Изменения в алкогольном законодательстве
Прежде чем уйти на летние каникулы, депутаты внесли большое количество изменений в нормативные акты, в частности в алкогольное законодательство. Данные нововведения актуальны для тех предприятий общественного питания, которые занимаются розничной продажей алкогольной продукции, но особенно для производителей и продавцов пива и напитков, изготовленных на его основе, поскольку эти товары включены в состав алкогольной продукции*(1). Ознакомимся с внесенными поправками.
Федеральный закон N 218-ФЗ*(2)
Федеральным законом N 218-ФЗ, вступившим в силу со дня его официального опубликования (22.07.2011), за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу, внесены многочисленные изменения в Федеральный закон N 171-ФЗ*(3). В частности, поскольку пиво и пивные напитки отнесены к алкогольной продукции и их оборот будет регулироваться данным законом, в его наименование введены слова "и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции". Исходя из этого, был признан утратившим силу Федеральный закон от 07.03.2005 N 11-ФЗ "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе" (п. 1 ст. 1, пп. 2 п. 1 ст. 4 Федерального закона N 218-ФЗ).
Соответствующие поправки внесены и в ст. 1 Федерального закона N 171-ФЗ: теперь он устанавливает не только правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в РФ, но и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в РФ (пп. "а" п. 2 ст. 1 Федерального закона N 218-ФЗ). Также действие "алкогольного" закона распространяется теперь на:
- отношения, участниками которых являются юридические лица (организации) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
- индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную продажу спиртосодержащей непищевой продукции, пива и напитков, изготавливаемых на основе пива;
- физических лиц, состоящих с указанными организациями и индивидуальными предпринимателями в трудовых отношениях и непосредственно осуществляющих отпуск алкогольной продукции покупателям по договорам розничной купли-продажи (продавцы);
- отношения, связанные с потреблением (распитием) алкогольной продукции (пп. "б" п. 2 ст. 1 Федерального закона N 218-ФЗ).
Из перечня деятельностей, на которые ранее не распространялось действие "алкогольного" закона (новая редакция п. 3 ст. 1 Федерального закона N 171-ФЗ), исключена деятельность по производству и обороту:
- пива;
- натуральных напитков с содержанием этилового спирта не более 6% объема готовой продукции, изготовленных из виноматериалов, произведенных без добавления этилового спирта*(4).
Новые понятия в "алкогольном" законе
Уточнены и дополнены понятия, используемые в ст. 2 Федерального закона N 171-ФЗ. В частности, с 01.07.2012 пивное, виноградное и иное фруктовое сусло будут относиться к спиртосодержащей пищевой продукции (пп. "в" п. 3 ст. 1 Федерального закона N 218-ФЗ). Начиная с этого же времени вступает в силу и новое определение вина, будет исключено понятие "натуральное вино", но при этом появятся новые: "ликерное вино", "фруктовое вино" и "винный напиток" (пп. "ж"-"и" п. 3 ст. 1, п. 4 ст. 6 Федерального закона N 218-ФЗ).
И еще, с 01.07.2012 алкогольная продукция будет подразделяться на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива (пп. "г" п. 3 ст. 1, п. 4 ст. 6 Федерального закона N 218-ФЗ). При этом к алкогольной продукции будет относиться пищевая продукция, произведенная с использованием или без использования этилового спирта, добытого из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции с содержанием этилового спирта более 0,5% объема готовой продукции (сейчас - более 1,5% объема готовой продукции), за исключением пищевой продукции, входящей в перечень, установленный Правительством РФ (предположительно, в него могут попасть квас и кефир).
