Стимулирование труда в системе социально-экономической политики государства
Анализируются вопросы материального и морального стимулирования, роли коллективно-договорного регулирования в решении проблем стимулирования труда работников.
Происшедшие за период реформ преобразования в экономике России существенным образом отразились на социально-экономическом положении граждан, в т.ч. и экономически активного населения, преобладающее большинство которого выступает на рынке труда в качестве наемной рабочей силы.
Рыночные реформы, в ходе которых Россия признана мировым сообществом страной с рыночной экономикой, дались ценой тяжелых потерь, таких, как спад производства практически во всех отраслях промышленности, появление нарушения товарного обмена, перекосы в отношениях распределения, снижение покупательной способности как населения, так и предприятий, обострение ряда социальных проблем.
Практически полное невнимание государства к социально-трудовым проблемам в первый период рыночных реформ на фоне общего экономического спада стало причиной снижения многих производственных и трудовых показателей. Отказ государства от разработки норм труда, отсутствие значимой социальной защиты трудящихся привели к существенному снижению мотивации к труду, сведя ее практически к единственной цели - обеспечению условий для выживания. Основной задачей государства в сложившейся ситуации становится разработка и реализация такой социальной политики, которая в приемлемые сроки будет способна нейтрализовать негативные последствия реформ посредством подъема уровня производства и ежегодного повышения темпов его развития.
Постепенное осознание необходимости решения проблем формирования у работников эффективной мотивации к труду посредством применения различных систем стимулирования трудовой деятельности сегодня важно не только на уровне отдельных предприятий, но и на уровне регионов и страны в целом.
Однако меры, реально принимаемые государством для решения данных вопросов, не носят комплексного характера, не всегда охватывают интересы как работника, так и работодателя, не решен до конца вопрос относительно степени вмешательства государства в процесс регулирования социально-трудовых отношений, в связи с чем проведенное исследование представляется актуальным.
Соискатель убежден, что проблема государственного регулирования социально-трудовых отношений, особенно в период осуществления социально-экономических реформ, нуждается во всестороннем изучении, перенесении и культивировании положительного опыта, накопленного за длительный период развития различными странами с рыночной экономикой, а также в разработке предложений по ее совершенствованию.
Целью диссертационной работы является исследование содержания и особенностей стимулирования и мотивации к труду и использование его прогрессивных форм в социально-экономической политике государства. Разработка предложений по совершенствованию стимулов к труду как составляющей части социально-экономической политики государства.
Стимулирование труда может рассматриваться как система, обеспечивающая заинтересованность работников в его результатах посредством применения различных форм и методов воздействия на трудовое поведение. Необходимость стимулирования труда очевидна, поскольку воздействие определенной системы стимулов на работника, их осознание, соотнесение со своими ценностями, экономическими и не только экономическими интересами, влияет на его трудовое поведение, позволяет повысить эффективность и качество результатов труда, весьма необходимых для дальнейшего развития экономических и трудовых отношений, в том числе в сфере распределения созданного продукта.
Необходимость решения вопросов, касающихся определения сущности эквивалента труда, механизма ценообразования на рынке труда, системы наиболее эффективных мотивов и стимулов трудовой деятельности, являющихся сегодня остро дискуссионными, тем не менее, указывает на важность их дальнейшего детального изучения и развития, особенно в долгосрочном периоде, поскольку только анализ подходов к исследованию данных проблем в историческом разрезе и выявление их особенностей на современном этапе способны сформировать концепцию стимулирования труда, отвечающую потребностям современного общества, уровню его развития и основанную на соблюдении ряда принципов, базирующихся, в свою очередь, на объективных экономических законах - законе возмещения затрат на воспроизводство рабочей силы, законе стоимости и др.
Заработная плата - традиционный фактор мотивации и стимулирования труда, поэтому вопросы определения ее оптимальной, минимальной и прочих величин были и остаются актуальными для ученых на протяжении нескольких веков.
Коренные изменения в системе хозяйствования в России в последнем 15-летии внесли весьма значительные изменения и в систему распределительных отношений, и в систему вознаграждения за труд.
