Закон о такси. Новые требования
Когда начинают действовать новые нормы?
Какие требования предъявляются к организаторам перевозок?
Какие штрафы установлены за нарушение закона?
21 апреля президент подписал закон N 69-ФЗ, которым введены нормы, упорядочивающие деятельность такси.
Новые правила для таксистов начинают действовать с 1 сентября 2011 года. Радует, что этот закон принят в принципе. До этого таксисты довольствовались разрозненными нормами в различных нормативных актах и местным законодательством. То, что эти нормы попробовали собрать в одном месте, скорее хорошо.
Но вот в целом закон вызывает противоречивые чувства.
Что ждет предпринимателей и юридические лица, которые на сегодня осуществляют деятельность такси?
Разрешение на деятельность
В первую очередь, теперь на федеральном уровне закреплено, что необходимо получать разрешение на деятельность. Эдакий упрощенный вариант возврата к лицензированию.
Ранее в правилах пассажирских перевозок такого указания не было, разрешительные документы, если и выдавались, то местными властями, в каждом регионе - в соответствии со своими правилами.
Разрешение выдается не менее чем на пять лет. Это плюс. Но плюс - чуть ли не единственный.
Первый минус - законодатели ограничили действие разрешения только тем субъектом Федерации, в котором оно выдано. Распространение разрешения на другие регионы возможно, если власти этих регионов договорятся между собой и подпишут соответствующее соглашение. Если не договорятся, увы. Перевезти, допустим, из Ивановской области во Владимирскую клиента, пожелавшего использовать для этого такси, вы не сможете. Либо вам придется получать разрешение и в Ивановской области, и во Владимирской. А это накладно.
К тому же законом региональным властям дано полное право самостоятельно определять порядок оплаты за выдачу разрешения (ч. 8 ст. 9 Закона). При этом минимальное и максимальное значение этой оплаты не установлено, поэтому власти будут действовать, как обычно, а именно - кто во что горазд. И никто не даст гарантии, что "для своих" это разрешение не будет стоить одни деньги, а "для чужих" - другие.
На деле, вылиться это может в нехитрую уловку таксистов, которая была когда-то успешно апробирована, например, в Узбекистане: между областями, не составляя друг другу конкуренции, таксисты просто договаривались и на границах области высаживали пассажиров, пересаживая их в местный транспорт. Об удобстве пассажиров говорить не приходится, да и услуга сразу же поднялась в цене процентов на 20.
Но даже если "соседи" договорятся, то путешествие "из Петербурга в Москву" вполне может оказаться неподъемным, как для таксистов, так и для их потенциальных клиентов.
Еще один минус, который может сказаться на многих мелких предпринимателях, предоставляющих услуги такси.
Разрешение выдается только, если транспортное средство принадлежит бизнесменам на праве собственности либо на условиях договора лизинга.
Напомним, что "договор лизинга - договор, в соответствии с которым арендодатель (далее - лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (далее - лизингополучатель) имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование. Договором лизинга может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется лизингодателем" (ст. 2 Федерального закона от 29 октября 1998 г. N 164-ФЗ).
Если машину вы водите на условии генеральной доверенности, то законно услуги такси вы предоставлять не сможете - разрешение не дадут. Просто арендовать авто у физического лица вы теперь для оказания услуг такси тоже не сможете.
Поэтому при составлении договора аренды необходимо быть внимательным, чтобы соблюсти закон о лизинге. Иначе "неправильно оформленные документы" вполне смогут вам обеспечить длительный простой автопарка, пока необходимое разрешение вы будете получать.
Иметь в собственности автомобиль - это не единственное условие. Такси должно в обязательном порядке отвечать и другим требованиям. Например, каждая машина должна быть оборудована таксометром (п. д ч. 16 ст. 9 Закона). До закона N 69-ФЗ такого требования на федеральном уровне установлено не было.
Кроме того, местные власти имеют право установить местным же законом, что такси должно быть в единой цветовой гамме. К счастью, это требование не является обязательным, пока местные власти его не утвердят. Но если утвердят, всем таксопаркам придется потратиться на перекрашивание в ту или иную гамму (которую утвердят местные власти) своих машин.
"Шашечки" и фонарь оранжевого цвета должны обеспечить все.
С учетом нормы о разрешениях только в пределах области, таксисты, при нарушении этого нехитрого правила и выезде с клиентом "за границу", становятся отличной мишенью для надзорных органов: "чужие" номера и боевая раскраска выдадут покусившегося на соседскую территорию таксиста с головой.
Особые требования предъявляются и к водителям, точнее, к их рабочему стажу. Принять на работу можно только тех водителей, кто официально проработал в такси не менее трех лет. По закону стаж должен быть подтвержден трудовой книжкой или соответствующим договором (п. 2 ч. 16 ст. 9 Закона). Либо у водителя общий водительский стаж должен составлять не менее пяти лет.
