1. В Уложении в 17 главе во 2 статье напечатано: после умерших купленная вотчина жене его, вольно ей в той вотчине, как похочет, нет до нее никому дела; да в 8 статье, которые вотчины мужья купят себе у вотчинников рода своего, родовые и выслуженные, вотчин женам не давать, а отдавать в род мужей их, для того, что те вотчины их родственные и выслуженные, а родственникам за ту вотчину дать деньги по его душе, против купчей; а которые вотчинники старинные и родовые и выслуженные свои вотчины кому продали, и заложили в чужие рода, и те чужеродцы, те купленные вотчины записав за собой, а иные не записав, продали в род первых продавцов, чьи они были, а не на выкуп отдали, а иные такие вотчины по продаже чужеродцев были в двух, или трех продажах и в закладах у чужеродцев же, и их последние купцы те вотчины также продали в род первых вотчинников, чьи они были родовые и выслуженные, и после того тех вотчинников, которые те свои родовые вотчины у чужеродцев купили, не стало, а жены их бездетны: и такие вотчины женам ли давать против купленных вотчин, или родственникам против тех вотчин, которые купят у вотчинников роду своего родовые и выслуженные вотчины? Того в Уложении и в новых статьях не написано.
2. В Уложении, в 17 главе, в 33 статье напечатано: будет кто закладную вотчину кому просрочит, и будет о выкупе бить челом после срока: и ему в том отказать, и закладные его вотчины на выкуп не давать, и велеть такие закладные вотчины по закладным в книги писать за теми людьми, кому просрочены, и без челобитной того, кто заложа, просрочит, сослався с Судным приказом, не было ли челобитья его о выкупе.
А в новых статьях написано: вотчины по купчим и по закладным, которые за руками продавцов и закладчиков, а писаны до сего великого Государя указа, а продавцов и закладчиков не стало, и те вотчины записывать; а которые продавцы и закладчики живы, и тех допрашивать; а впредь которые купчие и закладные учнут в Поместный приказ приносить, а писаны будут после сего Великого Государя указа, и по тем купчим и по закладным, без допросов продавцов, вотчин не записывать, для того, чтобы впредь о розыске в таких купчих и в закладных челобитья не было; а которые люди после указа Великого Государя вотчины свои продали, и заложили, а продавцы, не записав тех вотчин за теми людьми, кому они продали, а закладчики до сроков померли не допрашиваны: и такие вотчины по купчим и по закладным которые продавцы не записав, и закладчики до срока померли, за теми людьми, кому те вотчины проданы, или заложены без допросов, записывать ли, а будет после смерти без допросов не записывать? и о таких вотчинах что указ чинить, того в Уложении и в новых статьях не написано.
3. В Уложении в 17 главе в 17 статье напечатано: которым людям вотчины даны по сыску за Московское осадное сидение, а челобитчики на них учнут бить челом, что они в осаде не были, и в осадном списке имен их не написано, и против того челобитья про тех людей, за которыми такие вотчины, сыскивать накрепко и с теми людьми, кто на них станет бить челом, ставить с очей на очи; да будет по сыску кто в осаде не сидел, а взял вотчину ложно: и у тех людей те вотчины отнимать, и в раздачу раздавать, а за очи, и не сыскав допряма, тех вотчин у них не отнимать. В 45. В Московском уезде и в городах порожние земли всяких чинов людям в вотчину продавать, а в купчей писать, кто купит, и женам их и детям, и вольно им те земли продать и заложить, и в приданые дать; а буде после кого жены и детей не останется, и те вотчины в род их, а не будет роду их, те вотчины имать в поместные земли, а деньги за них давать из Государевой казны по их душам в монастыри, смотря по строению. А которые вотчины написаны в писцовых книгах и в дачах за вотчинниками, и тех вотчинников не стало, а после их жен и детей и роду их не осталось, а вотчинами их владеют чужеродцы, а в Поместный приказ приносили, и ныне