Период реформ, особенно на начальном его этапе, характеризуется резким падением производства, массовым обнищанием работающего населения, растущей дифференциацией в доходах. Это привело к нарушению условий воспроизводства рабочей силы, падению квалификационного уровня работников, несоблюдению их прав в сфере труда, особенно в части его оплаты.
В условиях рынка субъектам экономики необходимо постоянно решать задачу оптимального сочетания интересов работника и работодателя, имеющих изначально разный вектор развития, поскольку оплата труда, с точки зрения работодателя, представляет собой издержки производства, которые желательно минимизировать, а с точки зрения работника, заработная плата является основным источником дохода, а следовательно, ее желательно максимизировать.
Для достижения баланса интересов работодателя и работника используются материальные стимулы в сочетании с политикой, направленной на гуманизацию трудовых отношений, поскольку важным элементом в мотивации труда выступают факторы, характерные для самой работы, т.е. характерные для формирования потребности работников в признании и самовыражении.
Весьма значимым для работника является применение аналитического метода оценки его трудового вклада, согласно которому оплата труда зависит от квалификации работника, количества и качества выполненной им работы, от вклада в результаты коллективного труда и т.д. Указанные параметры должны измеряться в баллах, согласно разработанной для определенной категории предприятий и организаций шкале перевода баллов в коэффициенты.
Совершенно актуальным и важным остается, с нашей точки зрения, применительно и к рыночным условиям хозяйствования, использование системы тарифных ставок и окладов, которые являются стимулами к достижению высоких показателей трудовой деятельности по ее качественным параметрам, как с точки зрения изготовления продукции высокого качества, так и с точки зрения качественных преобразований в содержании труда и личных качеств самого работника (например, работник будет стремиться повысить квалификацию, овладеть новыми или смежными профессиями).
Необходимым представляется также применение, помимо личностного стимулирования, стимулирования группового, основные модели которого были разработаны еще в период централизованного управления экономикой применительно к бригадным формам организации и стимулирования труда, и увязывающие конечные результаты деятельности группы работников с вознаграждением в виде премий, бонусов и т.п.
При применении перечисленных принципов следует учитывать еще одну особенность системы рыночного хозяйствования, которая предполагает использование различных форм участия работников в собственности предприятия и в прибылях, но при этом увязывает денежное вознаграждение не столько с производственными результатами деятельности предприятия, сколько с результатами финансовыми.
Анализируя подходы к определению мотивации труда, автор пришел к выводу, что данная экономическая категория представляет собой результат взаимодействия потребностей индивида с совокупностью побудительных сил, влияющих на него, усиленный действием различных мероприятий, входящих в состав процесса побуждения к деятельности (стимулирования). Мотивация включает в себя множество взаимозависимых элементов, выделить наибольшую значимость одного из которых не представляется возможным, так как подвижность этих элементов позволяет говорить о том, что каждый их них в определенный период времени может оказаться доминирующим, что ни в коей мере не означает постоянства такого состояния.
Проанализировав теории мотивации, предполагающие различные основания, критерии и факторы, которые, с точки зрения их авторов, являются ключевыми для построения систем эффективной деятельности и их стимулирования, а также опираясь на результаты проведенного опроса работников предприятий отраслей пищевой промышленности Пермского края с целью исследования их удовлетворенности своей работой и получения представления о значимости для них различных факторов, стимулирующих трудовое поведение, сделан вывод, что значимость материально-денежного фактора является одной из самых высоких для работников, независимо от их принадлежности к той или иной профессиональной группе.
Результаты проведенного опроса показали, что важным фактором эффективной работы является, наряду с системой поощрений, и система санкций за различного рода нарушения. При этом неудовлетворенность справедливостью системы санкций влияет на множество показателей трудовой активности работников: на эффективность труда, взаимоотношения в коллективе в целом и непосредственно с руководителями разных уровней, на удовлетворенность стилем и методами руководства как в подразделении, так и на предприятии. Так, из числа неудовлетворенных справедливостью системы депремирования и других материальных санкций, 73% опрошенных также не удовлетворены стилем и методами руководства, что не может не влиять на трудовую мотивацию работников.
