Проводим медосмотр работников общепита
Общеизвестно, что без медицинского обследования в организации общественного питания работать нельзя. Следить за этим должен работодатель, он же оплачивает медосмотры, в том числе предварительные (те, что проходят при приеме на работу). При возникновении расходов по оплате медицинских осмотров возникает вопрос, можно ли учесть их в целях исчисления налога на прибыль. Кроме того, необходимо определиться, надо ли на указанные суммы увеличивать налоговую базу по НДФЛ и страховым взносам.
Кто обязан проходить медосмотр?
Согласно ст. 214 ТК РФ к обязанностям работника в области охраны труда относится прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медосмотров по направлениям работодателя в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом и иными федеральными законами. В свою очередь, к обязанностям работодателя в части обеспечения безопасных условий и охраны труда относятся (ст. 212 ТК РФ):
- организация проведения за счет собственных средств обязательных и внеочередных медицинских осмотров;
- недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров.
В каких случаях прохождение медицинских обследований является обязательным для работников предприятий общественного питания?
Из Трудового кодекса следует, что, во-первых, при заключении трудового договора с лицами, не достигшими возраста 18 лет, предварительный медицинский осмотр обязателен в любом случае (ст. 69). Без медосмотра данное лицо на работу принято быть не может. В последующем это лицо, пока ему не исполнится 18 лет, подлежит ежегодному обязательному медицинскому осмотру (ст. 266).
Во-вторых, в силу ст. 213 ТК РФ работники организаций общественного питания в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний проходят обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, а также в соответствии с медицинскими рекомендациями - внеочередные обследования. О том, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), а также профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей должны проходить предварительные (при поступлении на работу) и периодические профилактические медицинские осмотры, сказано и в п. 1 ст. 34 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". Аналогичная норма закреплена в ст. 21 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, утвержденных ВС РФ 22.07.1993 N 5487-1: в целях охраны здоровья граждан, предупреждения инфекционных и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, проходят обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры. Перечень работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры, утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 16.08.2004 N 83 (приложение 2). В него в том числе включены работы в организациях общественного питания, торговли, буфетах, на пищеблоках (п. 19). Отметим еще один документ - СП 2.3.6.1079-01.2.3.6*(1), где сказано: лица, поступающие на работу в организации общественного питания, проходят предварительные при поступлении и периодические медицинские осмотры в установленном порядке (п. 13.1).
Теперь разберемся, все ли сотрудники общепита должны пройти медосмотр. Понятно, что если это работник в возрасте не старше 18 лет, прохождение медосмотров обязательно вне зависимости от того, какие трудовые обязанности он исполняет (работает на кухне помощником повара или подметает на улице прилегающую территорию). Является обязательным и прохождение предварительных и периодических медицинских осмотров сотрудниками, привлекаемыми к работам, связанным с изготовлением и оборотом пищевых продуктов, оказанием услуг в сфере общественного питания, и при выполнении которых осуществляются непосредственные контакты работников с пищевыми продуктами, материалами, изделиями (п. 1 ст. 23 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов"). Работники, не прошедшие медицинские осмотры в соответствии с обязательными требованиями нормативных документов, к оказанию услуг, связанных непосредственно с процессом производства продукции общественного питания и обслуживанием потребителей, не допускаются (п. 23 Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 N 1036). Таким образом, получается, что медосмотр не обязателен для тех сотрудников предприятий общественного питания, которые не контактируют непосредственно с пищевыми продуктами. Однако необходимо учитывать, что если кто-то из таких сотрудников работает более 50% рабочего времени за компьютером, то прохождение предварительных и периодических медицинских осмотров для него обязательно в силу требований п. 13.1 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03.2.2.2*(2).
О выплате среднего заработка
Медицинские осмотры, в том числе предварительные и внеочередные, проводятся за счет средств работодателя (ст. 213 ТК РФ). Кроме того, на время прохождения обследования за работником сохраняется место работы (должность), а также средний заработок. Это не касается физических лиц, проходящих медосмотр при приеме на работу, поскольку трудовые отношения между ними и потенциальным работодателем возникают только после прохождения ими обследования.
