Комплаенс: цели, задачи и построение системы
Комплаенс в России является сравнительно новым направлением, получившим свое развитие по мере понимания бизнес-сообществом необходимости в управлении репутационными рисками и дальнейшей интеграции России в мировую экономику. Можно предположить, что по причине относительной "молодости" данного направления деятельности в профессиональном сообществе нет четкого понимания его целей и задач. Между тем по мере развития корпоративного управления и роста экспансии иностранного капитала на российский рынок направление комплаенс продолжало появляться в различных компаниях. Это было также обусловлено возрастающими требованиями российского законодательства в части внутреннего контроля, например, вызванного появлением закона, направленного на противодействие отмыванию доходов и финансированию терроризма в 2001 г., или закона, направленного на противодействие неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком в 2010 г., а также усиливающимися требованиями иностранных инвесторов, акционеров, рейтинговых агентств и иных лиц, например в части соблюдения законодательства в области FCPA (закон США о коррупционной деятельности за рубежом - Foreign Corrupt Practices Act) или требований американского правительства и Европейского Союза в области применения известных многим страновых санкций и запретов деятельности (так называемые SDN-листы и их аналоги).
Термин "комплаенс" является производным от английского "compliance", что означает "соответствие". Суть направления комплаенс сводится к обязанности соответствовать законодательству и международным нормам посредством разработки и соблюдения определенных внутренних политик и процедур. Риск несоблюдения этих политик и процедур называют комплаенс-риском. В чем заключается комплаенс-риск? Начнем с того, что помимо прямого финансового ущерба существуют также и иные последствия: правовые и/или репутационные, играющие непоследнюю роль в дальнейшей деятельности организации. В формирование положительной репутации вкладываются существенные средства, и все усилия могут быть сведены на нет одним неблагоприятным событием.
Целью комплаенс является сведение к минимуму риска вовлечения компании в процессы, которые могут обернуться для нее не только финансовыми потерями, но и потерей доверия со стороны общества в лице регулирующих органов, инвесторов, партнеров, акционеров, клиентов и т.д., т.е. минимизация комплаенс-риска.
Сегодня в западных странах комплаенс существует не только в финансовых организациях, но и на производственных предприятиях, в медицине, торговле, государственных органах и других сферах. Во многих юрисдикциях и в различных финансовых институтах понятие "комплаенс" включает разные направления, такие как инвестиционный комплаенс (регулирующий вопросы "правильной" и "честной" продажи инвестиционных продуктов), принципы справедливого отношения к клиентам (Treating Customers Fairly), принципы справедливого кредитования (Fair Lending Policy), принципы использования персональных данных и т.д. Большое количество комплаенс-процессов, которые зависят от специфики деятельности конкретной финансовой организации, влечет за собой различие в толковании и содержательном наполнении функции комплаенс в различных юрисдикциях и организациях, и в зависимости от этих факторов задачи комплаенс могут различаться.
Стандартные процессы
В то же время существует ряд стандартных процессов, которые независимо от географии и/или специфики деятельности в той или иной степени традиционно применяются в большинстве организаций. Рассмотрим их более подробно.
Противодействие отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Данный процесс тем или иным образом реализован во всех финансовых и многих нефинансовых организациях развитых и развивающихся стран. Он препятствует проникновению преступно нажитых доходов в легальный сектор экономики и предупреждает финансирование терроризма. Сегодня это один из самых главных инструментов борьбы с легализацией теневых доходов в финансовом секторе и основывается на нормах международного права и рекомендациях международных групп. В России данное направление деятельности регулируется Федеральным законом от 7.08.01 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", который признан соответствующим международным рекомендациям Financial Action Task Force, лежащим в основе данного направления практически всех стран.
Регулирование процесса принятия и дарения подарков, приглашений на мероприятия. Назначение этого процесса заключается в том, чтобы разграничить понятия "подарок" и "взятка"/"откат" или, иными словами, обозначить черту, после которой подарок становится подношением с целью получения возможности манипулировать должностным лицом в своих интересах. Наличие таких политик особо актуально в странах, где национальными традициями диктуется необходимость такого рода взаимодействия с регулирующими органами, партнерами и контрагентами. Однако наличие этих требований не запрещает дарения, а ограничивает их стоимость и способствует внедрению процедур по осуществлению соответствующего контроля.
