурор направляет Президенту РФ представление о временном отстранении указанного лица от должности. При этом основанием для отстранения от должности является сам факт предъявления такому лицу обвинения в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления. Президент РФ в течение 48 часов с момента поступления представления рассматривает его и принимает решение о временном отстранении указанного лица от должности либо об отказе в этом (ч. 2 ст. 114 УПК).
К сведению. Поскольку отстранение от должности носит временный характер, то решение об отстранении действует в период предварительного расследования и судебного разбирательства до тех пор, пока в данной мере не отпала необходимость. В ходе предварительного расследования она может быть отменена на основании мотивированного постановления прокурора, следователя, дознавателя. Согласия судьи на принятие такого решения не требуется (ч. 4 ст. 114 УПК РФ).
В случае прекращения уголовного дела отстранение от должности отменяется в соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 213 УПК РФ.
Если суд вынес оправдательный приговор, работник имеет право на возмещение причиненного ему вреда, в том числе на восстановление в прежней должности и на компенсацию разницы между его заработной платой и государственным пособием, которое он получал, будучи отстраненным от должности (ч. 3 ст. 133 УПК РФ).
Если же работнику был вынесен обвинительный приговор, то суд либо отменяет отстранение от должности, либо, если это предусмотрено УК РФ, назначает данную меру в качестве основного или дополнительного наказания. Например, в силу п. 1 ст. 285.1 УК РФ расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, наказывается штрафом в размере от 100 000 до 300 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Если работника осудили и одновременно лишили права занимать прежнюю должность, то трудовой договор с ним прекращается по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (п. 4 ч. 1 ст. 83 ТК РФ).
Дополним, что кроме решения судов общей юрисдикции основанием для отстранения от работы может быть решение арбитражного суда. Так, в силу п. 1 ст. 278 ТК РФ дополнительным основанием не только для отстранения от работы, но и для расторжения трудового договора с руководителем является решение арбитражного суда, в соответствии с которым суд по ходатайству временного управляющего отстраняет руководителя организации-должника от должности в случае нарушения им требований Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Предписания ГИТ
Каждый работник, в том числе руководитель, в соответствии с требованиями ст. 225 ТК РФ должен проходить обучение по охране труда. Порядок такого обучения работников и проверки знания ими требований охраны труда утвержден Постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.2003 N 1/29.
Кроме того, ст. 214 ТК РФ установлены обязанности работников в области охраны труда, в том числе обязанность проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, а ст. 212 ТК РФ налагает на работодателя обязанность проводить такое обучение работников. Если работник не прошел обучение в области охраны труда, работодатель обязан отстранить его от выполнения работ (п. 3 ч. 1 ст. 76 ТК РФ). Если в силу каких-либо причин это не сделано, а в результате проверки инспектором ГИТ обнаружены лица, не прошедшие в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда, то на основании предписания инспектора такие работники должны быть отстранены (ст. 357 ТК РФ).
С отстранением работника все понятно. А кто отстраняет руководителя и издает приказ об этом? Поскольку ни Трудовым кодексом, ни иными нормативными актами данный вопрос не регулируется, представление может быть направлено как самому руководителю, так и его работодателю - в вышестоящий орган или собственнику. В любом случае руководитель должен быть отстранен от работы до устранения обстоятельств, то есть до прохождения обучения.
Примечание. Роструд также наделен правом выдавать предписания об отстранении должностных лиц органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих полномочия, переданные РФ в области содействия занятости населения, и государственных учреждений службы занятости населения субъектов РФ*(2).
Отметим, что государственный инспектор также может предъявить работодателю или его представителю предписание об отстранении от должности лиц, виновных в нарушениях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Иные органы и должностные лица, имеющие право отстранять от работы
Требование об отстранении сотрудника от работы вправе предъявлять должностные лица органов, осуществляющих надзорную функцию. Поскольку конкретного перечня таких лиц в Трудовом кодексе нет, рассмотрим некоторые федеральные законы и нормативные акты РФ, наделяющие правом отстранять сотрудников и должностных лиц от работы.
