Некоторые особенности государственной регистрации воздушного судна как объекта гражданских прав
В гражданском законодательстве нашей страны впервые среди недвижимых вещей упоминаются воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания при условии, что они подлежат государственной регистрации. Участниками отношений, возникающих при государственной регистрации прав на воздушные суда, являются собственники воздушных судов и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на воздушные суда.
Согласно ст. 128 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК), к объектам гражданских прав относятся в первую очередь вещи, недвижимые и движимые. Не подлежит сомнению отнесение к недвижимым вещам земельных участков, участков недр, обособленных водных объектов и всего того, что прочно связано с землей, т.е. объектов, перемещение которых без соразмерного ущерба их назначению невозможно (здания, сооружения и т.д.). В гражданском законодательстве нашей страны впервые среди недвижимых вещей упоминаются воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания при условии, что они подлежат государственной регистрации.
В соответствии с п. 1 ст. 131 ГК право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре. В случаях, предусмотренных законом, наряду с государственной регистрацией может проводиться специальная регистрация или учет некоторых видов недвижимого имущества. Именно такой, специальной, регистрации подлежат воздушные, морские суда, суда внутреннего водного плавания. В случаях, предусмотренных законом, государственной регистрации подлежат сделки с землей и другим недвижимым имуществом. Это правило относится также к ограничениям (обременениям) прав на недвижимое имущество на основании договора либо акта органа государственной власти.
Основным законодательным актом, регулирующим порядок государственной регистрации, является Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон 1997 г.)*(1). Согласно ст. 33 Закона 1997 г., до принятия федеральных законов, основанных на положениях п. 1 ст. 131 ГК, применялся действующий порядок регистрации прав на воздушные, морские суда и суда внутреннего плавания. Среди этих законов первым был принят Воздушный кодекс Российской Федерации (далее - ВК РФ)*(2).
Статья 33 ВК РФ посвящена государственной регистрации и государственному учету воздушных судов. Гражданские воздушные суда подлежат государственной регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных судов авиации общего пользования РФ или в государственном реестре гражданских воздушных судов иностранного государства при условии заключения соглашения о поддержании летной годности между Российской Федерацией и государством регистрации. Воздушное судно, зарегистрированное или учтенное в установленном порядке в Российской Федерации, приобретет национальную принадлежность Российской Федерации.
Что касается государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на воздушное судно, ограничения этих прав, их возникновения, переход и прекращение, а также сделок с ними и др., то, согласно п. 9 ст. 33 ВК РФ, их порядок осуществляется в соответствии со ст. 131 ГК. Однако указанная статья не содержит каких-либо отсылок к такому порядку, кроме того, что такой порядок устанавливается в соответствии с ГК, Законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Таким образом, сложилось положение, при котором ВК РФ отсылал к Закону о регистрации недвижимости, а Закон 1997 г. до принятия федеральных законов, основанных на положениях п. 1 ст. 131, сохранял положение действующего порядка регистрации транспортных средств. Кстати, эта статья прямо не предусматривает необходимость создания специальных федеральных законов, посвященных регистрации транспортных средств. В федеральных законах, регулирующих деятельность остальных двух видов транспорта, вопросы государственной регистрации судов как недвижимого имущества получили непосредственное решение в специальных разделах (главах). На воздушном транспорте решили следовать своим путем и создали Федеральный закон "О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними" (Федеральный закон от 14 марта 2009 г. N 31-ФЗ*(3); далее - Закон 2009 г.).
Поскольку многие положения этого Закона заимствованы из Закона 1997 г., мы остановимся только на тех его положениях, которые отражают специфику воздушного транспорта.
Согласно ст. 1 Закона 2009 г., государственная регистрация прав на подлежащие государственной регистрации в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации гражданские воздушные суда, а также на государственные воздушные суда, которые используются в коммерческих целях, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2009 г. N 958 утверждены Правила ведения единого государственного реестра прав на воздушные суда и сделок с ними (далее - Правила).
Правила в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними" устанавливают порядок ведения Единого государственного реестра прав на воздушные суда и сделок с ними (далее - Единый государственный реестр), формы свидетельств о государственной регистрации прав на воздушные суда и специальной регистрационной надписи, порядок их заполнения, порядок ведения дел, содержащих правоустанавливающие документы на воздушные суда, и книг учета документов, формы выписок из Единого государственного реестра. Единый государственный реестр предназначен для ведения системы записей о правах на воздушные суда, в том числе об ограничениях (обременениях) прав, и сделках с воздушными судами, установленных Законом.
Ведение Единого государственного реестра, в том числе дел правоустанавливающих документов и книг учета документов, путем государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними, а также предоставление информации из Единого государственного реестра прав на воздушные суда осуществляет Федеральное агентство воздушного транспорта (орган государственной регистрации прав на воздушные суда).
