Вклад учредителя без документов
Стоимость вклада имуществом физлица, неподтвержденная документами о его покупке, в налоговом учете фирмы равна нулю. Возможны проблемы и со списанием такого вклада в расходы.
Часто учредители-физлица вносят вклады в уставный капитал своим имуществом. При этом возможна ситуация, когда документы, подтверждающие его стоимость, отсутствуют. Какие последствия это имеет для фирмы и как такой вклад отразить в учете, рассмотрим в статье.
Физическое лицо может внести вклад в уставный капитал любыми вещами, которые имеют денежную оценку*(1). Такая оценка производится по соглашению между учредителями*(2). Они могут определить стоимость вклада самостоятельно, но если его номинальная стоимость или ее увеличение превышают 20 000 рублей, то обязательно привлекается независимый оценщик*(3).
Нулевая стоимость в налоговом учете
Стоимостью имущества, внесенного в уставный капитал, признаются документально подтвержденные расходы на его приобретение (создание) с учетом амортизации (износа)*(4). Если у фирмы нет документов от физлица, подтверждающих цену вклада, в налоговом учете стоимость такого имущества равна нулю. Этой позиции придерживаются Минфин России и налоговики*(5). При этом заключение независимого оценщика не играет никакой роли*(6). Судебная практика по данной ситуации не сложилась. Отметим также, что имущество, полученное фирмой в качестве вклада в уставный капитал, в налоговом учете доходом не признается*(7).
Перечень документов, которыми можно подтвердить стоимость имущественного вклада, Налоговым кодексом не установлен. По нашему мнению, ими могут быть, например, банковские выписки, кассовые и товарные чеки, квитанции к приходным кассовым ордерам и т.д.
Отражение в бухучете
Вклады участников не признаются доходами фирмы*(8). В зависимости от стоимости и удовлетворения ряда условий*(9) имущество может приниматься к учету как материально-производственные запасы или как основные средства. При этом в бухгалтерском учете фактическая себестоимость определяется исходя из денежной оценки, согласованной учредителями (участниками) компании*(10).
Так как стоимость не подтвержденного документами имущества в налоговом учете равна нулю, при ее списании в расходы возникают постоянные разницы - постоянные налоговые обязательства*(11).
Документами, служащими основанием для принятия имущества в качестве вклада, могут быть:
- решение собрания учредителей о денежной оценке вкладов участников, производимых имуществом;
- акты независимого оценщика об оценке передаваемого в качестве вклада имущества;
- акты приемки-передачи объектов основных средств (форма N ОС-1), приходные ордера (форма N М-4) и т.д.
Пример
Учредитель-физлицо внес в уставный капитал ООО контейнер для транспортировки грузов и теплоизоляционные материалы. Первичные документы на данное имущество отсутствуют. По заключению независимого оценщика, стоимость контейнера составляет 85 000 руб., стоимость утеплителя - 35 000 руб.
- 120 000 руб. - отражена задолженность учредителя по вкладу в уставный капитал (на стоимость контейнера и утеплителя);
- 85 000 руб. - отражена стоимость контейнера;
- 85 000 руб. - контейнер введен в эксплуатацию.
Согласно Классификации*(12) контейнер отнесен к 6-й группе (16 2915060). Ему установлен срок полезного использования - 15 лет (180 мес.). Ежемесячная сумма амортизации составляет:
85 000 руб. х 1/180 = 472,22 руб.
- 472,22 руб. - начислена амортизация за месяц.
Кроме того, возникает постоянная разница в результате начисления амортизации - 472,22 руб. - постоянное налоговое обязательство (ПНО):
472,22 руб. х 20% = 94,44 руб.
Его будут отражать ежемесячно при начислении амортизации проводкой:
Дебет 99 субсчет "Постоянные налоговые обязательства" Кредит 68 субсчет "Расчеты по налогу на прибыль"
- 94,44 руб. - отражено ПНО;
- 35 000 руб. - отражена стоимость утеплителя;
- 35 000 руб. - утеплитель использован.
Так как стоимость утеплителя в налоговом учете равна нулю, при списании возникает постоянная разница - 35 000 руб. и ПНО:
35 000 руб. х 20% = 7000 руб.