Также с 01.07.2012 ст. 2 Федерального закона N 171-ФЗ будет дополнена новыми определениями пива, напитков, изготавливаемых на основе пива (пивные напитки), и сусла (пп. "л" п. 3 ст. 1, п. 4 ст. 6 Федерального закона N 218-ФЗ). Итак:
- пивом является алкогольная продукция с содержанием этилового спирта, образовавшегося в процессе брожения пивного сусла, которая произведена из пивоваренного солода, хмеля и (или) полученных в результате переработки хмеля продуктов (хмелепродуктов), воды с использованием пивных дрожжей, без добавления этилового спирта, ароматических и вкусовых добавок (п. 13.1 новой редакции ст. 2 Федерального закона N 171-ФЗ). Допускается частичная замена пивоваренного солода зерном, и (или) продуктами его переработки (зернопродуктами), и (или) сахаросодержащими продуктами при условии, что их совокупная масса не превышает 20% массы заменяемого пивоваренного солода, а масса сахаросодержащих продуктов не превышает 2% массы заменяемого пивоваренного солода;
- пивным напитком является алкогольная продукция с содержанием этилового спирта, образовавшегося в процессе брожения пивного сусла, не более 7% объема готовой продукции, которая произведена из пива (не менее 40% объема готовой продукции) и (или) приготовленного из пивоваренного солода пивного сусла (не менее 40% массы сырья), воды с добавлением или без добавления зернопродуктов, сахаросодержащих продуктов, хмеля и (или) хмелепродуктов, плодового и иного растительного сырья, продуктов их переработки, ароматических и вкусовых добавок, без добавления этилового спирта*(5) (п. 13.2 новой редакции ст. 2 Федерального закона N 171-ФЗ);
- суслом признается спиртосодержащая пищевая продукция, являющаяся полуфабрикатом производства алкогольной продукции, с содержанием этилового спирта, образовавшегося в процессе брожения, более 1,5% от ее объема, получаемая в зависимости от вида алкогольной продукции из ягод винограда (виноградное сусло), иных фруктов (фруктовое сусло), воды, пивоваренного солода, хмеля и (или) хмелепродуктов (пивное сусло), воды и меда (медовое сусло) (п. 13.3 новой редакции ст. 2 Федерального закона N 171-ФЗ). В сусле для производства пива и пивных напитков допускается частичная замена пивоваренного солода зерном, и (или) полученными в результате переработки зерна продуктами (зернопродуктами), и (или) сахаросодержащими продуктами при условии, что совокупная масса не превышает 20% массы заменяемого пивоваренного солода, а масса сахаросодержащих продуктов не превышает 2% массы заменяемого пивоваренного солода.
При этом п. 7 ст. 5 Федерального закона N 218-ФЗ установлено, что с 01.07.2012 до 01.01.2013 в сусле для производства пива и пивных напитков совокупная масса зерна и (или) продуктов его переработки (зернопродуктов) не может превышать 50% массы заменяемого пивоваренного солода. Кроме того, до 01.01.2013 требования новой редакции п. 13.1, 13.3 ст. 2 Федерального закона N 171-ФЗ в части ограничений частичной замены пивоваренного солода зерном и (или) продуктами его переработки (зернопродуктами) не применяются в отношении пива, импортируемого в РФ (п. 8 ст. 5 Федерального закона N 218-ФЗ).
Полномочия органов власти
Уточнены полномочия органов государственной власти РФ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, установленные ст. 5, 6 Федерального закона N 171-ФЗ (п. 5, 6 ст. 1 Федерального закона N 218-ФЗ). В частности, определение порядка представления деклараций (в том числе деклараций о розничной продаже алкогольной продукции) относится теперь к компетенции органов государственной власти РФ (новая редакция абз. 12 ст. 5 Федерального закона N 171-ФЗ). Ранее такой порядок устанавливали органы государственной власти субъектов РФ, сейчас же за ними сохранились только обязательства по приему деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции и осуществлению государственного контроля за их представлением (новая редакция абз. 5 ст. 6 Федерального закона N 171-ФЗ).
В новой редакции п. 1 ст. 7 Федерального закона N 171-ФЗ также установлено, что органы местного самоуправления в пределах своей компетенции осуществляют контроль за соблюдением законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции, но не за ее качеством (п. 7 ст. 1 Федерального закона N 218-ФЗ). Сделано это с целью устранения дублирования контрольных функций за качеством алкогольной продукции, поскольку такими полномочиями наделены и федеральные органы исполнительной власти (ст. 13 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов").
Основное технологическое оборудование для производства пива и пивных напитков
С 01.01.2012 вступает в силу положение абз. 2 п. 2 ст. 8 Федерального закона N 171-ФЗ, регламентирующее, что основное технологическое оборудование для производства вина, фруктового вина, ликерного вина, игристого вина (шампанского), винных напитков без добавления этилового спирта, виноматериалов, пива и пивных напитков должно быть оснащено автоматическими средствами измерения и учета объема готовой продукции (пп. "б" п. 8 ст. 1, п. 3 ст. 6 Федерального закона N 218-ФЗ). При этом в силу п. 3 ст. 5 Федерального закона от N 218-ФЗ положения данного абзаца и соответствующего ему абз. 4 п. 1 ст. 26 Федерального закона N 171-ФЗ до 01.01.2013 в отношении пива и пивных напитков не применяются.
Также в абз. 3 п. 2 ст. 8 Федерального закона N 171-ФЗ содержится требование об оснащении оборудования средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота алкогольной продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему (ЕГАИС). Согласно пп. 7 п. 2.1 ст. 8 Федерального закона N 171-ФЗ на учет объема производства, закупки, хранения и поставок пива и пивных напитков данное требование не распространяется (пп. "в" п. 8 ст. 1 Федерального закона N 218-ФЗ).