В ответах на вопрос: "Отметьте причину, по которой вы могли бы сменить место работы", наиболее существенными оказались для работников более высокая заработная плата на новом месте, более справедливая система материального и морального поощрения, лучшие возможности профессионального и карьерного роста и лучшее социальное обеспечение.
Тот факт, что стимулирование труда - один из наиболее эффективных методов управления трудовым поведением работников, очевиден, специфичность же стимулирования труда состоит в регулировании трудового поведения объекта посредством тех стимулов, которые составляют предмет его интересов. Поскольку каждый индивид характеризуется наличием у него сложной и разветвленной системы потребностей, то для эффективного управления его трудовым поведением следует выделить те способы, инструменты и виды стимулирования, которые смогут воздействовать на определенные группы потребностей.
Существенной стимулирующей силой обладает система льгот и компенсаций, относящаяся к материальной неденежной форме вознаграждения, поскольку она учитывает различные потребности и интересы сотрудников.
Согласно проведенному опросу (см. таблицу), абсолютное большинство сотрудников предпочли бы, чтобы компенсационный пакет содержал большее количество компонентов, а на вопрос, какие составляющие компенсационного пакета могли бы стать для них наиболее существенными стимулами к труду, в основном отвечали - наличие расширенной медицинской страховки, оплата детского сада и летнего отдыха детей за счет средств работодателя.
Таблица
Компоненты компенсационного пакета
Компонент | Количество опрошенных, % |
Медицинская страховка | 96 |
Оплата проезда к месту работы | 52 |
Оплата детского сада ребенку сотрудника | 84 |
Оплата обедов | 76 |
Оплата летнего отдыха детей сотрудников | 84 |
Скидки на продукцию предприятия | 63 |
Корпоративная мобильная связь | 47 |
Бесплатная спецодежда | 39 |
Свой вариант | - |
В графе "Свой вариант" наиболее часто отмечалось предоставление расширенной медицинской страховки, включая услуги стоматолога и детское медицинское страхование, компенсация затрат на обучение и повышение квалификации и предоставление льготных условий кредитования - 65, 42 и 41% соответственно.
Разрабатывая систему материального стимулирования и формируя ее из множества видов и форм денежных и неденежных стимулов, необходимо также учитывать факторы социально-психологического, морального и социального характера, формирующие соответствующие группы стимулов.
Участвовавшие в опросе работники признали, что социально-психологические стимулы, связанные с удовлетворением потребностей человека в самореализации, самосовершенствовании, уважении со стороны коллектива, возможности принятия работником самостоятельных решений, могут стать решающими при выборе работником той или иной линии трудового поведения, поскольку ощущение своей нужности, полезности реализует очень значимую потребность в причастности к делам коллектива и результатам работы коллектива предприятия.
Практические исследования в части регулирования стимулирования труда работников проводились нами на предприятиях пищевой промышленности Пермского края, который является крупным производителем сельскохозяйственной продукции и имеет достаточно развитую пищевую и перерабатывающую сельскохозяйственное сырье промышленность.
В последние годы в регионе наблюдается увеличение производства пищевой продукции. Однако положительная динамика объемов производства основных видов продукции в пищевой промышленности мало сказалась на оплате труда работников, которая по своей величине значительно уступает многим отраслям, в том числе другим подотраслям производства, входящим в группу обрабатывающих.
Проблемы межотраслевой и внутриотраслевой дифференциации уровней заработной платы нередко связывают с ситуацией на рынке труда. Имеющий место в крае дефицит кадров усугубляется неоднородностью плотности населения, при том, что функционирование АПК в целом и пищевого производства в частности обеспечивает не менее 6 рабочих мест в других сферах экономики, однако при всем этом показатели средней заработной платы на пищевых предприятиях ниже, чем средняя величина аналогичного показателя по обрабатывающей промышленности в целом, более чем в 1,3 раза.