приносят купчие и закладные и данные и духовные, а те вотчины им продали и заложили и в приданые дали иных же родов люди, а не те вотчинники и не родственники их, за кем те вотчины написаны в писцовых книгах и в дачах, а тех вотчинников и жен их и детей и родственников, за кем те вотчины написаны в писцовых книгах и в дачах, крепостей, чем они от них отошли, на те вотчины к записке не кладут, а в челобитных и в сказках своих за руками пишут, что те вотчинники, за кем вотчины в писцовых книгах и в дачах написаны, те вотчины продали, а иные заложили, а которым людям продали или заложили, и те люди те вотчины по тем крепостям, не записав за собой, продали, а иные заложили, или в данной, или в духовной написали, а вотчинников, за кем вотчины в писцовых книгах и в дачах написаны, и кому они продали, или заложили, не стало, а после их жен и детей и роду их никого не осталось, и тех купчих и закладных, как те вотчинники, за кем вотчины написаны в писцовых книгах и в дачах, продавали и закладывали, взять им негде, потому, что тех людей, у кого те купчие и закладные были, не стало, а после их жен и детей и роду не осталось же. И такие вотчины по купчим и по закладным и по данным и по духовным записываны, а с купчих прежних вотчинников, про которые в сказках написали, что им взять негде для того, что тех прежних вотчинников не стало, а роду их не осталось, пошлины иманы с тех людей против их сказок, что они тем вотчинам цены прежних вотчинников в сказках своих написали, а иные такие вотчины по последним купчим и по закладным и по данным и по духовным и по се число в Поместном приказе не записаны. И ныне о таких вотчинах бьют челом Великому Государю челобитчики, чтобы те вотчины дать им в поместье для того: вотчинников, за кем те вотчины написаны в писцовых книгах и в дачах, не стало, а жен их и детей и роду их не осталось, а вотчинами их владеют без их крепостей по купчим и по закладным иных родов люди, а не тех людей, за кем те вотчины написаны в писцовых книгах и в дачах, а иные такие вотчины без крепостей тех людей, за кем те вотчины написаны в писцовых книгах, и в дачах записаны по сказкам. И такие вотчины по купчим и по закладным и по данным и по духовным без крепостей прежних вотчинников, за кем по писцовым книгам, записывать ли, или челобитчикам отдавать в поместье? того в Уложении и в новых статьях не написано.
4. В Уложении в 17 главе в 31 статье напечатано: будет кто купленную свою вотчину кому продаст, или заложит, или отдаст кому безденежно, и крепость на ту вотчину даст, или после своего живота кому откажет, и в духовную напишет, и у свидетельства та духовная будет не оспорена и детям его и внучатам и иным его роду впредь до той вотчины дела нет, и на выкуп им той вотчины не отдавать; а будет у свидетельства духовную кто челобитьем оспорит, и то разымать судом. А которые люди купленные свои вотчины, что они купили у чужеродцев, в духовных написали родственникам рода своего, и те духовные свидетельствованы и запечатаны, а кому те вотчины в духовных написаны, и тех людей отцы давали те вотчины за дочерьми своими, не взяв у детей своих на те вотчины крепостей, и не записав за собой, и дочерей их не стало, а те вотчины продали, или заложили те люди, кому они в духовных написали, в чужие роды; и о тех вотчинах бьют челом на выкуп тех людей родственники, которым те вотчины написали в духовных родственники их, для того, что им те вотчины отказаны были по духовным родственников, а не купленные были и не закладные. А кому те вотчины проданы и заложены, и те люди бьют челом, чтобы тех вотчин на выкуп не отдавать для того, кто им те вотчины продал, или заложил, и за теми людьми те вотчины были не родовые и не выслуженные роду их, владели они теми вотчинами по духовным; а которые родственники те вотчины им в духовных писали, и у тех родственников те вотчины куплены из чужих родов, а не родовые и не выслуженные.