Сопроводительные документы
Уточнен установленный ст. 10.2 Федерального закона N 171-ФЗ перечень документов, удостоверяющих легальность производства и оборота спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (п. 10 ст. 1 Федерального закона N 218-ФЗ). Справка, прилагаемая к грузовой таможенной декларации (для импортной продукции), именуется теперь как справка к таможенной декларации. В отношении продукции, являющейся товаром таможенного союза*(6), оформляется не справка к таможенной декларации, а справка к товарно-транспортной накладной. На оборот пива и пивных напитков положения ст. 10.2 Федерального закона N 171-ФЗ (в новой редакции) до 01.01.2012 не распространяются (п. 4 ст. 5 Федерального закона N 218-ФЗ).
Особые требования к производству и обороту алкогольной продукции
Согласно новой редакции п. 1 ст. 11 Федерального закона N 171-ФЗ производство и оборот алкогольной (за исключением розничной продажи пива и пивных напитков) и спиртосодержащей пищевой продукции осуществляются организациями. При этом в силу новой редакции п. 1 ст. 16 данного закона розничная продажа пива и пивных напитков осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями (п. 15 ст. 1 Федерального закона N 218-ФЗ). Как видим, заниматься производством пива и пивных напитков предприниматели не вправе.
Также в соответствии с п. 2.3 ст. 11 Федерального закона N 171-ФЗ производство алкогольной продукции вправе осуществлять организации, имеющие соответствующие установленным уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти требованиям производственные и складские помещения в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более (пп. "д" п. 11 ст. 1 Федерального закона N 218-ФЗ).
Перечень информации, которой должна сопровождаться алкогольная продукция, находящаяся в розничной продаже (п. 3 ст. 11 Федерального закона N 171-ФЗ), дополнен сведениями:
- о содержании этилового спирта в алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 7% объема готовой продукции в 100 мл данной продукции и в объеме потребительской тары;
- о вреде употребления алкогольной продукции для здоровья.
Маркировка алкогольной продукции
Пиво и пивные напитки не будут относиться к перечню алкогольной продукции, подлежащей обязательной маркировке (новая редакция п. 2 ст. 12 Федерального закона N 171-ФЗ, вступающая в силу с 01.01.2012*(7)). При этом слабоалкогольная продукция должна быть промаркирована. Напомним, что сейчас обязательной маркировке подлежит алкогольная продукция с содержанием этилового спирта более 9%.
Учет и декларирование
С 01.01.2012 организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, обязаны вести учет и декларирование объема их розничной продажи (новая редакция п. 1 ст. 14 Федерального закона N 171-ФЗ, пп. "б" п. 14 ст. 1, п. 3 ст. 6 Федерального закона N 218-ФЗ).
Со дня вступления в силу Федерального закона N 218-ФЗ признан утратившим силу п. 5 ст. 14 Федерального закона N 171-ФЗ, согласно которому субъекты РФ вправе были вводить декларирование розничной продажи алкогольной продукции на своих территориях и устанавливать порядок представления и форму деклараций (пп. "е" п. 14 ст. 1 Федерального закона N 218-ФЗ). С 01.01.2012 порядок учета производства и оборота алкогольной продукции, порядок представления деклараций и форму декларации будет устанавливать Правительство РФ (пп. "д" п. 14 ст. 1, п. 3 ст. 6 Федерального закона N 218-ФЗ). Организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции, предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, с 01.01.2012 будут представлять в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти в электронной форме копии деклараций об объеме розничной продажи.
Для снижения нелегального производства и оборота алкогольной продукции планируется унифицировать форму декларации о розничной продаже алкогольной продукции с декларацией о ее производстве и обороте.
Особые требования к розничной продаже алкогольной продукции
Напомним, что они установлены ст. 16 Федерального закона N 171-ФЗ и Федеральный закон N 218-ФЗ с 22.07.2011 (за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 01.07.2012) их ужесточил (п. 15 ст. 1). Как было сказано выше, согласно новой редакции п. 1 ст. 16 Федерального закона N 171-ФЗ за индивидуальными предпринимателями оставлено право на розничную продажу пива и пивных напитков (любую алкогольную продукцию, как и прежде, вправе продавать только организации).
Новая редакция п. 2 ст. 16 Федерального закона N 171-ФЗ регламентирует также, что не допускается розничная продажа алкогольной продукции:
а) в детских, образовательных, медицинских организациях, на объектах спорта, на прилегающих к ним территориях;
б) в организациях культуры, за исключением расположенных в них пунктов общественного питания;
в) во всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, на остановочных пунктах его движения (в том числе на станциях метрополитена), на автозаправочных станциях;
г) на оптовых и розничных рынках, на вокзалах, в аэропортах, в иных местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности, определенных органами власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ. Указанные ограничения действуют также на прилегающих к таким местам территориях;
д) на объектах военного назначения и на прилегающих к ним территориях;
е) в нестационарных торговых объектах;
ж) несовершеннолетним. В случае возникновения у продавца сомнения в достижении покупателем совершеннолетия он вправе потребовать у него документ, удостоверяющий личность (в том числе документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства в РФ) и позволяющий установить его возраст (перечень соответствующих документов утвержден Приказом Минпромторга РФ от 15.04.2011 N 524);
з) без сопроводительных документов (ст. 10.2), без информации, установленной п. 3 ст. 11, без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии, без маркировки (ст. 12).
