Учетная политика казенного учреждения
Учетная политика является одним из основных документов, устанавливающих правила ведения бухгалтерского и налогового учета в учреждении. Поэтому ее составление так важно в его финансово- хозяйственной деятельности. В статье приведем общие рекомендации по разработке учетной политики для целей организации бухгалтерского и налогового учета.
Согласно п. 6 Инструкции N 157Н*(1) учреждение в целях организации бухгалтерского учета формирует свою учетную политику исходя из особенностей структуры, отраслевых и иных особенностей своей деятельности и выполняемых полномочий. При составлении учетной политики учреждению необходимо руководствоваться Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", нормативными актами соответствующих органов, регулирующими бухгалтерский учет, а также Инструкцией N 157н.
Обратите внимание! Принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год. В нее могут вноситься поправки в случаях изменения законодательства РФ или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий ее деятельности. В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения в учетную политику должны вводиться с начала финансового года (п. 4 ст. 6 Федерального закона N 129-ФЗ).
В частности, в учетной политике должны быть утверждены (п. 6 Инструкции N 157н):
рабочий план счетов бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, содержащий применяемые счета бухгалтерского учета для ведения синтетического и аналитического учета;
методы оценки отдельных видов имущества и обязательств;
порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;
правила документооборота и технология обработки учетной информации, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов в соответствии с утвержденным графиком документооборота для отражения в бухгалтерском учете;
формы первичных (сводных) учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым законодательством РФ не установлены обязательные для их составления формы документов. При этом утвержденные субъектом учета формы документов должны содержать обязательные реквизиты первичного учетного документа, предусмотренные Инструкцией N 157н;
порядок организации и обеспечения (осуществления) субъектом учета внутреннего финансового контроля;
иные решения, необходимые для организации и ведения бухгалтерского учета.
Как правило, учетная политика состоит из следующих разделов:
1. Учетная политика для целей бухгалтерского учета.
1.1. Организация бухгалтерского учета.
1.2. Ведение бухгалтерского учета.
1.2.1. Нефинансовые активы.
1.2.2. Финансовые активы.
1.2.3. Учет расчетов по принятым обязательствам.
2. Учетная политика для целей налогообложения.
Также учетная политика может содержать приложения 1 "Рабочий план счетов учреждения", 2 "График документооборота в учреждении", 3 "Регистры налогового учета".
Учетная политика для целей бухгалтерского учета
Организация бухгалтерского учета. В этом разделе предусматриваются основные организационные моменты бюджетного учета. В частности, следует указать:
- на основании каких нормативных актов ведется учет в учреждении;
- перечень видов деятельности, осуществляемых учреждением;
- кто осуществляет учет (бухгалтерия учреждения или централизованная бухгалтерия);
- формы первичных документов, применяемых для ведения бухгалтерского учета;
- регистры бюджетного учета;
- способ ведения бухгалтерского учета: автоматизированный или механический (приводится название программного продукта);
- перечень лиц, имеющих право подписи первичных документов;
- порядок и сроки проведения инвентаризации имущества, кассы;
- перечень подотчетных лиц, предельный размер подотчетных средств, сроки представления авансового отчета;
- перечень лиц, имеющих разъездной характер работы, и способ возмещения им транспортных расходов;
- состав комиссий: по списанию основных средств, проведению инвентаризации имущества, кассы, установлению сроков полезного использования нефинансовых активов и т.д.;
- порядок и срок сдачи бюджетной отчетности.
Ведение бухгалтерского учета. В данном подразделе определяются правила учета нефинансовых активов, особенности применения забалансовых счетов, порядок расчетов с поставщиками и подрядчиками, учет затрат на выполнение работ.
Например, в отношении основных средств следует указать:
- при соблюдении каких условий нефинансовые активы признаются основными средствами;
- как формируется первоначальная стоимость основных средств в случаях приобретения или изготовления их учреждением самостоятельно, поступления в безвозмездном порядке;
- методику определения структуры инвентарных номеров;
- порядок определения срока полезного использования основного средства в целях принятия к учету и начисления амортизации (указывается, в каких случаях срок полезного использования может быть пересмотрен, например, в результате проведения работ по достройке, дооборудованию, реконструкции и модернизации);
- особенности учета основных средств стоимостью до 3 000 руб. включительно;
- способ амортизации;
- порядок списания основных средств.
