I. Главное управление.
§ 1. Главное управление Калмыцким народом, обитающим в Астраханской Губернии и Кавказской Области, принадлежит Министру Внутренних дел.
§ 2. Министерство сие назидает вообще за благосостоянием Калмыцкого народа, охраняет права его и пользы; по получаемым мемориям поверяет действие Комиссии по управлению делами народа, рассматривает и оканчивает те дела и случаи, кои превышают власть Комиссии, или когда на решение ее принесены будут жалобы.
§ 3. Предметы сии и случаи могут заключаться: а) в перемене или установлении нового управления и порядка; б) в делах, до раздела улусов между владельцами, или до назначения улусу нового управления относящихся; в) в тяжбах между владельцами, или другими Калмыками, и на Калмыков от людей иного ведомства на сумму свыше 1.000 рублей.
§ 4. Министерству Внутренних дел предоставляется назначение суммы на содержание по управлению Калмыков, равно как определение и увольнение Главного при них Пристава, по удостоению Главноуправляющего в Кавказском крае. Пристав, находясь в зависимости помянутого Министерства, состоит притом непосредственно под начальством Главноуправляющего в Губернии и, на основании Высочайшего Именного указа, данного Правительствующему Сенату в 14-й день Марта 1816 года, исполняет предписания Гражданского Губернатора.
§ 5. По многочисленности Орды Калмыцкой, составляющей более 25.000 кибитов и по большому пространству степеней, кочевьем ее занимаемых, в помощь Главному Приставу определяются два помощника.
§ 6. Определение, увольнение и перемещение прочих Чиновников, по управлению Калмыцкому, зависит от избрания Губернатора с утверждения Главноуправляющего, как уполномоченного от Министерского установления действовать на месте.
§ 7. В сей степени власти Главноуправляющий наблюдает за управлением делами Калмыков, и их благосостоянием, разрешает случаи сомнений или недоразумений, наипаче в предметах, времени не терпящих, пресекает все беспорядки и злоупотребления, требует и взыскивает, чтобы каждый из Чиновников должность свою отправлял в порядке и с успехом.
§ 8. Все меры, относительно нового введения или перемен, по управлению Калмыков, представляются от Комиссии или Губернатора для предварительного соображения Главноуправляющему.
II. Управление Областное.
§ 9. Для достижения предполагаемых выгод от введения Калмыков постепенным образованием в состав общего Гражданского управления, учреждается в Астрахани Комиссия Калмыцких дел.
§ 10. Сия Комиссия состоять будет, под председательством Гражданского Губернатора, из Вице-Губернатора, Главного при Калмыках Пристава, Губернского Прокурора, и в качестве Депутатов со стороны Калмыков, одного из владельцев и одного из духовенства Ламы, кои назначаются по общему выбору, первый владельцами, а последний Духовенством.
§ 11. Для производства дел в Комиссии Секретарь и Чиновники употребляются из штата Главного Пристава, Переводчик же, состоящий при Губернаторе.
§ 12. Присутствие Комиссии должно быть, исключая случаев чрезвычайных, непременно один раз в неделю. Назначение места и времени собрания предоставляется усмотрению Председателя.
§ 13. Существенный предмет Комиссии Калмыцких дел есть: 1) надзор за правильным и успешным движением дел по Калмыцкому Суду Зарго и по ведомствам улусным; 2) наблюдение за порядочным управлением улусов их владельцами; 3) за поборами или податьми в пользу их и в пользу Зайсангов; 4) за сборами вообще с народа на разные повинности, как то: по наряду в Кордонную стражу, на расходы по производству межевания земель.
§ 14. Рассмотрение жалоб Калмыков, недовольных решением Суда Зарго на сумму свыше 400 руб., равно жалоб Зайсанго на Зарго в неправом решении дел по управлению Аймаками.
§ 15. Рассмотрение дел и постановление заключений, относительно раздела владений между Калмыцкими владельцами, или назначение нового управления улусу.
§ 16. Рассмотрение и суждение дел уголовных до Комиссии не принадлежит.
§ 17. Главный Пристав обо всех вообще делах, до обязанности его касающихся и разрешения требующих, вносит в Комиссию записки со своим мнением.
§ 18. Записки сии вносятся в особый входящий журнал, который с отметкой решений Комиссии остается актом действий.
§ 19. По сим запискам составляется протокол, положением присутствия Комиссии постановленный. В случае разногласия Членов, мнение Губернатора по исполнительным делам, кроме тяжебных и уголовных имеет перевес перед прочими, и приводится в исполнение. Но соображаясь с порядком, в учреждении о Губерниях предписанным, не согласившиеся с Губернатором, по присоединении голосов их к протоколу, непременно обязаны в то же время представлять оные в списке Министерству Внутренних дел.