Насыщенность и сбалансированность компенсационного пакета того или иного предприятия зависят в большой степени от наличия у него средств на реализацию политики социальной поддержки своих сотрудников и понимания руководством необходимости, продиктованной в том числе законодательными актами, профессионального подхода к его (компенсационного пакета) формированию. Тем не менее, система применяемых компенсаций и бонусов должна носить, на наш взгляд, более централизованно регулируемый характер, в обязательном порядке учитывать региональные и отраслевые особенности сфер приложения труда.
Учет материальных и социально-психологических форм стимулирования труда и их разработку необходимо проводить во взаимосвязи друг с другом, а также с социальными, моральными и т.п. видами стимулирования, создавая тем самым комплексную гибкую систему стимулирования трудовой деятельности, эффективную для конкретного предприятия.
Переход страны к рыночной системе хозяйствования не должен, на наш взгляд, отрицать значимость и существенно уменьшать степень влияния государства на социально-трудовые отношения.
Очевидно, что с целью налаживания стабильности в сфере социально-трудовых отношений необходима разработка четкой государственной политики в области оплаты труда с разделением функций, выполняемых органами власти различного уровня, которая включала бы в себя вопросы регулирования размеров минимальной заработной платы, индексации заработной платы, установления рекомендаций в части величины и порядка оплаты труда в бюджетной сфере, определения минимального набора компенсационных надбавок и стимулирующих доплат, дифференциации оплаты труда во внутриотраслевом и в межотраслевом разрезе, а также вопросы налогообложения трудовых доходов физических лиц и затрат юридических лиц на стимулирование труда своих работников, вопросы пенсионного и медицинского страхования и социального партнерства.
Основной приоритетной целью развития общества и государственной социальной политики является повышение уровня жизни населения, его доходов и благосостояния, т.е. социальное развитие общества.
На основе вышесказанного становится совершенно очевидной необходимость государственного регулирования социально-трудовых отношений, которое, с целью стабильного развития общества, должно охватывать все трудовые периоды жизнедеятельности человека и элементы, их составляющие. Устранение государства от проблем регулирования заработной платы, когда исключение составляют только вопросы установления минимального размера оплаты труда и установления территориальных выплат и доплат, становится, с нашей точки зрения, безусловно неприемлемым.
Формирование и дальнейшее регулирование минимального размера оплаты труда - одно из базовых направлений государственного регулирования оплаты труда. Величина МРОТ должна обеспечивать по минимальному стандарту потребности работника, занятого полное рабочее время неквалифицированным трудом, и членов его семьи, находящихся на его иждивении.
Существенного внимания государства требуют вопросы индексации заработной платы, позволяющей посредством увеличения денежных доходов работников компенсировать подорожание потребляемых товаров и услуг. В системе государственной политики в области оплаты труда меры по индексации заработной платы носят довольно регулярный характер и реализуются на всех государственных предприятиях и в бюджетной сфере. Однако в негосударственном секторе экономики зачастую индексация не проводится, что является, безусловно, нарушением законодательства, но не находит должного санкционирования на практике. В связи с этим мы считаем необходимым усилить государственный контроль за деятельностью предприятий в сфере отчетности по труду, за соблюдением трудового законодательства и реализацией мероприятий, касающихся оплаты труда, ее своевременной индексации, социальной защиты работников, условий труда и т.д.
Важную роль в государственном регулировании заработной платы, как основного источника доходов работников и одного из сильнейших стимулов к труду, призвана играть система налогообложения доходов физических лиц. Действующая сегодня в Российской Федерации система налогообложения ни в коей мере не способствует снижению уровня имущественной дифференциации населения, а значит, - налицо необходимость ее корректировки посредством возврата к прогрессивной налоговой ставке, апробированной и успешно функционирующей в экономиках многих стран. Введение прогрессивной шкалы, по нашему мнению, весьма благоприятно скажется на мотивации к труду (внутреннем стимулировании) и повышению его качества, поскольку в результате снижения доходов довольно значимой части населения наблюдается также и снижение качества труда и трудовых ресурсов, что вполне закономерно, поскольку при уменьшении доходов соответственно уменьшаются расходы на такие социальные услуги, как образование и здравоохранение.
