Сертификация организации работ по охране труда - как переход к оценке производственных рисков
В условиях динамичного развития производства, строительства и других сфер экономики страны все большее внимание уделяется вопросам безопасности выполнения работ и совершенствования системы охраны труда в организациях. Трудовой кодекс Российской Федерации в целях обеспечения безопасных условий труда обязывает работодателя провести аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. На сегодняшний день, опираясь на статистические данные регионов, опыт и практику организаций, оказывающих услуги по охране труда, можно сказать, что в большинстве случаев требования трудового законодательства в части охраны труда со стороны работодателей выполняется.
Что представляет собой сертификация организации работ по охране труда и что она дает предприятию (организации)?
Сертификация организации работ по охране труда - экспертная оценка соответствия деятельности работодателя по обеспечению безопасных условий труда в организации законодательным, нормативным и правовым актам, содержащим нормы трудового права.
Основной задачей сертификации организации работ по охране труда является обеспечение работы системы управления охраной труда и реализация целей, определенных в политике организации (предприятия) в области охраны труда, в том числе:
- снижение производственного травматизма;
- осуществление планомерного увеличения затрат на обеспечение безопасных и здоровых условий труда работников, внедрения новых отраслевых типовых норм бесплатной выдачи сертифицированных средств индивидуальной защиты;
- улучшение имиджа организации;
- полученные скидки к страховому тарифу и возврат денежных средств путем получения права частичного финансирования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний. Предполагается, что установление надбавок к страховому тарифу будет жестко зависеть от наличия сертификата соответствия;
- избежание конфликтов с профсоюзными и общественными организациями;
- в особых случаях - необходимое условие для получения лицензии или допуска к выполнению работ.
До настоящего времени в стране существовали две системы сертификации в области охраны труда: обязательная и добровольная. Обязательная система сертификация работ по охране труда (ССОТ) создана Минтрудом РФ (отражено в Постановлении Минтруда России от 24 апреля 2002 г. N 28 "О создании Системы сертификации работ по охране труда в организациях"), Национальной ассоциацией центров охраны труда создана и зарегистрирована Система добровольной сертификации организаций, специалистов, продукции и технологических процессов в области охраны труда (СДСОТ), является наиболее распространенной из добровольных систем сертификации. В связи с упразднением Министерства труда в 2004 г. система обязательной сертификации не была перерегистрирована на Минздравсоцразвития или другую структуру. В период с 26.04.2004 до 01.09.2010 в качестве центрального органа ССОТ был обозначен ГУ "ВЦОТ" (в настоящее время ФГУ "ВНИИ ОиЭТ").
Приказом Минздравсоцразвития России N 779н от 1 сентября 2010 г. Постановление Минтруда России от 24 апреля 2002 г. N 28 "О создании Системы сертификации работ по охране труда в организациях" и Постановление Минтруда России от 10 декабря 2002 г. N 77 "Об утверждении Правил аккредитации органов по сертификации и Правил аккредитации испытательных лабораторий" (зарегистрировано Минюстом России 31 января 2003 г. N 4160) признаны утратившими силу. Этим же приказом отменены приказы Минтруда России "О Центральном органе Системы сертификации работ по охране труда в организациях" от 20 марта 2003 г. N 56 и от 26 апреля 2004 г. N 126. Таким образом, можно сказать, что Система сертификации работ по охране труда не является легитимной, следовательно, не может быть обязательной.
В целях выполнения требований трудового законодательства, сертификация организации работ по охране труда проводится в рамках добровольной системы сертификации. Основной целью СДСОТ является содействие методами и средствами сертификации поэтапному решению задач, направленных на создание безопасных условий труда на основе их достоверной оценки, а также учета результатов сертификации при реализации механизма экономической заинтересованности работодателей в улучшении условий труда на рабочих местах. Важно отметить, что СДСОТ имеет возможность интеграции в международную систему стандартов охраны труда, тем самым способна повысить престиж организации, сертифицируемой в данной системе.
Сертификация в СДСОТ проводится органами по сертификации, экспертными центрами и испытательными лабораториями, аккредитованными в установленном порядке на право проведения данных работ. В основу методологии оценки деятельности работодателя по обеспечению требований охраны труда в организациях (на предприятиях) положены принципы и критерии, определенные требованиями национальных и международных стандартов в области охраны труда.
