Объявляем всем верным Нашим подданным. Наш Любезный Брат, Цесаревич и Великий Князь Константин Павлович, принесенной Любезнейшей Родительнице Нашей Императрице Марии Федоровне и Нам просьбой, обратил внимание Наше на Его домашнее положение в долговременном отсутствии Супруги Его Великой Княгини Анны Федоровны, которая еще в 1801 году, удалясь в чужие края, по крайне расстроенному состоянию Ее здоровья, как доныне к нему не возвращалась, так и впредь, по личному Ее объявлению, возвратиться в Россию не может; и вследствие сего изъявил желание, чтобы брак Его с Нею был расторжен. Вняв сей просьбе, с соизволения Любезнейшей Родительницы Нашей, Мы предавали дело сие в рассмотрение Святейшего Синода, который, по сличению обстоятельств оного с церковными узаконениями, на точном основании 35 Правила Василия Великого, положил: Брак Цесаревича и Великого Князя Константина Павловича с Великой Княгиней Анной Федоровной расторгнуть с дозволением Ему вступить в новый, если Он пожелает. Из всех сих обстоятельств усмотрели Мы, что бесплодное было бы усилие удерживать в составе Императорской Нашей Фамилии брачный союз четы, 19 год уже разлученной, без всякой надежды быть соединенной и потому изъявив соизволение Наше, по точной силе церковных узаконений, на приведение вышеизъясненного положения Святейшего Синода в действие, Повелеваем повсюду признавать свое в свойственной ему силе.
При сем объемля мыслью различные случаи, которые могут встречаться при брачных союзах Членов Императорской Фамилии, и которых последствия, если не предусмотрены и не определены общим законом, сопряжены быть могут с затруднительными недоумениями, Мы признаем за благо, для непоколебимого сохранения достоинства и спокойствия Императорской Фамилии и самой Империи Нашей, присовокупить к прежним постановлениям об Императорской Фамилии следующее дополнительное право: если какое лицо из Императорской Фамилии вступит в брачный союз с лицом, не имеющим соответствованного достоинства, т.е. не принадлежащим ни к какому Царствующему или Владетельному Дому; в таком случае Лицо Императорской Фамилии не может сообщить другому прав, принадлежащих Членам Императорской Фамилии и рождаемые от такового союза дети не имеют права на наследование Престола.
Изъявляя сию волю Нашу всем настоящим и будущим Членам Императорской Нашей Фамилии и всем верным Нашим подданным, по точному праву определенному в 23 пункте Учреждения об Императорской Фамилии перед Лицом Царя Царствующих обязуем всех и каждого, до кого сие касаться может, сохранять сие дополнительное Наше постановление в вечные времена свято и ненарушимо.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Манифест от 20 марта 1820 г. "О расторжении брака Цесаревича и Великого Князя Константина Павловича с Великой Княгиней, Анной Федоровной, и о дополнительном постановлении об Императорской Фамилии"
Извлечение из книги Законодательство императора Александра I. 1812-1825 годы (составитель и автор вступительной статьи В.А. Томсинов). - "Зерцало", 2011.