Дебет 99 субсчет "Постоянные налоговые обязательства" Кредит 68 субсчет "Расчеты по налогу на прибыль"
- 7000 руб. - отражено ПНО.
А. Песочный,
специалист по аудиту
Экспертиза статьи:
С. Родюшкин,
служба Правового консалтинга ГАРАНТ, профессиональный бухгалтер-эксперт
Мнение. Внимание: ПНО!
Артур Залалдинов, аудитор
Отсутствие документов, подтверждающих расходы на приобретение имущества, вносимого в качестве вклада в уставный капитал учредителем-физлицом, неизбежно ведет к возникновению постоянных разниц в учете.
Так как для целей налогового учета стоимость имущества в указанной ситуации признается равной нулю (абз. 3 подп. 2 п. 1 ст. 277 НК РФ), фирма не сможет учесть его в расходах. Для целей же бухгалтерского учета применяется иной порядок определения стоимости имущества. Таковой признается денежная оценка, согласованная учредителями (п. 9 ПБУ 6/01, п. 8 ПБУ 5/01).
Поэтому при списании внесенного имущества в производство либо при начислении амортизации расходы не могут быть включены в расчет базы по налогу на прибыль. Возникает постоянное налоговое обязательство (ПНО) (пп. 4, 7 ПБУ 18/02). ПНО начисляется каждый раз, когда в бухгалтерском учете признаются расходы.
Отметим, что на момент принятия имущества к учету разниц не возникает, поскольку такая операция не признается доходом нив налоговом (подп. 2 п. 1 ст. 251 НК РФ), ни в бухгалтерском учете (п. 2 ПБУ 9/99).
"Актуальная бухгалтерия", N 9, сентябрь 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) п. 6 ст. 66 ГК РФ; п. 2 ст. 34 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ (далее - Закон N 208-ФЗ), п. 1 ст. 15 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ (далее - Закон N 14-ФЗ)
*(2) п. 3 ст. 34 Закона N 208-ФЗ, абз. 1 п. 2 ст. 15 Закона N 14-ФЗ
*(3) абз. 2 п. 2 ст. 15 Закона N 14-ФЗ
*(4) абз. 6 п. 1 ст. 277 НК РФ
*(5) письма Минфина России от 25.05.2010 N 03-03-06/1/349, от 18.02.2010 N 03-03-06/1/82, от 29.01.2010 N 03-11-06/2/09, от 31.08.2009 N 03-03-06/1/556, УФНС России по г. Москве от 29.09.2009 N 16-15/100974
*(6) письмо Минфина России от 07.05.2009 N 03-03-06/1/304
*(7) подп. 3 п. 1 ст. 251 НК РФ
*(8) п. 2 ПБУ 9/99, утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н
*(9) п. 2 ПБУ 5/01, утв. приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н (далее - ПБУ 5/01), пп. 4, 5 ПБУ 6/01, утв. приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н (далее - ПБУ 6/01)
*(10) п. 8 ПБУ 5/01, пп. 7, 9 ПБУ 6/01
*(11) пп. 4, 7 ПБУ 18/02, утв. приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н
*(12) утв. пост. Правительства РФ от 01.01.2002 N 1
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Актуальная бухгалтерия"
Особенный журнал о налоговом и бухгалтерском учете. Решение сложных профессиональных вопросов, возникающих у бухгалтера в повседневной работе; оперативные и подробные комментарии к изменениям в законодательстве; консультации по вопросам, связанным с работой бухгалтерии. Все это излагается в доступной форме, сопровождается наглядными примерами, схемами, таблицами и рисунками.
"Ноу-хау" "Актуальной бухгалтерии" - многоступенчатая проверка информации экспертами редакции, независимыми специалистами в области налогов и бухгалтерии, а также со стороны авторитетных чиновников Минфина и ФНС России. Ошибки практически исключены. Периодичность - 1 раз в месяц. Ежемесячник выпускается компанией "ГАРАНТ".
Чтобы регулярно получать "Актуальную бухгалтерию", обратитесь к Официальному партнеру компании "Гарант", который Вас обслуживает.