Сообщения о нарушениях этических стандартов. Такие процедуры существуют в большинстве западных организаций и позволяют регулировать порядок и способы сообщения о нарушениях сотрудниками банка (с правом на анонимность), а также порядок последующего расследования и документирования этих нарушений. Следует отметить, что качественная реализация данной функции является одним из самых эффективных способов борьбы с нарушениями внутри компании.
Регулирование конфликтов интересов. Эти процедуры необходимы в целях противодействия возникновению конфликта интересов, т.е. случаев, когда интересы сотрудника могут противоречить интересам компании; интересы одного клиента могут противоречить интересам другого клиента и т.д. В частности, на сотрудников накладывается обязательство способствовать выявлению и предупреждению случаев возникновения конфликта интересов, а также декларируется, что интересы компании должны всегда ставиться выше личных интересов ее отдельных сотрудников.
Контроль покупок ценных бумаг сотрудниками. Данные нормы устанавливают порядок контроля за операциями на рынке ценных бумаг сотрудниками финансовых организаций. В частности, могут устанавливаться ограничения на покупку ценных бумаг определенных компаний (как правило, тех, с которыми финансовая организация в этот момент проводит какую-либо сделку), запрещаться "короткие" продажи ценных бумаг, а также регламентироваться специальный порядок согласования операций сотрудников на рынке ценных бумаг с должностными лицами компании. Основной смысл состоит в том, чтобы избежать нецелевого использования рабочего времени, упреков в неэтичном и "сиюминутном" поведении сотрудников на рынке ценных бумаг (Market timing), а также использования служебной информации в целях личного обогащения, нарушая при этом принцип справедливости рыночных отношений.
"Китайская стена". Китайская стена необходима для разграничения информационного поля в деятельности организации, как правило, финансового сектора с целью создания условий для честной конкуренции. Данные нормы реализуются практически во всех передовых инвестиционных компаниях, где особо актуально такое разграничение, поскольку обладание непубличной информацией о чьем-либо финансовом состоянии, инвестиционных планах, дополнительных эмиссиях может повлечь ее использование, например сотрудниками иного подразделения в целях извлечения дополнительной прибыли. Возведение данного информационного барьера позволяет организации обслуживать всех клиентов без ограничения.
Противодействие использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком. Данные нормы регулируют порядок работы профессиональных участников рынка ценных бумаг в части неправомерного использования внутренней информации в целях обогащения, а также проведения операций для создания условий, способствующих изменению цены определенной ценной бумаги, и обязывают предпринимать меры, направленные на снижение вероятности возникновения таких ситуаций внутри конкретной организации. Процессы, описанные в предыдущих пунктах, могут являться инструментами контроля в целях снижения таких рисков. Вопрос такого контроля сегодня особенно важен вследствие принятия Федерального закона от 27.01.10 г. N 224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Взаимодействие с регулирующими органами. Вопрос об эффективном и правильном взаимодействии с регулирующими органами весьма актуален, поскольку даже законопослушные организации сталкиваются в такой ситуации с рядом практических сложностей. Данными нормами предусматривается вовлечение службы комплаенс в качестве координатора при таких контактах.
Конфиденциальность информации. Этот процесс регулирует неразглашение данных о клиентах и их операциях. В этом случае подразумевается не только формирование общей культуры обращения с клиентскими данными, но и организация хранения и соблюдения определенных стандартов при обработке персональных данных.
Иные процессы. Выделяют также и другие процессы, такие как должное изучение клиентов, контрагентов и поставщиков товаров/услуг, принципы приема и обработки жалоб, обучение персонала и иные внутренние документы. При этом каждая организация в силу задач, установленных высшим руководством, акционерами и кредиторами, может реализовывать дополнительные процессы в этой области, создавая при этом свою уникальную структуру комплаенс-контроля.
