Получение материальных ценностей учреждениями силовых министерств и ведомств в порядке централизованного снабжения
Новые инструкции по бухгалтерскому учету для государственных муниципальных учреждений в отличие от ранее действовавшей Инструкции N 148н*(1) не содержат специального раздела, посвященного порядку отражения операций по централизованному снабжению материальными ценностями. Указанные операции нашли свое отражение в новых правилах бухгалтерского учета, но они не оформлены в отдельный раздел. Поскольку централизованное снабжение материальными ценностями имеет большое значение в системе силовых министерств и ведомств, автор предлагает рассмотреть вопросы учета поступления материальных ценностей в рамках централизованного снабжения в соответствии с инструкциями N 157н *(2) и 162н *(3).
Получение основных средств учреждением в рамках централизованного снабжения
Формирование стоимости основных средств при их получении в порядке централизованного снабжения отражается в учете как вложения в нефинансовые активы. При этом используются следующие счета:
- 1 106 11 000 "Вложения в основные средства - недвижимое имущество учреждения";
- 1 106 31 000 "Вложения в основные средства - иное движимое имущество учреждения".
Учет операций по вложениям в объекты основных средств при получении их в порядке централизованного снабжения ведется следующим образом:
а) в рамках получения основных средств от учреждений, подведомственных одному главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств:
Дебет счетов 1 106 11 310 "Увеличение вложений в основные средства - недвижимое имущество учреждения", 1 106 31 310 "Увеличение вложений в основные средства - иное движимое имущество учреждения"
Кредит счета 1 304 04 340 "Внутриведомственные расчеты по приобретению материальных запасов"
б) в рамках получения основных средств от учреждений, подведомственных разным главным распорядителям (распорядителям) бюджетных средств одного уровня бюджета:
Дебет счетов 1 106 11 310 "Увеличение вложений в основные средства - недвижимое имущество учреждения", 1 106 31 310 "Увеличение вложений в основные средства - иное движимое имущество учреждения"
Кредит счета 1 401 10 180 "Прочие доходы"
в) в рамках получения основных средств от учреждений разных уровней бюджета:
Дебет счетов 1 106 11 310 "Увеличение вложений в основные средства - недвижимое имущество учреждения", 1 106 31 310 "Увеличение вложений в основные средства - иное движимое имущество учреждения"
Кредит счета 1 401 10 151 "Доходы от поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации"
После того как стоимость основных средств будет полностью сформирована, она переносится со счетов учета вложений в основные средства на счета учета основных средств посредством следующей корреспонденции счетов:
Дебет соответствующих счетов аналитического учета счета 1 101 00 000 "Основные средства"
Кредит счетов 1 106 11 410 "Уменьшение вложений в основные средства - недвижимое имущество учреждения", 1 106 31 410 "Уменьшение вложений в основные средства - иное движимое имущество учреждения"
Поступление материальных запасов в учреждение в рамках централизованного снабжения
Для учета материальных запасов, поступивших в рамках централизованного снабжения, используются следующие аналитические счета группировочного счета 1 105 30 000 "Материальные запасы - иное движимое имущество учреждения":
- 1 105 31 000 "Медикаменты и перевязочные средства - иное движимое имущество учреждения";
- 1 105 32 000 "Продукты питания - иное движимое имущество учреждения";
- 1 105 33 000 "Горюче-смазочные материалы - иное движимое имущество учреждения";
- 1 105 34 000 "Строительные материалы - иное движимое имущество учреждения";
- 1 105 35 000 "Мягкий инвентарь - иное движимое имущество учреждения";
- 1 105 36 000 "Прочие материальные запасы - иное движимое имущество учреждения".
