Перевыборы руководства саморегулируемых организаций
Большинство строительных организаций России сегодня являются членами саморегулируемых организаций. Градостроительный кодекс предписывает создание в СРО постоянно действующего коллегиального органа, который возглавляет руководитель саморегулируемой организации. Каков срок полномочий руководящих органов СРО? Когда и как их можно переизбрать?
Система органов СРО
Федеральный закон от 22.07.2008 N 148-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" положил конец лицензированию в области инженерных изысканий, проектирования и строительства. Теперь для осуществления вышеуказанных видов деятельности необходимо состоять в саморегулируемой организации и иметь соответствующий допуск к работам. Согласно п. 17 ст. 1 ГрК РФ саморегулируемой организацией в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства признается некоммерческая организация, сведения о которой внесены в государственный реестр саморегулируемых организаций и которая основана на членстве индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, выполняющих инженерные изыскания или осуществляющих архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства.
В соответствии с гл. 6.1 ГрК РФ в саморегулируемой организации создаются следующие органы управления:
1. Общее собрание членов саморегулируемой организации - высший орган, принимающий решения по наиболее важным вопросам.
К исключительной компетенции общего собрания членов саморегулируемой организации относится (ст. 55.10 ГрК РФ):
- утверждение устава некоммерческой организации, внесение в него изменений;
- избрание тайным голосованием членов постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации, досрочное прекращение полномочий указанного органа или отдельных его членов;
- избрание тайным голосованием руководителя постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации, досрочное прекращение полномочий такого руководителя;
- установление размеров вступительного и регулярных членских взносов и порядка их уплаты;
- установление размеров взносов в компенсационный фонд саморегулируемой организации, порядка его формирования, определение возможных способов размещения средств компенсационного фонда саморегулируемой организации;
- утверждение требований к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства; правил контроля в области саморегулирования; документа, устанавливающего систему мер дисциплинарного воздействия за несоблюдение членами саморегулируемой организации требований к выдаче свидетельств о допуске, правил контроля в области саморегулирования, требований технических регламентов, стандартов саморегулируемых организаций и правил саморегулирования;
- принятие решения об исключении из членов саморегулируемой организации;
- принятие решения о прекращении действия свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;
- принятие решения об участии саморегулируемой организации в некоммерческих организациях, в том числе о вступлении в ассоциацию (союз) саморегулируемых организаций, торгово-промышленную палату, выходе из состава этих некоммерческих организаций;
- определение перечня видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и решение вопросов по выдаче свидетельства о допуске к которым относится к сфере деятельности саморегулируемой организации;
- установление компетенции исполнительного органа саморегулируемой организации и порядка осуществления им руководства текущей деятельностью саморегулируемой организации;
- принятие иных решений.
2. Постоянно действующий коллегиальный орган саморегулируемой организации, который осуществляет руководство текущей деятельностью и подотчетен высшему органу управления СРО. К компетенции постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации относится решение вопросов, которые не входят в компетенцию высшего органа управления и исполнительного органа саморегулируемой организации.
3. Исполнительный орган, руководящий текущей деятельностью саморегулируемой организации в порядке и пределах, которые установлены общим собранием членов саморегулируемой организации.
Срок полномочий руководителя коллегиального органа СРО
Постоянно действующий коллегиальный орган возглавляет руководитель, срок полномочий которого не может превышать двух лет. До 2 августа 2010 года п. 4 ст. 55.11 ГрК РФ содержал ограничение, в соответствии с которым одно и то же лицо не могло быть руководителем постоянно действующего исполнительного коллегиального органа управления саморегулируемой организации два срока подряд. Однако это ограничение утратило силу с принятием Федерального закона от 27.07.2010 N 240-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", и теперь переизбрание руководителя коллегиального органа саморегулируемой организации не запрещено.
При переизбрании руководителя постоянно действующего исполнительного коллегиального органа саморегулируемые организации столкнулись с проблемой определения момента начала и окончания срока его полномочий. Прямого ответа на этот вопрос нет ни в ГрК РФ, ни в Федеральном законе от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ), ни в Федеральном законе от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (далее - Закон N 315-ФЗ). Существует два подхода к решению данной проблемы. Согласно первому срок полномочий руководителя постоянно действующего коллегиального органа саморегулируемой организации начинает течь с момента внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, сторонники второго подхода придерживаются той точки зрения, что срок полномочий руководителя исчисляется с момента внесения записи в государственный реестр саморегулируемых организаций. Чтобы принять верное решение, необходимо определиться с правовой природой саморегулируемой организации.
В соответствии со ст. 55.2 ГрК РФ статус саморегулируемой организации может приобрести только некоммерческая организация, созданная в форме некоммерческого партнерства. Согласно п. 1 ст. 8 Закона N 7-ФЗ некоммерческим партнерством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, целей охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также иных целей, направленных на достижение общественных благ.
