В связи с реализацией положений Закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Закон N 83-ФЗ) муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным учреждением (п. 2 ст. 120 ГК РФ).
В соответствии со статьей 9.2. Закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Согласно статье 165 Бюджетного кодекса к бюджетным полномочиям Минфина России относится установление порядка составления и ведения бюджетных смет федеральных казенных учреждений, а также порядка ведения бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях.
Пунктом 2 статьи 6 Закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ) установлено, что руководители организаций могут в зависимости от объема учетной работы:
а) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
б) ввести в штат должность бухгалтера;
в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;
г) вести бухгалтерский учет лично.
На основании вышеизложенного просим объяснить, возможно ли ведение бухгалтерского учета в муниципальных бюджетных учреждениях с 1 января 2011 года на договорной основе специализированной организацией или коммерческой организацией.
В соответствии со статьей 162 Бюджетного кодекса одним из полномочий получателя бюджетных средств является ведение бюджетного учета либо передача на основании соглашения этого полномочия иному государственному (муниципальному) учреждению (централизованной бухгалтерии).
Согласно пункту 2 статьи 6 Закона N 129-ФЗ руководители организаций могут передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии.
На основе этих положений законодательства Инструкцией N 157н предусмотрено право руководителя учреждения передать по договору (соглашению) ведение бухгалтерского учета органу власти, государственному (муниципальному) учреждению (казенному, бюджетному, автономному), организации (централизованной бухгалтерии).
В соответствии с Законом N 83-ФЗ бюджетные учреждения в переходный период, то есть до принятия федеральными органами исполнительной власти, субъектами Российской Федерации, органами местного самоуправления с учетом положений частей 15 и 16 статьи 33 решения о предоставлении им субсидии из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса, являются получателями бюджетных средств.
В этом случае муниципальное бюджетное учреждение как получатель бюджетных средств вправе передать полномочия по ведению бюджетного учета иному органу местного самоуправления, муниципальному учреждению только на основании соглашения о передаче указанных полномочий (с последующей корректировкой объема бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных обязательств) на выполнение переданных полномочий).
Заключение договора бюджетным учреждением - получателем бюджетных средств о передаче ведения бюджетного учета на платной основе противоречит положениям бюджетного законодательства Российской Федерации.
Если в отношении муниципального бюджетного учреждения согласно указанным выше положениям принято решение о предоставлении ему субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием им в соответствии с муниципальным заданием муниципальных услуг (выполнением работ), то руководитель учреждения при наличии у него полномочий согласно уставу учреждения вправе передать ведение бухгалтерского учета по договору или соглашению другому учреждению, организации (централизованной бухгалтерии), в том числе на платной основе. При этом в договоре на передачу полномочий по ведению бухгалтерского учета целесообразно предусматривать ответственность организации (централизованной бухгалтерии), осуществляющей ведение учета, за невыполнение требований законодательства Российской Федерации по ведению бухгалтерского учета, а также неполную и (или) несвоевременную уплату налогов (обязательных сборов, платежей) в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, несвоевременный и (или) неправильный расчет вознаграждений работникам учреждения и иные нарушения порядка организации и ведения бухгалтерского учета.
Кроме того, согласно положениям законодательства ответственность за организацию хранения учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, своевременное представление учредителю, иным внешним пользователям бухгалтерской отчетности, в том числе органам, осуществляющим контроль в соответствии с законодательством, судам и прокуратуре, полной, достоверной информации о наличии муниципального имущества и обязательств учреждения, а также о результатах его деятельности несет руководитель учреждения независимо от того, осуществляется ведение бухгалтерского учета самим учреждением или передано иному учреждению, организации (централизованной бухгалтерии).
При этом согласно статье 18 Закона N 129-ФЗ руководитель учреждения и другие лица, ответственные за организацию и ведение бухгалтерского учета, в случае уклонения от ведения бухгалтерского учета в порядке, установленном законодательством и нормативными актами органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, искажения бухгалтерской отчетности и несоблюдения сроков ее представления и публикации, привлекаются к административной или уголовной ответственности.
Л.М. Басиева,
заместитель начальника отдела
методологии бюджетного учета и бюджетной отчетности
Департамента бюджетной политики и методологии Минфина России
1 июля 2011 г.
"Бюджетный учет", N 7, июль 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бюджетный учет"
Ежемесячное издание для бухгалтеров бюджетной сферы
Учредитель ООО "Бюджет"
Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-30617 от 14 декабря 2007 г.
Редакция: 107078, Москва, ул. Басманная Новая, д. 10, стр. 1, подъезд 6, а/я 100