5. В Уложении 157 года напечатано: в прошлом 137 году, блаженной памяти Великий Государь указал: о родовых и о выслуженных вотчинах по правилам Святых Апостолов и Святых Отцов, кого не станет, а после его останется жена бездетна, да после того же останутся братья родные и двоюродные и род: и те вотчины давать в род того умершего братьям родным и двоюродным, и в род, кто кому ближе. Да в памяти из Иноземского приказа за приписью Дьяка Петра Малыгина 162 года написано: блаженной памяти Великий Государь указал: иноземцам всяких чинов людям, вотчины свои продавать Русским людям, а иноземцам некрещеным не продавать. А за которыми некрещеными иноземцами были вотчины, а после того те иноземцы крестились в православную Христианскую веру, и теми вотчинами владели, и их не стало, а после их детей и внучат родных крещеных не осталось, а вотчины их даны родственникам и родственницам крещеным, а после тех дач на тех крещеных родственников и на родственниц; о тех вотчинах бьют челом родственники же, иноземцы некрещеные братья родные и внучата, дочерни дети, тех же родов, а иные по матерям, и по обыскам и в поколенных росписях пишут, что они к тем вотчинам ближе крещеных родственников, а иные в роду с крещеными родственниками равны, чтобы те вотчины им дать по родству также, как и Русским людям вотчины дают по Уложению и по новым статьям; а крещеные родственники и родственницы бьют челом, чтобы тех вотчин из дач у них не отнимать, и некрещеным родственникам и родственницам, которые ближе, тех вотчин не давать для того, что те родственники и родственницы некрещеные, и дают им Великого Государя годовое денежное жалование; а в указе де блаженной памяти Великого Государя из Иноземского приказа 162 года написано: за которыми некрещеными иноземцами вотчины, и тем некрещеным иноземцам не токмо что у крещеных из дач отнимать, и им давать, и своих вотчин им за собой держать не велено. И после которых крещеных иноземцев вотчины их даны родственникам и родственницам крещеным же, и у тех крещеных иноземцев, те вотчины из дач поворачивать ли, и ближним родственникам некрещеным иноземцам отдавать ли, а им те вотчины продавать повольной ценой Русским людям, или им за те вотчины указывать деньги, а вотчинам быть по дачам за крещеными родственниками? того в Уложении и в новых статьях не написано.
6. В Уложении в 18 главе в 15 статье напечатано: которые люди в Печатный приказ принесут из Поместного приказа купчие на вотчину, что купят из порожних земель, а в Поместном приказе с тех купчих пошлин взято будет, с рубля по алтыну: и с тех купчих в приказе имать пошлин с купца по полуполтине, да с четвертной пашни по полтрети деньги с четверти. А в Поместном приказе с вотчинных купчих и закладных емлют пошлины с рубля по алтыну с тех людей, кто о записке той вотчины бьют челом со всех, по которым купчим и закладным та вотчина была не записана. И Великому Государю бьют челом вотчинники, которые вотчины купили, чтобы пошлины взять с одних их купчих, а с закладных пошлины взять с первых купцов для того, что они те вотчины, не записав за собой, и не заплатя пошлин, им продали. А продавцы бьют челом, чтобы с тех первых купчих взять пошлины у последних купцов для того, что в купчих их и в закладных того, что с тех их первых купчих и с закладных пошлины платить им, не написано. И пошлины имать с тех ли людей, кто не записав за собой, продал и заложил, или и с тех, кто о той вотчине станет бить челом по последней купчей о записке? такого Государева указа в Уложении и в новых статьях не написано.
7. В указе 184 года июня 20 написано: которые люди приданые жен своих вотчины, своим именем, кому продадут, а после того тех людей не станет, а жены их о тех своих вотчинах учнут бить челом, а в челобитных напишут, что мужья их, приданые их вотчины продали, не любя их, и те приданые вотчины у тех людей, кто те вотчины купил, взяв, отдать женам их по-прежнему; а тем людям, кто те вотчины купил, указывать деньги за те вотчины по купчим, что они за те вотчины дали, тех людей, которые жен своих приданые вотчины продали, на родственниках их, которым после их даны будут поместья их и вотчины и дворы и животы; и за вотчинное строение имать по сказкам, у кого будет написано в купчей именно, что за строение платить по сказке; а в которой купчей за вотчинное строение, что платить по сказке, будет не написано: и в том суд давать по Уложению. Да в новоуказных же статьях 187 года написано: которые люди приданые вотчины жен своих продали, или заложили своим именем, а в купчей и в закладной написано за вотчинное строение платить по сказке, и родственникам, кому после продавцов даны будут дворы и животы и поместья и вотчины, за вотчинное строение платить по оценке, а не по сказке для того, что та вотчина взята безденежно и отдана продавцовой жене, а не родственникам на выкуп. А буде родственники станут бить челом, что им по оценке за строение платить не в мочь: и тех продавцов дворы и животы