В процессе сертификации оцениваются:
- деятельность работодателя по обеспечению безопасных условий труда в организации, в том числе в части электробезопасности;
- деятельность службы охраны труда;
- работы по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда;
- организация и проведение инструктажа по охране труда работников и проверки их знаний требований охраны труда.
- планирование и реализация мероприятий по охране труда;
- организация функционирования объектов повышенной опасности (в случае если таковые имеются).
В зависимости от отрасли и видов деятельности организации (предприятия) для проведения сертификации составляется индивидуальная программа, в основу которой положены вышеперечисленные разделы.
Как правило, организация, пройдя этап подготовки и выполнения аттестации рабочих мест по условиям труда, имеет сформированную систему охраны труда и является документально подготовленной к проведению сертификации.
Проведение сертификации организации работ по охране труда включает следующие этапы:
- подача заявки на проведение сертификации организации работ по охране труда;
- проведение проверки и оценки соответствия организации работ по охране труда установленным государственным нормативным требованиям охраны труда. В период проведения проверки, в случае выявления несоответствия организации работ по охране труда нормативным требованиям, возможно проведение корректирующих мероприятий, направленных на устранения нарушений;
- анализ полученных результатов проверки и оценки соответствия организации работ по охране труда установленным нормативным требованиям. По результатам проверки составляется акт, в котором комиссия органа по сертификации дает рекомендации о возможности выдачи (отказа в выдаче) сертификата соответствия;
- выдача сертификата соответствия (при условии положительного решения по результатам проверки) сроком на 3 года.
В течение срока действия сертификата соответствия орган по сертификации проводит инспекционный контроль объекта сертификации, не реже 1 раза в год.
Таким образом, пройдя процедуру сертификации, предприятие (организация) получает сертификат соответствия деятельности работодателя по обеспечению требований охраны труда, тем самым гарантирует безопасные условия на рабочих местах и подтверждает выполнение требований трудового законодательства в части охраны труда. Наличие сертификата соответствия обеспечивает наиболее устойчивое положение организации (предприятия) при участии в торгах, запросах котировок, при осуществлении торговых операций с зарубежными партнерами.
Сертификация в рамках достижения целей государственной политики в сфере охраны труда способствует разработке и реализации программ предприятий, направленных на отмену системы компенсаций за счет постоянного, последовательного улучшения условий труда, минимизацию и исключение рисков, связанных с трудовой деятельностью.
В последние годы система охраны труда в Российской Федерации стремительно развивается. Об этом свидетельствует обновление законодательной и нормативной базы, усиление контроля со стороны инспектирующих органов за выполнением требований охраны труда, повышение профессионализма и расширение спектра деятельности организаций, оказывающих услуги в области охраны труда.
В настоящее время рассматриваются вопросы о внесении изменений в трудовое законодательство. Министерством здравоохранения и социального развития разработана концепция программы по улучшению условий и охраны труда "Безопасный труд" до 2025 г., целью которой является снижение достаточно высокой смертности, несчастных случаев и профзаболеваний на производстве, повышение качества условий труда на рабочих местах. В рамках программы планируется переход системы сертификации организации работ по охране труда к оценке профессиональных рисков. Суть управления профессиональными рисками основывается на принципе: кто создает риски, тот ими и управляет.
Таким образом, государство стимулирует работодателя к тому, чтобы он предпринимал все необходимые меры к снижению профессиональных рисков и созданию допустимых условий труда на рабочих местах, тем самым упраздняя существующую систему выплаты компенсаций за вредные и тяжелые условия труда по результатам их оценки.
Переходу к оценке профессиональных рисков предшествует разработка и утверждение нового порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. В новой редакции порядка изменения коснутся не только оформления документации, но и подхода в целом к проведению данного процесса.
Таким образом, реформирование российской системы охраны труда позволит более полно использовать опыт стран Европейского союза, где уже сформирована модель качества рабочего места, предусматривающая создание таких условий труда, которые являются предпосылкой успеха экономической деятельности.
А.В. Борисова,
Ростовский государственный строительный университет
"Охрана труда и техника безопасности в строительстве", N 7, июль 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Охрана труда и техника безопасности в строительстве"
Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-15716 от 20 июня 2003 г.
Почтовый адрес редакции: 125040, Москва, а/я 1, ИД "ПАНОРАМА"
С полным содержанием журнала можно ознакомиться на сайте www.panor.ru