В отношении материальных запасов указывается следующая информация:
- какие нефинансовые активы к ним относятся;
- из каких затрат формируется фактическая стоимость материальных запасов. Напомним, что материальные запасы принимаются к учету по фактической стоимости (п. 100 Инструкции N 157н);
- единица бухгалтерского учета материальных запасов (номенклатурный номер, партия, однородная группа и т.д.);
- метод списания материальных запасов: по фактической себестоимости каждой единицы или по средней фактической стоимости.
Также необходимо указать, на каких счетах учитываются вложения в объеме фактических затрат учреждения в объекты нефинансовых активов при их приобретении, строительстве (создании), модернизации (реконструкции, достройке, дооборудовании), изготовлении, а также затрат, связанных с выполнением научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических работ, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве объектов нефинансовых активов. Напомним, что согласно п. 130-133 Инструкции N 157н такие вложения учитываются на следующих счетах:
- 106 01 "Вложения в основные средства";
- 106 02 "Вложения в нематериальные активы";
- 106 03 "Вложения в непроизведенные активы";
- 106 04 "Вложения в материальные запасы".
Кроме того, согласно п. 134 Инструкции N 157н фактические расходы учреждения по изготовлению готовой продукции, выполнению работ, оказанию услуг отражаются на счете 109 00 "Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг" и подразделяются на прямые и накладные (косвенные). При изготовлении одного (единственного) вида готовой продукции, работ, услуг все затраты, непосредственно связанные с производством готовой продукции, выполнением работ, услуг, относятся к прямым затратам.
Прямые затраты учитываются в себестоимости изготовления единицы готовой продукции, выполнения работы, оказания услуги.
Накладные расходы относятся на себестоимость готовой продукции, работ и услуг пропорционально одному из следующих показателей:
- прямым затратам по оплате труда;
- материальным затратам;
- иным прямым затратам;
- объему выручки от реализации продукции (работ, услуг);
- иному показателю, характеризующему результаты деятельности учреждения.
Поэтому в учетной политике необходимо закрепить выбор одного из перечисленных способов распределения накладных расходов, а также привести перечень затрат: какие из них относятся к прямым, а какие - к накладным.
Для рабочего плана счетов учреждения из Плана счетов к Инструкции N 162н*(2) необходимо выбрать те, которые применяются в учете учреждения.
К сведению. Согласно п. 1 Инструкции N 157н учреждение вправе ввести дополнительные коды синтетических счетов Единого плана счетов, приведенного в данной инструкции.
В качестве примера приведем учетную политику учреждения, в которой отражена условная информация.
1. Учетная политика учреждения для целей бухгалтерского учета 1.1. Организация бухгалтерского учета 1.1.1. Бюджетный учет учреждения осуществляется в соответствии с приказами Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению", от 06.12.2010 N 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению" (далее - План счетов бюджетного учета, Инструкция N 162н) и иными законами и нормативными актами РФ, субъекта РФ, предназначенными для формирования полной и достоверной информации о финансовом, имущественном положении и финансовых результатах деятельности учреждения. 1.1.2. В учреждении применяются следующие коды вида финансового обеспечения (деятельности): - 1 - деятельность, осуществляемая за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ (бюджетная деятельность); - 2 - приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения); - 3 - средства во временном распоряжении. Бухгалтерский учет осуществляет бухгалтерия учреждения. 1.1.3. Рабочий план счетов разработан в соответствии с Планом счетов бюджетного учета. Рабочий план счетов приводится в приложении 1 к учетной политике. 1.1.4. Обработка учетной информации осуществляется автоматизировано, с применением программного продукта, разработанного компанией "ЦНИИ". 1.1.5. Применяются унифицированные формы документов, утвержденные Приказом Минфина РФ от 15.12.2010 N 173н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению". 1.1.6. Перечень лиц, имеющих право подписи первичных у четных документов, утверждается директором учреждения. 