Построение системы комплаенс
Помимо указанных процессов общепринятая рыночная практика предусматривает несколько общих принципов, соблюдение которых необходимо для эффективного построения системы комплаенс.
Ответственность высшего руководства. Высшее руководство организации должно контролировать и нести ответственность за построение системы комплаенс. Это один из самых важных аспектов, от которого напрямую зависит ее эффективность.
Независимость. Необходимо выстраивать организационную структуру таким образом, чтобы наделить службу комплаенс всеми необходимыми правами и полномочиями, а персонал этой службы должен обладать высоким статусом в иерархии организации и независимостью в части принятия решений.
Обеспечение контроля. Должное выполнение политик комплаенс следует контролировать путем внутренних проверок и аудита. В этом случае необходимо разделять функции внутреннего контроля и функции комплаенс, но в то же время обеспечивать их эффективное взаимодействие при выявлении комплаенс-рисков.
Наличие ресурсов. Персонал, несущий ответственность за разработку и реализацию процедур комплаенс (комплаенс-контролеры), должен обладать необходимой квалификацией, опытом, профессиональными и личностными качествами для координации работы и развития этого направления. Необходимо также предоставлять данному подразделению иные необходимые ресурсы для эффективной реализации процессов.
Информированность. Надлежащее следование процессам комплаенс возможно только в случае, если данное направление является частью корпоративной культуры и неотъемлемой частью процессов организации. В этом случае такие мероприятия, как обучение, позволяющие повышение квалификации, семинары и иные мероприятия, позволяющие повысить информированность сотрудников об их обязанностях в части соблюдения требований комплаенс, играют значительную роль в ее эффективной работе.
Однако важно понимать, что существует некая грань, после которой система комплаенс не только обеспечивает минимизацию рисков, но и ограничивает бизнес непропорционально существующим рискам. Следует определять сферы, где риски комплаенс присутствуют в наименьшей степени и где организация не может позволить себе осуществлять деятельность. Правильное обозначение этой грани без ее смещения в ту или иную сторону способствует наиболее эффективной организации рабочего процесса, без конфликтов с остальными подразделениями и с минимизацией риска. При этом нужно отслеживать рыночные тенденции для своевременной корректировки этой грани.
Необходимо также производить мониторинг действующего законодательства и своевременно отражать изменения в текущих процессах организации. Одним из примеров таких изменений может служить закон США об изменениях в налогообложении (FATCA: Foreign Account Tax Compliance Act), который требует значительных изменений операционных процессов кредитных организаций и потенциально подпадает в сферу комплаенс.
Работая в соответствии с указанными аспектами, организации не только выстраивают надежный комплаенс-процесс, снижая свои репутационные риски, но и одновременно облегчают себе работу с международными контрагентами, поскольку в числе требований при установлении партнерских отношений все чаще встречаются процедуры комплаенс, соответствующие ведущим мировым практикам. Важно отметить, что в последние годы происходит и преобразование консультативной роли комплаенс в контрольную, когда не только устанавливаются стандарты поведения, но и осуществляется надзор за надлежащим исполнением политик и процедур.
Если говорить о российском рынке, то в связи с интеграцией российского бизнеса в мировую экономику очевидна необходимость в надлежащем отражении ведущих мировых комплаенс-практик в политиках и процедурах местных организаций. Должное соблюдение основных принципов комплаенс и их эффективная реализация ведут к установлению принципа справедливости в отношениях между участниками рынка, минимизации правовых и репутационных рисков, а также напрямую влияют на успех и целостность самой организации и на благополучие ее персонала, что в итоге обеспечивает повышение эффективности бизнеса и его инвестиционную привлекательность.
Р. Мухаметшин,
менеджер Отдела управления рисками и
комплаенс КПМГ В России и СНГ
"Финансовая газета", N 33, август 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство финансов Российской Федерации, ООО "Международная Медиа Группа"
Газета зарегистрирована в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Регистрационное свидетельство ПИ N ФС77-38355 от 15 декабря 2009 г.
Издается с июля 1991 г.