Получение материальных запасов по централизованному снабжению отражается в учете казенного учреждения следующими проводками (п. 23 Инструкции N 162н):
а) в рамках получения материальных запасов от учреждений, подведомственных одному главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств:
Дебет соответствующих счетов аналитического учета счета 1 105 30 000 "Материальные запасы - иное движимое имущество учреждения" (1 105 31 340 - 1 105 36 340)
Кредит счета 1 304 04 340 "Внутриведомственные расчеты по приобретению материальных запасов"
б) в рамках получения материальных запасов от учреждений, подведомственных разным главным распорядителям (распорядителям) бюджетных средств одного уровня бюджета:
Дебет соответствующих счетов аналитического учета счета 1 105 30 000 "Материальные запасы - иное движимое имущество учреждения" (1 105 31 340 - 1 105 36 340)
Кредит счета 1 401 10 180 "Прочие доходы"
в) в рамках получения материальных запасов от учреждений разных уровней бюджета:
Дебет соответствующих счетов аналитического учета счета 1 105 30 000 "Материальные запасы - иное движимое имущество учреждения" (1 105 31 340 - 1 105 36 340)
Кредит счета 1 401 10 151 "Доходы от поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации"
В соответствии с п. 32 Инструкции N 162н при централизованных поставках в случае наличия затрат по нескольким договорам применяется счет 1 106 34 340 "Увеличение вложений в материальные запасы - иное движимое имущество учреждения", то есть затраты по получению материальных запасов первоначально отражаются по дебету счета 1 106 34 340 и кредиту счетов 1 304 04 340, 1 401 10 180, 1 401 10 151, а затем затраты, собранные на счете 1 106 34 340, переносятся в дебет счетов 1 105 31 340 - 1 105 36 340.
Обратите внимание! Учреждение, осуществляющее централизованные закупки материальных запасов, согласно установленной им учетной политике затраты, произведенные по заготовке и доставке материальных запасов до центральных (производственных) складов (баз) и (или) грузополучателей, включая страхование доставки, вправе не включать в фактическую стоимость приобретаемых материальных запасов, а относить их в составе расходов на финансовый результат текущего финансового года (п. 103 Инструкции N 157н).
Учет учреждением нефинансовых активов в пути в рамках централизованного снабжения
Объекты нефинансовых активов, отгруженные поставщиком в рамках централизованного снабжения, но не поступившие к концу отчетного периода в учреждение, учитываются на счете 1 107 00 000 "Нефинансовые активы в пути" (п. 147 Инструкции N 157н). Основанием для принятия к учету указанных объектов является извещение.
Аналитический учет нефинансовых активов ведется в карточке количественно-суммового учета материальных ценностей по каждому поставщику отдельно. Учет операций по выбытию, перемещению материальных ценностей в пути ведется в журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов. Учет операций по их поступлению ведется в соответствии с содержанием хозяйственной операции: в журнале операций расчетов с поставщиками и подрядчиками и журнале по прочим операциям.
Для учета в рамках централизованного снабжения нефинансовых активов в пути применяются следующие счета (п. 37 Инструкции N 162н):
- 1 107 11 000 "Основные средства - недвижимое имущество учреждения в пути";
- 1 107 31 000 "Основные средства - иное движимое имущество учреждения в пути";
- 1 107 33 000 "Материальные запасы - иное движимое имущество учреждения в пути".
В бухгалтерском учете казенных учреждений в рамках централизованного снабжения, производимом между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю бюджетных средств на сумму нефинансовых активов, не поступивших на отчетную дату, операции отражаются следующим образом:
а) в части основных средств:
Дебет счетов 1 107 11 310 "Увеличение стоимости основных средств - недвижимого имущества учреждений в пути", 1 107 31 310 "Увеличение стоимости основных средств - иного движимого имущества учреждения в пути"
Кредит счета 1 304 04 310 "Внутриведомственные расчеты по приобретению основных средств"
б) в части материальных запасов:
Дебет счета 1 107 33 340 "Увеличение стоимости материальных запасов - иного движимого имущества в пути"
Кредит счета 1 304 04 340 "Внутриведомственные расчеты по приобретению материальных запасов"
При получении учреждением нефинансовых активов делаются проводки:
а) в части основных средств:
Дебет счетов 1 106 11 310 "Увеличение вложений в основные средства - недвижимое имущество учреждения", 1 106 31 310 "Увеличение вложений в основные средства - иное движимое имущество учреждения"
Кредит счетов 1 107 11 410 "Уменьшение стоимости основных средств - недвижимого имущества учреждений в пути", 1 107 31 410 "Уменьшение стоимости основных средств - иного движимого имущества учреждения в пути"
б) в части материальных запасов:
Дебет счета 1 106 34 340 "Увеличение вложений в материальные запасы - иное движимое имущество учреждения"