Надо пересмотреть штат водителей, мало ли, может, кто-то из ваших сотрудников не соответствует этим требованиям и их придется в срочном порядке уволить, как не соответствующих федеральному закону. Ибо закон не дает вариантов в том случае, если водитель уже работал на предприятии до принятия новых норм.
Сложно придется и тем предпринимателям с небольшим водительским стажем, которые оказывают услуги такси самостоятельно. Разрешение они вряд ли получат. Получается, таким ИП придется либо менять вид деятельности, либо принимать на работу водителя, соответствующего нормам закона.
На деле, конечно, слабый момент в тексте закона есть. Отсутствие временных рамок для приостановления действия разрешения может "приостановление" вполне превратить в "лишение возможности заниматься деятельностью".
Есть еще один любопытный пункт, из-за которого разрешение может быть аннулировано. А именно (п. 4 ч. 14 ст. 9 Закона) "совершения водителем легкового такси дорожно-транспортного происшествия, повлекшего смерть либо причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью пассажира или третьих лиц". В общем, водитель совершит ДТП, вы лишитесь права использовать машину в качестве такси.
Но и в этом случае, отзыв разрешения возможен только по решению суда!
Проверки деятельности такси
Первые плановые проверки таксистов ждут спустя год после выдачи разрешения. Об этом прямо сказано в законе (ч. 20 ст. 9). Оснований для внеплановых проверок - масса, в частности, заявления "граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей" и многих других, включая СМИ, о том, что вы не проводите предрейсовые медосмотры. Предупреждать вас о такой внеплановой проверке, в соответствии с законом, не требуется. Но обратите внимание, что, несмотря на внеплановость, она все-таки должна быть согласована с прокуратурой.
Об ограничениях и о штрафах
Последние две части занимательной статьи 9 закона ставят просто жирную точку в этом любопытном нормативном акте. Для оптимизации транспортной нагрузки в субъекте Федерации и исходя из численности населения, власти этого самого субъекта смогут устанавливать ограничение по максимальному количеству транспортных средств, используемых в такси. Ну, а если желающих потаксовать будет больше установленной цифры, разрешения разыграют на аукционе.
Судя по пристальному вниманию к столичным пробкам руководства, как Москвы, так и РФ, эти правила введены, в первую очередь, для столицы. Поэтому столичным таксистам надо это учитывать.
К счастью для них, вступление в силу данной нормы отодвинуто на 1 января 2015 года.
Введены новые нормы и по штрафам, как же без них.
Отсутствие в салоне такси информации, предусмотренной Правилами перевозок пассажиров и багажа (утверждены постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. N 112) влечет наложение штрафа на водителя в размере 1 тыс. руб.; на должностных лиц - 10 тыс. руб., на юридических лиц - 30 тыс. руб.
Напомним, что в соответствии с правилами, на передней панели легкового такси справа от водителя размещается следующая информация:
а) полное или краткое наименование фрахтовщика;
б) условия оплаты за пользование легковым такси;
в) визитная карточка водителя с фотографией;
г) наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа.
Кроме того, в такси должны находиться правила пользования соответствующим транспортным средством, которые предоставляются пассажиру по его требованию.
Невыдача пассажиру кассового чека или БСО, подтверждающих оплату проезда грозит аналогичными штрафами.
Отсутствие "шашечек" и фонаря карается строже - водителя оштрафуют на 3 тыс. руб.; должностных лиц - на 10 тыс. руб.; организации - на 50 тыс. руб.
Если использованы отличительные признаки ("шашечки" и фонарь) такси незаконно (читай, без полученного разрешения), накажут только водителя, зато сразу на 5 тыс. руб.
При этом фонарь имеют право по закону конфисковать. Обратите внимание, фонарь, а не машину.
Какие можно сделать выводы? Выполнение всех норм и предписаний, включая единую цветовую гамму, права собственности, оперативное получение разрешений и так далее, под силу далеко не всем, а чаще всего достаточно крупному организованному бизнесу.
Скорее всего, при принятии закона действительно в первую очередь думали о Москве и других крупных городах, где власти давно мечтают упорядочить таксистов и изжить частников из этой сферы.
Вот только почему-то, как обычно, забыли о том, что "в деревне тоже живут люди". И установка таксометра может закончиться для них потерей пассажиров ввиду повышения цены. Не говоря уже о других требованиях нового закона.
Ю. Кабирова,
эксперт журнала
"Современный предприниматель. Индивидуальный подход к бизнесу", N 6, июнь 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Современный предприниматель. Индивидуальный подход к бизнесу"
Учредитель и издатель ООО "Издательский дом "В-Медиа"
Журнал зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации. Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-25680 от 22 сентября 2006 г.
Адрес: 109444, г. Москва, ул. Ташкентская, д. 9
Тел./факс: (495) 646-07-51
E-mail: id@idvm.ru
Сайт: www.spmag.ru
Подписные индексы
По каталогу "Роспечать": 36654