Работодатель может столкнуться с тем, что сотрудник не прошел в установленном порядке обязательный медицинский осмотр. В такой ситуации он обязан отстранить последнего от работы до тех пор, пока обследование не будет пройдено (ст. 76 ТК РФ). В период отстранения от работы заработная плата работнику не выплачивается, за исключением ситуации, когда он не попал на обследование не по своей вине, тогда время отстранения от работы оплачивается как простой. Напомним, время простоя по вине работодателя оплачивается в размере не менее 2/3 средней заработной платы работника. Если же в простое не виновен ни работодатель, ни сотрудник, последнему выплачивается заработная плата в размере не менее 2/3 тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанного пропорционально времени простоя (ст. 157 ТК РФ).
Разберемся, как рассчитывается средний заработок. Особенности порядка исчисления средней заработной платы (среднего заработка) для всех случаев определения ее размера, предусмотренных Трудовым кодексом, установлены Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922. Согласно п. 4 этого положения расчет среднего заработка сотрудника независимо от режима его работы производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за ним сохраняется средняя заработная плата.
Пример 1
Повар кафе "Зорюшка" Потапов С.М. в установленном порядке проходил медосмотр с 13 по 15 июля 2011 г. Эти дни являются рабочими.
Для расчета среднего заработка понадобятся данные за период с 1 июля 2010 года по 30 июня 2011 года.
При расчете сначала нужно определить средний дневной заработок работника путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные дни в расчетном периоде, включая премии и вознаграждения, на количество фактически отработанных в этом периоде дней. В результате умножения среднего дневного заработка на количество дней (обратите внимание: рабочих) в периоде, подлежащем оплате (периоде прохождения медосмотра или простоя по вине работодателя), получается средний заработок. Поэтому если работник проходит медосмотр в свободное от работы время, за период обследования заработная плата ему не выплачивается.
Если работнику установлен суммированный учет рабочего времени, действует немного другой порядок исчисления среднего заработка. Для расчета понадобится уже не средний дневной, а средний часовой заработок, который определяется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные часы в расчетном периоде, включая премии и вознаграждения, на количество часов, фактически отработанных в этом периоде. В свою очередь, средний заработок - это результат умножения среднего часового заработка на количество рабочих часов по графику работника в периоде, подлежащем оплате (периоде прохождения медосмотра или простоя по вине работодателя).
Пример 2
Дополним условия примера 1. Расчет среднего заработка Потапова С.М., исходя из которого должен быть оплачен период прохождения им медосмотра, производится на основании следующих данных.
Год | Месяц | Сумма фактически начисленного заработка, руб. | Количество фактически отработанных дней |
2010 | Июль | 24 500 | 14 |
Август | 25 600 | 14 | |
Сентябрь | 1200 | 4 | |
Октябрь | 24 300 | 17 | |
Ноябрь | 26 700 | 14 | |
Декабрь | 32 000 | 14 | |
2011 | Январь | 35 000 | 15 |
Февраль | 29 800 | 14 | |
Март | 28 500 | 17 | |
Апрель | 29 000 | 16 | |
Май | 31 000 | 15 | |
Июнь | 32 400 | 18 | |
Итого за расчетный период | 320 000 | 172 |
Средний дневной заработок Потапова С.М. составляет 1860,47 руб. (320 000 руб. / 172 раб. дн.). Отсюда за период прохождения медицинского осмотра за поваром сохраняется средний заработок в размере 5 581,41 руб. (1 860,47 руб. х 3 раб. дн.).
Пример 3
Изменим условия примера 2. Поварам кафе "Зорюшка" установлен суммированный учет рабочего времени. В период с 01.07.2010 по 30.06.2011 Потапов С.М. отработал 1 705 ч. В соответствии с графиком работы в период с 13 по 15 июля 2011 г. он должен был отработать 30 ч.
За период прохождения медицинского осмотра Потапову С.М. должен быть начислен средний заработок в размере 5 630,50 руб. (320 000 руб. / 1705 ч х 30 ч).
