Выплата заработной платы при невыполненных нормах труда
В муниципальном бюджетном учреждении несколько дней не было электричества ввиду обрыва линий электропередачи. Руководитель учреждения приказом по учреждению распорядился оплатить эти дни как простой в соответствии со ст. 157 ТК РФ в размере не менее 2/3 тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя. В результате по окончании месяца работники организации, в частности, обслуживающий персонал (сторожа, уборщицы, гардеробщицы), получили по окончании месяца заработную плату меньше МРОТ. Следует ли учреждению производить доплату до указанного размера?
Согласно ст. 37 Конституции РФ каждый работающий гражданин имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Для справки. С 01.06.2011 в соответствии с Федеральным законом от 01.06.2011 N 106-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" МРОТ составляет 4611 руб. Указанный размер минимальной заработной платы устанавливается одновременно на всей территории России и обеспечивается в каждом субъекте РФ:
- организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов РФ, за счет средств бюджетов субъектов РФ, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
- организациями, финансируемыми из местных бюджетов, за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
- прочими работодателями за счет собственных средств.
Между тем согласно ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника не может быть меньше минимального размера оплаты труда, если им за данный период отработана установленная норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).
Исходя из поставленного вопроса можно сделать вывод, что норма труда не была выполнена, следовательно, оплата должна быть произведена в соответствии с со ст. 155, 157 ТК РФ. Трудовой кодекс в приведенных статьях рассматривает невыполнение норм труда по трем причинам:
1) по вине работника;
2) по вине работодателя;
3) по не зависящим от работодателя и работника причинам.
В зависимости от ситуации оплата труда должна быть произведена следующим образом:
Причина невыполнения норм труда | Порядок оплаты труда работника |
Невыполнение норм труда по вине работника | Оплата нормируемой части заработной платы производится в соответствии с объемом выполненной работы. Время простоя по вине работника не оплачивается |
Невыполнение норм труда по вине работодателя | Оплата труда производится в размере не ниже средней заработной платы работника, рассчитанной пропорционально фактически отработанному времени. Время простоя по вине работодателя оплачивается в размере не менее 2/3 средней заработной платы работника |
Невыполнение норм труда по не зависящим от работодателя и работника причинам | Оплата труда производится в размере не менее 2/3 тарифной ставки (оклада). Расчет осуществляется пропорционально фактически отработанному времени или времени простоя |
Поскольку нормы труда не были выполнены по не зависящим от обеих сторон причинам, время простоя должно быть оплачено в размере 2/3 тарифной ставки (оклада). В данной ситуации оплата труда может быть меньше установленного федеральным законом МРОТ, поскольку нормы труда не были выполнены. В данном случае это не является нарушением норм трудового законодательства. Однако учреждение в силу своих финансовых возможностей при возникновении такой ситуации может доплатить работникам до минимального размера оплаты труда из средств, получаемых от приносящей доход деятельности, остающихся после уплаты налога на прибыль.
Пример
Работнику бюджетного учреждения, ведение финансово-хозяйственной деятельности которого осуществляется на основе субсидий, получаемых для выполнения муниципального задания, установлен оклад в размере 3700 руб. Дополнительно к окладу установлены компенсационная выплата в виде районного коэффициента 15% и стимулирующая выплата - 300 руб.
За июнь 2011 года работником были отработаны 10 дней (72 ч) из 21 (151,2 ч), приходящегося по норме на данный месяц. 11 дней были оплачены работодателем как время простоя по не зависящим от воли сторон причинам - в размере 2/3 оклада.
Рассчитаем сумму оплаты труда за июнь 2011 года, которая выплачивается за счет бюджетных средств.
Оплата 10 рабочих дней составит 2326,20 руб. (3700 руб. / 151,2 ч x 72 ч x 1,15 + 300).
Оплата 11 дней простоя составит 1485,88 руб. (3700 руб. / 151,2 ч x 79,2 ч x 2/3 x 1,15).
Общая сумма заработной платы за месяц составит 3 812,08 руб. (2326,20 руб. + 1485,88 руб.).
Как видно из условий примера, заработная плата за месяц меньше минимального размера оплаты труда (3812,08 руб. < 4661 руб.).
Расходы по оплате простоев относятся на подстатью 211 "Заработная плата" КОСГУ*(1).
Сумма начисленной заработной платы за месяц в рамках выполнения муниципального задания отражается следующим образом (п. 128 Инструкции N 174н*(2)):
Дебет счета 4 401 20 211 "Расходы по заработной плате"
Кредит счета 4 302 11 730 "Увеличение кредиторской задолженности по заработной плате".
С.Р. Валова,
эксперт журнала "Оплата труда в бюджетном учреждении:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Оплата труда в бюджетном учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение", N 8, август 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. Приказом Минфина РФ от 28.12.2010 N 190н.
*(2) Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 N 174н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"