Запрет на розничную продажу алкогольной продукции в местах, указанных в п. "г" и "е", не распространяется на розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 16,5% объема готовой продукции, пива и пивных напитков при оказании услуг общепита, а также на розничную продажу алкогольной продукции, осуществляемую магазинами беспошлинной торговли.
К прилегающим территориям, указанным в п. 2 ст. 16 Федерального закона N 171-ФЗ, относятся земельные участки, которые непосредственно прилегают к зданиям, строениям, сооружениям и границы которых определяются решениями органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством РФ (новая редакция п. 4 ст. 16). Ранее прилегающие территории определялись органами местного самоуправления в порядке, установленном субъектами РФ (старая редакция п. 3 ст. 16 Федерального закона N 171-ФЗ).
Также в силу отредактированного п. 5 ст. 16 Федерального закона N 171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 23.00 до 08.00 по местному времени (за исключением предприятий общепита и магазинов беспошлинной торговли). Кроме того, субъектам РФ предоставлено право на установление дополнительного ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции вплоть до полного запрета. В соответствии с п. 5 ст. 5 Федерального закона N 218-ФЗ данное положение, а также запрет на розничную продажу алкоголя в нестационарных торговых объектах до 01.01.2013 не распространяется на пиво и пивные напитки с содержанием этилового спирта 5 и менее % объема готовой продукции.
Согласно новому п. 6 ст. 16 Федерального закона N 171-ФЗ организации и предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде стационарные торговые объекты и складские помещения, а также ККТ, если иное не установлено федеральным законом. При этом на предприятия общепита это требование не распространяется. Также с 01.07.2012 вступят в силу два других положения данного пункта, согласно которым организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков) в городских поселениях, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде (на срок один год и более) стационарные торговые объекты и складские помещения общей площадью не менее 50 кв. м, а также ККТ (абз. 21, 22 п. 15 ст. 1, п. 4 ст. 6 Федерального закона N 218-ФЗ). Для сельских поселений площадь установлена в размере не менее 25 кв. м., а также должна использоваться ККТ, если иное не определено федеральным законом. Требования к стационарным торговым объектам и складским помещениям утвердит уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти.
Напомним, что в п. 5 прежней редакции ст. 16 Федерального закона N 171-ФЗ требование о наличии стационарных торговых и складских площадей не менее 50 кв. м., а также охранной сигнализации, сейфов и ККТ было установлено для организаций, занимающихся в городах розничной продажей алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15% объема готовой продукции (старая редакция п. 5 ст. 16 Федерального закона N 171-ФЗ).
Лицензирование
Производство и оборот пива и пивных напитков отнесены к видам деятельности, не подлежащим лицензированию (новая редакция п. 1 ст. 18 Федерального закона N 171-ФЗ, вступающая в силу 01.01.2012*(8)). Лицензии на все виды деятельности выдаются в порядке, установленном Федеральным законом N 171-ФЗ (кроме производства, хранения, поставок спиртосодержащей непищевой продукции и перевозки этилового спирта, порядок выдачи лицензии на которые определяется Правительством РФ) (новая редакция п. 8 ст. 18 Федерального закона N 171-ФЗ).
Лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются органами исполнительной власти субъектов РФ, а лицензии для остальных видов деятельности - уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (новая редакция п. 9, 10 ст. 18 Федерального закона N 171-ФЗ). Напомним, что ранее субъекты РФ устанавливали и сам порядок выдачи лицензий на розничную продажу алкогольной продукции (прежняя редакция п. 10 ст. 18 Федерального закона N 171-ФЗ). Целью таких изменений является установление единого порядка лицензирования во всех субъектах РФ розничной продажи алкогольной продукции.
Лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, выданные до дня вступления в силу Федерального закона N 218-ФЗ, действуют до окончания срока их действия (п. 11 ст. 5 данного закона).
Порядок выдачи лицензий
В статью 19 Федерального закона N 171-ФЗ, регламентирующую этот порядок, изменения внесены не только Федеральным законом N 218-ФЗ (п. 17 ст. 1), но и Федеральным законом от 01.07.2011 N 169-ФЗ*(9) (ст. 13).