Пример 4
Изменим условия примера 2. Потапов С.М. не смог своевременно пройти медосмотр, поскольку услуги медицинской организации, с которой кафе заключило договор, не были оплачены. В связи с этим повара отстранили от работы. До того как появилась возможность пройти медосмотр, прошло 5 раб. дн. В соответствии с коллективным договором время простоя по вине работодателя оплачивается в размере 2/3 средней заработной платы работника.
В данном случае виноватой стороной в том, что повар не смог своевременно пройти медицинский осмотр, является работодатель. Поэтому период отстранения Потапова С.М. от работы оплачивается как простой, произошедший по вине работодателя. За период, в течение которого повар не мог приступить к работе, Потапову С.М. должна быть начислена заработная плата в размере 6 201,57 руб. (1 860,47 руб. х 5 раб. дн. х 2/3).
Не прошел медосмотр - могут уволить
Уклонение работника от прохождения медосмотра может послужить причиной для его увольнения. Поясним. В соответствии со ст. 21 ТК РФ работник обязан соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда. Как указано выше, к обязанностям сотрудника в области охраны труда относится прохождение обязательных и внеочередных медицинских осмотров. В свою очередь, работодатель вправе расторгнуть трудовой договор с сотрудником, неоднократно не исполнившим трудовые обязанности без уважительных причин, если он имеет дисциплинарное взыскание в виде замечания или выговора (п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ). Причем речь идет о примененном ранее к работнику дисциплинарном взыскании, которое не снято и не погашено на момент повторного нарушения трудовых обязанностей (Определение КС РФ от 23.09.2010 N 1091-0-0). Дисциплинарные взыскания применяются в случае совершения работником дисциплинарного проступка, заключающегося в неисполнении или ненадлежащем исполнении работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей (ст. 192 ТК РФ). О том, в каких случаях дисциплинарное взыскание считается снятым, сказано в ст. 194 ТК РФ. Во-первых, работник считается не имеющим дисциплинарного взыскания, если в течение года со дня его применения он не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию. Во-вторых, правом снять с работника дисциплинарное взыскание наделен работодатель, таким правом можно воспользоваться до истечения года со дня применения взыскания. Данное решение принимается по собственной инициативе работодателя, просьбе самого работника либо ходатайству его непосредственного руководителя или представительного органа работников.
Являются ли суммы, уплаченные за медосмотры, доходом работников?
Минфин в решении вопроса о том, возникает ли у налогоплательщика-работника доход в виде стоимости оплаченного работодателем медицинского осмотра, опирается на п. 10 ст. 217 НК РФ. В соответствии с этим пунктом не подлежат обложению НДФЛ суммы, уплаченные работодателями, которые остались в их распоряжении после уплаты налога на прибыль, за лечение и медицинское обслуживание своих работников при условии наличия у медицинских учреждений соответствующих лицензий, а также наличия документов, подтверждающих фактические расходы на лечение и медицинское обслуживание. Данные доходы освобождаются от налогообложения в случае безналичной оплаты работодателями медицинским учреждениям расходов на лечение и медицинское обслуживание налогоплательщиков, а также в случае выдачи наличных денежных средств, предназначенных на эти цели, непосредственно налогоплательщику или зачисления средств на счета налогоплательщиков в учреждениях банков. На основании изложенного финансисты делают вывод: в случае наличия у организации средств после уплаты налога на прибыль, из которых и производится оплата медицинского обслуживания работников (в том числе проведение медицинских осмотров), стоимость проведения медицинских осмотров не облагается НДФЛ независимо от вида деятельности, выполняемой работниками (Письмо от 31.03.2011 N 03-03-06/1/196).
Отметим, ранее финансисты считали, что суммы оплаты организацией медицинских осмотров работников и оформления медицинских книжек не подлежат обложению НДФЛ (Письмо от 21.11.2008 N 03-03-06/4/84). Обоснование было такое. В соответствии с п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, которые получены им как в денежной, так и в натуральной форме или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды. В свою очередь, в силу ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с гл. 23 НК РФ. Однако оплата работодателем проведения медицинских осмотров работников и оформления медицинских книжек, обусловленных требованиями Трудового кодекса, не может признаваться экономической выгодой (доходом) работников, поскольку необходима для обеспечения деятельности организации. Автор согласен с более ранней позицией чиновников. Предприятия общественного питания также могут взять ее за основу, учитывая, что в случае необходимости можно будет получить поддержку и со стороны судей. Подтверждением последнего является сложившаяся арбитражная практика.
