Областным законом установлена налоговая льгота по налогу на имущество организаций в отношении части имущества, т.е. налоговой базы. Как рассчитать налоговую базу?
Пунктом 2 ст. 17 НК РФ определено, что в необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Правила установления и использования налоговых льгот определены ст. 56 НК РФ, согласно которой льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог или сбор или уплачивать их в меньшем размере. При установлении налоговых льгот должны быть учтены нормы ст. 3 НК РФ, предусматривающие запрет на установление налоговых льгот в зависимости от формы собственности или места происхождения капитала.
Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации принцип равенства всех перед законом гарантирует равные права и обязанности для субъектов, относящихся к одной категории, и не исключает возможность установления различных норм в отношении лиц, принадлежащих к другим категориям налогоплательщиков. При этом принцип равенства не может считаться нарушенным, когда различия между теми или иными категориями налогоплательщиков являются достаточными для того, чтобы предусмотреть для них различное правовое регулирование. В таких предметных сферах налогового права, как предоставление льгот, законодатель в силу Конституции Российской Федерации обладает достаточно широкой сферой усмотрения (определения Конституционного суда Российской Федерации от 25.03.04 г. N 96-О и от 9.06.05 г. N 287-О).
В соответствии со ст. 372 НК РФ при установлении налога на имущество организаций законами субъектов Российской Федерации могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
В силу ст. 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств (если иное не предусмотрено ст. 378 и 378.1 НК РФ). Поэтому льготы по налогу на имущество организаций, установленные ст. 381 НК РФ, предоставляют возможность не уплачивать налог или уплачивать его в меньшем размере определенным категориям налогоплательщиков по основаниям, установленным НК РФ в отношении всего имущества или видов имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Например, условием предоставления отдельным категориям налогоплательщиков налоговых льгот по пп. 1-4 и 17 ст. 381 НК РФ является использование имущества, являющегося объектом налогообложения, для определенных НК РФ целей. При этом не используемые по назначению объекты основных средств подлежат налогообложению. Согласно пп. 13-15 ст. 381 НК РФ категории налогоплательщиков полностью освобождаются от налогообложения без каких-либо условий в отношении имущества, находящегося на балансе. На основании пп. 5, 9-12 ст. 381 НК РФ из имущества, находящегося на балансе отдельных категорий налогоплательщиков, освобождены определенные НК РФ конкретные виды имущества вне зависимости от их целевого назначения.
В силу указанных норм НК РФ возможность освобождения законодательными (представительными) органами власти субъектов Российской Федерации отдельных категорий налогоплательщиков от налога на имущество организаций в отношении отдельных видов движимого и недвижимого имущества, находящихся на балансе организации, прямо предусмотрена НК РФ.
Налоговая база, которой признается среднегодовая стоимость имущества организаций, и порядок ее определения установлены ст. 375 и 376 главы 30 "Налог на имущество организаций" НК РФ.
В силу ст. 12 и 372 НК РФ установление и изменение налоговой базы и порядка ее определения по налогу на имущество организаций является прерогативой органа законодательной (представительной) власти Российской Федерации. Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации законодательный орган субъекта Российской Федерации не вправе разрешать вопросы, урегулированные нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах (определения ВС РФ от 28.07.10 г. N 1-Г10-14, от 12.12.07 г. N 91-Г07-27, от 28.07.10 г. N 1-Г10-14).
Необходимо также иметь в виду, что предметом бухгалтерского учета является инвентарный объект, в отношении которого формируется остаточная стоимость объекта, применяемая при исчислении налоговой базы по налогу на имущество организаций. Особый порядок определения налоговой базы в отношении части инвентарного объекта предусмотрен только для случая, установленного в соответствии с Федеральным законом от 27.11.10 г. N 308-ФЗ "О внесении изменений в главы 30 и 31 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" в части внесения изменений в ст. 376 НК РФ.
Полагаем, что по вопросу применения установленной налоговой льготы в соответствии со ст. 34.2 НК РФ необходимо обратиться в финансовый орган конкретной области.
Н. Гаврилова,
советник государственной гражданской службы
Российской Федерации 1 класса
18 августа 2011 г.
"Финансовая газета", N 33, август 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство финансов Российской Федерации, ООО "Международная Медиа Группа"
Газета зарегистрирована в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Регистрационное свидетельство ПИ N ФС77-38355 от 15 декабря 2009 г.
Издается с июля 1991 г.