О дальнейших мерах по предотвращению конфликта интересов в системе государственной службы
В п. 5 ст. 16 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"*(1) установлено, что гражданин не может быть принят, а гражданский служащий не может находиться на государственной гражданской службе при наличии близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, если замещение должности государственной гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому. Безусловно, в сложившихся обстоятельствах возникает ситуация конфликта интересов, и указанные нормы введены в целях недопущения ее возникновения, оперативного прекращения и ликвидации последствий.
При этом в силу ст. 19 названного Закона под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей, при этом возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.
Под личной заинтересованностью государственного служащего понимается возможность получения при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.
Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении положения государственного служащего, вплоть до его отстранения от исполнения обязанностей, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов. Предотвращение и урегулирование конфликта интересов осуществляются путем отвода или самоотвода государственного служащего.
Законодатель предусматривает прямые ограничения только для ситуации непосредственной подчиненности и подконтрольности государственных гражданских служащих, но дело в том, что есть множество случаев ситуационной или функциональной подчиненности, которые просто не поддаются учету и описанию в нормативных правовых актах, либо, наоборот, нормативно предполагаются случаи возможного возникновения конфликта интересов.
Допустим, что родственниками или супругами являются лица, постоянно организационно друг другу не подчиненные, но в любом случае служащий подразделения документационного обеспечения, кадровой службы, финансово-экономического отдела (бухгалтерии), подразделения собственной безопасности и других подобных структурных подразделений обладает полномочиями давать обязательные указания всем подведомственным ему подразделениям и государственным служащим независимо от наличия линейных связей и прямой (непосредственной) подчиненности одного из них другому.
Кроме того, ч. 3 ст. 25 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции"*(2) предусмотрено, что сотрудник полиции, проходящий службу в территориальном органе, выполняет обязанности, возложенные на полицию, и реализует права, предоставленные полиции, в пределах территории, обслуживаемой этим территориальным органом. За пределами указанной территории сотрудник полиции выполняет обязанности, возложенные на полицию, и реализует права, предоставленные полиции, в порядке, определяемом министром внутренних дел РФ. Однако никаким образом и ни в каком особом порядке он не сможет осуществлять свои полномочия, если руководитель территориального органа является родственником или супругом иного сотрудника полиции, который временно находится на территории, подведомственной соответствующему начальнику полицейского подразделения.
Наконец, о каких мерах по изменению положения государственного гражданского служащего может идти речь, если мы даже представления не имеем о том, какие случаи ситуационной или функциональной подчиненности могут возникнуть вследствие родственных или супружеских отношений. Если попытаться их отразить в должностных регламентах (инструкциях) государственных служащих, то это будут многостраничные фолианты, например, о том, как следует поступить сотруднику автотранспортного подразделения при сдаче путевых листов родственнику в бухгалтерию государственного органа, или как сотруднику ГИБДД выдавать справку об отсутствии данных об административных правонарушениях своему родственнику при поступлении его на государственную службу, или как действовать налоговому инспектору, принимающему декларации о доходах и имуществе, ведь не исключено, что среди подающих документы могут быть и родственники. Миллионы ситуаций.
Таким образом, если даже прописать возможные варианты ситуационного или функционального конфликта интересов, неизвестно, как поступить, ибо налицо лишь две возможные меры воздействия: отстранение от исполнения обязанностей или увольнение с государственной службы, - но такое положение дел будет похоже на легальную забастовку государственных служащих, а иные меры вряд ли окажутся пригодными. Даже перевод на другую должность крайне затруднителен в силу необходимости получения согласия государственного служащего, а также конкурсной основы замещения государственных должностей.
Д.В. Осинцев,
кандидат юридических наук
"Российский юридический журнал", N 4, июль-август 2011 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215.
*(2) Там же. 2011. N 7. Ст. 900.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
О дальнейших мерах по предотвращению конфликта интересов в системе государственной службы
Автор
Д.В. Осинцев - кандидат юридических наук
"Российский юридический журнал", 2011, N 4