и поместья и вотчины взяв у тех людей, кому после продавцов даны, оценя, отдать тем людям, у кого такие вотчины в продаже и в закладе были, за строение против оценки. А будет продавцовых дворов и животов из поместий и вотчин против оценки в платеж не будет и того не спрашивать, и против оценки купцам не доплачивать. А буде те люди, на ком за строение тех вотчин указано будет взять деньги, учнут бить челом по полюбовному договору с женой того умершего, чтобы ту вотчину отдать купцу по прежним купчим мужа ее, для того, что им за строение тех вотчин против оценки платить нечем и те вотчины отдавать по купчим. А буде купцы тех вотчин взять не похотят, а учнут бить челом за строение против своих сказок, или по оценке: и им в том отказывать, потому, что та вотчина и с его строением ему в додачу; а как та вотчина у него была взята, и в то время, буде ему какие учинились убытки и вотчине разорение, и ему тех убытков и разорения искать судом на родственниках, потому что они в той вотчине с женой учинили сделку полюбовно. А что в докладной выписке написан Государев указ и Боярский приговор из новых статей 185 года, велено за строенье таких вотчин на родственниках имать по сказкам, и по той статье, с Его Государева указа и Боярского приговора, на родственниках по сказкам не имать, а имать по оценке, а впредь жениных вотчин мужьям своим именем не продавать и не закладывать, и таких купчих и закладных в Поместном приказе не записывать. А которые мужья приданые вотчины жен своих продали или заложили, и в купчих, или в закладных писали себя и жен своих имена, и к тем купчим мужья их, а вместо жен отцы духовные и родственники и чужеродцы руки приложили; и те вотчины по купчим и по закладным в Поместном приказе за купцами записаны: и такие вотчины, которые мужья продали, своими и жен своих именами, из продажи и из заклада имать тех продавцов женам, а которых жен не стало, родственникам поворачивать ли, того в Уложении и в новых статьях не написано. И буде не поворачивать, и впредь такие вотчины, которые мужья с женами написаны будут в купчих и в закладных, записывать ли? А в нынешнем в 188 году марта в 12 день, Бояре такого дела по купчей Дьяка Семена Румянцева слушав, по продаже Воина Нащокина и жены его Аксиньи, приданой ее вотчине приговорили быть за Семеном Румянцевым, а бабке жены его Воиновы вдове Княгине Ефимии Князь Васильев жене Горчаковой отказать; да и впредь приговорили, такие вотчины по купчим и по закладным за теми людьми, кому будут проданы, или в чем заложены, а в купчей, или в закладной муж и жена написаны будут вместе, в Поместном приказе в записные вотчинные книги записывать.
8. В Уложении 157 года в 17 главе в 55 статье напечатано: которые поместные дела вершены января по 28 число 157 года, и тем поместным делам так и быть, как они вершены, и впредь их не вчинать и не выписывать. А в новых статьях 185 года написано: которые люди учнут бить челом Великому Государю в разных городах о пустошах, которые пустоши написаны в писцовых книгах в стане и в волости именно, а иные челобитчики те пустоши учнут спорить дачами, а в челобитных своих учнут писать, что даны им те пустоши по сыску и по черным книгам теми же именами не в тех станах и в волостях, в которых написаны те пустоши в писцовых книгах: и таким пустошам быть крепким в даче по писцовым книгам, а не по обыскам. А которые порожние пустоши написаны Московского уезда в городах по писцовым книгам в станах и в волостях именно, а челобитчикам отданы теми же именами, до Уложения, по обыскам и по мерным книгам, за малые четверти в иных станах или волостях, против их челобитья, а не по писцовым книгам, а иным вотчины проданы; и о таких пустошах по писцовым книгам били челом, или впредь учнут бить челом иные челобитчики, чтобы им отдать в поместье, и первым де челобитчикам те пустоши отданы не по писцовым книгам, а иные челобитчики дачи первых челобитчиков утаили, и по их челобитью те пустоши в Московском уезде и в городах отказаны по обыскам, не допрося тех людей, которые теми пустошами владеют, и те первые помещики и вотчинники бьют челом, чтобы тем пустошам быть за ними по дачам в тех станах или в волостях, в которых написаны в писцовых книгах; а что будет сверх их дач четвертные пашни, и то отдать им же в оклады, а последним бы челобитчикам не отдавать, потому что дачи их на те пустоши были отцом их и родственником до Уложения, и владели де они теми землями лет по 30 и больше, и проча себе, строили, и пашню распахали, и всякие угодья расчистили; и таким пустошам, которые отданы в поместье до Уложения, и в вотчину проданы, за первыми помещиками и вотчинниками быть по дачам и написать им в тех станах и в волостях, в которых они написаны в писцовых книгах, а что будет по писцовым книгам сверх их дач лишних четей, и те чети им же в оклады отдавать ли, или такие пустоши отдавать челобитчикам, которые бьют челом по писцовым книгам? того в Уложении и в новых статьях не написано.