Государственные санитарные врачи и их заместители при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносят мотивированные постановления о временном отстранении от работы лиц, которые являются носителями возбудителей инфекционных заболеваний и могут стать источниками их распространения в связи с особенностями деятельности или производства (абз. 4 пп. 6 п. 1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" - далее Закон N 52-ФЗ).
Государственные инженеры-инспекторы Гостехнадзора вправе выдавать обязательные предписания (постановления, представления) юридическим лицам, должностным лицам и физическим лицам об устранении нарушений по вопросам, входящим в компетенцию органов Гостехнадзора, в том числе об отстранении от работы из-за неудовлетворительного знания правил, норм и инструкций по промышленной безопасности в области государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ (Постановление Правительства РФ от 13.12.1993 N 1291 "О государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации").
По решению Госгортехнадзора сварщики и специалисты сварочного производства за нарушение технологии или повторяющееся неудовлетворительное качество выполненных производственных сварных соединений могут быть отстранены. Тогда возобновить работу они могут только по результатам внеочередной аттестации. Данные требования закреплены в Правилах аттестации сварщиков и специалистов сварочного производства, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора РФ от 30.10.1998 N 63.
Отстранение от работы в случае введения на территории РФ чрезвычайного положения предусмотрено Федеральным конституционным законом от 30.05.2001 N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" (далее - Закон N 3-ФКЗ). Так, при наличии обстоятельств, указанных в п. "б" ст. 3 Закона N 3-ФКЗ, указом Президента РФ о введении чрезвычайного положения среди других мер может быть предусмотрено отстранение на период действия чрезвычайного положения:
- руководителей государственных организаций в связи с ненадлежащим исполнением указанными руководителями своих обязанностей и назначение других лиц временно исполняющими их обязанности;
- руководителей негосударственных организаций в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ими мер, предусмотренных п. "ж" ст. 11 (запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций) и п. "в" ст. 13 Закона N З-ФКЗ (привлечение государственного материального резерва, мобилизация ресурсов организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, изменение режима их работы, переориентация указанных организаций на производство необходимой в условиях чрезвычайного положения продукции и иные необходимые в условиях чрезвычайного положения изменения производственно-хозяйственной деятельности), и назначение других лиц временно исполняющими их обязанности.
Некоторые специалисты относят к отстранению от работы по требованию органов или должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, отстранение гражданских и муниципальных служащих от должности за совершение дисциплинарных проступков, непредоставление сведений об имуществе в установленные сроки, несоблюдение служащим ограничений по службе и т.д. По мнению автора, такое отстранение следует отнести к последнему основанию, установленному ст. 76 ТК РФ - другие случаи, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, поскольку работодатель (представитель нанимателя) вопрос об отстранении по вышеперечисленным основаниям решает самостоятельно, а не на основании требования уполномоченного органа или лица.
Оформляем отстранение
Итак, основанием для отстранения по требованию уполномоченного органа или должностного лица может быть решение, постановление, протокол, предписание. Во избежание споров о законности отстранения от работы работодателю следует внимательно проверить поступивший документ.
Обратите внимание! Необходимо убедиться, что требование предъявлено уполномоченным органом или должностным лицом и оформлено надлежащим образом. Если документ прямо содержит требование об отстранении - работодатель обязан отстранить работника. Если же документ носит уведомительный характер или содержит рекомендации о рассмотрении вопроса об отстранении - работодатель решает его самостоятельно, руководствуясь трудовым законодательством.
При иных, кроме законного требования, обстоятельствах, послуживших причиной отстранения, некоторые специалисты рекомендуют запрашивать с сотрудника объяснительную, и с этим нельзя не согласиться. Но в указанном случае требовать объяснений нецелесообразно, поскольку в любом случае придется работника отстранить. Если же он не согласен и хочет оспорить требование, то должен обратиться непосредственно в орган, направивший предписание.