1.1.7. Данные проверенных и принятых к учету первичных учетных документов систематизируются в хронологическом порядке (по датам совершения операций) и группируются по соответствующим счетам бюджетного учета накопительным способом с отражением в следующих регистрах бухгалтерского учета: - Журнал операций по счету "Касса"; - Журнал операций с безналичными денежными средствами; - Журнал операций расчетов с подотчетными лицами; - Журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками; - Журнал операций расчетов с дебиторами по доходам; - Журнал операций расчетов по оплате труда; - Журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов; - Журнал по прочим операциям; - Журнал по санкционированию; - иные регистры, предусмотренные Инструкцией N 162н. 1.1.8. Перечень лиц, имеющих право на получение под отчет наличных денежных средств на хозяйственные цели, определяется приказом учреждения. Денежные средства на хозяйственные нужды выдаются под отчет на срок не более 10 дней. Выдача денежных средств производится подотчетным лицам, не имеющим задолженность по ранее выданным суммам. Отчетность по командировочным расходам должна быть представлена по истечении трех дней после прибытия сотрудника из командировки по территории РФ или из-за рубежа. Если сотрудник не отчитался за полученные суммы в течение установленного срока, сумма задолженности удерживается из заработной платы. 1.1.9. Инвентаризация имущества и обязательств проводится в соответствии с положениями Приказа Минфина РФ от 13.06.1995 N 49 "Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств" перед составлением годовой бухгалтерской отчетности и при смене материально ответственных лиц. Состав инвентаризационной комиссии ежегодно утверждается приказом учреждения. Порядок и срок сдачи бюджетной отчетности устанавливаются в соответствии с Приказом Минфина РФ от 28.12.2010 N 191н "Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации". 1.1.10. График документооборота утверждает главный бухгалтер учреждения (приведен в приложении 2 к учетной политике). 1.1.11. Контроль за выполнением и отражением денежных средств, имущества и обязательств в бухгалтерском учете должны осуществлять все работники бухгалтерии. 1.2. Ведение бухгалтерского учета 1.2.1. Учет основных средств. В качестве основных средств принимаются к учету материальные объекты имущества независимо от их стоимости со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенные для неоднократного или постоянного использования на праве оперативного управления в процессе деятельности учреждения при выполнении им работ, оказании услуг, для осуществления государственных полномочий (функций) либо управленческих нужд учреждения. Материальные объекты имущества, за исключением периодических изданий, составляющие библиотечный фонд учреждения, принимаются к учету в качестве основных средств независимо от срока их полезного использования. К основным средствам не относятся предметы, служащие менее 12 месяцев, независимо от их стоимости, материальные объекты имущества, относящиеся к материальным запасам, находящиеся в пути. Сроком полезного использования объекта основных средств является период, в течение которого предусматривается использование в процессе деятельности учреждения объекта нефинансовых активов в тех целях, ради которых он был приобретен или получен. Срок полезного использования объектов нефинансовых активов в целях принятия к учету в составе основных средств и начисления амортизации определяется исходя из: - информации, содержащейся в законодательстве РФ, устанавливающем сроки полезного использования имущества в целях начисления амортизации. По объектам основных средств, включенным согласно Постановлению Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы" в амортизационные группы с первой по девятую, срок полезного использования определяется по наибольшему сроку, установленному для указанных амортизационных групп, в десятую амортизационную группу - исходя из Единых норм амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 22.10.1990 N 1072; - рекомендаций, содержащихся в документах производителя, входящих в комплектацию объекта имущества, при отсутствии в законодательстве РФ норм, устанавливающих сроки полезного использования имущества в целях начисления амортизации, в случаях отсутствия информации в законодательстве РФ и в документах производителя - на основании решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов. При формировании инвентарных номеров, присваиваемых основным средствам (за исключением объектов стоимостью до 3 000 руб.), применяется следующая методика: с 1-го по 3-й символ - номер счета синтетического учета, определяющий групповую принадлежность, с 4-го по 8-й символ - индивидуальный номер, присвоенный основному средству. В случаях изменения первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта основных средств, в том числе в результате проведенной достройки, дооборудования, реконструкции или модернизации, срок полезного использования по этому объекту пересматривается по решению комиссии по поступлению и выбытию активов. Амортизация основных средств осуществляется линейным способом. Состав комиссии по приемке, списанию, переоценке нефинансовых активов утверждается приказом учреждения. 