Некоторые вопросы налогообложения, связанные с деятельностью жилищного накопительного кооператива
В статье рассматриваются особенности уплаты жилищным накопительным кооперативом налога на прибыль и на имущество организаций.
Как известно, жилищный накопительный кооператив (ЖНК) является потребительским кооперативом, юридическим лицом и действующее законодательство признает его собственником обособленного имущества, учитываемого на самостоятельном балансе кооператива*(1). Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 48) признает право собственности в качестве типичного юридического способа обособления имущества юридического лица. В соответствии со ст. 4 Федерального закона "О жилищных накопительных кооперативах" (далее - Закон о ЖНК) кооператив отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Как и другие юридические лица, кооператив является налогоплательщиком в силу ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и отвечает принадлежащим ему имуществом по своим обязательствам, в том числе по обязательствам, связанным с уплатой установленных налогов и сборов*(2).
Деятельность жилищных накопительных кооперативов неразрывно связана с удовлетворением потребностей граждан в жилье, в том числе с приобретением и строительством жилья, что, в силу особого статуса ЖНК, не может не вызывать вопросов о налогообложении деятельности кооператива.
Необходимо разобраться, в каких случаях возникает обязанность кооператива по уплате налога на прибыль при передаче имущественных прав жилищным накопительным кооперативом своему пайщику, является ли объектом налогообложения по налогу на имущество организаций имущество, которое учитывается жилищным накопительным кооперативом на забалансовом счете (то есть жилые помещения, находящиеся в собственности членов жилищного накопительного кооператива, а также общее имущество этих граждан в жилом доме, находящееся в их долевой собственности), необходимо ли принимать к бухгалтерскому учету в качестве основных средств в жилищных накопительных кооперативах помещения, предназначенные для использования в деятельности, предусмотренной законом (оказание юридической, консультационной и иной помощи, иных услуг, не противоречащих законодательству Российской Федерации), а также для управленческих нужд жилищного накопительного кооператива.
При начислении налога на прибыль при передаче имущественных прав жилищным накопительным кооперативом своему пайщику стоит учитывать, что, исходя из положений ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, не учитываются целевые поступления, к которым относятся, что в данном случае крайне важно, целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, в том числе осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях*(3) вступительные, членские и паевые взносы, пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению.
Деятельность потребительских кооперативов, созданных как добровольное объединение граждан на основе членства в целях удовлетворения потребностей членов кооператива в жилых помещениях путем объединения членами кооператива паевых взносов, регулируется Законом о ЖНК, в соответствии со ст. 23 которого одним из источников финансирования деятельности жилищного накопительного кооператива являются паевые взносы - денежные средства, которые вносятся членами кооператива в порядке и в сроки, предусмотренные формой участия члена кооператива в деятельности кооператива по привлечению и использованию денежных средств граждан на приобретение жилых помещений, и размер которых определяется в соответствии с положениями вышеназванного Закона.
Исходя из сказанного, паевые взносы, уплачиваемые членами жилищного накопительного кооператива, не учитываются в налоговой базе по налогу на прибыль организаций последнего. В то же время п. 2 ст. 251 НК РФ определяет, что налогоплательщики - получатели целевых поступлений, обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
Таким образом, расходы, осуществленные жилищным накопительным кооперативом за счет паевых взносов, вносимых его членами и относимых к целевым поступлениям, не учитываются в составе расходов в целях налогообложения прибыли. При передаче квартир в собственность членов жилищного накопительного кооператива, полностью внесших паевой взнос, следует учитывать, что, как уже отмечалось, паевой взнос является формой участия в деятельности кооператива и не рассматривается как доход кооператива от реализации квартир.
В связи с изложенным при передаче квартир в собственность членов жилищного накопительного кооператива, полностью внесших паевой взнос, в налоговой базе по налогу на прибыль организаций жилищного накопительного кооператива не возникает налогооблагаемого дохода*(4).
Согласно п. 16 ст. 270 НК РФ, при налогообложении прибыли не учитываются расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей.
Следовательно, налогоплательщик - жилищный накопительный кооператив, при передаче в собственность квартиры члену кооператива не учитывает в составе расходов в целях налогообложения прибыли расходы по приобретению этого имущества.
Согласно п. 1 ст. 374 НК РФ, объектом налогообложения по налогу на имущество организаций для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Федеральным законом Российской Федерации от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"*(5) установлены единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации. При этом нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету, издаваемые органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, не должны противоречить нормативным актам и методическим указаниям Министерства финансов Российской Федерации.
Порядок учета на балансе организаций объектов основных средств регулируется Приказами Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2000 г. N 94н в редакции от 8 ноября 2010 г. "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению"*(6), от 30 марта 2001 г. N 26н в редакции от 24 декабря 2010 г. "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01"*(7) и от 13 октября 2003 г. N 91н в редакции от 24 декабря 2010 г. "Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств"*(8).
Из вышеназванных нормативных правовых актов следует, что на балансе организации может учитываться в составе основных средств только имущество, находящееся в организации на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления (п. 2 ст. 8 Федерального закона "О бухгалтерском учете", п. 10, 22, 49, 52 Приказа Минфина России N 91н).
Жилые помещения, находящиеся в собственности членов жилищного накопительного кооператива, а также общее имущество этих граждан в жилом доме, находящееся в долевой собственности, подлежат отражению в бухгалтерском учете ЖНК за балансом. При этом в отношении находящегося на праве собственности имущества жилищного накопительного кооператива стоит отметить, что оно должно отражаться на балансе данной организации в составе основных средств.
Таким образом, учитывая требование п. 1 ст. 374 НК РФ, имущество, учтенное жилищным накопительным кооперативом на забалансовом счете, не может рассматриваться в качестве объекта налогообложения налогом на имущество организаций. П
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.