Кредит счета 1 107 33 440 "Уменьшение стоимости материальных запасов - иного движимого имущества в пути"
Отражение операций по централизованным закупкам в бухгалтерском учете государственного заказчика
Операции по централизованным закупкам в бюджетном учете государственного заказчика в случае, если материальные ценности приходуются на его склад, отражаются следующим образом:
1. Перечисление аванса поставщику имущества в соответствии с государственным контрактом на основании платежного поручения, приложенного к выписке из лицевого счета:
а) в части основных средств:
Дебет счета 1 206 31 560 "Увеличение дебиторской задолженности по авансам по приобретению основных средств"
Кредит счета 1 304 05 310 "Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по приобретению основных средств"
б) в части материальных запасов:
Дебет счета 1 206 34 560 "Увеличение дебиторской задолженности по авансам по приобретению материальных запасов"
Кредит счета 1 304 05 340 "Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по приобретению материальных запасов"
2. Принятие денежных обязательств в объеме произведенных поставок на основании документа, предусмотренного государственным контрактом, подтверждающего исполнение условий контракта по поставке:
а) в части основных средств:
Дебет счетов 1 106 11 310 "Увеличение вложений в основные средства - недвижимое имущество учреждения", 1 106 31 310 "Увеличение вложений в основные средства - иное движимое имущество учреждения"
Кредит счета 1 302 31 730 "Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств"
б) в части материальных запасов в случае формирования их стоимости по одному договору:
Дебет счетов соответствующих счетов аналитического учета счета 1 105 30 000 "Материальные запасы - иное движимое имущество учреждения" (1 105 31 340 - 1 105 36 340)
Кредит счета 1 302 34 730 "Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов"
в) в части материальных запасов в случае формирования их стоимости по нескольким договорам:
Дебет счета 1 106 34 340 "Увеличение вложений в материальные запасы - иное движимое имущество учреждения"
Кредит счета 1 302 34 730 "Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов"
3. Оплата поставщику за произведенную поставку на основании платежного документа, приложенного к выписке из лицевого счета:
а) в части основных средств:
Дебет счета 1 302 31 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению основных средств"
Кредит счета 1 304 05 310 "Расчеты по платежам из бюджета с финансовыми органами по приобретению основных средств"
б) в части материальных запасов:
Дебет счета 1 302 34 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов"
Кредит счета 1 304 05 340 "Расчеты по платежам из бюджета с финансовыми органами по приобретению материальных запасов"
4. Зачет ранее перечисленного аванса на основании справки (ф. 0504833):
а) в части основных средств:
Дебет счета 1 302 31 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению основных средств"
Кредит счета 1 206 31 660 "Уменьшение дебиторской задолженности по авансам по приобретению основных средств"
б) в части материальных запасов:
Дебет счета 1 302 34 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов"
Кредит счета 1 206 34 660 "Уменьшение дебиторской задолженности по авансам по приобретению материальных запасов"
5. Отражение расчетов по передаче имущества между уполномоченными органами одного бюджета (межведомственные расчеты) на основании извещения (ф. 0504805) с приложением акта приема-передачи имущества, оформленного в установленном порядке передающей и принимающей сторонами:
а) в части основных средств:
Дебет счета 1 401 20 241 "Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям"
Кредит счетов 1 106 11 410 "Уменьшение вложений в основные средства - недвижимое имущество учреждения", 1 106 31 410 "Уменьшение вложений в основные средства - иное движимое имущество учреждения"
б) в части материальных запасов в случае формирования их стоимости по одному договору:
Дебет счета 1 401 20 241 "Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям"
Кредит соответствующих счетов аналитического учета счета 1 105 30 000 "Материальные запасы - иное движимое имущество учреждения" (1 105 31 340 - 1 105 36 340)
в) в части материальных запасов в случае формирования их стоимости по нескольким договорам:
Дебет счета 1 401 20 241 "Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям"
Кредит счета 1 106 34 440 "Уменьшение вложений в материальные запасы - иное движимое имущество учреждения"
6. Отражение расчетов между уполномоченными органами разных бюджетов на основании извещения (ф. 0504805) с приложением акта приема-передачи имущества, оформленного в установленном порядке передающей и принимающей сторонами:
а) в части основных средств:
Дебет счета 1 401 20 251 "Расходы на перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации"
Кредит счетов 1 106 11 410 "Уменьшение вложений в основные средства - недвижимое имущество учреждения", 1 106 31 410 "Уменьшение вложений в основные средства - иное движимое имущество учреждения"