В частности, уточнен и дополнен перечень документов, представляемых в лицензирующий орган. Так, например, в заявлении о выдаче лицензии нужно теперь указывать и адрес электронной почты юридического лица (организации), по которому лицензирующий орган осуществляет переписку, направление решений, извещений, уведомлений с использованием электронной подписи (пп. "а" п. 17 ст. 1 Федерального закона N 218-ФЗ). Некоторые документы заявителем могут не представляться (например, копия документа о государственной регистрации юридического лица, заключения органов о соответствии производственных и складских помещений требованиям пожарной безопасности и экологическим требованиям). В таком случае по межведомственному запросу лицензирующего органа необходимые сведения представляют в электронной форме уполномоченные федеральные органы исполнительной власти (новая редакция пп. 2, 3, 6-8, новые пп. 2.1 п. 1, п. 1.2 ст. 19 Федерального закона N 171-ФЗ).
Перечень документов, необходимых для получения лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, приведен в новом п. 3.2 ст. 19 Федерального закона N 171-ФЗ. В него входят:
- заявление;
- копии учредительных документов (с предъявлением оригиналов в случае, если копии документов не заверены нотариусом);
- копия документа о государственной регистрации организации - юридического лица;
- копия документа о постановке организации на учет в налоговом органе;
- копия документа об уплате государственной пошлины за предоставление лицензии;
- документ, подтверждающий наличие у заявителя уставного капитала (уставного фонда)*(10);
- документы, подтверждающие наличие у заявителя стационарных торговых объектов и складских помещений в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более;
- заключения специально уполномоченных государственных органов о соответствии стационарных торговых объектов и складских помещений заявителя санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Требовать от заявителя документы, не предусмотренные данным перечнем, недопустимо (новый п. 3.3 ст. 19 Федерального закона N 171-ФЗ).
Уточнены и дополнены основания для отказа в выдаче лицензии (новый п. 9 ст. 19 Федерального закона N 171-ФЗ), в частности, если в представленных документах будет выявлена неполная информация (ранее - только недостоверная и искаженная информация). Для лицензии на розничную продажу алкогольной продукции несоответствие производственных и складских помещений, стационарных торговых объектов заявителя требованиям пожарной безопасности не является основанием для отказа в ее выдаче (при этом такое исключение не распространяется на несоответствие помещений и объектов экологическим и санитарно-эпидемиологическим требованиям).
Переоформление, продление лицензии
В силу новой редакции п. 12 ст. 19 Федерального закона N 171-ФЗ переоформлять лицензию требуется и в случае окончания срока аренды производственного или складского помещения, стационарного торгового объекта, используемого для осуществления лицензируемого вида деятельности (пп. "м" п. 17 ст. 1 Федерального закона N 218-ФЗ). Вести деятельность по ранее выданной лицензии лицензиат или его правопреемник может не более трех месяцев с момента возникновения обстоятельств по переоформлению лицензии (новая редакция п. 14 ст. 19 Федерального закона N 171-ФЗ). Ранее трехмесячное ограничение на использование прежней лицензии в данном пункте отсутствовало.
Заявление о продлении срока действия лицензии будет рассматриваться лицензирующим органом не 15 дней (как было), а 30 дней - со дня его поступления (новая редакция п. 17 ст. 19 Федерального закона N 171-ФЗ). Также установлено, что заявление о продлении срока действия лицензии подается в лицензирующий орган не ранее чем за 90 дней до истечения срока ее действия. Сведения об отсутствии задолженности по уплате налогов и сборов представляет не сам лицензиат, а налоговый орган по межведомственному запросу лицензирующего органа.
Форма лицензии
В новой редакции п. 19 ст. 19 Федерального закона N 171-ФЗ уточнен перечень сведений, которые будут указываться в лицензии, в частности адрес электронной почты организации. Также отмечается, что места нахождения ее обособленных подразделений будут указываться независимо от того, отражено или не отражено их создание в учредительных и иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми они наделяются. Форма лицензии утверждается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Приостановление, возобновление действия лицензии
Из пункта 1 ст. 20 Федерального закона N 171-ФЗ исключено неопределенное выражение, что в случаях, установленных данным пунктом, действие лицензии "может быть приостановлено". Теперь оно звучит так: "действие лицензии приостанавливается" (пп. "а" п. 18 ст. 1 Федерального закона N 218-ФЗ). Неуплата в установленный срок государственной пошлины за предоставление лицензии исключена из перечня случаев, при которых приостанавливается действие лицензии (поскольку копия документа об ее оплате предоставляется вместе с заявлением на получение (продление) лицензии).