Государственная регистрация прав на воздушные суда осуществляется по установленной законом системе записей о правах на воздушные суда, в том числе, об ограничениях (обременениях) прав и о сделках с воздушными судами в Едином государственном реестре. Государственной регистрации подлежат права на воздушные суда, а также сделки с воздушными судами, если государственная регистрация таких сделок предусмотрена в ГК (ст. 3 Закона 2009 г.). По нашему мнению, такую отсылку вряд ли следует признать удачной. Согласно ст. 164 ГК, сделки с недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, предусмотренных ст. 131 ГК и Законом 1997 г. Как уже отмечалось, ни ст. 131 ГК, ни Закон 1997 г. не содержат каких-либо указаний на государственную регистрацию сделок с отдельными видами недвижимого имущества. Такое уточнение, по нашему мнению, необходимо было включить в Закон 2009 г.
Участниками отношений, возникающих при государственной регистрации прав на воздушные суда, являются собственники воздушных судов и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на воздушные суда, в том числе: граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица, международные организации, иностранные государства, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, с одной стороны и Федеральное агентство воздушного транспорта, с другой.
Сведения о государственной регистрации прав на воздушные суда являются открытыми. Орган государственной регистрации прав на воздушные суда обязан предоставлять сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре любому лицу, предъявившему документ, удостоверяющий личность (юридическому лицу, предъявившему документы, подтверждающие регистрацию данного юридического лица и полномочия его представителя), и заявление в письменной форме.
Согласно ст. 9 Закона 2009 г., права на воздушные суда и сделки с ними подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре. Этот реестр является федеральной информационной системой и состоит из отдельных разделов, содержащих записи о каждом воздушном судне. Разделу присваивается идентификационный номер в Едином государственном реестре, соответствующий серийному (заводскому) номеру воздушного судна, присвоенному ему изготовителем.
Каждый раздел Единого государственного реестра состоит из трех подразделов. В подразделе I содержится краткое описание каждого воздушного судна - вид, тип и назначение воздушного судна, номер планера, номера двигателей и вспомогательных силовых установок и иная необходимая информация. В подраздел II вносятся записи о подлежащих государственной регистрации сделках об отчуждении воздушных судов, о правах на воздушное судно, имя (наименование) правообладателя, личность правообладателя - физического лица, реквизиты правообладателя - юридического лица, вид права, размер доли в праве. В подраздел III вносятся записи об ограничениях (обременениях) прав на воздушные суда (ипотеке, доверительном управлении, аренде, аресте воздушного судна, заявлении о праве требования в отношении воздушного судна и других). В записях об ограничениях (обременениях) прав на воздушные суда указываются содержание ограничения (обременения), срок его действия, лица, в пользу которых ограничиваются права, сумма выданного кредита для ипотеки (залога), сумма ренты при отчуждении воздушного судна, наименование документа, на основании которого возникает ограничение (обременение) права, содержание сделок с отложенным исполнением, стороны таких сделок, сроки и условия исполнения обязательств по сделкам, цены сделок и др.
Согласно ст. 10 п. 2 Закона 2009 г., государственная регистрация ограничения (обременения) прав на воздушное судно правами третьих лиц может осуществляться по инициативе правообладателя или приобретающих указанные права лиц. Если государственная регистрация ограничения (обременения) прав на воздушное судно осуществляется не правообладателем, правообладатель уведомляется органом государственной регистрации прав на воздушные суда о зарегистрированном ограничении (обременении) таких прав.
Хотя аренда упоминается не в данной статье, а в п. 7 ст. 9 Закона 2009 г., может сложиться впечатление, что указанным Законом не только вводится государственная регистрация аренды воздушного судна, но и такая регистрация может быть осуществлена без согласия владельца воздушного судна. На государственной регистрации договора аренды следует остановиться подробнее. Согласно Закону 2009 г. (п. 7 ст. 9), предусматривается возможность государственной регистрации аренды воздушного судна, в том числе, по инициативе арендатора (п. 2 ст. 10). Такая возможность подкрепляется тем, что Приложение N 3 Правил посвящено записи об аренде транспортного средства. На первый взгляд такое решение соответствует ГК. Согласно п. 2 ст. 609, договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом. Именно такое исключение предусмотрено в ст. 633 и 643 ГК. Согласно ст. 633 ГК, при аренде транспортного средства с экипажем не применяются правила о регистрации договоров аренды, предусмотренные п. 2 ст. 609 ГК. Не применяется это правило и при аренде транспортного средства без экипажа (ст. 643 ГК). Известно, что требование о государственной регистрации в подобных случаях влечет за собой потерю значительного количества времени и неудобства для участников транспортного процесса.