§ 20. Протокол, подписанный всеми Членами обращается в Канцелярию Главного Пристава, который от лица своего изготовляет и подписывает все исходящие бумаги со ссылкой на разрешение Комиссии. Бумаги же, исполняемые по мнению Губернатора, им и подписываются. В случае отсутствия или болезни Главного Пристава должен присутствовать за него в Комиссии Калмыцких дел и все обязанности исполнять находящийся при нем помощник.
§ 21. Министерству Внутренних Дел, по окончании каждого месяца, Главный Пристав доносит обо всех поступивших в Комиссию делах и постановленных решениях, присовокупляя в особенности записку о тех, на кои последовали положения Губернатора, противные мнению прочих Членов. Независимо от сего Главный Пристав доносит Главноуправляющему обо всех чрезвычайных случаях, требующих особых разрешений, или внимания заслуживающих, извещая в то же время Министерство Внутренних дел и Комиссию.
§ 22. Жалобы от Калмыцких владельцев, Зайсангов, Духовенства и простолюдинов, Комиссия принимает в рассмотрение те только, о коих получит предписание Главноуправляющего, равно те, кои будут принесены Астраханскому Губернатору, или прямо в Комиссию против Главного Пристава в отказе правосудия, или в неправильном изъяснении дела, или в медленности; по всем же прочим делам Калмыки обращаются с просьбами, по порядку, начально в управление улусное, далее в Суд Зарго, а потому же к Главному Приставу, исключая случаев, когда сам он будет находиться в кочевьях. Но по предметам общественным просьбы или жалобы вообще поступают к нему. Присутственные места, сторонние ведомства и лица относятся в Комиссию во всех случаях, касающихся до Калмыков, кроме дел уголовных, по коим справки или сведения Судебными местами нижней инстанции требуются прямо от Частных Приставов.
§ 23. Главный Пристав обязан, кроме чрезвычайных случаев, один раз в году непременно обозревать все Калмыцкие кочевья. На месте он может принимать и разрешать такие токмо дела, какие по Городовому Положению принадлежат Словесным Судам, давая знать о сих делах и Улусным управлениям; по возвращении же в Астрахань обязан обо всех сделанных им распоряжениях, усмотренных беспорядках, или что найдено будет заслуживающим исправления, или внимания Начальства, доводить в точности до сведения Комиссии.
§ 24. Рассмотрению Комиссии подлежат сделанные Главным Приставом обозрения Калмыцких кочевьев и произведенные исследования и возникающие от того меры взыскания и пени, случаях удаления, отрешения и предания суду в порядке, для сего определенном, и с утверждения вышнего Начальства.
§ 25. Независимо от обозрений Главного Пристава улусов Калмыцких, Губернатор с разрешения Главноуправляющего, может командировать доверенного из Чиновников Губернских для удостоверения, не происходит ли каких важных беспорядков или притеснений народу, кои могут быть или не досмотрены Главным Приставом, или же представлены в противном виде. Дабы однако же удалить всякое сомнение, на счет могущих быть в сем случае злоупотреблений, то посылку от Губернатора ревизоров производить не иначе, как совокупно с Чиновником от Главного Пристава. В случаях же, особенную важность заключающих, или времени не терпящих, может Гражданский Губернатор лично отправиться в кочевье Калмыков, донеся в то же время Главноуправляющему и Министерству Внутренних дел о причине или случае, на сие его решившем.
§ 26. Главный Пристав, по жалобам на него в Комиссии рассматриваемых, обязывается давать ей надлежащие объяснения, и по предметам сим ни суждения, ни действия не имеет.
§ 27. Обязанностью Комиссии будет тщательно заняться: а) рассмотреть и исправить древнее законоположение Калмыков, и по предварительном совещании владельцев с лучшим духовенством, приспособить оное, поколику возможность дозволит, к общим правам, дополняя недостаток или неудобство из Законов Российских, б) Составить список обо всех владельцах и их семействах по родам, а Зайсангам по улусам, равно и о высшем Духовенстве, в) Иметь настоящее, хотя перечневое сведение о числе кибиток в каждом улусе и в управлении у каждого Зайсанга, не допуская однако переписки или ревизии по форме.
§ 28. Далее Комиссия, в постепенности действий своих будет иметь обязанностью собрать сведение о взаимных отношениях между Калмыками, как то: 1) Об отношениях владельцев к Духовенству, и о степени власти их на Зайсангов, на подвластных Аймашных или собственных людей. 2) О таковых же отношениях и обязанностях к тем и другим Зайсангов. 3) О степени зависимости подвластных и о повинностях, ими отправляемых, в пользу владельцев, Зайсангов и Духовенства. 4) Об обязанностях, отправляемых собственными Калмыками в пользу господ своих. 5) О степени власти Духовенства и их обязанностей, влиянии их на дела между народа, на владельцев, Зайсангов и простолюдинов.