Выявление нарушения, являющегося основанием для аннулирования лицензии, дополнило перечень случаев, при которых приостанавливается действие лицензии. По общему правилу лицензия приостанавливается на срок, не превышающий 6 месяцев. Однако если лицензия приостановлена в связи с выявлением нарушения, являющегося основанием для ее аннулирования, ее действие приостанавливается до дня вступления в законную силу принятого судом либо уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти решения об аннулировании лицензии или об отказе в ее аннулировании. Также увеличены сроки (с 10 до 14 дней) на принятие лицензирующим органом решения о возобновлении действия лицензии либо отказе в ее возобновлении (после получения от организации заявления об устранении обстоятельств, повлекших за собой приостановление ее действия).
Аннулирование лицензии
В силу новой редакции п. 3 ст. 20 Федерального закона N 171-ФЗ лицензия может быть аннулирована судом на основании заявления лицензирующего органа или решением уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти (ранее был поименован только лицензирующий орган). Уточнен и дополнен перечень оснований для аннулирования лицензии в судебном порядке, который приведен в данном пункте.
По решению уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти основанием для аннулирования лицензии является:
- поставка (за исключением экспорта), закупка (за исключением импорта) и розничная продажа алкогольной продукции по цене ниже цены, установленной в соответствии с п. 5 ст. 11 Федерального закона N 171-ФЗ;
- нарушение особых требований к розничной продаже алкогольной продукции, установленных п. 2, абз. 1 п. 5 ст. 16 Федерального закона N 171-ФЗ.
Правительство РФ должно разработать порядок для аннулирования лицензии по решению уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти. В течение 14 дней со дня вступления в законную силу принятого судом или уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти решения об аннулировании лицензии лицензирующий орган снимет остатки алкогольной продукции с целью недопущения ее реализации.
Государственный контроль (надзор)
Более подробно расписан порядок его проведения (новая редакция ст. 23, новые ст. 23.1, 23.2 Федерального закона N 171-ФЗ).
Государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции включает в себя (п. 1 ст. 23):
- лицензионный контроль;
- государственный надзор за соблюдением обязательных требований, установленных международными договорами РФ, настоящим законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ.
Должностные лица, уполномоченные на проведение государственного контроля (надзора), имеют право (п. 2 ст. 23 Федерального закона N 171-ФЗ):
- запрашивать у организации, предпринимателя в письменной форме (в виде мотивированного запроса) и получать от них информацию и документы, необходимые в ходе проведения проверки;
- беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (его заместителя) органа государственного контроля (надзора) о назначении проверки посещать объекты и проводить обследования используемых помещений, зданий, сооружений, технических устройств, оборудования, коммуникаций, сырья, вспомогательных материалов, полуфабрикатов и готовой продукции, а также проводить необходимые исследования, испытания, экспертизы, расследования и другие мероприятия по контролю;
- выдавать проверяемым лицам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по предотвращению вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, по обеспечению безопасности государства, предотвращению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях, связанных с нарушением обязательных требований, и принимать меры по предотвращению их нарушения;
- направлять в уполномоченные органы материалы для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением обязательных требований.
Государственный надзор за соблюдением обязательных требований к этиловому спирту, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с законодательством РФ. К отношениям, связанным с ним и проведением проверок организаций и предпринимателей, применяются положения федеральных законов от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (ст. 23.1 Федерального закона N 171-ФЗ).
Лицензионный контроль осуществляется лицензирующими органами в пределах их компетенции в соответствии с Федеральным законом N 171-ФЗ (п. 1 ст. 23.2 настоящего закона). Без согласования с органами прокуратуры проводятся документарные и внеплановые выездные проверки в отношении соискателя лицензии (а также при ее продлении и переоформлении). Основанием для этого является предоставление от соискателя лицензии или лицензиата соответствующего заявления (п. 2-7 ст. 23.2 Федерального закона N 171-ФЗ). Проверяются сведения, указанные в заявлении и документах, на соответствие их лицензионным требованиям, а также на соответствие лицензионным требованиям используемых при осуществлении лицензируемого вида деятельности помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов.
В плановом порядке лицензиата проверяют в соответствии с ежегодным планом проведения проверок, разработанным в установленном порядке и утвержденным лицензирующим органом (п. 8, 9 ст. 23.2 Федерального закона N 171-ФЗ). Основанием для включения в этот план является истечение:
- одного года со дня принятия решения о выдаче или переоформлении лицензии;
- трех лет со дня окончания последней плановой проверки лицензиата.