Итак, на основании полученного требования руководитель организации должен оформить приказ об отстранении работника. Если требуется отстранить руководителя организации, приказ издается руководителем вышестоящего органа (работодателем). Поскольку унифицированной формы этого документа нет, организация может разработать ее самостоятельно, соблюдая определенные требования. Так, в приказе обязательно указываются:
- фамилия, имя, отчество и должность работника;
- основания, в соответствии с которыми он отстраняется от работы;
- период такого отстранения согласно требованиям органа или должностного лица (время отстранения указывается в виде конкретных дат начала и окончания срока, а если дата окончания неизвестна, пишут "до устранения нарушения");
- реквизиты постановления или предписания должностного лица или органа, который обязал отстранить работника;
- дата начала работы после отстранения (если она известна).
С приказом об отстранении работника нужно ознакомить под роспись. Если он отказывается подписаться, составляется соответствующий акт.
Что касается вопроса, нужно ли оформлять допуск работника к работе после окончания периода отстранения или нет, следует руководствоваться тем, указан ли в приказе период отстранения. Если указаны даты начала и окончания этого срока, оформлять допуск не обязательно, если же дата выхода неизвестна - издается приказ о допуске в произвольной форме.
Отметим, что отстранение должно быть отражено в табеле учета рабочего времени (унифицированные формы Т-12 или Т-13), где фиксируется период, фактически отработанный сотрудником до момента издания приказа о его отстранении. Срок отстранения отмечается в табеле путем проставления буквенного (НБ) или цифрового (35) кода (отстранение от работы (недопущение к работе) по причинам, предусмотренным законодательством).
Обратите внимание! В трудовую книжку запись об отстранении работника от работы не вносится.
В целях обеспечения внутреннего учета и для исчисления стажа работы для предоставления отпуска данные об отстранении и допуске желательно занести в личную карточку, разд. 10 "Дополнительные сведения".
Особенности оплаты вынужденного отпуска
В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами (ч. 3 ст. 76 ТК РФ). Отметим некоторые из них.
Временно отстраненный от должности подозреваемый или обвиняемый имеет право на ежемесячное государственное пособие в размере пяти минимальных размеров оплаты труда (ч. 6 ст. 114, п. 8 ч. 2 ст. 131 УПК РФ).
К сведению. Выплата пособия относится к процессуальным издержкам и осуществляется за счет федерального бюджета либо средств участников уголовного судопроизводства*(3). При этом расчет ежемесячного государственного пособия следует производить исходя из установленного минимального размера оплаты труда, который с 1 июня 2011 года составляет 4 611 руб. в месяц*(4). Данные разъяснения есть в Письме ФТС РФ от 11.10.2010 N 01-11/49495 "О размере пособия при временном отстранении от должности по решению суда" (на тот момент минимальный размер оплаты труда составлял 4 330 руб.). Ранее пособие рассчитывалось исходя из базовой суммы, равной 100 руб., согласно Письму ФТС РФ от 22.05.2007 N 01-06/18997, которое утратило силу.
Отстраненному от работы сотруднику, не прошедшему обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный предварительный или периодический медицинский осмотр (обследование) не по своей вине, все время отстранения от работы оплачивается как простой (ч. 3 ст. 76 ТК РФ).
3. Работникам, отстраненным по причине заболевания туберкулезом*(5) или являющимся носителями возбудителей инфекционных заболеваний (если они могут стать источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями производства, в котором они заняты, или выполняемой ими работы), которых невозможно перевести на работу, не связанную с риском распространения инфекционных заболеваний, выплачивают пособие по государственному страхованию (ст. 33 Закона N 52-ФЗ).
В заключение отметим, что согласно ст. 234 ТК РФ работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться, в частности, если заработок не получен в результате незаконного отстранения от работы.
Л.В. Куревина,
эксперт журнала "Оплата труда в бюджетном учреждении:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Оплата труда в бюджетном учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение", N 8, август 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Письмо Генпрокуратуры РФ от 30.03.2004 N 36-12-04.
*(2) Пункт 5.1.3 Постановления Правительства РФ от 30.06.2004 N 324 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости".
*(3) Письмо Минфина РФ от 15.05.2009 N 02-05-09/2001.
*(4) Федеральный закон от 01.06.2011 N 106-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда".
*(5) Статья 14 Федерального закона от 18.06.2001 N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"