Великий Государь вотчинных статей слушав, указал, и Бояре приговорили:
На 1. Кто вотчину купит, или в заклад возьмет у чужеродцев, а та вотчина была старинная или родовая рода того, который купил, или в заклад взял, а не выкупил, и тем вотчинам быть в купленных потому, что те вотчины в продаже из роду были в чужих родах, а в тот же род поворотились куплей из чужих родов, и о тех вотчинах чинить указ по Уложению, как в Уложении напечатано: кто купит вотчину, или в заклад возьмет у чужеродцев, а не у родственников рода своего родовые и выслуженные вотчины, для того, что те вотчины родственник купил или в заклад взял, а не выкупил; а будет такие дела вершены, а спору об них и челобитья до сего Великого Государя указа и Боярского приговора не было, и тем делам быть так, как они вершены; а буде о тех делах спор и челобитье до сего Великого Государя указа и Боярского приговора было, и по тем делам указ чинить по сему Великого Государя указу и Боярскому приговору.
На 2. Которые люди после указа Великого Государя вотчины свои продали, или заложили, а продавцы не записав тех вотчин за теми людьми, кому они продали, а закладчики до сроков и после сроков померли недопрашиваны; и такие вотчины по купчим и по закладным продавцов и закладчиков и после их смерти, хотя они и недопрашиваны, за теми людьми, кому они продали и заложили, записывать; а буде родственники, или кто учнет спорить, продавцы и закладчики недопрашиваны, и им отказывать, для того, как продавцы и закладчики были живы, и на купчие и на закладные челобитья ничьего не было.
На 3. Которые вотчинники бьют челом о записке вотчины по купчим и по закладным и по данным и по духовным, а кто им те вотчины продал, или заложил, или в данной и в духовной написал, и про тех людей пишут в челобитных и в сказках, что те вотчины у тех людей были купленные, или закладные, и купчие и закладные в Поместном приказе не записаны, и взять им тех купчих и закладных негде: и таких вотчин без крепостей тех людей, за кем те вотчины по писцовым книгам и по дачам, не записывать, для того, владеют они теми вотчинами, не взяв у прежних вотчинников крепостей, а отдавать те вотчины, кого Великий Государь пожалует, как и в Уложении в 17 главе, в 17 статье напечатано: которым людям по сыску за Московское осадное сиденье вотчины даны, а челобитчики на них учнут бить челом, что они в осаде не были, и по сыску в осадном списке имен их не написано и у тех людей те вотчины велено отнимать, и в раздачу раздавать. А буде такие вотчины кому в духовных за свидетельством написаны, а духовные писаны и свидетельствованы до Уложения, и в Поместном приказе те вотчины по тем духовным в дачах были записаны, хотя и без крепостей прежних вотчинников: и тех вотчин челобитчикам не отдавать для того, что те вотчины в дачах объявились, и записаны до Уложения. А которые духовные писаны и свидетельствованы, и вотчины записаны без крепостей после Уложения, и о тех вотчинах указ чинить по сему Великого Государя указу, как о том писано выше сего. А буде такие дела вершены, а спору и челобитья о них, до сего Великого Государя указа и Боярского приговора, не было: и тем так и быть; а буде о тех делах спор и челобитье до сего указа есть, и о тех делах указ чинить по сему же Великого Государя указу и Боярскому приговору.
На 4. Которые люди купленные свои вотчины, что они купили из чужих родов, в духовных написали родственникам рода своего, и духовные свидетельствованы и запечатаны, а те люди, кому те вотчины в духовных написаны, продали, или заложили в чужие роды: и тех вотчин родственникам продавцов и закладчиков на выкуп не давать, по тому, в Уложении напечатано: родственникам выкупать родовые и выслуженные вотчины, а не купленные; а что куплены из чужих родов, и те вотчины родственники их в духовных писали купленные и закладные, что они купили из чужих родов, а не у родственников рода своего, и не родовые и не выслуженные вотчины рода своего. А буде такие вотчины родственникам на выкуп даны, и дела вершены, а спору об них и челобитья, после вершения, до сего Великого Государя указа и Боярского приговора, не было: и тем делам быть так, как они вершены; а буде о тех делах спор и челобитье до сего Великого Государя указа и Боярского приговора есть, и по тем делам указ чинить по сему Великого Государя указу и Боярскому приговору.