Основанием для внеплановой выездной проверки лицензиата является (п. 10 ст. 23.2 Федерального закона N 171-ФЗ):
1) истечение срока исполнения ранее выданного лицензирующим органом предписания об устранении выявленного нарушения лицензионных требований;
2) поступление в лицензирующий орган обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, местного самоуправления, СМИ о фактах нарушений лицензиатом лицензионных требований;
3) истечение срока, на который было приостановлено действие лицензии в соответствии с п. 1 ст. 20 Федерального закона N 171-ФЗ;
4) выявление фактов нарушения лицензионных требований в результате анализа информации, содержащейся в ЕГАИС, других информационных системах, анализа деклараций;
5) наличие приказа (распоряжения), изданного лицензирующим органом в соответствии с поручением Президента РФ, Правительства РФ или на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Для проведения внеплановой проверки по пп. 2 п. 10 настоящего закона требуется согласование с органом прокуратуры, а по пп. 4 она может быть проведена лицензирующим органом незамедлительно с извещением прокуратуры в порядке, установленном ч. 12 ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ (п. 11 ст. 23.2 Федерального закона N 171-ФЗ).
Срок проведения проверки в отношении лицензиатов составляет не более 20 рабочих дней с даты начала ее проведения (п. 12 ст. 23.2 Федерального закона N 171-ФЗ). Например, в случае необходимости проведения связанных с оценкой результатов проверок экспертиз, исследований, испытаний, расследований он может быть продлен (общий срок проверки не может превышать 40 рабочих дней).
Уведомление о проведении внеплановой проверки направляется лицензиату по электронной почте и (или) вручается непосредственно в момент начала ее проведения в форме соответствующего приказа (распоряжения) руководителя (его заместителя) лицензирующего органа (п. 13 ст. 23.2 Федерального закона N 171-ФЗ). В ходе проведения выездных проверок контролирующий орган может осуществлять звукозапись, фото- и видеосъемку, а при необходимости - назначать экспертизу в порядке, установленном Правительством РФ (п. 14 ст. 23.2 Федерального закона N 171-ФЗ).
Ограничение оборота продукции органами власти субъекта РФ и местного самоуправления
Согласно новому п. 1.1 ст. 26 Федерального закона N 171-ФЗ органы государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления не вправе ограничивать оборот на территории соответствующего субъекта РФ или муниципального образования алкогольной продукции, произведенной в других субъектах РФ или муниципальных образованиях, посредством принятия законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.
Реклама алкогольной продукции
Статьей 3 Федерального закона N 218-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), касающиеся рекламы алкогольной продукции. Новшества вступают в силу с 23.07.2012 (п. 2 ст. 6 Федерального закона N 218-ФЗ). В частности, ввиду отнесения пива и пивных напитков к алкогольной продукции исключено их отдельное упоминание в пп. 3 п. 5 ст. 5 Закона о рекламе и признана утратившей силу ст. 22 данного закона. Остальные изменения в Законе о рекламе для наглядности представим в таблице.
В настоящее время | С 23.07.2012 |
Подпункт 2 п. 15 ст. 14 | |
Ограничения, установленные настоящим законом в отношении рекламы отдельных видов товаров в телепрограммах, не распространяются на рекламу в телепрограммах, телепередачах по телеканалам, доступ к которым осуществляется исключительно на платной основе с применением декодирующих технических устройств | Дополнен словами: за исключением рекламы алкогольной продукции |
Подпункт 3 п. 1 ст. 21 | |
Реклама алкогольной продукции не должна содержать утверждение о том, что алкогольная продукция безвредна или полезна для здоровья человека | Дополнен словами: в том числе информацию о наличии в алкогольной продукции биологически активных добавок, витаминов |
Подпункт 6 п. 1 ст. 21 | |
Реклама алкогольной продукции не должна использовать образы несовершеннолетних | Изложен в новой редакции: реклама алкогольной продукции не должна использовать образы людей и животных, в том числе выполненные с помощью мультипликации (анимации) |
Подпункт 4 п. 2 ст. 21 | |
Реклама алкогольной продукции не должна размещаться на всех видах транспортных средств общего пользования | Дополнен словами: и с их использованием, а также снаружи и внутри зданий, сооружений, обеспечивающих функционирование транспортных средств общего пользования, за исключением мест, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции |
Новый п. 2.1 ст. 21 | |
Реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта 5 и более % объема готовой продукции разрешается только в печатных изданиях с учетом положений пп. 1, 2 п. 2 настоящей статьи*, в стационарных торговых объектах, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов, а также в информационно-телекоммуникационной сети Интернет | |
Пункт 4 ст. 21 | |
Проведение рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов алкогольной продукции, допускается только в организациях, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, с соблюдением требований, установленных законодательством РФ о рекламе. При этом к участию в раздаче образцов алкоголя запрещается привлекать несовершеннолетних, а также предлагать им такие образцы | Изложен в новой редакции: проведение рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов алкогольной продукции, допускается с соблюдением требований, установленных законодательством РФ о рекламе, только в стационарных торговых объектах, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов. При этом запрещается привлекать к участию в раздаче образцов алкогольной продукции несовершеннолетних и предлагать им данные образцы |
Новый п. 5 ст. 21 | |
Не допускается реклама о проведении стимулирующего мероприятия, условием участия в котором является приобретение алкогольной продукции, за исключением специализированных стимулирующих мероприятий, проводимых в целях реализации алкогольной продукции | |
* Данные положения регламентируют, что реклама алкоголя не должна размещаться на первой и последней полосах газет, на первой и последней страницах и обложках журналов, а также в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях, аудио- и видеопродукции. |
Федеральный закон N 253-ФЗ*(11)
Данным законом, вступившим в силу с 06.08.2011, ужесточена ответственность за продажу алкоголя несовершеннолетним. В частности, внесены новые уточнения в уже измененный Федеральным законом N 218-ФЗ п. 2 ст. 16 Федерального закона N 171-ФЗ (в положение, регламентирующее, что розничная продажа алкогольной продукции несовершеннолетним недопустима). В случае возникновения у лица, непосредственно осуществляющего отпуск алкогольной продукции несовершеннолетним (продавца), сомнения в достижении этим покупателем совершеннолетия продавец вправе потребовать у него документ, удостоверяющий личность (в том числе документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства в РФ) и позволяющий установить возраст этого покупателя (ст. 1 Федерального закона N 253-ФЗ). Как мы писали выше, ранее в данном пункте речь шла только о продавце.