§ 29. Комиссия, по уважению нужды и местных обстоятельств, во всякое время представляет по начальству мнение свое о новом постановлении, ограничении, отмене существующих положений, или управления в Калмыцком народе.
III. Управление Окружное.
§ 30. Обязанности Окружного управления в Калмыцкой Орде соединяются в Суде Зарго, которому местопребывание назначается по усмотрению Комиссии, применяясь временам года и, сколько можно, ближе к средоточию кочевьев Калмык.
§ 31. Суд Зарго составляется из 8 Членов: двух от Духовенства из почетных Гелюнов, и из 6 от народа из владельцев, или Зайсангов по числу улусов, от каждого по одному, как то: от Дербетева большого и малого, от Торгоутовского, Хошоутовского, Багацохуровского и Еркетеневского; те и другие назначаются по избранию от улусов и утверждаются Комиссией не менее, как на 3 года.
§ 32. При суде Зарго для наблюдения за успешным и порядочным отправлением дел, решаемых по законам и обычаям, племени их свойственным, полагается быть одному из помощников Главного Пристава; для ведения же записки журнальной сим делам и последовавшим решениям назначается при суде Зарго один из переводчиков с учеником калмыцкого языка из штата Главного Пристава.
§ 33. Разбору сего суда подлежат жалобы на управления улусные, буде цена дела свыше 200 руб., равно дела тяжебные по имениям, или в обидах личных между Калмыками, и дела Зайсангов по управлению Аймаками.
§ 34. Все дела, простирающиеся на сумму до 400 руб. ассигнациями, окончательно решаются судом Зарго; на суммы же свыше того, недовольные решением имеют право приносить жалобу Комиссии, определяя срок на сие не далее года, по прошествии которого проситель лишается права вчинать дело.
§ 35. Окончательному решению Зарго подлежат также случаи, не составляющие тяжких преступлений между Калмыками, как то: а) по угону скота и по захвату имущества; б) по отлучкам или самовольному переходу Калмыков от одного владельца к другому; в) по воровству-мошенничеству на сумму не свыше 400 руб. и не более трех раз.
§ 36. Дела Калмыков по преступлениям уголовным до суда Зарго не принадлежат. Виновные в сих преступлениях Калмыки судятся в Российских Присутственных местах, по общим государственным установлениям.
§ 37. Уголовными преступлениями, относительно Калмыков, почитать: 1, измену; 2, неповиновение власти; 3, возмущение; 4, побег за границу с злым намерением и связи с злодеями; 5, смертоубийство; 6, грабеж, насилие и подвод злодеев; 7, делание ложной монеты и 8, воровство свыше трех раз.
§ 38. Члены Зарго от стороны духовенства не входят в суждение дел гражданских инако, разве, по недостатку доказательств и улик, востребуются убеждения совести, или дела будут иметь общую связь с духовными. Собственно разбирательству духовных принадлежат дела, касающиеся до веры; дела по несогласиям между мужем и женой; дела между родителями и детьми.
§ 39. В тех предметах, до управления Калмыков относящихся, на кои нет правил в древнем их уложении, или здесь оные не определены, принимать в руководство приличные статьи из Устава 1822 года, изданного для кочующих инородцев в губерниях Сибирских.
§ 40. Для облегчения в действиях суда Зарго и доставления ближайшей удобности Калмыцкому народу получать в маловажных делах своих скорое решение учреждается Улусное управление, в каждой Орде полагаемое.
IV. Управление Улусное.
§ 41. При каждом улусе или роде Калмыков определяется Частный или улусный Пристав, который пребывание свое имеет в улусах, владельцами управляемых, при кочевье старшего из владельцев; в улусах же казенных при правителях оных; сверх того особенный Пристав при калмыцком базаре в Астрахани.
§ 42. Частный Пристав имеет сведение как о владельцах, Зайсангах и духовенстве, к тому улусу принадлежащих, так и о числе кибиток или семейств Калмыков, в управлении каждого Зайсанга состоящих и о местах кочевьев их.
§ 43. Частный Пристав, по отправлению повинностей народа, или сбора в пользу владельцев, Зайсангов, или на общественные предметы и потребности, не входит ни в какие распоряжения и не вмешивается в оные, но обязан ведать как о существе их, так и о количестве, сколько на какой предмет собирается, и почему сходит с кибитки; в особенности же, по предмету наряда на кордонную стражу, по производству межевания и тому подобное, представляя сии сведения Комиссии.