б) в части материальных запасов в случае формирования их стоимости по одному договору:
Дебет счета 1 401 251 "Расходы на перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации"
Кредит соответствующих счетов аналитического учета счета 1 105 30 000 "Материальные запасы - иное движимое имущество учреждения" (1 105 31 340 - 1 105 36 340)
в) в части материальных запасов в случае формирования их стоимости по нескольким договорам:
Дебет счета 1 401 251 "Расходы на перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации"
Кредит счета 1 106 34 440 "Уменьшение вложений в материальные запасы - иное движимое имущество учреждения"
7. Отражение расчетов между уполномоченным органом и подведомственным ему учреждением на основании извещения (ф. 0504805) с приложением акта приема-передачи имущества, оформленного в установленном порядке передающей и принимающей сторонами:
а) в части основных средств:
Дебет счета 1 304 04 310 "Внутриведомственные расчеты по приобретению основных средств"
Кредит счетов 1 106 11 410 "Уменьшение вложений в основные средства - недвижимое имущество учреждения", 1 106 31 410 "Уменьшение вложений в основные средства - иное движимое имущество учреждения"
б) в части материальных запасов в случае формирования их стоимости по одному договору:
Дебет счета 1 304 04 340 "Внутриведомственные расчеты по приобретению материальных запасов"
Кредит соответствующих счетов аналитического учета счета 1 105 30 000 "Материальные запасы - иное движимое имущество учреждения" (1 105 31 340 - 1 105 36 340)
в) в части материальных запасов в случае формирования их стоимости по нескольким договорам:
Дебет счета 1 304 04 340 "Внутриведомственные расчеты по приобретению материальных запасов"
Кредит счета 1 106 34 440 "Уменьшение вложений в материальные запасы - иное движимое имущество учреждения
Забалансовый учет операций по централизованному снабжению
В соответствии с Инструкцией N 157н, которая регламентирует основы бухгалтерского учета казенных учреждений, забалансовый учет операций по централизованным закупкам материальных ценностей ведется на двух счетах (п. 341, 375 Инструкции N 157н):
- 05 "Материальные ценности, оплаченные по централизованному снабжению";
- 22 "Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению".
Принцип учета на указанных счетах не изменился. Счет 05 используется субъектом учета, уполномоченным на централизованное заключение государственного (муниципального) контракта (договора). Инструкция N 157н дает название указанному субъекту как вышестоящее учреждение - заказчик (далее - заказчик). На счете 05 заказчик отражает отгруженные и оплаченные в рамках централизованных закупок материальные ценности в адрес учреждений-грузополучателей, минуя свои склады, то есть в случае, если материальные ценности поступают от поставщика непосредственно учреждениям.
Заказчик отражает на указанном счете материальные ценности в сумме выплат на их приобретение. Соответственно, основанием для отражения указанных операций служат счета, накладные, предъявленные поставщиком.
При получении подтверждения о получении учреждением-грузополучателем материальных ценностей, отгруженных в их адрес, заказчик списывает указанные ценности с забалансового счета 05 по стоимости, по которой они были приняты к учету.
Аналитический учет по счету 05 ведется в книге учета материальных ценностей, оплаченных в централизованном порядке, по каждому учреждению (грузополучателю) и виду материальных ценностей.
Счет 22 используется учреждением-грузополучателем для учета материальных ценностей, полученных в рамках централизованного снабжения, в случае, если они поступили без сопроводительных документов - извещения (ф. 0504805) и копий документов поставщика на отправленные ценности в адрес грузополучателя. При этом казенные учреждения могут использовать имущество до получения указанных документов при наличии разрешения уполномоченного органа исполнительной власти, главного распорядителя бюджетных средств.
При получении соответствующих документов материальные ценности списываются с забалансового учета и приходуются на соответствующие счета учета активов учреждения.
Порядок ведения аналитического учета по счету 22 устанавливается учреждением самостоятельно в учетной политике. Инструкция N 157н не содержит указаний по вопросу определения стоимости материальных ценностей, учитываемых на забалансовом счете 22. По мнению автора, данный вопрос также должен найти отражение в учетной политике учреждения.
Л. Салина,
эксперт журнала "Силовые министерства и ведомства:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 8, август 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Приказ Минфина РФ от 30.12.2008 N 148н "Об утверждении Инструкции по бюджетному учету" (утратил силу с 01.01.2011).
*(2) Приказ Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению".
*(3) Приказ Минфина РФ от 06.12.2010 N 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"