Одним из самых действенных стимулов к труду становится для работников возможность профессионального роста, повышения уровня квалификации, что, как показывает действительность, совпадает с практической необходимостью, поскольку, согласно оценкам руководителями своих подчиненных, высоким уровнем общетеоретической, профессиональной и узкоспециальной подготовки обладают только 7% работников. Соответственно, государственное регулирование вопросов, связанных с переподготовкой кадров и повышением их квалификации, должно находить отклик в политике государства, поскольку реализация рассматриваемого направления стимулирования труда и его эффективное применение могут стать основой для повышения уровня трудового потенциала предприятия, положительно влиять на результаты его деятельности и способствовать более активному его участию в формировании ВРП или ВНП.
В системе государственного регулирования стимулирования труда особо следует отметить группу организационных стимулов к труду и ее место в системе государственной политики в области социально-трудовых отношений.
Фактически имеющий место полный отказ государства от финансирования отраслевых и центральных научно-исследовательских институтов, занимающихся разработкой нормативов по труду, - проблема, требующая незамедлительного пересмотра. Установление обязательных государственных нормативов, ухудшать значение и показатели которых должно быть запрещено законодательным путем, а также введение жесткого контроля за исполнением предприятиями своих обязанностей по нормированию труда, - важнейшие и остро необходимые меры для повышения рациональности использования трудовых ресурсов и повышения их качества.
Мы полагаем, что для повышения эффективности морально-психологических и социальных стимулов целесообразно активное использование так называемого комплексного стимулирования, включающего как материальное, так и стимулирование моральное.
Применение коллективных форм стимулирования, а не преимущественно индивидуальных, призвано способствовать сплочению коллектива, развитию слаженности в его работе, повышению привязанности работников к коллективу и, как следствие, снижению текучести кадров.
Весьма значимую роль в формировании отношения к труду, а значит, обладающие способностью быть действенными стимулами, играют так называемые производственные факторы, к которым относятся не только оплата, но и условия, организация, содержание труда, возможность для работника влиять на решения, касающиеся процесса труда, и т.д.
Весьма действенным социальным и материальным стимулом к труду, основанием для повышения лояльности к предприятию и повышения качества трудовых показателей могло бы стать участие предприятий в реализации программ по строительству жилья для тех сотрудников, которые вносят наибольший вклад в успехи работы коллектива, или предоставление работникам, особо отличившимся либо долго проработавшим на одном предприятии, беспроцентной ссуды или поручительства в Сбербанке России при получении ими ипотечного кредита.
Поскольку государственное регулирование стимулирования труда касается всех этапов жизнедеятельности работников и посттрудового в том числе, полагаем, что повышению трудовых показателей может способствовать законодательное закрепление норм, касающихся выплаты дополнительного пенсионного обеспечения тем работникам, трудовой стаж которых на одном предприятии составил более 10-15 лет. Существенным стимулом к труду может служить закрепление за работодателем обязанности сохранить за таким пенсионером все социальные льготы, предлагаемые предприятием своим работникам. Подобная мера позволит значительно снизить текучесть кадров, повысить мотивацию к труду, удовлетворить потребности работников в защищенности и стабильности.
Мы полагаем, что в социально ориентированной рыночной экономике государство, осознающее ответственность за социальное развитие граждан, должно более жестко регулировать коллективно-договорные отношения, закрепив обязанность сторон относительно необходимости наличия в коллективном договоре ряда важных пунктов. В первую очередь это касается установления порядка индексации заработной платы (ст. 134 ТК РФ), установления системы оплаты и стимулирования труда (ст. 135 ТК РФ), порядка и сроков выплаты заработной платы (ст. 136 ТК РФ), оплаты работы в ночное время (ст. 154 ТК РФ) и др.
Роль коллективно-договорных отношений в системе стимулирования труда проявляется, главным образом, в вопросах регулирования оплаты труда, поскольку работодатель, стремясь к максимально возможному увеличению прибыли, одновременно стремится к установлению и выплате работникам такой заработной платы, доля которой во вновь созданной стоимости была бы минимально возможной.