В силу нового п. 2.1 ст. 14.16 КоАП РФ розничная продажа несовершеннолетнему алкогольной продукции, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на:
- граждан в размере от 3 000 до 5 000 руб.;
- должностных лиц - от 10 000 до 20 000 руб.;
- юридических лиц - от 80 000 до 100 000 руб. (ст. 4 Федерального закона N 253-ФЗ). Напомним, что согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим кодексом не установлено иное.
Часть 4 ст. 14.16 КоАП РФ, предусматривающая ответственность за нарушение ограничений розничной продажи пива и напитков, изготавливаемых на его основе, ввиду их признания алкогольной продукцией признана утратившей силу.
Также новой статьей (151.1) дополнен Уголовный кодекс. Согласно ей розничная продажа несовершеннолетним алкогольной продукции, если это деяние совершено неоднократно, наказывается штрафом в размере до 80 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев либо исправительными работами на срок до 1 года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.
При этом розничной продажей несовершеннолетнему алкогольной продукции, совершенной лицом неоднократно, признается розничная продажа алкоголя несовершеннолетнему лицом, ранее привлекавшимся к административной ответственности за аналогичное деяние в течение 180 дней.
* * *
Итак, мы рассмотрели, какие изменения были внесены в алкогольное законодательство. Однако они не являются окончательными, поскольку для реализации положений Федерального закона N 171-ФЗ требуется еще принятие подзаконных актов, а учитывая, что законы часто принимаются в спешке, можно ожидать уточнений в уже новые нормы.
Н.В. Лебедева,
редактор журнала "Предприятия общественного питания:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение", N 8, август 2011 г.
------------------------------------------------------------
*(1) Подробнее о порядке определения налоговой базы и исчислении суммы акциза читайте в статье О.В. Давыдовой "Ресторан, кафе в роли плательщиков акциза", N 6, 2011, стр. 17.
*(2) Федеральный закон от 18.07.2011 N 218-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и отдельные законодательные акты РФ и признании утратившим силу Федерального закона "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе".
*(3) Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
*(4) Вступает в силу с 01.07.2012 (п. 4 ст. 6 Федерального закона N 218-ФЗ).
*(5) Напомним, что в Законопроекте N 484412-5 (принятом в первом чтении) определение пивного напитка содержало возможность добавления в него этилового спирта (подробнее об этом читайте в статье О.В. Давыдовой "Ресторан, кафе в роли плательщиков акциза").
*(6) В связи с принятием федеральных законов от 02.06.2010 N 114-ФЗ "О ратификации Договора о Таможенном кодексе таможенного союза", от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в РФ".
*(7) В соответствии с п. 3 ст. 6 Федерального закона N 218-ФЗ.
*(8) В соответствии с пп. "а" п. 16 ст. 1, п. 3 ст. 6 Федерального закона N 218-ФЗ.
*(9) Федеральный закон от 01.07.2011 N 169-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", вступивший в силу с 01.07.2011 (в отношении документов и информации, используемых в рамках государственных услуг или находящихся в распоряжении государственных органов субъектов РФ, органов местного самоуправления и других органов, ст. 19 Федерального закона N 171-ФЗ не применяется до 01.07.2012).
*(10) Предприятия общественного питания не представляют.
*(11) Федеральный закон от 21.07.2011 N 253-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части усиления мер по предотвращению продажи несовершеннолетним алкогольной продукции".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"