Возможно, специфика эксплуатации воздушного судна настолько серьезна, что государственная регистрация аренды необходима.
Согласно ст. 11 ВК РФ, государственная регистрация наличия, возникновения и перехода прав на воздушные суда удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав на воздушное судно. Регистрация сделок с воздушными судами, подлежащих государственной регистрации, удостоверяется посредством совершения специальной регистрационной надписи на документах, выражающих содержание сделок. Форма свидетельств о государственной регистрации прав на воздушные суда и специальной регистрационной надписи на документах устанавливается Правилами. Так, Приложениями к Правилам предусмотрена выдача Свидетельства о государственной регистрации прав на воздушное судно, в котором, в частности, указываются данные о субъектах права, вид зарегистрированного права, краткое описание воздушного судна и его серийный (заводской) номер, существующие ограничения (обременения) права (Приложение N 14 к Правилам). Кроме того, приложениями предусмотрены содержание записей о воздушном судне (Приложение N 1), о сделках об отчуждении воздушного судна и права на воздушное судно (Приложение N 2), об ограничениях (обременениях) прав на воздушные суда и об аренде воздушного судна (Приложение N 3), об ипотеке воздушного судна (Приложение N 4), об аресте - запрещении заключения сделок с воздушным судном (Приложение N 6).
Согласно ст. 12 Закона 2009 г., государственная регистрация прав на воздушные суда осуществляется не позднее чем в месячный срок со дня подачи заявления и документов, необходимых для государственной регистрации прав на воздушные суда.
По нашему мнению, перенесение данной нормы из Закона 1997 г. (ст. 13 п. 3) нельзя признать удачным решением. Указанный срок является приемлемым для государственной регистрации обычного вида недвижимости (например, земли, зданий, сооружений), а для такого вида недвижимости, как транспортное средство, он явно завышен в несколько раз. Согласно ст. 13 (п. 1, 5, 8), государственная регистрация прав на воздушные суда осуществляется на основании заявления правообладателя, сторон договора либо уполномоченного им или ими лицами при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. К заявлению о государственной регистрации прав на воздушное судно прилагаются документы, необходимые для ее осуществления, в том числе документы, подтверждающие идентификацию воздушного судна, а также документ об уплате государственной пошлины за государственную регистрацию прав на воздушные суда. Согласно гл. 25.3 Налогового кодекса РФ ("Государственная пошлина"), за государственную регистрацию прав, ограничение (обременений) прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества взимается государственная пошлина в размерах: с физических лиц - 500 рублей, с организаций - 7 500 рублей (ст. 333.33 п. 20). За государственную регистрацию договора об ипотеке, включая внесение в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, записи об ипотеке как обременение прав на недвижимое имущество с физических лиц - 500 рублей, с организаций - 2 000 рублей (ст. 333.33 п. 22). За государственную регистрацию воздушных судов в Государственном реестре гражданских воздушных судов РФ:
- воздушных судов I класса - 2 000 рублей;
- воздушных судов II и III класса - 1 500 рублей;
- воздушных судов IV класса - 1 000 рублей (ст. 333.33 п. 61).
Сделка с воздушным судном или право на него считаются зарегистрированными, а правовые последствия - наступившими со дня внесения записи о такой сделке или таком праве в Единый государственный реестр.
Среди оснований для отказа в государственной регистрации прав в Законе, в частности, указываются следующие обстоятельства:
- право на воздушное судно, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации в соответствии с законом;
- с заявлением о государственной регистрации прав на воздушное судно обратилось ненадлежащее лицо;
- форма или содержание документов, представленных на государственную регистрацию прав на воздушные суда, не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации;
- правоустанавливающий документ на воздушное судно свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на воздушное судно.
Кроме того, наличие судебного спора о правах на воздушное судно не является основанием для отказа в государственной регистрации прав на это воздушное судно и сделок с ним. Следует обратить внимание на то, что при принятии решения об отказе в государственной регистрации прав на воздушные суда заявителю в срок не более чем пять рабочих дней после дня окончания срока (ст. 17 Закона 2009 г.) направляется сообщение о принятии отказа.
С.Г. Иванова,
кандидат юридических наук,
доцент кафедры гражданского права и процесса
юридического факультета Московского городского
университета управления Правительства Москвы
"Образование и право", N 8, август 2011 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3594.
*(2) СЗ РФ. 1997. N 12. Ст. 1383.
*(3) СЗ РФ. 2009. N 11. Ст. 1260.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Научно-правовой журнал "Образование и право" посвящен актуальным вопросам применения законодательства в сфере образования, правовому мониторингу, инновационным технологиям и реформе юридического образования в России.
В журнале анализируются проблемы современного законодательства в сфере образования, основные направления реформы среднего специального, высшего и поствузовского образования в целом, и юридического образования в частности.