Однако включение в коллективный договор заниженного уровня заработной платы может способствовать достижению интересов работодателя только в краткосрочном периоде, так как результатом рассматриваемой ситуации станут снижение стимулов к труду, увеличение социальной напряженности среди работников, что, как правило, заканчивается их переходом на другие предприятия.
Негативные последствия может иметь и существенным образом завышенная величина заработной платы, приводящая, в конечном счете, к снижению темпов развития, а значит, и к сокращению численности работников, а в более глобальном масштабе - к снижению покупательной способности заработной платы.
Поскольку рыночная модель и рыночная система распределения не способны обеспечить работникам того уровня заработной платы, который бы соответствовал экономическому развитию страны, решать данную проблему должны профсоюзы. На современном этапе развития нашей страны государственная политика в области социально-трудовых отношений призвана всячески поддерживать профсоюзные движения. Государственная поддержка профсоюзов будет способствовать более гибкому реагированию профсоюзов на ситуацию на рынке труда, активному участию в законотворчестве, и что весьма актуально, установлению обоснованных социальных гарантий.
Практика договорного регулирования социально-трудовых отношений свидетельствует, что стимулирующая функция коллективного договора проявляется особенно эффективно при отражении в его тексте решения одной из основных проблем в оплате труда - ее рациональной дифференциации. Мы полагаем, что наличие в коллективном договоре пункта, согласно которому на предприятиях должна устанавливаться определенная пропорция между заработной платой работников и руководства предприятия, между работниками отдельных профессионально-квалификационных групп, позволит упорядочить соотношения в оплате труда по категориям работников.
Представляется целесообразным разработать систему показателей премирования, в соответствии с которой все работники предприятия будут получать премию, соответствующую определенному проценту прибыли и в соответствии с внесенным вкладом. Величина процента может быть дифференцирована в зависимости от величины прибыли.
Реализация данного положения призвана не только способствовать повышению стимулирующей функции коллективного договора и являться самим по себе действенным стимулом к труду, но также станет основой для улучшения психологического климата в коллективе и снижения социальной напряженности.
Теоретически повышению стимулирующей функции коллективного договора может способствовать наличие в генеральном соглашении такого требования, как разработка и реализация комплекса мер, обеспечивающих ежегодное увеличение доли фонда оплаты труда в ВВП.
Установленная в Генеральном соглашении норма при заключении региональных соглашений позволяет включить в них пункты об увеличении доли оплаты труда в ВРП (валовом региональном продукте), в отраслевых соглашениях и коллективных договорах - установления нижнего порога доли оплаты труда в добавленной стоимости.
Действенным эффектом обладают и различные материальные неденежные стимулы, а следовательно, активное их применение в политике стимулирования труда должно также находить отражение в коллективном договоре. Мы полагаем, что при заключении коллективного договора обязательным и необходимым условием для его подписания должно стать принятие на себя работодателями обязательств по недопущению ухудшения условий социально-культурного обслуживания работников, даже в случае снятия с баланса предприятия соответствующих объектов.
Активное участие профсоюзов в формировании систем оплаты труда, систем его стимулирования путем включения в коллективные договоры соответствующих положений и пунктов будет способствовать не только повышению эффективности труда, но и в значительной мере реализации социальной направленности деятельности хозяйствующих субъектов.
Единая направленность деятельности профсоюзов, преследующих общую цель по соблюдению интересов всех участвующих в трудовых отношениях сторон, должна реализовываться посредством активного взаимодействия между собой всех участников, в т.ч. и государства, в наибольшей степени заинтересованного в стабильном и динамичном развитии социально-трудовых отношений, сохранении и развитии своего главного ресурса - ресурса человеческого.
С.С. Стуканова
"Нормирование и оплата труда в промышленности", N 7, июль 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормирование и оплата труда в промышленности"
Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-15352 от 12 мая 2003 г.
Почтовый адрес редакции: 125040, Москва, а/я 1, ИД "ПАНОРАМА"
С полным содержанием журнала можно ознакомиться на сайте www.panor.ru