На 5. После крещеных иноземцев давать вотчины родственникам и родственницам крещеным, по Уложению, а некрещеным родственникам и родственницам и ближним не давать для того, по указу, блаженной памяти Великого Государя, и по памяти из Иноземского приказа, некрещеным иноземцам из своих вотчин за собой держать не велено; а что нынешнего 188 марта в 19 день, вотчина взята у Прокофьевой жены Ларионова, и разделена с племянницами ее, сестры ее с дочерьми с некрещеными иноземками: и той вотчине быть по прежней даче за Прокофьевой женой Ларионова, а племянницам ее, некрещеным иноземкам, в той вотчине отказать, и впредь о таких делах указ чинить по сему Великого Государя указу и Боярскому приговору.
На 6. Великий Государь указал и Бояре приговорили: с купчих и с закладных имать пошлины с купцов, или кто в заклад взял, а буде купец, или кто в заклад взял, купленную, или закладную свою вотчину не записав за собой, продаст, или заложит, и пошлины с купчей и с закладной, по чему ему та вотчина была крепка, платить ему, будет он про пошлины купцу, или кому заложит, именно в купчей и в закладной не напишет; а будет тех продавцов и закладчиков не стало: и те пошлины имать на последних купцах, или кому заложены, а им тех пошлин искать судом, тех людей на женах и на детях и на родственниках, или кому будут даны после их дворы и животы и поместья и вотчины. А которые последние купцы, или кто вотчины в заклад взял, пошлины платили с первых купчих и закладных тех людей, которые им те вотчины продали и заложили, и дела вершены, а спору и челобитья тех последних купцов, или кто в заклад взял, о пошлинах на первых купцов, кто те вотчины продал и заложил, до сего Великого Государя указа и Боярского приговора, не было: и тем быть так, как они вершены; а буде спор и челобитье до сего Государева указа и Боярского приговора было, и по тем делам указ чинить по сему Государеву указу и Боярскому приговору.
На 7. Которые люди приданые жен своих вотчины продали и заложили, а в купчих и в закладных писались вместе, или одни жены написаны: и такие вотчины по прежнему Великого Государя указу и Боярскому приговору нынешнего 188 года марта 12 числа, за купцами, или кому заложены будут, записывать; а из продажи и из заклада в род, по родству, не поворачивать, для того, что оной вотчины в продаже написана жена с мужем, и рука вместо ее у купчей, или у закладной особо приложена.
На 8. Которые земли в Московском уезде и в городах даны по мерным книгам из обводных земель до Уложения, а в писцовых книгах те земли написаны теми же именами, которыми именами даны по мерным книгам: а четвертной пашни в тех землях написано больше того, что написано по мерным книгам: и те лишние четверти, что объявятся по писцовым книгам перед мерными книгами, отдавать тем же людям, кому даны по мерным книгам в поместья и в оклады, или детям и внучатам, для того, до Уложения на те лишние четверти челобитья не было, а они те земли строили и распахали; а в Уложении, в 17 главе в 55 статье напечатано: которые поместные дела вершены января по 28 число 157 года, и тем так и быть, и впредь их не вчинать и не выписывать. А которые пустоши даны кому после Уложения по мерным книгам за малые четверти, а написаны те пустоши по писцовым книгам теми же именами, а четвертной пашней больше мерных книг и те лишние четверти отдавать тем людям, кто учнет преж бить челом, по статьям 185 года, для того, что те пустоши иманы, мимо писцовых книг, за малые чети. А буде о тех лишних четвертях до челобитчиков учнут бить челом сами на себя прежние помещики, чтобы те лишние четверти продать им и те четверти продать им в вотчину, а имать против новых статей, за четверть по рублю, для того, что они теми землями владели многие годы без дач.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статьи о вотчинах от 29 марта 1680 г.
Извлечение из книги Законодательство царя Федора Алексеевича: 1676-1682 годы. Законодательство царей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича: 1682-1696 годы (составитель и автор вступительных статей В.А. Томсинов). - "Зерцало", 2012 г.