К примеру - Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2010 N 09АП-30496/2010-АК, которое было оставлено без изменения Постановлением ФАС МО от 21.03.2011 N КА-А40/1449-11. Налоговая инспекция при проверке посчитала, что общество неправомерно в нарушение ст. 211 НК РФ не включило в налоговую базу по НДФЛ суммы оплаты оказанных работникам, занятым в опасном и вредном производстве, медицинских услуг (проведение медицинских осмотров), которые, по ее мнению, являются полученным работниками от работодателя доходом в натуральной форме. Судьи отклонили доводы налогового органа, руководствуясь следующим. Согласно ст. 211 НК РФ полученный налогоплательщиком - физическим лицом от налогового агента (организации или индивидуального предпринимателя) доход в натуральной форме в виде оплаты за него товаров (работ, услуг), в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика, является объектом обложения НДФЛ. При этом, как считают арбитры, не может признаваться доходом налогоплательщика в силу ст. 209, 217 НК РФ покупка товаров, услуг, работ, необходимых и являющихся обязательными для выполнения физическим лицом работы, предусмотренной трудовым договором и трудовым законодательством. На основании ст. 212 ТК РФ и Приказа Минздравмедпрома РФ от 14.03.1996 N 90 работодатель обязан организовывать за свой счет обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры работников, занятых на вредном и опасном производстве, по утвержденному перечню. Без пройденного медицинского осмотра работник не может быть допущен к работе, поэтому проведенные и оплаченные обществом медицинские осмотры своих работников являются обязательным и необходимым условием для их участия в производстве, то есть для выполнения ими своей трудовой функции. Следовательно, оплата таких медицинских осмотров не осуществляется в интересах физического лица - работника, а является производственной необходимостью и не может квалифицироваться как полученный работниками доход в натуральной форме.
Судьи ФАС СЗО (Постановление от 08.02.2011 N А56-12834/2010) пришли к таким выводам. С учетом установленной законодательством обязанности поступающего на работу лица пройти первичный медицинский осмотр, а также обязанности работодателя за счет собственных средств обеспечить прохождение таких осмотров соответствующие выплаты в пользу работников включению в налоговую базу по НДФЛ не подлежат. Наличие медицинского заключения о состоянии здоровья необходимо для поступления на работу, в том числе ввиду специфики деятельности Общества (работа с пищевыми продуктами). Соответствующие трудовые договоры, заключенные впоследствии с этими лицами, представлены в материалах дела. Прохождение потенциальными работниками медицинского обследования для иных целей Инспекцией не доказано. Арбитры указанного округа не впервые приходят к таким выводам.
По общему правилу, установленному п. 1 ст. 209 НК РФ, объектом обложения НДФЛ признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в РФ. При определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, которые получены им как в денежной, так и в натуральной форме или право на распоряжение которыми у него возникло (п. 1 ст. 210 НК РФ). Исключением из этих положений являются установленные в соответствии с действующим законодательством компенсационные выплаты, связанные, в частности, с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (п. 3 ст. 217 НК РФ). Учитывая установленную законодательством обязанность по прохождению первичного медицинского осмотра, а также обязанность работодателя за счет собственных средств обеспечить прохождение таких осмотров, ФАС СЗО приходит к выводу, что соответствующие выплаты в пользу работников в налоговую базу по НДФЛ не включаются (Постановление от 11.08.2006 N А56-31936/2005).
Надо ли начислять страховые взносы?
Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в ПФ РФ, ФСС РФ, ФФОМС и территориальные ФОМС" объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций и индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг. Проведение обязательных медицинских осмотров - это производственные расходы организации (предпринимателя), необходимые для осуществления ее деятельности, поэтому они не относятся к выплатам, начисляемым в пользу физических лиц. Помимо этого, как и в гл. 23 НК РФ, в указанном федеральном законе (пп. 2 п. 1 ст. 9) зафиксировано, что не подлежат обложению страховыми взносами установленные законодательством РФ компенсационные выплаты, связанные с исполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в связи с оплатой работодателем обязательных медицинских осмотров также не начисляются. В соответствии с п. 1 ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если по условиям последних страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы. На основании пп. 2 п. 1 ст. 20.2 указанного закона не подлежат обложению страховыми взносами установленные законодательством РФ компенсационные выплаты, связанные с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
О налоговой базе по налогу на прибыль
Согласно пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством РФ. Вспомним, организация проведения обязательных медицинских осмотров - это обязанность работодателя в части обеспечения безопасных условий и охраны труда. Следовательно, расходы на проведение обязательных медицинских обследований, в том числе предварительных (при приеме на работу), могут быть включены в состав расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль, при условии их документального подтверждения. То же самое можно сказать и про расходы на оплату времени, связанного с прохождением медицинских осмотров. Они при определении налоговой базы по налогу на прибыль включаются в состав расходов на оплату труда (п. 7 ст. 255 НК РФ).
Подчеркнем: затраты на обязательный предварительный медицинский осмотр лиц, которые по результатам осмотра или по иным основаниям не были приняты на работу, также учитываются для целей налогообложения прибыли (Письмо Минфина РФ от 06.10.2009 N 03-03-06/1/648). Однако если прохождение медицинских осмотров законодательством РФ не предусмотрено, расходы, связанные с их проведением, при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются, поскольку не могут быть признаны обоснованными (письма Минфина РФ от 31.03.2011 N 03-03-06/1/196, от 05.10.2009 N 03-03-06/1/638).
Отражать ли возникшие расходы в бухгалтерском учете?
В бухгалтерском учете затраты по оплате обязательного медицинского осмотра, а также сумму начисленного среднего заработка за дни его прохождения можно отнести к расходам по обычным видам деятельности (расходам, которые связаны с оказанием услуг общественного питания) (п. 5 ПБУ 10/99 "Расходы организации"*(3)). Обозначенные затраты отражаются на счете 44 "Расходы на продажу", который используется предприятиями общепита для обобщения информации о расходах, связанных с продажей услуг (Инструкция по применению Плана счетов*(4)). Суммы начисленного среднего заработка за время прохождения медицинских осмотров отражаются на этом счете в корреспонденции с кредитом счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда".
Что касается расходов по оплате обязательных медицинских осмотров, здесь корреспонденция зависит от того, каким образом оплачиваются услуги медицинских организаций: предприятием общепита либо сотрудник оплачивает услуги, а работодатель компенсирует ему расходы. В первом случае затраты отражаются по дебету счета 44 в корреспонденции со счетом 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", во втором - по дебету счета 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям". Согласно Инструкции по применению Плана счетов счет 73 предназначен для отражения на нем информации о всех видах расчетов с работниками организации, кроме расчетов по оплате труда и расчетов с подотчетными лицами. К этому счету можно открыть специальный субсчет "Расчеты с персоналом по оплате обязательных медицинских осмотров". При этом необходимо помнить, что аналитический учет по счету 73 следует организовать по каждому работнику предприятия общепита.
Пример 5
ООО "Ресторан "На откосе" заключило с медицинской организацией договор на проведение обязательных медицинских осмотров физических лиц, направляемых на них обществом. В июле 2011 г. был проведен обязательный периодический медицинский осмотр работников общества, стоимость которого составила 56 000 руб. На время прохождения медосмотра за сотрудниками сохранился средний заработок, составивший 78 000 руб. В этом же месяце ООО "Ресторан "На откосе" приняло на работу новых сотрудников, которые прошли обязательные предварительные медицинские осмотры самостоятельно. Общество компенсировало им затраты в размере 3 000 руб.
В августе 2011 г. общество направило в медицинскую организацию для прохождения обязательных предварительных медицинских осмотров физических лиц, которые по результатам обследований не были приняты на работу. Затраты на прохождение этих обследований составили 2 400 руб.