1.2.2. Учет материальных запасов. К материальным запасам относятся: - предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, не превышающего 12 месяцев, независимо от их стоимости; - иные материальные ценности независимо от их стоимости и срока службы. Единицей материальных запасов является номенклатурный номер. Фактическая стоимость материальных запасов, остающихся у учреждения в результате разборки, утилизации основных средств или иного имущества, определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету, а также сумм, уплачиваемых учреждением за доставку материальных запасов и приведение их в состояние, пригодное для использования. Выбытие (отпуск) материальных запасов осуществляется по фактической стоимости каждой единицы. 1.2.3. Учет расчетов по принятым обязательствам. Дебиторскую и кредиторскую задолженность с истекшими сроками исковой давности, нереальную (безнадежную) для взыскания (задолженность, по которой истек установленный срок исковой давности, а также другие долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательства прекращены вследствие невозможности их исполнения), списывают по каждому обязательству отдельно на основании акта государственного органа или документа о ликвидации организации, данных проведенной инвентаризации и приказа учреждения. Должностные лица, виновные в пропуске сроков исковой давности, привлекаются к ответственности (включая материальную) в соответствии с действующим законодательством. Срок исковой давности определяется ст. 195-208 ГК РФ. 1.2.4. Учет вложений в нефинансовые активы. Фактические затраты на основные средства и материальные запасы при их приобретении, модернизации, реконструкции, достройке, дооборудовании, которые впоследствии будут приняты к учету, отражаются на счетах: - 0 106 11 000 "Вложения в основные средства - недвижимое имущество учреждения"; - 0 106 31 000 "Вложения в основные средства - иное движимое имущество учреждения"; - 0 106 34 000 "Вложения в материальные запасы - иное движимое имущество учреждения". 1.2.5. Учет затрат на выполнение работ. Затраты на выполнение работ, оказание услуг подразделяются на прямые и накладные следующим образом: 1) прямые затраты: - заработная плата тренера; - начисления на заработную плату тренера; - расходы на футбольные мячи; 2) накладные затраты: - заработная плата администрации учреждения; - начисления на заработную плату администрации учреждения; - заработная плата технических работников (уборщиц, слесарей); - начисления на заработную плату технических работников; - коммунальные расходы на содержание помещений; - амортизационные отчисления от стоимости здания, в котором проходят учебно-тренировочные процессы; - ремонтные работы в помещениях, в которых проводятся учебно-тренировочные мероприятия. Часть накладных расходов, относимых на себестоимость единицы выполненных работ, определяется пропорционально прямым затратам по оплате труда. 2. Учетная политика для целей налогообложения 2.1. Налоговый учет ведется в соответствии с Налоговым кодексом (НК РФ) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации по вопросам налогообложения. 2.2. В целях определения налоговой базы и уплаты налога на добавленную стоимость (НДС) установлено, что: а) ведется раздельный учет при совершении операций, подлежащих обложению НДС, и операций, освобождаемых от налогообложения; б) организован раздельный учет сумм НДС по приобретенным товарам (работам, услугам); в) в книге покупок отражаются расходы, произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода; г) квартальные авансовые платежи по НДС уплачиваются по итогам отчетного периода. 2.3. В целях определения налоговой базы и уплаты налога на прибыль установлено: а) в соответствии со ст. 252 НК РФ полученные доходы уменьшаются на сумму произведенных расходов; б) для расчета налога на прибыль применяется метод начисления, используемый для определения доходов и расходов, в целях начисления амортизации - линейный метод; в) доходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, имущества (работ, услуг) или имущественных прав; г) расходы признаются в том отчетном периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств, с применением принципа равномерного и пропорционального формирования доходов; д) при возникновении убытка в каком-либо отчетном периоде производится уменьшение налоговой базы текущего налогового периода на сумму полученного убытка в порядке и в размерах, установленных ст. 283 НК РФ; е) к прямым расходам относятся: - материалы, используемые для выполнения работ, оказания услуг; - расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе выполнения работ, оказания услуг, а также расходы на обязательное пенсионное страхование, идущие на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленные на указанные суммы расходов на оплату труда; - суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг; ж) к косвенным расходам относятся все иные расходы, не относящиеся к прямым; з) производятся ежеквартальные авансовые платежи налога на прибыль по итогам отчетного периода. Разработаны следующие формы налоговых регистров (приложение 3 к учетной политике): - Регистр-расчет "Формирование стоимости объекта учета"; - Акт инвентаризации кредиторской задолженности на отчетную дату; - Регистр-расчет расходов на текущий ремонт; - Регистр-расчет расходов на ремонт; - Регистр информации об объекте основных средств; - Регистр учета операций по движению дебиторской задолженности; - Регистр учета операций по движению кредиторской задолженности; - Регистр учета расчетов с бюджетом; - Регистр учета расходов на гарантийный ремонт; - Регистр учета операций приобретения имущества, работ, услуг, прав; - Регистр учета операций выбытия имущества, работ, услуг, прав; - Регистр учета поступлений денежных средств; - Регистр учета расхода денежных средств; - Регистр учета расходов по оплате труда; - Регистр учета начисления налогов и сборов, включаемых в состав расходов; - Регистр-расчет амортизации основных средств; - Регистр учета прочих расходов текущего периода; - Регистр учета внереализационных расходов текущего периода; - Регистр учета доходов текущего периода. |
Учетная политика для целей налогообложения
Согласно ст. 11 НК РФ учетная политика для целей налогообложения - выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово- хозяйственной деятельности налогоплательщика.
НДС. Согласно п. 12 ст. 167 НК РФ принятая организацией учетная политика для целей обложения НДС утверждается соответствующими приказами, распоряжениями руководителя организации. Она применяется с 1 января года, следующего за годом ее утверждения, и является обязательной для всех обособленных подразделений организации.
В этом подразделе необходимо установить перечень операций, облагаемых, не облагаемых НДС, и указать, что их учет ведется раздельно. Кроме того, необходимо отразить момент определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость (по мере отгрузки или по мере поступления денежных средств).
Налог на прибыль. Налоговым законодательством предусмотрено два метода ведения налогового учета: кассовый метод и метод начисления. Напомним, что в соответствии с п. 1 ст. 273 НК РФ применять кассовый метод могут только те налогоплательщики, у которых сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС в среднем за предыдущие четыре квартала не превысила 1 млн руб.
Если учреждение выбрало метод начисления, то в данном подразделе учетной политики ему необходимо на основании норм Налогового кодекса указать следующую информацию:
- метод оценки сырья и материалов при их списании в производство (по стоимости единицы запасов, по средней стоимости, по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО); по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО)) (п. 8 ст. 254);
- метод начисления амортизации (линейный или нелинейный) (п. 1 ст. 259);
- порядок определения суммы расходов на производство и реализацию (распределение расходов на прямые и косвенные) (ст. 318);
- порядок оценки остатков незавершенного производства (ст. 319);
- метод оценки покупных товаров (пп. 3 п. 1 ст. 268);
- формирование резервов по сомнительным долгам, гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию, на оплату отпусков (ст. 266, 267, 324.1);
- порядок уплаты налога по обособленным подразделениям (ст. 288).
Кроме того, необходимо разработать аналитические регистры налогового учета и указать их в учетной политике для целей налогообложения. Налоговый кодекс устанавливает обязательные реквизиты налоговых регистров (ст. 313, 314):
- наименование регистра;
- период (дата) его составления;
- измерители операции в натуральном (если это возможно) и денежном выражении;
- наименования хозяйственных операций;
- подпись (расшифровка подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.
Приведем пример учетной политики для целей налогообложения.
О. Заболонкова,
эксперт журнала
"Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение"
"Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 8, август 2011 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.
*(2) Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 N 162н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"