Следовательно, саморегулируемая организация подлежит государственной регистрации в порядке, предусмотренном Законом N 7-ФЗ, который отличается от обычного тем, что заявление о регистрации подается в Минюст (или его территориальные органы). Этот же орган исполнительной власти принимает решение о регистрации, на основании которого органы ФНС вносят запись о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц.
Согласно п. 2 ст. 51 ГК РФ юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц. В силу ст. 3 Закона N 7-ФЗ некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке. Таким образом, некоммерческая организация считается созданной с момента внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц, дата внесения указывается в свидетельстве о государственной регистрации, соответственно, с этого времени возникает правоспособность органов данной организации. Согласно ст. 53 ГК РФ юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Из вышеизложенного можно сделать вывод, что срок полномочий органов юридического лица начинает течь с момента его государственной регистрации.
Таким образом, срок полномочий исполнительного органа (его членов) некоммерческого партнерства (саморегулируемая организация в соответствии со ст. 55.2 ГрК РФ может создаваться только в форме некоммерческого партнерства) начинает исчисляться с момента государственной регистрации, если иное не установлено его учредительными документами. Вместе с тем в соответствии со ст. 55.2 и 55.4 ГрК РФ некоммерческая организация может приобрести статус саморегулируемой при условии ее соответствия следующим требованиям:
- объединение в составе некоммерческой организации в качестве ее членов не менее чем 50 индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц (не менее 100 членов - для приобретения статуса саморегулируемой организации в области строительства);
- наличие компенсационного фонда, сформированного в размере не менее чем 500 000 руб. на одного члена некоммерческой организации (1000 000 руб. для саморегулируемой организации в области строительства) или, если такой организацией установлено требование к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, - в размере не менее чем 150 000 руб. (300 000 руб. - для саморегулируемой организации в области строительства) на одного члена некоммерческой организации;
- наличие следующих документов: требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (свидетельства о допуске); правила контроля в области саморегулирования и документ, устанавливающий систему мер дисциплинарного воздействия за несоблюдение членами саморегулируемой организации требований к выдаче свидетельств о допуске, правил контроля в области саморегулирования, требований технических регламентов, стандартов саморегулируемых организаций и правил саморегулирования.
Для внесения в государственный реестр саморегулируемых организаций сведений о некоммерческой организации она представляет в Ростехнадзор документы, предусмотренные п. 1-6 ч. 8 ст. 20 Закона N 315-ФЗ, и другие необходимые в соответствии со ст. 55.4 ГрК РФ документы.
В силу п. 6 ст. 3 Закона N 315-ФЗ некоммерческая организация приобретает статус саморегулируемой организации с даты внесения сведений о ней в государственный реестр саморегулируемых организаций и утрачивает статус саморегулируемой организации с даты исключения сведений о ней из указанного реестра.
Безусловно, саморегулируемая организация - это не организационно-правовая форма юридического лица, скорее, его определенный правовой статус. Однако в связи с тем, что в ст. 55.11 ГрК РФ говорится о руководителе именно исполнительного коллегиального органа саморегулируемой организации, а не некоммерческого партнерства, можно сделать вывод, что срок полномочий руководителя исполнительного коллегиального органа саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства начинает исчисляться с даты включения сведений в государственный реестр саморегулируемых организаций.
К аналогичному выводу пришел Комитет по строительству и земельным отношениям Государственной Думы Федерального Собрания, указав в Письме от 11.02.2011 N 331-22/76: датой начала исчисления предусмотренного ч. 4 ст. 55.11 ГрК РФ срока полномочий руководителя постоянно действующего коллегиального органа саморегулируемой организации следует считать дату получения некоммерческим партнерством, в котором руководитель этого органа был избран, статуса саморегулируемой организации, то есть дату внесения сведений о таком некоммерческом партнерстве в государственный реестр саморегулируемых организаций.
А.В. Мандрюков,
юрист КГ "Аюдар"
"Руководитель строительной организации", N 8, август 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Руководитель строительной организации"
В журнале собраны рекомендации специалистов по кадровым, юридическим и экономическим вопросам управления строительной компанией; представлены материалы о состоянии, тенденциях и перспективах развития строительной отрасли, а также профессиональный опыт, идеи и практические рекомендации руководителей строительных предприятий.
Основу материалов издания составляют статьи по актуальным для руководителей вопросам строительной отрасли:
- технические регламенты по строительству,
- строительные нормы и правила;
- производственные мощности и кадровые ресурсы строительной организации;
- организация материально-технического обеспечения строительных работ;
- порядок разработки и утверждения планов капитального строительства;
- основы планирования,
- стратегическое и оперативное планирование;
- бухучет и налогообложение в строительстве;
- порядок составления и согласования бизнес-планов производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности строительной организации.