Возникает ли у бюджетного учреждения обязанность по начислению и уплате налога на имущество в отношении построенного здания, если на него имеются документы о государственной регистрации права собственности, но отделочные работы по нему не завершены и оно не может использоваться по назначению?
В соответствии с п. 1 ст. 374 НК РФ объектом обложения налогом на имущество для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Порядок принятия к балансовому учету вновь выстроенных зданий установлен п. 9 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 N 174н. Так, вновь выстроенные здания, сооружения отражаются в регистрах бухгалтерского учета на основании первичных учетных документов - акта о приеме-передаче здания (сооружения) с приложением в установленных законодательством РФ случаях документов о государственной регистрации прав на недвижимость или их копий.
При ответе на поставленный вопрос следует уточнить, является ли документ о государственной регистрации права собственности на объект капитального строительства доказательством готовности объекта к эксплуатации.
Исходя из п. 10 ст. 55 ГрК РФ основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, которое представляет собой документ, удостоверяющий выполнение строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства линейного объекта - проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
Таким образом, разрешение и документ о государственной регистрации права собственности на объект капитального строительства не могут рассматриваться в качестве безусловного доказательства, свидетельствующего о доведении объекта до состояния готовности и возможности его эксплуатации.
Если нет возможности использовать вновь выстроенное здание на момент получения разрешения на ввод в эксплуатацию и продолжать выполнять после получения этого разрешения отделочные работы для доведения его до состояния, пригодного к использованию, основания для квалификации этого объекта в качестве основного средства и постановки его на балансовый учет отсутствуют.
После завершения указанных работ на основании оформленного акта приема-передачи здания (сооружения) и приказа руководителя о вводе его в эксплуатацию здание должно быть принято к балансовому учету в качестве объекта обложения налогом на имущество.
С. Бычков,
начальник отдела методологии
бюджетного контроля и аудита
Департамента бюджетной
политики и методологии Минфина РФ
1 августа 2011 г.
"Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", N 8, август 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"