В бухгалтерском учете ООО "Ресторан "На откосе" будут сделаны следующие записи:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
В июле 2011 г. | |||
Отражены затраты, связанные с прохождением работниками обязательного периодического медицинского осмотра в медицинской организации | 56 000 | ||
Оплачены услуги медицинской организации | 56 000 | ||
Начислен средний заработок за время прохождения обязательного периодического медицинского осмотра | 78 000 | ||
Начислены страховые взносы в государственные внебюджетные фонды (78 000 руб. х 34%) | 26 520 | ||
Начислены страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний (78 000 руб. х 0,2%) | 156 | ||
Удержан НДФЛ при выплате заработной платы (78 000 руб. х 13%) | 10 140 | ||
Отражены затраты по прохождению обязательного предварительного медицинского осмотра работниками самостоятельно | 3 000 | ||
Из кассы выданы работникам денежные средства в счет компенсации затрат по прохождению медосмотров | 3 000 | ||
В августе 2011 г. | |||
Отражены затраты по прохождению обязательных предварительных медицинских осмотров физическими лицами, которые по результатам обследований не были приняты на работу | 2 400 | ||
Оплачены услуги медицинской организации | 2 400 |
Работник допущен к работе без медосмотра. Чем это грозит?
Указанное нарушение может быть квалифицировано по-разному. Во-первых, учитывая, что недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров - это в соответствии с трудовым законодательством обязанность работодателя в области охраны труда, допуск к работе сотрудника, не прошедшего обязательного медицинского обследования, может быть квалифицирован как нарушение законодательства о труде и об охране труда. Административная ответственность за это установлена ст. 5.27 КоАП РФ. На должностных лиц и индивидуальных предпринимателей может быть наложен штраф в размере от 1 000 до 5 000 руб., на юридических лиц - от 30 000 до 50 000 руб. В отношении предпринимателей и организаций штраф может быть заменен на административное приостановление деятельности на период до 90 суток. Если же должностное лицо повторно (в течение года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - со дня его обнаружения) подвергается административному наказанию, к нему может быть применено наказание в виде дисквалификации сроком от года до трех лет.
Во-вторых, допуск к работе сотрудника без медосмотра могут признать нарушением законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Ведь согласно ст. 34 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны обеспечивать условия, необходимые для своевременного прохождения медицинских осмотров работниками. При этом работники, отказавшиеся от прохождения медицинских осмотров, не должны допускаться к работе. Ответственность за нарушение указанного законодательства предусмотрена ст. 6.3 КоАП РФ. Это может быть предупреждение (официальное порицание в письменном виде) или штраф в размере от 500 до 1 000 руб. для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей, от 10 000 до 20 000 руб. - для юридических лиц. Предпринимателям и юридическим лицам вместо этого могут запретить заниматься деятельностью в течение 90 суток.
Обратите внимание: постановление по делу об административном правонарушении в области охраны труда может быть вынесено только в течение двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - в течение трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, а в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения - в течение года со дня совершения административного правонарушения (п. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). Поэтому размер штрафных санкций вполне может зависеть от того, в какой момент будет выявлено, что работодатель допустил к работе сотрудника, который не прошел обязательный медицинский осмотр.
Кроме того, необходимо учитывать: если правонарушение является длящимся, вышеуказанные сроки начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (п. 2 ст. 4.5 КоАП РФ). Длящимся признается такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей (п. 14 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5).
А.Г. Снегирев,
эксперт журнала "Предприятия общественного питания:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение", N 8, август 2011 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) СП 2.3.6.1079-01.2.3.6 "Организации общественного питания. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья. Санитарно-эпидемиологические правила", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 06.11.2001 и введенные в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 08.11.2001 N 31.
*(2) СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03.2.2.2 "Гигиена труда, технологические процессы, сырье, материалы, оборудование, рабочий инструмент. 2.4. Гигиена детей и подростков. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30.05.2003 и введенные в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 03.06.2003 N 118.
*(3) Утверждено Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 N 33н.
*(4) Утверждена Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"