§ 44. Частный Пристав, действуя и неослабно все то исполняя, что в должность ему предписано, или от Начальства поручено, сам собой не делает никаких по улусу введений, но обо всем, что заслуживает внимания Начальства, доносит по порядку Главному Приставу.
§ 45. Хотя Частный Пристав не вмешивается во внутреннее управление Калмыков улуса, но наблюдению его принадлежат обязанности Полицейские, предписывающие, чтобы в улусе его ведомства не было нарушено благоустройства и порядка; чтобы не имели в оном пристанища и не укрывались люди подозрительные и известные своей дерзостью и наклонностями к воровствам и грабительству. В случае появления таковых, Частный Пристав имеет не только предуведомить владельцев или управляющих в улус, но требует их содействия и приемлет меры к поимке и отсылке сих людей, куда надлежит.
§ 46. В особенности обязанностям Пристава предлежит тщательно стараться об истреблении воровства в улусе, и вообще таких действий, кои составляют по 37 § преступления уголовные; виновных в том имеет право брать под стражу, и произведя при владельце или Зайсанге следствие о преступлении, отсылать дело с виновным, для поступления по общим Государственным законам к суду, в Присутственное место ближайшего города к месту кочевья, или случившегося преступления, донося о том и Главному Приставу.
§ 47. Прочие дела Калмыков, не составляющие преступлений, подходящих к 37 § разбираются и решаются Улусным управлением, в котором Частный Пристав находится, как блюститель порядка и тишины, не вмешиваясь в существо и приговор Суда, но право имеет настаивать, дабы дела не оставались на долгое время неоконченными, и обиженные не удовлетворенными, и в случае неуважения его доносит по Начальству.
§ 48. В делах, случающихся между Калмыков с соседями по землям о потравах хлеба, сена и т.п. Пристав приступает к разбирательству обще с Членом Полиции не прежде, как по неудовольствию на полюбовное разбирательство сельских или станичных Начальников с Зайсангами, или же по особому предписанию Начальства.
§ 49. Разбирательства сии окончательно решаются Приставом на сумму до 200 руб. ассигнациями; на сумму же свыше 200 руб. недовольные оным могут приносить жалобу по порядку.
§ 50. При Частном Приставе находится один Толмач Калмыцкого языка, а для посылок казаки.
§ 51. Внутреннее управление Калмыками в улусах, предоставляется владельцам, а где нет оных, Правителям улусов, которые равномерно наблюдают за порядком в их ведомстве, прекращают между подвластными и подчиненными им все вражды, несогласия и несправедливые притязания как между простолюдинов, так и между Зайсангов.
§ 52. Разбор частных дел как между Калмыками, так и на Калмыков от других людей в спорах, обидах и претензиях, возлагается на улусных Судей, избираемых из Зайсангов и других почетных людей погодно, которые составляют из себя посредников на праве Словесных Судей; Судьи сии находятся всегда вблизи кочевья владельца.
§ 53. Решения сих улусных Судей получают полную силу и не подвергаются рассмотрению Суда Зарго: 1) если иск не превышает 200 руб.; 2) если обе стороны довольны; 3) если в течение года после решения не будет принесено жалобы Суду Зарго.
§ 54. В делах, превышающих 200 руб., когда тяжущиеся будут недовольны решением улусного Суда, предоставляется обиженному принести жалобу, в течение года, в Суде Зарго по их обрядам и не на гербовой бумаге.
§ 55. Уголовные преступления по 37 § и следствия по оным до улусного Суда не принадлежат; но дела за дурное поведение, в проступках маловажных, в угонах скота и в покражах до 200 руб. включительно и не свыше трех раз учиненных, решаются улусным Судом, и с ведома владельца, или правителя и Частного Пристава, виновные подвергаются наказанию по их обрядам.
§ 56. Дела, до веры и совести касающиеся, дела по несогласиям супружеским и дела между родителей и детей принадлежат разбирательству духовенства.
§ 57. Все вообще дела по предметам, до духовного разбирательства, или до Гражданского Суда подлежащим, производятся и решаются по древнему Калмыцкому Уложению, обычаям и обрядам.
§ 58. На сей конец законы сии, обычаи и обряды Калмыцкие, быв приведены в известность, рассмотрены вышним Начальством и утверждены, будут напечатаны на их языке с переводом, и объявлены для всеобщего между сими инородцами сведения.
Штат Чиновникам, по управлению Калмыцким народом. (Смотри книгу штатов.)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Высочайше утвержденные Правила от 10 марта 1825 г. для управления Калмыцкого народа
Извлечение из книги Законодательство императора Александра I. 1812-1825 годы (составитель и автор вступительной статьи В.А. Томсинов). - "Зерцало", 2011.